СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок решения задач "Движение по реке"(согласно требованиям ФГОС)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок математики в 5 классепроводился в рамках аттестации на Iквалификационную категорию в октябре 2015 года.

Просмотр содержимого документа
«Урок решения задач "Движение по реке"(согласно требованиям ФГОС)»

Открытый урок по теме «Решение задач на движение по реке»

Цель урока:

Образовательная: Создать условия для применения алгоритма решения задач на движение по реке.

Развивающая: создать условия для развития мыслительных операций: наблюдения, сравнения, обобщения, конкретизации; способствовать развитию математического языка; создать условия для познавательного интереса.

Воспитательная: воспитывать навыки коммуникативности в работе, умение слушать другого, уважение к мнению товарищей; настойчивость, инициативность, точность, самостоятельность, аккуратность.

Демонстрационный материал: листы самооценивания (Приложение1), таблица для заполнения на доске (Приложение2), карточки с задачей(Приложение3),



План урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.Устный счёт-гимнастика для ума.

3.Мобилизующий этап, переходящий в формулирование темы и цели урока.

4.Решение задач на движение по реке.

5.Самостоятельная работа (решение задач).

6.Рефлексия.

8.Домашнее задание.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Организационный момент

Здравствуйте! Садитесь! Сегодня у нас, ребята, много гостей. Я думаю, мы их не огорчим работой на уроке, и они уйдут от нас в хорошем настроении. А сейчас хочу увидеть, с каким настроением вы пришли на урок? (Смайлики)

Вы видите, что у вас на столе лежат листы самооценки, не забываем в конце урока их заполнить.(Приложение1)

Приветствуют учителя. Проверяют, всё ли готово к уроку.


Рисуют на листочках смайлики и показывают всем своё настроение.

Коммуникативные: подготовка к учебному процессу с учителем и сверстниками.

Личностные: анализируют и оценивают эмоциональное состояние и чувства присутствующих на уроке (в том числе учителя) и своё.

Актуализация знаний, устная работа

Сначала, ребята, мы потренируем свой мозг устной работой. Предлагаю вам следующие задания:


1.В каком варианте верно записано число 3004012?

А.30000412

Б.3412

В.3000412

Г.3004012


2. Решить уравнение:

Х:4=12

45:Х=45

Х*12=12

Х-14=18

28-Х=14


3.Вычислить:

12+7; 17-8; 34:2; 56:7; 15+7; 11+12; 27+4; 3 * 8; 7 * 6; 4 * 9.

4.Верно ли выполнено округление

до сотен: 3288≈ 3200;

до десятков: 3288 ≈ 3280;

до сотен: 3288 ≈ 3300?


4. Два пешехода вышли навстречу друг другу. Один шёл со скоростью 4 км/ч, а другой-3 км/ч. Расстояние между ними 21 км. Через сколько часов они встретятся?







Вспоминают материал прошлых уроков. Находят верно записанное число.






Решают уравнения, поясняя нахождение неизвестного компонента.







Считают устно.




Находят ошибку в округлении (если она есть), исправляют, формулируя правило округления.

.


Познавательные: логическое решение проблем, построение логической цепочки рассуждений.


Коммуникативные: умение слушать друг друга, оказывать необходимую помощь, исправлять ошибки сверстников, допущенных в вычислениях.








Регулятивные: контролировать в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и вносить необходимые коррективы.

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения задач.


Формулирование проблемы (темы и целей урока)






























































Самостоятельная работа






Фронтальная работа






Самостоятельная работа. Индивидуальные задания. Закрепление изученного.

1.Мы продолжаем с вами решать задачи на движение. Я хочу предложить вам следующую задачку:» Мальчик заметил, что на путь по течению реки было затрачено меньше времени, чем на тот же путь против течения. Чем это можно объяснить, если учесть, что мотор лодки работал одинаково хорошо во время всей поездки?»

Наводящие вопросы: Что значит «по течению?», «против течения»?





2.Следующая задача : На пункт из А в пункт В теплоход затратил 1ч 40 мин, а на обратный путь-2 ч. В каком направлении течёт река?

(ИЛЛЮСТРАЦИЯ)

А 1ч40мин В



3.Кто-то, возможно, догадался, чем мы сегодня будем на уроке заниматься. Задачи какого типа будем учиться решать.


А целью урока является





А что, ребята, необычного в движении по реке? (виды скоростей)

Сколько скоростей присутствует при решении таких задач?

Что такое скорость течения реки?

Собственная скорость? Скорость по течению? Скорость против течения?








Собственную скорость и скорость течения реки обычно вы можете найти в тексте задачи. Но иногда необходимо вычислить и их. А вот по течению и против течения чаще необходимо вычислять самим.


Как найти скорость по течению и против течения?














Сейчас я вам предлагаю закрепить полученные знания. Выполняем № 292.с взаимной проверкой.





Мне необходимо заполнить пустые места в таблице. Я надеюсь, что вы мне поможете это сделать. А я вам предложу подсказку.

(Таблица в приложении2.)




Теперь поработаем самостоятельно:№294 и №295 или более интересная и сложная задача на карточке (НА ВЫБОР)

(Связь с географией)

Задача (карточка-Приложение3)

Туристический катер проплыл 3 часа по озеру Байкал со скоростью 22 км/ч, а затем ещё 2 часа по Ангаре. Какой путь прошёл катер за эти 5 часов?

(Знать, куда течёт Ангара. Легенда о Байкале)

Предложить домой найти в интернете ЛЕГЕНДУ О БАЙКАЛЕ, если не читали её.






Пытаются ответить на вопрос.


Объясняют, что по течению плыть легче, т.к. река помогает, а против течения река мешает.



Решают задачу. Дают ответ, объясняют, что т.к. по течению плыть легче, значит и времени тратится меньше, т.е. река течёт из А в В.



Решение задач на движение по реке



Научиться решать задачи на движение по реке.




Четыре: скорость течения реки, собственная скорость, скорость по течению и скорость против течения. Скорость течения реки - это скорость, с которой движется вода и вместе с нею щепочка, бревно, плот. Собственная скорость – это скорость в стоячей воде, т. е. по озеру.







Чтобы найти скорость по течению, нужно собственную скорость и скорость течения реки сложить, а против течения - нужно из собственной скорости вычесть скорость течения реки.


.





Решают с взаимной проверкой

Делают вывод о правильном решении (неправильном)


Выполняют вычисления, необходимые для внесения в таблицу.





Самостоятельное решение задач.









Регулятивные: целеполагание.

Создание проблемы учителем. Формирование проблемы учениками - поиск решения.



Личностные: умение делать выбор и давать оценку.



Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество.


Личностные: проявление внимания, интереса узнать больше. Сравнение разных точек зрения. Считаться с мнениями других.














Познавательные: Распределять формы по группам. Выбор наиболее эффективного способа решения


Коммуникативные:согласовывать позиции и находить общее решение в рамках учебного диалога, умение правильно и точно выражать свои мысли









Регулятивные: Планировать решение задачи.

Вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок.











Коммуникативные: осуществление взаимопроверки, доброжелательное отношение к товарищам, умение сотрудничать.



Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения данной задачи, презентовать готовую информацию в наглядном виде.



Личностные: оценивать свои знания и незнания при выборе задачи, проявлять самостоятельность.


Познавательные: Воспроизводить по памяти знания, необходимые для решения задачи. Выделять главное и соотносить с данным


Межпредметные: знание географии- знание(незнание) Легенды о Байкале;

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

А теперь я хочу увидеть, с каким настроением вы уходите с урока? И заполните, пожалуйста, карту самооценки. (Приложение2)

Чему мы сегодня на уроке научились?

Как найти скорость по течению? Против течения?


Запишем домашнее задание:№296,297,308.Легенда о Байкале тем, кто её не читал. (Найти в интернете)

Спасибо за урок!


Показывают смайлики с эмоциональным настроением на конец урока.

Заполняют листы самооценки.


Решать задачи на движение по реке.

Отвечают.

Записывают домашнее задание в дневники.



Регулятивные: анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности , формирование контрольно-оценочной деятельности


Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли.

Приложение1

Лист самооценки

  1. На уроке я работал… активно пассивно

  2. Своей работой на уроке я…. доволен недоволен

  3. Урок для меня показался… коротким длинным

  4. За урок я… устал не устал

  5. Моё настроение стало лучше стало хуже

  6. Материал урока мне понятен непонятен

полезен бесполезен

интересен скучен

лёгким трудным







Оцени своё эмоциональное состояние:

В начале урока В конце урока











Приложение2

Собственная скорость


Скорость течения

Скорость по течению

Скорость против течения

12 км/ч

4 км/ч



25 км/ч


28 км/ч


24 км/ч



20 км/ч


5 км/ч

17 км/ч




Приложение3



Карточка

Решить задачу: Туристический катер проплыл 2 часа по озеру Байкал со скоростью 22 км/ч, а затем по Ангаре 3 часа. Какой путь проплыл катер за эти 5 часов, если скорость течения Ангары 2 км/ч?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!