СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок рисования в 4 классе. Беседа. "Кончил дело- гуляй смело"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Познакомить с репродукцией картины С.Григорьева «Вратарь».

Развивать связную речь, обогащать словарь уч-ся. Совершенствовать навыки раскрашивания.

Воспитывать чувство долга, ответственности.

Просмотр содержимого документа
«Урок рисования в 4 классе. Беседа. "Кончил дело- гуляй смело"»

Тема: Беседа по картинам на тему: «Кончил дело – гуляй смело».


Цель: Познакомить с репродукцией картины С.Григорьева «Вратарь».

Развивать связную речь, обогащать словарь уч-ся. Совершенствовать навыки раскрашивания.

Воспитывать чувство долга, ответственности.


Оборудование: репродукция картины «Вратарь» С.Григорьева.


Ход урока:

1.Орг.момент.

2. Работа по теме урока.

а) Сообщение темы урока.

б) Рассказ учителя о картине С.А.Григорьева «Вратарь».

Сергей Алексеевич Григорьев – народный художник Украины, родился в 1910 году в г.Луганске (Донбасс) в многодетной семье железнодорожника. В картине «Вратарь» правдиво и непосредственно изображающей ребят, увлеченных интересной игрой, Григорьев с большой теплотой и любовью раскрывает образы детворы того времени.

Широкую известность приобрёл как автор произведений на тему семьи и школы. Лучшие полотна художника посвященным детям. Среди них известны картины: “Обсуждение двойки”, “Рыбачок”, “Первые слова”, “Юные натуралисты”. Заслуженную славу принесла художнику картина “Вратарь”. Автору была присуждена Государственная премия.

На картине С.Григорьева «Вратарь» изображен апогей футбольного матча со зрителями и игроками, расположившимися на пустыре.

В центре картины изображен единственный игрок - вратарь, остальные участники игры на полотне не видны. Хоть и юный, но видно – опытный вратарь, вполне решительно настроен на игру. Выражение его лица показывает всю серьезность происходящего и важность момента. На правой ноге у него повязка, наверное, на прошлых играх он получил травму. Сам он, может быть, ожидает пенальти. Юному игроку на вид не больше тринадцати лет, стоя в полном напряжении, мальчик охраняет ворота от мяча. Ворота, сделанные из портфелей игроков, говорят о том, что ребята только из школы и еще не приходили домой. Из портфелей видны пионерские галстуки, углы книг.

На втором плане изображены зрители. Все они с увлечением смотрят на игру. Сзади вратаря стоит мальчик в красном костюме. Судя по всему, он тоже хочет поиграть в футбол, но его не пускают потому, что он маленький по сравнению с другими игроками.

Дяденька, сидящий сбоку, с большим увлечением наблюдает за происходящим. Как будто он вспоминает те годы, когда он был молодым и сам играл в футбол. Одет он в костюм. В руке у него книга. Значит, он случайно смотрит за игрой, т.к. он вышел почитать ее, но не удержался и стал смотреть матч. Рядом с ним сидят дети.

На картине художника – осень, неясный день. Кустарники и трава уже пожелтели. Наблюдатели одеты легко. Вратарь одет в футбольные трусы голубого цвета и черную кофту.

Девочка в красной шапке согнулась, чтобы лучше наблюдать за происходящим. Видно, это у нее не очень хорошо получается, потому что мужчина загораживает весь обзор ребятам.

Из-за девочки выглядывает мальчик. Он так внимательно следит за игрой, что даже весь извертелся. Рядом с ним стоит девочка с большим бантом, а ниже находится мальчик, у которого на коленях сидит младший брат, закутанный во все, что угодно – ему, наверное, жарко.

На заднем плане картины изображены старинный промышленный город. Действие происходит в Москве. Вдалеке виднелось голубоватое правительственное учреждение с красным флажком, дома-новостройки. В старинном городе видны маковки церквей. Окутаны туманом здания старинной постройки. В промышленном городе небо желто-серое. А в старинном – серо-голубое. Ребята играют в футбол на пустыре. Импровизированная футбольная площадка вытоптана.


Урок № 19

Художник хотел показать азарт игры. Не смотря на темный фон картины, показывающий всю печальную окружающую обстановку, действие картины живое  и эмоциональное. Это дает нам понять, что даже в самое тяжелое время люди не унывали и могли развлечь себя.


Физминутка.


3. Беседа по картине. Закрепление.

- Какое время года и суток изображено на картине? Как вы эта определили?

(Осень. Литья пожелтели и опадают с деревьев. Они разбросаны по земле. Художник изобразил погожий осенний день, вероятно полдень, потому что тени от людей и предметов короткие, прямые. Небо ясное, чувствуется, что светит солнце.)

- Где происходит действие, изображенное на картине?

(Ребята играют на пустой площадке за домом, а не на настоящем футбольном поле: ворота они “соорудили”, возвращаясь из школы, из портфелей, сумок и беретов.)

- Кто является главным действующим лицом картины?

(Мальчик-вратарь)

- Каким изобразил художник вратаря? Опишите его позу, фигуру, выражение лица, одежду.

(Вратарь оперся о колени, стоит, согнувшись в напряженной позе, ожидая мяч, сосредоточенно следит за игрой. По его позе видно, что мяч далеко от ворот. Но вратарь готов в любой миг вступить в игру и защищать свои ворота. Мальчик хочет быть похожим на настоящего вратаря, он старается им подражать даже в одежде: на нем темный свитер, короткие штаны, на руках кожаные большие перчатки. На ногах спущенные носки, калоши, подвязанные тесемкой. Коленка перевязана, наверное, ему часто приходилось падать, защищая свои ворота. Видно, что вратарь смелый, бесстрашный мальчик.)

- Опишите маленького мальчика, который стоит позади вратаря.

(За вратарем в невозмутимой позе стоит, заложив руки за спину и выпятив живот, малыш в красном лыжном костюме. Он тоже считает себя знатоком футбола, ему хочется принять участие в игре, но его пока не принимают).

- Как художник показал заинтересованность зрителей игрой футбол? Кто особенно сильно увлечен происходящим? Опишите их.

(Взгляды всех зрителей устремлены вправо, на поле, туда, где идет напряженная борьба за мяч.       Взрослый болельщик, оказавшийся здесь случайно (он одет не для сидения на досках во дворе: в нарядной вышитой рубахе, на отвороте пиджака орденские планки, в руке папка с бумагами, на голове шляпа), всецело захвачен зрелищем игры, того и гляди сам ринется в бой. Сильно увлечен игрой и мальчик в темно-зеленом лыжном костюме с красным галстуком. Он смотрит, вытянув голову и открыв рот. Внимательно следят за игрой мальчик с малышкой на руках и девочка с красным бантом на голове. Другие девочки – с куклой, в красной шапочке, в капюшоне, - более спокойно наблюдают за происходящим, хотя и не отрывают глаз от игры).

- Кто равнодушно относится к происходящему на поле?

(Малышка, укутанная в теплый платок и свернувшаяся у ее ног лопоухая собачонка).

- Почему картина называется «Вратарь»?

(Вратарь - главное действующее лицо картины. Художник показал храброго увлеченного вратаря, который вызывает наши симпатии).

- Как вы думаете, что хотел сказать художник своей картиной, какова ее основная мысль?

(Футбол интересен всем.

Футбол - любимый вид спорта.

Бесстрашный вратарь на стаже своих ворот.)

- В отличие от писателя художник изображает на картине какой-то один определенный момент. Любопытно, что С.А. Григорьев не изобразил на своей картине самого футбольного матча: по напряженной позе вратаря, по выражению лиц зрителей мы догадываемся, что на поле сейчас острый момент игры. Для раскрытия своего замысла художник использует такие средства живописи как цвет, освещение, композицию.

- Рассмотрим, как построена картина. Где - на переднем или на заднем плане - изобразил С.А. Григорьев главного героя, вратаря?

(Вратарь изображен на переднем плане, почти в центре картины, отдельно от других игроков команды. Он хорошо виден и сразу бросается в глаза, привлекает наше внимание)

- Кто изображен на втором плане картины?

(Дети и молодой мужчина, при этом они расположены так, что все хорошо видны)

- Что вы видите на заднем плане?

(Город, огромные здания, жилые дома)

- Какие цвета и оттенки использовал художник, чтобы подчеркнуть жизнерадостный характер изображенного на картине события?

(Теплые цвета и оттенки желтый, светло - коричневый, красный. Земля светло-коричневая, на кустарниках и на поле листья золотистые, оранжевые, доски, на которых сидят болельщики, светло - желтые. Красного цвета костюм на мальчике, который стоит позади вратаря, шапочка на девочке, вышивка на рубахе мужчины, бант у школьницы, галстуки. Эти цвета и оттенки помогают передать напряженность изображенного действия, радуют наш глаз, способствуют бодрому, хорошему настроению.)

- Нравится ли вам эта картина?

(Да, потому что на ней все изображено так как бывает в жизни. Хочется самому оказаться на этом поле и играть в футбол.)



5. Итог урока.































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!