Урок по теме «Решение задач по теме «Давление твердых тел с использованием табличного процессора Microsoft Excel».
Урок, предложенный вашему вниманию,- это урок физики в 7 классе (УМК А.В.
Пёрышки» и урок информатики в 7 классе «Электронные таблицы». УМК Л.Л. Босова
Тип урока: Урок построения системы знаний (урок общеметодологической
направленности)
Цели урока:
Образовательные:
Выявить степень овладения системой знаний и комплексом усвоения навыков и умений по теме урока.
Продолжить формирование готовности учащихся к применению этих знаний и умений в жизненных ситуациях.
Формировать практические навыки вычисления давления с использованием табличного процессора Microsoft Excel, развитие экспериментальных умений, навыков логического мышления, обоснование своих высказываний.
Показать значение давления в природе, быту, технике.
Воспитательные:
Развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приемы, сообщая интересные сведения, выдержки из источников.
Развивать умение работать в группе, развивать сотрудничество.
Способствовать воспитанию эстетических чувств при ознакомлении учащихся с красотой природы.
Прививать любовь к литературе, окружающему миру.
Развивающие:
Развивать умение самостоятельно работать.
Развивать умение учащихся наблюдать, анализировать, обобщать.
Способствовать расширению кругозора учащихся, словарного запаса.
Расширять межпредметные связи дисциплин естественнонаучного цикла и информатики.
Задачи урока:
Проверить знания по теме «Давление твердых тел», «Табличный процессор».
Диагностировать уровень ЗУН по теме: «Давление твердых тел».
Активизировать такие мыслительные процессы, как анализ и синтез, предлагая задания аналитического характера.
Оценить уровень владения учащимися учебным материалом в работе с конкретным тестом.
Создать условия для проявления учащимися способности оценивать значение учебного материала, строить свое представление о нем на основании четких критериев.
Методы обучения:
Словесный
Практический
Проблемный
Самостоятельная работа уч-ся
Формы работы:
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Приемы работы:
Аналитическая беседа
Работа с текстом учебника
Работа с компьютерным классом (решение задач)
Тестирование
Заполнение ведомости учета результатов урока
Оборудование:
Проектор и интерактивная доска
Компьютерный класс
Система интерактивного голосования.
Печатные пособия: сборник задач
Эпиграф к уроку: «Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить». (Эдисон).
Так как эти слова наиболее точно будут отражать суть деятельности учеников и учителей, которая будет строится в рамках урока построения системы знаний.
ХОД УРОКА:
Этапы урока:
Повторение изученного материала.
Решение расчетных задач.
практическая работа на компьютерах
Домашнее задание Подведение итогов урока.
' 5. Подведение итогов урока.
Рефлексия
Повторение изученного материала по физике и информатике.
Учащиеся выполняют электронное тестирование в течение 7 минут. Вопросы в тесте из физики и информатики
Вопросы к тесту
1. Какой буквой обозначается давление?
P, p, S.
2. Основная единица измерения давления?
Н, Па, Вб.
3. Формула для расчета давления в твердых телах?
p = F/S, p = m/V, p = m*g.
4. В честь какого ученого названа единица измерения?
Ньютон, Галилео, Паскаль.
5. Формула для расчета давления в жидкостях?
p = m*g, p = F/S, p = g*ρ*h
6. Чем ... площадь опоры, тем ... давление, производимое одной и той же силой на эту
опору.
больше; меньше, больше; больше, меньше; меньше.
7. Режущие и колющие инструменты затачивают для того, чтобы ... давление, так как чем
... площадь опоры, тем ... давление.
увеличить; больше; меньше, уменьшить; больше; больше, увеличить; меньше;
больше.
8. Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности,
к площади этой поверхности, называется...
силой давления, давлением, весом тела.
9. Создаваемый и сохраненный в Excel документ называется…
рабочей книгой, рабочей тетрадью, рабочей тетрадью и книгой
10. Рабочая книга состоит из …
листочков, рабочих листов, рабочих страниц.
11. Какими буквами именуются столбцы?
русскими, немецкими, латинскими.
12. Как называется имя ячейки?
адресом, индексом, маркой.
13. Что является табличным курсором?
прямоугольник, квадрат, ромб.
14. С какого знака начинается формула?
«+», «=», «-»
Просмотр фрагмента мультфильма «Серая шейка», постановка проблемной ситуации и формулирование темы урока.
Мы предлагаем Вам заглянуть на киностудию.
Учитель обращает внимание учащихся на отрывок из произведения Мамина-Сибирика «Серая шейка» и зачитывает отрывок из этого произведения:
… Лиса действительно пришла через несколько дней, села на берегу и опять заговорила:
-Соскучилась я по тебе , уточка. Выходи сюда; а не хочешь, так я сама к тебе приду. Я не спесива.
И Лиса принялась ползти осторожно по льду к самой полынье. У Серой Шейки замерло сердце. Но Лиса не могла подобраться к самой воде, потому что там лед был еще очень тонок.
Решение расчетных задач.
(фронтальная, индивидуальная форма работы).
Целесообразно, если первая задача будут решены у доски с возможным коллективным обсуждением. Это позволит определять правильные подходы в рассуждениях и оформлении задач. После того как задача будет решена, составляем таблицу решения задачи в электронных таблицах Excel. (Ввести исходные данные при запуске программы), ввести новые данные при повторном запуске программы. Задача 1. (Расчет давления в твердых телах).
№ 1 Какое давление на лед производит лиса, масса которой 10 кг, а площадь подошв лап 0,017 м2 (g=10 H/кг). Лед выдерживает давление 10 000 Па.
Выдержит ли лед лису?
Дано: | СИ | Решение: |
m = 10 кг | | | | | | |
S = 170 см2 | 0,017 м2 | p = | F/S | | | |
g = 10 Н/кг | | | | | | |
| | F = | m*g | | | |
| | P= | m*g/S | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Найти: p - ? | | | Ответ: | | | |
Вот мы с вами решили задачу по физике. А теперь давайте попробуем составить таблицы для ее решения в электронных таблицах (учитель оформляет задачу на доске, обращая внимание на оформление записи).
Выдержит ли лед лису?
№ 453
Спортсмен, масса которого 78 кг, стоит на лыжах. Длина каждой лыжи 1,95 м, ширина 8 см. Какое давление оказывает спортсмен на снег?
Дано: | СИ | Решение: |
m = 78 кг | | p = F/S | | | | |
а=1,95 м | | F = m*g | | | | |
в=8 см | 0,08 м | S=2*а*в | | | | |
g = 10 Н/кг | | P=m*g/2*a*в | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Найти: p - ? | | | Ответ: | | | |
Физкультминутка
Практическая работа.
Попробуйте, самостоятельно решить предложенную вам задачу №454 из сборника задач по физике, 7-9 класс, Лукашик В.И., Иванова Е.В. за компьютерами.
Полученные баллы заносятся в ведомость учета результатов в программе MS Excel.
Домашнее задание.
Оценка | Задание |
4,5 | Составить 2задачи по теме: «Давление твердых тел» |
3 | Упр. 14,задачи 2,3 |
Творческое задание: Подготовить сообщение по теме: «Средства анализа и визуализации данных в Microsoft Excel » |
Подведение итогов урока.
Итак, ребята, Чему вы сегодня научились на уроке и что узнали нового?
(при подведении итогов урока учащиеся должны прийти к следующему выводу: мы отработали навыки решения задач по теме «Расчет давления в твердых телах», а так же отработали навыки составления таблиц в электронных таблицах Excel, правила написания расчетных формул. А так же мы увидели, как перекликаются и связаны такие предметы как физика и информатика)
Рефлексия (Система голосования с 18 пультами).