СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок родной литературы по изучению творчества Николая Рубцова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок родной литературы по изучению творчества Николая Рубцова»

«Как веет здесь, чем Русь жила…»

Методическая разработка урока по родной литературе для 9 класса

«Тематика, художественный мир поэзии Николая Рубцова».











.











Фадеева Анна Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СШ № 28 г.Архангельска,







Цель:

- изучение тематики и особенностей лирики Николая Рубцова.

Задачи.

Образовательные:

- систематизировать знания о биографии и творчестве Николая Рубцова,

-углубить знания о тематике и образном мире лирики Рубцова,

- формировать умение анализировать художественное произведение: определять его тематику, характеризовать образный мир.

Развивающие:

-развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся;

--формировать умение использовать современные технические средства в

образовательных целях;

- развивать монологическую речь учащихся;

- учить выделять главное.

Воспитательные:

-воспитывать любовь к малой родине через изучение творчества писателя, уроженца Архангельской области,

-учить взаимодействовать с одноклассниками , работать в группах, проявляя взаимоуважение, взаимопомощь.

Оборудование: компьютеры, мультмедийная установка, аудиоколонки

Уроку предшествует домашнее задание: познакомиться со стихами Рубцова,

изучить онлайн-конструкторы электронных книг.

Подготовительная работа: распределение на группы , получение каждым членом группы роли, обязанностей. Рассчитан на 2 академических часа.


Ход урока:

I.Организационно -психологический момент.

Здравствуйте, ребята. Вижу, что все готовы к уроку. У всех рабочий настрой. Начинаем. Сегодня мы продолжаем изучать родную литературу. Но сделаем это в необычной форме.

II. Учебная мотивация.

Перед вами черный ящик. Вы знатоки.

- Отгадайте, что лежит в чёрном ящике: .

Это – настоящее удовольствие для уха, для глаза, а самое главное, для ума…(Ребята предполагают, что лежит в чёрном ящике, у них не получается ответить с первого раза, то даём подсказки:

1.Этот предмет есть в каждом доме, но пользуются им не очень часто.

2.Этот предмет бывает разных размеров, различных цветов и форм.

3.В руках опытной женщины этот предмет может доставить удовольствие и самой женщине, и её семье.)

Учитель слушает ответы учащихся. Совершенно верно, в чёрном ящике-книга. Это книга известного русского поэта, который родился в Архангельской области.

Назовите автора.( Ученики называют имена поэтов, в том числе Николая Рубцова).Это книга стихов Николая Рубцова.

- Что будем изучать на уроке? (Творчество Николая Рубцова)

- Что узнаем о поэте и его творчестве? ( Его биографию, каким темам посвящены стихи, какие образы использует поэт в лирике).

Изучать творчество поэта-земляка мы будем в необычной форме:будем создавать электронную книгу.

III. Основная часть. Изучение творчества поэта.

Приступим к работе.

Запишем сформулированную тему урока в тетрадь: «Тематика и образный мир лирики Николая Рубцова».

Запишем эпиграф: «Книга- настоящее удовольствие для уха, для глаза, а самое главное, для ума…». ( Учитель пишет на доске, ученики в тетради).

Работая в группах, вы распределили между собой обязанности: графического редактора, биографа, художественного редактора, художника-оформителя, корректора, критика.

Уважаемые графические редакторы, назовите программы-конструкторы, которые вы изучили и выбрали для создания книги. Расскажите, о структуре книги, которую готовите к выпуску, как оформите обложку, форзацы?( Представители от групп называют программы, далее их задача –работать над оформлением книги в электронном формате. Они работают за компьютером.).

На экране мультмедийной установки учителя появляется фотография поэта.

- Уважаемые биографы, расскажите, какие факты биографии поэта Николая Михайловича Рубцова вы включили в статью книги. (Представители от групп рассказывают о биографии поэта:первый вызвавшийся ученик более полно, но сжато).

(Во время ответа ученика на экране мультимедиа меняются слайды, подготовленные учениками. Выступающий обращает на них внимание слушателей. Слайды всех групп заранее сохраняются на экране компьютера).

-Дополните ответ товарища важными, на ваш взгляд, фактами.

-Биографы, передайте информацию графическому редактору для внесения в электронную книгу.(Затем биографы передают информацию графическому редактору своей группы и помогают ему в оформлении текста).



- Вашу книгу будет начинать вступительная статья. Уважаемые редакторы, корректор и члены групп. Ознакомьтесь с планом написания вступительной статьи, который есть на столе. Слушая рассказ одноклассников, соберите материал для вступительной статьи. Делайте записи разборчиво.

- Уважаемые члены групп, у вас 5 минут, чтобы определить, какие стихи вы включите в книгу.(Группы работают, выбирая стихотворения).

- Уважаемые критики, какие стихотворения вы предлагаете включить в книгу?( Учащиеся называют произведения Рубцова и их тему, остальные записывают в тетрадь, учитель – на доске).

Первая группа называет произведения «Тихая моя Родина…»,Ночь на родине», « В горнице моей светло», «Привет, Россия», «Далекое».

-Какой темой объединены стихотворения? (Стихотворения объединены темой Родины)

Вторая группа называет произведения «Утро», «Деревенские ночи», «Родная деревня», «Зимняя песня», « Я буду скакать по задремавшей отчизны».

-Какой темой объединены стихотворения? (Стихотворения объединены темой родной деревни).

Третья группа называет произведения «Первый снег», «Зимним вечерком», «Выпал снег», «У размытой дороги», «По дрова».

-Какой темой объединены стихотворения? (Стихотворения объединены темой природы).

Четвертая группа называет произведения «Утро на море», «Счастье», «Море», «Проснись с утра со свежестью во взоре…».

Вывод записывается в тетрадь:Россия, деревня, природа, море – ключевые темы творчества поэта, определяющие нравственные ценности русского северного человека.

Рефлексия I.Что узнали на этом этапе урока?

Уважаемые члены групп, в течение 7 минут вы работаете самостоятельно, подготавливая анализ темы по плану. Редактор,критик и корректор готовят материал для вступительной статьи.

(Во время самостоятельной работы звучат песни на стихи Николая Рубцова)

По истечении времени группы представляют подготовленный анализ по плану:

-Назовите тему ,объединяющую произведения поэта.

- Какие картины возникают в воображении при чтении стихотворений?

-Назовите ключевые строки, строфы стихотворения.

-Каким показан лирический герой

-Какова основная мысль этих произведений?

-Какие средства выразительности использует автор, выражая основную мысль стихотворения?

Уважаемые редакторы, обобщите услышанное в монологическом высказывании.(Учащиеся слушают выступление редакторов).

Рефлексия II.Чему научились на этом этапе урока?

Уважаемые корректоры, проверьте записанное и помогите графическому редактору внести материал в книгу.

- В любой книге есть иллюстрации. Уважаемые художники-оформители, какие иллюстрации вы планируете нарисовать?

- Какие фотографии будете использовать?

(Учащиеся, выполняющие роль художников, рассказывают, какие иллюстрации можно нарисовать, какие фотографии использовать).

VI. Подведение итогов.

Подведём итоги.

Обратимся к эпиграфу к уроку: «Книга- настоящее удовольствие для уха, для глаза, а самое главное, для ума…».

-Получили ли вы сегодня «…настоящее удовольствие для уха, для глаза, а самое главное, для ума…»? Что узнали на уроке? Чему научились? Что прочувствовали?(Ученики отвечают на поставленный вопрос).

Какие синквейны вы составите?

Группы работают над синквейнами и представляют их классу.



V.Домашнее задание: с помощью программ –конструкторов (например, calameo.com, flipsnack.com, joomag.com и др. ) подготовить электронную книгу о творчестве Николая Рубцова и рассказать о ней.Ссылку загрузить на Яндекс-диск. В работе используем сайт «Весь Рубцов».

























Список используемой литературы:

  1. https://rubtsov-poetry.ru/

  2. https://www.culture.ru/literature/poems/author-nikolai-rubcov



Технические средства:

  1. calameo.com, flipsnack.com, joomag.com .

















































Приложение.

1.План написания вступительной статьи:

-Назовите тему ,объединяющую произведения поэта.

- Какие картины возникают в воображении при чтении стихотворений?

-Назовите ключевые строки, строфы стихотворения.

-Каким показан лирический герой

-Какова основная мысль этих произведений?

-Какие средства выразительности использует автор, выражая основную мысль стихотворения?

2. План написания синквейна:

Синквейн - форма стихотворения из 5 нерифмованных строк.

ПРАВИЛА:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл

5 строка - заключение в форме существительного ( ассоциация с первым словом).

3.Синквейны



Рубцов

великий родной

читать изучать знать

«Тихая моя Родина…»

Родина

Море

величественное Белое

восхищаться трудиться служить

«Море жизнь вдыхало и свежесть…»

Рубцов

Природа

северная красивая

любить беречь воспевать

«Ах, кто не любит первый снег…»

Вдохновение

Деревня

бедная родная

помнить приезжать любить

«Люблю я деревню Николу…»

Родина


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!