Тема: Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина».
Цель: развивать умения определять прилагательные в литературном тексте, описывать картину при помощи прилагательных, передавать своё отношение к произведению.
Планируемые результаты:
Предметные:
Научиться переносить ранее усвоенные знания и навыки в новые условия учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
К: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в презентации выполненной работы.
Р: адекватно воспринимать предложение и оценку учителя.
П: учиться основам смыслового восприятия художественных текстов, уметь подготовить и презентовать материал.
Личностные:
Формирование желания осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе.
Тип урока: Урок общеметодологической направленности
Контроль: текущий.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к «Сказке о рыбаке и рыбке», презентация проекта.
Ход урока
Организационный момент
На урок звенит звонок,
Начинать пора урок!
Будем мы работать дружно
И узнаем, что нам нужно!
II. Проверка домашнего задания
III. Работа по теме урока
1. Подготовка к восприятию
- Великий русский поэт А.С. Пушкин особенно строго относился к выбору слов в своих произведениях, в том числе и имён прилагательных. Именно поэтому его произведения считаются классическими и люди читают их по сей день. Вам предстоит проанализировать употребление им имён прилагательных в «Сказке о рыбаке и рыбке».
Слушание сказки
Выполнить проект.
ЗАДАНИЕ 1. Заполнять при слушании сказки
Выпиши имена прилагательные, которые чаще всего использовал А.С.Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 2. Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из сказки. Запиши составленные словосочетания.
………………….. …море, …………...……. ….землянка, ……..…………. корыто, …………….….. трава, ………………..…… рыбка, ………………..….. слово, ……………….……. голос, …………..…….. чудо, …………………… корыто, ………………….... баба, ……..…………. труба, ……………………… вороты, …………..… крестьянка, ………………… дворянка, ……………... душегрейка, ………………. кичка, ……………..………. перстни, ……………..…… сапожки, ……………..…. слуги, ……………..……. царица, ……..………… царство, …………………. пряник, …….………..………. вины, .…………….….. стража, ……………….. невежа, ……..………….. палаты, ………………. владычица, ……………….. буря, …………..…….. волны.
ЗАДАНИЕ 3. Выпишите из сказки 3 словосочетания, в которых имена прилагательные употреблены в переносном значении.
ЗАДАНИЕ 6 Объясните значение устаревших словосочетаний.
Заморские вина – _____________________________________________________
_____________________________________________________________________
Парчовая кичка на маковке – ___________________________________________
_____________________________________________________________________
Печатный пряник – ____________________________________________________
_____________________________________________________________________
Тесовые вороты – _____________________________________________________
_____________________________________________________________________
Чёрная крестьянка - ___________________________________________________
_____________________________________________________________________
Ветхая землянка – _____________________________________________________
_____________________________________________________________________
Владычица – _________________________________________________________
Душегрейка – ________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Для справок:
крестьянка, проживавшая на свободных от помещика землях.
иностранные, чужеземные.
мучное кондитерское изделие, выпекаемое из специального пряничного теста, изготавливается с помощью пряничной доски.
старинный женский головной убор из парчи на голове
ворота из тонких досок древесины хвойных пород.
разрушающаяся, пришедшая в негодность.
старинная женская одежда в виде короткой женской кофты без рукавов.
повелительница, властелина.
Проверка (для учителя)
Зад.1 . ветхая новое вольная ласковое золотая дорогой царские синее заморские чёрная
ЗАД 2 Синее море, ветхая землянка, новое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, разбитое корыто, сварливая баба, белёная труба, дубовые, тесовые вороты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, соболья душегрейка, парчовая кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.
Зад 3 Чёрная крестьянка, сердитые волны, прямой простофиля.
ЗАДАНИЕ 4. Объясните значение устаревших словосочетаний:
Заморские вина – иностранные, чужеземные.
Парчовая кичка на маковке – кичка - старинный русский праздничный головной убор замужней женщины, который полностью скрывал волосы, сделанный из парчи (шёлка, расшитого золотой нитью) и надетый на макушку.
Печатный пряник – мучное кондитерское изделие, выпекаемое из специального пряничного теста, изготавливается с помощью пряничной доски. Пряник с выдавленными знаками, узорами.
Тесовые вороты – ворота из тонких досок древесины хвойных пород.
Чёрная крестьянка – крестьянка, проживавшая на свободных от помещика землях.
Ветхая землянка – разрушающаяся, пришедшая в негодность.
Владычица – повелительница, властелина.
Душегрейка – старинная женская одежда в виде короткой женской кофты без рукавов.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Беседа «Подумай»
Почему А.С. Пушкин употребил в сказке много старинных слов? Ответ
Какова роль прилагательных в речи? Ответ
Александр Сергеевич Пушкин употребил в сказке много старинных слов, именно такие прилагательные, чтобы приблизить свою авторскую сказку к народной. Кроме того, автор хотел более красочно описать жизнь героев того времени, их характер (характер старухи и старика, гнев рыбки и т.д.)
Прилагательные делают нашу речь красивой, выразительной, более точной
VI. Рефлексия
(Чтение и анализ нескольких проектов.)
— Оцените смайликами свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
— Творчество какого писателя мы вспоминали сегодня на уроке?
— Что вы знаете о нём?
— Что можно сказать о человеке, так точно изобразившем сказку?
Домашнее задание
ЗАДАНИЕ . Подберите к данным именам прилагательным сначала синонимы, а ниже - антонимы:
Ветхая землянка –…землянка
Ласковое слово – …слово
Красные сапожки – … сапожки
Усердные слуги – …слуги
Грозная стража – …старуха