СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-Ролевая игра "Определение плотности твёрдого тела"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - Ролевая игра "Определение плотности твёрдого тела" может быть интересен учителям физики. Урок можно проводить вместо лабораторной работы по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Урок-Ролевая игра "Определение плотности твёрдого тела"»


Филиал МБОУ СОШ с. Стегаловка в с. Стрелец










7класс



Учитель физики:

Стрельникова Тамара Николаевна.

Ф-7

Тема: «Определение плотности вещества твёрдого тела»

Цель урока:

  • Воспитывать чувство ответственности.

  • Учить обучаемых работать в коллективе.

  • Продолжить формирование вычислительных навыков, формировать умение планировать, прогнозировать эксперимент.

  • Научить учащихся определять плотность твердых тел опытным путем: с помощью весов, мензурки или линейки.

  • Научить пользоваться справочной литературой, работать с таблицами.

Тип урока: Занятие – исследование, ролевая игра, информационно-развивающий.

Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, весы, мензурка, линейка, тела разной массы и объема.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют:

регулятивными УУД – преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместными усилиями

познавательными УУД:

– определять способы решения проблем под руководством учителя

– выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска .

– формулировать новые знания совместными групповыми усилиями

коммуникативными УУД:

– участвовать в коллективном обсуждении проблем

личностными УУД:

– проявляют ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу.

Планируемые результаты:

Знать понятия

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

Вычисление плотности твердых тел, жидкостей и газов. Прямые и косвенные измерения

овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения

развитие внимательности собранности и аккуратности

Ход урока.


I. Проблемизация и постановка цели.

Вступительное слово учителя:

- Здравствуйте, я рада приветствовать вас в нашем научно-исследовательском центре «Орбита», который представлен тремя лабораториями:

- Лаборатория «Альфа»

- Лаборатория «Бета»

- Лаборатория «Дельта»


Учащиеся-сотрудники лабораторий распределяют роли: инженер-исследователь, лаборант.

Наш научно-исследовательский центр получил несколько заданий, в которых необходимо провести исследования по последней изученной нами теме.

Скажите, какое понятие мы изучили последним на уроке физики, его определение и будет темой нашей работы.


Учащиеся определяют тему урока: «Определение плотность твёрдого тела».


Мотивировка учащихся к самостоятельной постановке цели урока.

Для того чтобы мы могли полноценно работать, нам необходимо сформулировать цель нашего сегодняшнего занятия и поставить ряд задач, решение которых приведет нас к конечной цели. Кто попробует сформулировать их? Пожалуйста продолжите предложения:

- все тела состоят …….. (из различных веществ). Вещества состоят из ……… (молекул и атомов), разделённых …………. (промежутками);

- различные вещества имеют разную …………….. (плотность);

- по известной плотности веществ, используя таблицы плотностей, можно определить, из какого ………………. (вещества) изготовлено физическое тело.

- следовательно, в исследовательских работах необходимо ……………….. (определить плотность вещества твёрдых тел) и сделать выводы.

- В каких жизненных ситуациях могут понадобиться знания и умения измерения объёма и плотности твёрдого тела?


Учитель: Теперь необходимо повторить ранее изученный материал.


II. Проверка домашнего задания.

  1. Работа с формулой плотности, единицы измерения физических величин, входящих в формулу ρ = m/V .


Учащиеся заполняют таблицу и проводят взаимопроверку.



Физическая величина

Буквенное обозначение

Единица измерения в СИ

Формула

Плотность

ρ

кг/м3

ρ = m/V

Масса

m

кг

m = ρV

Объём

V

м 3

V= m/ρ


  1. Дать определение массы, объема и плотности.

Масса – скалярная физическая величина, являющаяся мерой инертности тела. Обозначается m, измеряется в СИ - кг.

Объём – скалярная физическая величина, характеризующая часть пространства, занимаемого телом.

Обозначается V, измеряется в СИ – м3. Объём прямоугольного параллелепипеда: V=abc, объём цилиндра: V=Sh, где SR2 .

Плотность – скалярная физическая величина, равная отношению массы тела к его объёму: ρ=m/V.

Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объёме

1 м3. Обозначается ρ, измеряется в СИ – кг/м3.


III.Актуализация знаний .

Работа с таблицами плотностей веществ в справочниках, по вопросам:

А) Плотность редкого металла осмия, равна 22600 кг/м3 . Что это означает?

В) Из какого вещества изготовлено кольцо, плотность которого 10,5 г/см3?

С) Плотность меди 8900 кг/м3 . Выразите её в г/см3 .

D) Какие измерительные приборы необходимо выбрать, чтобы определить плотность твёрдого тела?


2. Проведение работы.

Научно-исследовательский центр «Орбита» представлен лабораториями :

- Лаборатория «Альфа»

- Лаборатория «Бета»

- Лаборатория «Дельта»

  1. Лаборатории получают задания №1, №2, №3(см. образцы)

  2. Определяют цель работы.

  3. Заседание ученого совета по лабораториям, планирование эксперимента.

  4. Инженеры – исследователи проверяют готовность к работе, получают исследуемые образцы.

  5. На местах выполнение работы и оформление результатов.

  6. Подведение итогов работы и отчет лабораторий.

  7. Сдают бланки своей группы для проверки.

  8. Лаборанты сдают приборы.

3.Рефлексия


Продолжите фразу:

  • Сегодня на уроке я узнал ….

  • Теперь я могу …

  • Было интересно…

  • Знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся…


Д/з повт § №21,15,16. Физика 7 класс.

Оборудование:

1.Весы

2.Разновесы

3.Линейки

4.Мензурки

5.Образцы для определения плотности твердого тела.

6.Конверты с заданиями

7. Справочники по физике.






























Задание №1. Фермерское хозяйство «Южное» получило большой урожай моркови. Чтобы продать ее, необходимо узнать, соответствует ли она стандарту.


Бланк отчёта

Лаборатория________________________


Определение плотности твердого тела.


Цель работы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Научиться определять плотность твердого тела с помощью весов и линейки и сравнивать с табличным значением плотности.

Оборудование : весы с разновесами, мензурка, линейка, кусочек моркови, плотность которого надо определить, таблица плотности твёрдых тел.

Указания к работе.


1.Измерьте массу тела на весах.

2.Измерьте объем тела с помощью линейки или мензурки.

3.Расчитайте по формуле ρ = m/V плотность моркови.

4.Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.


Масса (г)

Длина

(см)

Ширина

( см)

Высота

(см)

Объём

(см3 )

Плотность

(г/см3 )

(кг/м3 )








5.Сравните полученный результат с данными справочника и сделайте вывод.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Лаборант ______________________________________________________

Инженер - исследователь__________________________________

Задание №2. Предприятие ООО «Молот» производит алюминиевые отливки. Нет ли в них брака: пустот или внутренних трещин?

Бланк отчёта.

Лаборатория ____________________________________

Определение плотности твердого тела. Цель работы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Научиться определять плотность твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра ( мензурки) и сравнивать с табличным значением плотности и сделать вывод.

Оборудование : весы с разновесами , алюминиевый брусок, плотность которого надо определить, мензурка, линейка, таблица плотности твёрдых тел.

Указания к работе.

1.Измерьте массу тела на весах.

2.Измерьте объем тела с помощью мензурки или линейки.

3.Расчитайте по формуле ρ = m/V плотность алюминиевого бруска.

4.Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.


Масса (г)

Длина

(см)

Ширина

( см)

Высота

(см)

Объём

(см3 )

Плотность

(г/см3 )

(кг/м3 )








5.Сравните полученный результат с данными справочника и сделайте вывод.




­­

__________________________________________________________

Инженер - исследователь ________________________________

______________

Лаборант ______________________________________________________

__________________________________

Задание №3. Геологическая экспедиция обнаружила залежи неизвестного строительного материала. Разновидность какого материала представлена образцом.



Бланк отчёта.

Лаборатория _____________________________________


Определение плотности твердого тела.


Цель работы: Научиться определять плотность твердого тела с помощью весов и линейки или мензурки и сравнивать с табличным значением плотности.

Оборудование : весы с разновесами, образец, плотность которого надо определить, линейка, мензурка.


Указания к работе.


1.Измерьте массу тела на весах.

2.Измерьте объем тела с помощью линейки или мензурки.

3.Расчитайте по формуле ρ = m/V плотность строительного материала.

4.Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.


Масса (г)

Длина

(см)

Ширина

( см)

Высота

(см)

Объём

(см3 )

Плотность

(г/см3 )

(кг/м3 )








5.Сравните полученный результат с данными справочника и сделайте вывод.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


__________________________________________________________­­

Инженер - исследователь ____________________________________

________________________________________

Лаборант ______________________________________________________


Учащиеся заполняют таблицу и проводят взаимопроверку.


Физическая величина

Буквенное обозначение

Единица измерения в СИ

Формула

Плотность




Масса




Объём





Физическая величина

Буквенное обозначение

Единица измерения в СИ

Формула

Плотность




Масса




Объём





Физическая величина

Буквенное обозначение

Единица измерения в СИ

Формула

Плотность




Масса




Объём





Физическая величина

Буквенное обозначение

Единица измерения в СИ

Формула

Плотность




Масса




Объём





Физическая величина

Буквенное обозначение

Единица измерения в СИ

Формула

Плотность




Масса




Объём





Физическая величина

Буквенное обозначение

Единица измерения в СИ

Формула

Плотность




Масса




Объём





Физическая величина

Буквенное обозначение

Единица измерения в СИ

Формула

Плотность




Масса




Объём






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!