Базовый учебник: «Ненэцие литература» 5 класс. Авторы Е.Г.Сусой, Н.М.Янгасова, Х.Х.Яунгад.С-Петербург филиал издательства «Просвещение» 2006 год.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
Предмет: родная (ненецкая) литература, класс: 5а класс |
Тема урока Анализ стихотворения П.А.Явтысыя «Ярабцараха ил’» |
Цель урока: учить обучающихсяанализировать и истолковывать произведения малой лирической формы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; воспринимать художественный текст как произведение искусства; сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусствах |
Задачи урока Учить интерпретировать употребление автором языковых средств выразительности в соответствии с темой и идеей лирического стихотворения, видеть сходство и различия стихотворения с легендами, с реальными историческими событиями. Выявить первоначальные впечатления через выразительное чтение стихотворения.Обучить приёмам анализа лирического произведения. Учить сопоставлять одно и то же стихотворение на двух(русском и ненецком) языках. Развивать художественное воображение, делая иллюстрации к стихотворению. Тренироваться в нахождении языковых средств выразительности., развивать навыки восприятия информации, особенности поэтической речи,перекликающиеся с своеобразным стилем языка легенд. Воспитыватьлюбовь к родному языку, своему народу, Родине на примерах истории и литературы |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
-создать условия для овладения элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания); -Размышления поэта о силе материнской любви, образ женщины – труженницы, преданной памяти своих сыновей, защитивших Родину во ВОВ | -создать условия для формирования умения с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -создать условия для формирования умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - развивать умение работать с текстом на компьютере | - создать возможность эмоционального «проживания» картины, выражения своих эмоций; -создать возможность для понимания эмоций других людей, сочувствия, сопереживания; – создать условия для выражения своего отношение к произведениям искусства; - создать условия для формирования читательского мастерства. |
Основные понятия, изучаемые на уроке, формируемые умения | текст – описание, эпитеты, метафоры, олицетворения |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | презентация учителя, на компьютере рабочий лист для выполнения заданий на уроке, тестирование на уровень усвоения материала темы урока |
Методическое назначение средств ИКТ | иллюстративная и информативная, оценочная функции |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Регламент | икт | Ожидаемые результаты |
IВхождение в тему урока Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. | Приветствие. Работа по всеобучу Мал” тюкохона мэда”? Ңацекыей, теда’ ӈамгэ урокава”? Тикым’ ӈамгэвна тасламбива? | Отчёт дежурного - Дети называют прочитанные стихи П.А.Явтысыя | 1 мин | Слайд 1 | Готовы к уроку, психологический, эмоциональный настрой, мобилизация внимания учащихся.. |
- Хэвы урокахана” маня” ненэй ненэцие’ паднана П.А .Явтысый’ нямна лаханаваць”, пыда падвы” стихотворениямда толабиваць. ӈаво’ толабасава”? Хывы яляхана мякы манзаям’ ня”мадаць” тикы ӈамгэ ӈэса? - Тарця манзаям’ сертамахад, лахарён’ хамэдыда”? | - дети говорят о том что делали дома: учили наизусть стихотворение; отвечали на вопросы к тексту; рисовали по сюжету текста стихотворения; работали в библиотеке (рисунки детей, листы с рабочими материалами.) Ответы детей. | 2 мин |
II. Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: определение содержательных рамок урока. Постановка цели урока. | -П.А. Явтысый’ нямна ӈамгэм’ теневада”? - Хурка падвыда теневада”? - Хурка падвыда толабасава? | - ответы учащегося по биографии -Дети называют: стихи и другие произведения П.А.Явтысыя | 3 мин | - Слайд 2 - Слайд 3 | Понимание темы, цели изадач урока |
Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока - Ненэця’ хусувэй падвэда, хэтвэда тэри таруси” я’ ни’ ниӈадибер. Маня” падвы” ӈаво’ намдмахадана” тасламбасетына”, техэ’ харидо’ хован’ харвасетыва” - Хэвы урокахана” П.А. Явтысыйпадвы «Ярабцараха’ ил’» стихотворением’ толаваць, Ханзер” ира”ядэрӈа”, тюку’ ялялахарёва” ӈамгэ’ нямна ӈэӈгу? -Ненасе, тюку’ яляурокана” нюм” П.А. Явтысый падвы «Ярабцарахаил’» тасламбава”. | Выдвигают предположение о теме урока, ставят цель, определяют задачу. - Маня” теда’ урокаханана” таслаӈгодава”, паднана’ падвы вади’ хари’ тидхалембаӈгува”.. Формулируют цель урока на основе обобщения сказанного. - Мань ихинанаи тюку’ ялэй урокова’ таслаӈгова лахарё ӈэӈгу… - П.А.Явтысый’ падвы «Ярабцараха ил’» стихотворением’ таслабвава”. | - Слайд 4 Тема урока |
III. Актуализация знаний. Цель этапа: актуализация и личностное восприятие. Целеполагание. | Нобкана лахарёва” минревана” сер” вадемандава” ӈока - Стихотворенияна” тема хурка? Намгэвна тарем’ тасламбира”? - Сую’ ниць иры' 9 яляхана маня” Россия” ява” хурка ӈарка хибядя ялям’ ядабтамби? - Ханзер” ира” ядэрӈа ӈамгэ’ нид тамальӈгы ненэця” тикы победам’ выдмэдо’? - Пыдара” тикы сайнорма’ нямна ӈаво’ намдорцетыда”? | - Стихотворенияхана паднана нюдя ӈатеня не’ нямна падна, пыда стихотворенияна” герой. Тикавна таслаб небя нюдя мэнева’ нямна ӈа тикы стихотворения… - Тикы’ хавна паднани падвы падвэхэна хусувэй герой харта характерда таня. Тикы не сямянхат вата пунрёбцода, няби нюда мэневада таня… -Тикы” яля” 1941-1945 похо”на маня” яна”саю мардама ялям’ ядабтамбива”… - Ява” ӈэдабавы” ненэця” харто’ ямдо’ нули” мэневэдо”… - Ненэця” мэбемы”, саюв” сэхэдавы”…. - Харто’ яханато’ хэнёси’ илеван’ харвавы”… и другие ответы - Сё”, лахарю”, рассказ”. История, литаратура урокаха”на вадецетыва”… Рассуждают, отвечая на вопрос. Приводят примеры из личных впечатлений | 3 мин | - Слайд 5 - Слайд 6 9 мая 2015 | Уметь определять тему стихотворения, вычленять главную мысль, эмоциональный настрой стихотворения, анализировать лирическое произведение, уметь определять художественные средства изобразительности. |
IV Проверка домашнего задания Цель этапа: выяснить готовность детей к уроку, выявить трудности в подготовке домашнего задания | - Мякананда” пыдара” толавы стихотворениямда сававна толаванда’ хавна тамна ӈамгэ манзаям' пэрцада”? | Ответы учащихся по выполненномуд.з. - Демонстрация своих рисунков по тексту | 2 мин | - Слай 7 Работа в компьютерах по рабочему листу | Умение выразительно читать лирическое произведение, отображать в рисунках сюжетную линию стихотворения, умение работать в рабочих листах на компьютерах, развивать творческие способности на уроке |
- Ңамгэ стихотворение тарем’ нюмдевы «Ярабцараха ил’»? - Теда’ текставнанда компьютеркана ответда хумбида”: - Стихотворенияхана мэна нена” нюда ханяхэвы? - Ханм’ пэрманда’ ёльцьӈгана мальцяку” ханзер” пэръяда? - Не сайнорма” по’ ёльцьӈгана ява” нэдабади’ ед’ӈамгэ серм’ сертабавы? - Си”ив ню’ небя нюдя ӈате ӈобкад ханя’ханӈа? - Ханзер” ира” ядэрӈа ӈамгэ си”ив нанакода тосья”мадо’? - Тикы не хурка ненэць’ ӈэвы, хурка небяӈэ толабава то”олха? | – ответы обучающихся на вопросы по тексту. На рабочем листе в компьютерах дети выделяют ответы и по возможности 1-2 человека комментируют свои ответы классу Устные ответы обучающихся на вопросы | 3 мин |
Тамна хурка манзаям’ сертабасада”? | - Дети читают наизусть текст стихотворения | 4 мин | |
- Ңамгэ нид паднана тюку илемям’ ярабцаӈэ вадеӈада? - Ярабц ханзер” мэта ? /Маня”сёӈэ мэць пиртава”? | - Стихотворенияхана вадетида паднана ярабцадрев вэрдамбида… - Паднанападвы ил’ ярабцанд’ ёльва то”олха… Дети могут исполнить фрагмент стихотворения песней – ярабц | | |
- Хурка вади’ нядмяць стихотворениява ихина сававна ха”морӈа? - Текстахананда тарця вади’ хода”: - метафора”- -эпитет вади’- - олицетворения - Учитель организует работа в рабочих листах | - Ңани’ явна хэтвы” вада” стихотворениям’ инзелебцохона савумдамбидо’. Тикы метафора”, эпитет”, гипербола”, олицетворения” Работа учащихся с рабочими листами на компьютерах | 2мин | рабочие листы на компьютерах Слайд 8 |
\Физминутка | | | 2 мин | | |
V. Осмысление. Цель этапа: Работа по теме урока, углубление знания и понимания прочитанного | - Пыдара” библиотекан’ ханӈадаць, таняна тюку П.А .Явтысый падвы стихотворениям’ луцавадавна падвэӈэ хораць, нюмда ӈамгэ? - Теда’ маня” ӈобнзер” сён’ инзелеӈгува”. Инзелемяхаданда” няни’ мандама”, тикы сё толавэна” то”олха? | - ответы учащихся по самостоятельному чтению ( литературный перевод на русский язык «Ненецкая баллада» Прослушивание песни «Ненецкая баллада» - ответы учащихся | 6 минут | Слайд 9 Фонохрестоматия песни «Ненецкая баллада» | Уметь сравнивать тексты на двух (ненецком, русском) языках и в музыкальном исполнении |
VI. Самостоятельная работа Цель этапа: выявить усвоение изученного материала | Организует самостоятельную деятельность учащихся. - Вадемына” сер” теда’ манзаям’ сертаӈгува”, компьютерканата” тюку ялэй урокана’ ед’ ӈэда тестм’ хода”, нюбеда”, классамда” падванда сер “тест сертабапяда” … | Решение теста на компьютерах - обсуждение результатов решения тестового задания | 5 мин | Слайд 10 Тестовое задание на компьютерах | осуществлять самоконтроль |
VII. Заключительный этап | Создаёт проблемную ситуацию. - Маня” урокана’ нерняна лахарём’ минреваць”, П.А. Явтысый’ падвы «Ярабцараза ил’» стихотворенияхана вадета’ не’ нямна лаханаваць” -.Ханзер” ира” ядэрӈа яна’ тир’ нимна тюку нева” тарця иланд’ ха”амвы пыдарида ӈэдакы? - Толавы стихотворенияна” геройм’ хурка ненэцяӈэ толова то”олха? - П.А. Явтысый’ падвы стихотворения хурка и” ӈудо’ мэць табеку? (ӈамгэн ’сидна’ тохоламби)? | -Отвечают на проблемный вопрос, используя знания, полученные на уроке в ходе обсуждения Маня”яна’тиӈгывнасайнормаханаява”ӈэдаванзьханяридхэвы”, ӈокаюм’пелядо’сайнормы”неняця”, хуркаритэнзм’ мэта” пуня’ нивы” ту”, сиддо’ӈатеныдо’ӈоб” тюку’ не тотрев товахандо’ пунрёвы”… - Тикы не нули” вык не, пыда ӈока по” хэб нод нютя сайнормахана яӈгувомахад ни пунрю. Сяӈок по” хэб пыда ӈоб” ӈатена… - Хэвы” серо’ сидна” тене тохоламби.. | 2 мин | Слайд 11 | Умение делать выводы по заданной теме и цели |
VIII. Рефлексия. Цель этапа:определить отношение учащихся к проанализированному тексту стихотворения. | Работа в парах:Раздать листочки - Теда’ пыдара” ихинянда” стихитворения хуркараха? Ответханата тарця вади’ мэӈада”: Мань ихиняни… Таремтасламббани… Ими таремядэрна Прослушать ответы учащихся | Делают выводы. Отвечают на вопросы. Выполняют обсуждение в парах, записывают впечатления на карточки Выступают, высказывая не только свою точку зрения, но и соседа по парте. | 2 мин | Слайд 11 Карточки для записи впечатлений | Умение высказывать свои впечатления, что понравилось на уроке, |
VIV. Домашнее задание. Цель этапа: причать детей к самостоятельной работе с учебником | - Мякы манзаяра” падара”. | Записываем дом задание Стр. 101 – 102 пересказ биографии В.А.Пырерка | 1 | Слайд 12 дневники | Самостоятельное чтение учебного материала дома по учебнику |
X.Итог урока Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности | Маня” тюку’ ялэйлахарёва” мань ихиняни ӈули”т идхалёдаӈэ хаясь, ӈули” савадаць. Учитель оценивает работу учащихся за урок - Урокава” малей. Лакамбой ӈэя. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Подводят итоги. | 2 | Слайд 13 | психологический, эмоциональный настрой учащихся |