СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок родной литературы по творчеству П.А.Явтысыя

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок родной (ненецкой) литературы по творчеству П.А.Ятысыя в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Урок родной литературы по творчеству П.А.Явтысыя»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СЕЯХИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»











МЕТОДИЧЕСКаЕ РАЗРАБОТКА УРОКА

по родной (ненецкой) литературе


РАЗДЕЛ: «Творчество ненецких писателей»


Анализ стихотворения

П.А. Явтысыя «Ярабцараха’ ил’»












Класс: 5а

Уровень: базовый

Вануйто Алла Хосевна

учитель 1 квалификационной категории




С. Сеяха

2016 год.


План - конспект урока по теме :Анализ стихотворения П.А.Явтысыя «Ярабцараха’ ил’»

Вануйто Алла Хосевна, учитель родного (ненецкого) языка и литературы

Предмет: родная (ненецкая0литература

Класс: 5а

Тип урока: комбинированный

Базовый учебник: «Ненэцие литература» 5 класс. Авторы Е.Г.Сусой, Н.М.Янгасова, Х.Х.Яунгад.С-Петербург филиал издательства «Просвещение» 2006 год.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет: родная (ненецкая) литература, класс: 5а класс

Тема урока

Анализ стихотворения П.А.Явтысыя «Ярабцараха ил’»

Цель урока: учить обучающихсяанализировать и истолковывать произведения малой лирической формы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; воспринимать художественный текст как произведение искусства; сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусствах

Задачи урока

  1. Учить интерпретировать употребление автором языковых средств выразительности в соответствии с темой и идеей лирического стихотворения, видеть сходство и различия стихотворения с легендами, с реальными историческими событиями. Выявить первоначальные впечатления через выразительное чтение стихотворения.Обучить приёмам анализа лирического произведения. Учить сопоставлять одно и то же стихотворение на двух(русском и ненецком) языках.

  2. Развивать художественное воображение, делая иллюстрации к стихотворению. Тренироваться в нахождении языковых средств выразительности., развивать навыки восприятия информации, особенности поэтической речи,перекликающиеся с своеобразным стилем языка легенд.

  3. Воспитыватьлюбовь к родному языку, своему народу, Родине на примерах истории и литературы

Предметные

Метапредметные

Личностные

-создать условия для овладения элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);

-Размышления поэта о силе материнской любви, образ женщины – труженницы, преданной памяти своих сыновей, защитивших Родину во ВОВ



-создать условия для формирования умения с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-создать условия для формирования умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- развивать умение работать с текстом на компьютере


- создать возможность эмоционального «проживания» картины, выражения своих эмоций;

-создать возможность для понимания эмоций других людей, сочувствия, сопереживания;

– создать условия для выражения своего отношение к произведениям искусства;

- создать условия для формирования читательского мастерства.


Основные понятия, изучаемые на уроке, формируемые умения

текст – описание, эпитеты, метафоры, олицетворения

Вид используемых на уроке средств ИКТ

презентация учителя, на компьютере рабочий лист для выполнения заданий на уроке, тестирование на уровень усвоения материала темы урока

Методическое назначение средств ИКТ

иллюстративная и информативная, оценочная функции

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Регламент

икт

Ожидаемые результаты

IВхождение в тему урока

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

Приветствие.

Работа по всеобучу

Мал” тюкохона мэда”?


Ңацекыей, теда’ ӈамгэ урокава”? Тикым’ ӈамгэвна тасламбива?

Отчёт дежурного




- Дети называют прочитанные стихи П.А.Явтысыя


1 мин

Слайд 1



Готовы к уроку, психологический, эмоциональный настрой,

мобилизация внимания учащихся..

- Хэвы урокахана” маня” ненэй ненэцие’ паднана П.А .Явтысый’ нямна лаханаваць”, пыда падвы” стихотворениямда толабиваць. ӈаво’ толабасава”?


Хывы яляхана мякы манзаям’ ня”мадаць” тикы ӈамгэ ӈэса?


- Тарця манзаям’ сертамахад, лахарён’ хамэдыда”?

- дети говорят о том что делали дома:

учили наизусть стихотворение;

отвечали на вопросы к тексту;

рисовали по сюжету текста стихотворения;

работали в библиотеке

(рисунки детей, листы с рабочими материалами.)


Ответы детей.

2 мин

II. Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: определение содержательных рамок урока.


Постановка цели урока.

-П.А. Явтысый’ нямна ӈамгэм’ теневада”?

- Хурка падвыда теневада”?

- Хурка падвыда толабасава?


- ответы учащегося по биографии


-Дети называют: стихи и другие произведения П.А.Явтысыя







3 мин

- Слайд 2

- Слайд 3

Понимание темы, цели изадач урока

Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока

- Ненэця’ хусувэй падвэда, хэтвэда тэри таруси” я’ ни’ ниӈадибер. Маня” падвы” ӈаво’ намдмахадана” тасламбасетына”, техэ’ харидо’ хован’ харвасетыва”

- Хэвы урокахана” П.А. Явтысыйпадвы «Ярабцараха’ ил’» стихотворением’ толаваць, Ханзер” ира”ядэрӈа”, тюку’ ялялахарёва” ӈамгэ’ нямна ӈэӈгу?


-Ненасе, тюку’ яляурокана” нюм” П.А. Явтысый падвы «Ярабцарахаил’» тасламбава”.

Выдвигают предположение о теме урока, ставят цель, определяют задачу.

- Маня” теда’ урокаханана” таслаӈгодава”, паднана’ падвы вади’ хари’ тидхалембаӈгува”..


Формулируют цель урока на основе обобщения сказанного.

- Мань ихинанаи тюку’ ялэй урокова’ таслаӈгова лахарё ӈэӈгу…


- П.А.Явтысый’ падвы «Ярабцараха ил’» стихотворением’ таслабвава”.




- Слайд 4

Тема урока

III. Актуализация знаний.


Цель этапа: актуализация и личностное восприятие. Целеполагание.
























Нобкана лахарёва” минревана” сер” вадемандава” ӈока


- Стихотворенияна” тема хурка? Намгэвна тарем’ тасламбира”?







- Сую’ ниць иры' 9 яляхана маня” Россия” ява” хурка ӈарка хибядя ялям’ ядабтамби?


- Ханзер” ира” ядэрӈа ӈамгэ’ нид тамальӈгы ненэця” тикы победам’ выдмэдо’?






- Пыдара” тикы сайнорма’ нямна ӈаво’ намдорцетыда”?






- Стихотворенияхана паднана нюдя ӈатеня не’ нямна падна, пыда стихотворенияна” герой.

Тикавна таслаб небя нюдя мэнева’ нямна ӈа тикы стихотворения…

- Тикы’ хавна паднани падвы падвэхэна хусувэй герой харта характерда таня. Тикы не сямянхат вата пунрёбцода, няби нюда мэневада таня…

-Тикы” яля” 1941-1945 похо”на маня” яна”саю мардама ялям’ ядабтамбива”…


- Ява” ӈэдабавы” ненэця” харто’ ямдо’ нули” мэневэдо”…


- Ненэця” мэбемы”, саюв” сэхэдавы”….

- Харто’ яханато’ хэнёси’ илеван’ харвавы”…

и другие ответы


- Сё”, лахарю”, рассказ”. История, литаратура урокаха”на вадецетыва”…


Рассуждают, отвечая на вопрос. Приводят примеры из личных впечатлений










3 мин



- Слайд 5


- Слайд 6

9 мая 2015

Уметь определять тему стихотворения, вычленять главную мысль, эмоциональный настрой стихотворения, анализировать лирическое произведение, уметь определять художественные средства изобразительности.

IV Проверка домашнего задания

Цель этапа: выяснить готовность детей к уроку, выявить трудности в подготовке домашнего задания

- Мякананда” пыдара” толавы стихотворениямда сававна толаванда’ хавна тамна ӈамгэ манзаям' пэрцада”?

Ответы учащихся по выполненномуд.з.

- Демонстрация своих рисунков по тексту















2 мин

- Слай 7





Работа в компьютерах по рабочему листу










Умение выразительно читать лирическое произведение, отображать в рисунках сюжетную линию стихотворения, умение работать в рабочих листах на компьютерах, развивать творческие способности на уроке

- Ңамгэ стихотворение тарем’ нюмдевы «Ярабцараха ил’»?

- Теда’ текставнанда компьютеркана ответда хумбида”:

- Стихотворенияхана мэна нена” нюда ханяхэвы?

- Ханм’ пэрманда’ ёльцьӈгана мальцяку” ханзер” пэръяда?

- Не сайнорма” по’ ёльцьӈгана ява” нэдабади’ ед’ӈамгэ серм’ сертабавы?

- Си”ив ню’ небя нюдя ӈате ӈобкад ханя’ханӈа?

- Ханзер” ира” ядэрӈа ӈамгэ си”ив нанакода тосья”мадо’?

- Тикы не хурка ненэць’ ӈэвы, хурка небяӈэ толабава то”олха?

ответы обучающихся на вопросы по тексту.


На рабочем листе в компьютерах дети выделяют ответы и по возможности 1-2 человека комментируют свои ответы классу







Устные ответы обучающихся на вопросы



3 мин


Тамна хурка манзаям’ сертабасада”?

- Дети читают наизусть текст стихотворения

4 мин



- Ңамгэ нид паднана тюку илемям’ ярабцаӈэ вадеӈада?




- Ярабц ханзер” мэта ? /Маня”сёӈэ мэць пиртава”?


- Стихотворенияхана вадетида паднана ярабцадрев вэрдамбида…

- Паднанападвы ил’ ярабцанд’ ёльва то”олха…

Дети могут исполнить фрагмент стихотворения песней – ярабц




- Хурка вади’ нядмяць стихотворениява ихина сававна ха”морӈа?

- Текстахананда тарця вади’ хода”:

- метафора”-

-эпитет вади’-

- олицетворения -

Учитель организует работа в рабочих листах

- Ңани’ явна хэтвы” вада” стихотворениям’ инзелебцохона савумдамбидо’. Тикы метафора”, эпитет”, гипербола”, олицетворения”


Работа учащихся с рабочими листами на компьютерах

2мин

рабочие листы на компьютерах

Слайд 8

\Физминутка



2 мин




V. Осмысление.

Цель этапа: Работа по теме урока, углубление знания и понимания прочитанного




- Пыдара” библиотекан’ ханӈадаць, таняна тюку П.А .Явтысый падвы стихотворениям’ луцавадавна падвэӈэ хораць, нюмда ӈамгэ?


- Теда’ маня” ӈобнзер” сён’ инзелеӈгува”. Инзелемяхаданда” няни’ мандама”, тикы сё толавэна” то”олха?


- ответы учащихся по самостоятельному чтению ( литературный перевод на русский язык «Ненецкая баллада»


Прослушивание песни «Ненецкая баллада»

- ответы учащихся







6 минут

Слайд 9

Фонохрестоматия песни «Ненецкая баллада»


Уметь сравнивать тексты на двух (ненецком, русском) языках и в музыкальном исполнении

VI. Самостоятельная работа

Цель этапа: выявить усвоение изученного материала

Организует самостоятельную деятельность учащихся.

- Вадемына” сер” теда’ манзаям’ сертаӈгува”, компьютерканата” тюку ялэй урокана’ ед’ ӈэда тестм’ хода”, нюбеда”, классамда” падванда сер “тест сертабапяда” …


Решение теста на компьютерах






- обсуждение результатов решения тестового задания

5 мин

Слайд 10

Тестовое задание на компьютерах

осуществлять самоконтроль



VII. Заключительный этап





Создаёт проблемную ситуацию.

- Маня” урокана’ нерняна лахарём’ минреваць”, П.А. Явтысый’ падвы «Ярабцараза ил’» стихотворенияхана вадета’ не’ нямна лаханаваць”

-.Ханзер” ира” ядэрӈа яна’ тир’ нимна тюку нева” тарця иланд’ ха”амвы пыдарида ӈэдакы?



- Толавы стихотворенияна” геройм’ хурка ненэцяӈэ толова то”олха?


- П.А. Явтысый’ падвы стихотворения хурка и” ӈудо’ мэць табеку? (ӈамгэн ’сидна’ тохоламби)?


-Отвечают на проблемный вопрос, используя знания, полученные на уроке в ходе обсуждения

Маня”яна’тиӈгывнасайнормаханаява”ӈэдаванзьханяридхэвы”, ӈокаюм’пелядо’сайнормы”неняця”, хуркаритэнзм’ мэта” пуня’ нивы” ту”, сиддо’ӈатеныдо’ӈоб” тюку’ не тотрев товахандо’ пунрёвы”…

- Тикы не нули” вык не, пыда ӈока по” хэб нод нютя сайнормахана яӈгувомахад ни пунрю. Сяӈок по” хэб пыда ӈоб” ӈатена…

- Хэвы” серо’ сидна” тене тохоламби..

2 мин

Слайд 11

Умение делать выводы по заданной теме и цели

VIII. Рефлексия.

Цель этапа:определить отношение учащихся к проанализированному тексту стихотворения.


Работа в парах:Раздать листочки

- Теда’ пыдара” ихинянда” стихитворения хуркараха?

Ответханата тарця вади’ мэӈада”:

Мань ихиняни…

Таремтасламббани…

Ими таремядэрна


Прослушать ответы учащихся


Делают выводы.

Отвечают на вопросы.


Выполняют обсуждение в парах, записывают впечатления на карточки


Выступают, высказывая не только свою точку зрения, но и соседа по парте.

2 мин

Слайд 11

Карточки для записи впечатлений

Умение высказывать свои впечатления, что понравилось на уроке,



VIV. Домашнее задание.

Цель этапа: причать детей к самостоятельной работе с учебником

- Мякы манзаяра” падара”.

Записываем дом задание

Стр. 101 – 102 пересказ биографии В.А.Пырерка

1

Слайд 12

дневники

Самостоятельное чтение учебного материала дома по учебнику

X.Итог урока


Цель этапа:

оценить результаты собственной деятельности


Маня” тюку’ ялэйлахарёва” мань ихиняни ӈули”т идхалёдаӈэ хаясь, ӈули” савадаць.


Учитель оценивает работу учащихся за урок

- Урокава” малей. Лакамбой ӈэя.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.


Подводят итоги.



2

Слайд 13

психологический, эмоциональный настрой учащихся



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!