СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок родного(русского )языка "Ключевые слова русской культуры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок родного(русского )языка "Ключевые слова русской культуры"»

УРОК 2. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (9 класс)

Цели: 1)личностные : воспитывать ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры

2) метапредметные: анализировать, сравнивать и классифицировать

языковой материал; строить монологическое высказывание в устной форме,

аргументировать свою точку зрения.

3)предметные: понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, в том числе ключевых слов русской

культуры

Этап 1. Ценностно-эмоциональный


Учитель :Прочитайте предложенные тексты,назовите авторов и найдите слово,объединяющее их.

1) Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.


2) Не вынесла душа Поэта

Позора мелочных обид.

Восстал он против мнений света

Один, как прежде … и убит!


3) Пока свободно горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

4) Ах, если бы живые крылья

Души, парящей над толпой,

Её спасали от насилья

Бессмертной пошлости людской!


5) Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.


6) Душа грустит о небесах,

Она нездешних нив жилица

Люблю, когда на деревах

Огонь зелёный шевелится.


7) Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался без слов, но живой…

Ученики называют слово(душа)

Учитель: Слово ДУША является главной смыслообразующей составной частью множества русских фразеологизмов, попросту говоря, их душой. Замените словосочетания фразеологизмами со словом ДУША

1. Давай поговорим откровенно и искренне. 2. Мне это дело не нравится. 3. Они жили дружно, в полном согласии. 4. Мама безгранично любила свою дочку. 5. Пожалуйста, не надо врать и лицемерить.. 6. Не надо стоять около меня и надоедать мне. 7. У него совсем нет ничего. 8. Не надо приставать ко мне с расспросами о моём очень личном. 9. Эта еда мне очень не нравится. 10. Пожалуйста, поделись со мной своими тайнами....

Учитель:Подберите к слову душа синонимы. Ученики могут назвать сердце, любовь ,чувство, дух,  сила,личность, индивид,отзывчивость, натура, и др.

Учитель: Слова душа, дух, отзывчивость и другие из ,перечисленных вами ,называют ключевыми словами русской культуры. И это будет темой нашего сегодняшнего урока.

Этап 2. Ценностно-познавательный


Учитель: Прочитайте приведенные в упр. 8 высказывания. Опираясь на

текст и используя материал рубрики «Лингвистические заметки», сформулируйте и запишите определение термина «ключевые слова русской культуры».

Ученики делают запись в тетрадь.

Учитель: Проанализируйте схемы на стр. 13 и дайте развернутый ответ

на вопрос: «Что такое ключевые слова русской культуры»? Используйте

материал рубрики «Лингвистические заметки».

Ученики готовят ответ на поставленный вопрос.

Учитель: . Как вы считаете, к какой группе ключевых слов русской

культуры можно было бы отнести слово «душа»?

.

Учитель: Всем известны строчки из песни, которая звучит в кинофильме «Служебный роман»: «Моей душе покоя нет…» Можно ли рассматривать это стихотворение как пример для описания ключевого слова русской культуры - слова ДУША?Докажите свою точку зрения.

Ученики рассуждают,приводя аргументы из текста

Учитель: Посмотрите презентацию, посвященную этому ключевому слову.(см.приложение)

Учитель:В 2014 году был опубликован двухтомный «Словарь русской

Ментальности»- уникальное собрание ключевых слов русской культуры, содержание которых раскрывается на основе высказываний известных писателей,философов,общественных деятелей. Прочитайте фрагменты словарных статей этого словаря в упражнении№11 и определите,какие ключевые слова русской культуры должны быть записаны в скобках

Выполняют работу,записывая слова доброта,милосердие,отечество.

Учитель:а)Подберите синонимы к этим словам.

Б)Опираясь на материалы «Словаря русской ментальности», объясните, как осмысляются в русской культуре слова доброта, милосердие, отечество.Каково содержание тех концептов, которые называются этими словами?


Этап 3. Ценностно-рефлексивный


Учитель: * Итак,мы на уроке говорили о словах, называющих ключевые концепты национальной культуры,которые именуются(закончите предложение)

* Назовите основные разряды ключевых слов,приведите примеры концептов

* Иногда при произнесении слова вместо одного или нескольких закреплённых за ним в словаре смыслов возникают и другие, словно «разбуженные» этим словом. Как называются дополнительные смыслы ?(ассоциациями)

*Подберите ассоциации к словам «жизнь», «судьба»

(Ученики отвечают)

Учитель:Ученый Н. В. Крушевский писал: «Всякое слово связано с другими словами узами ассоциации… всякое слово способно, вследствие особого психического закона, возбуждать в нашем духе другие слова, с которыми оно сходно.

Домашнее задание:подготовить групповую презентацию «Анализ концепта» ( СУДЬБА ,СЕРДЦЕ ,счастье)по выбору учащихся


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!