Филиал МБОУ СОШ с. Стегаловка в с. Стрелец
7класс
Учитель физики:
Стрельникова Тамара Николаевна.
Ф-7
Тема: «Определение плотности вещества твёрдого тела»
Цель урока:
-
Воспитывать чувство ответственности.
-
Учить обучаемых работать в коллективе.
-
Продолжить формирование вычислительных навыков, формировать умение планировать, прогнозировать эксперимент.
-
Научить учащихся определять плотность твердых тел опытным путем: с помощью весов, мензурки или линейки.
-
Научить пользоваться справочной литературой, работать с таблицами.
Тип урока: Занятие – исследование, ролевая игра, информационно-развивающий.
Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, весы, мензурка, линейка, тела разной массы и объема.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся владеют:
регулятивными УУД – преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместными усилиями
познавательными УУД:
– определять способы решения проблем под руководством учителя
– выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска .
– формулировать новые знания совместными групповыми усилиями
коммуникативными УУД:
– участвовать в коллективном обсуждении проблем
личностными УУД:
– проявляют ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу.
Планируемые результаты:
Знать понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты |
Вычисление плотности твердых тел, жидкостей и газов. Прямые и косвенные измерения | овладение навыками работы с физическим оборудованием самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; | формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. | соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения развитие внимательности собранности и аккуратности |
Ход урока.
I. Проблемизация и постановка цели.
Вступительное слово учителя:
- Здравствуйте, я рада приветствовать вас в нашем научно-исследовательском центре «Орбита», который представлен тремя лабораториями:
- Лаборатория «Альфа»
- Лаборатория «Бета»
- Лаборатория «Дельта»
Учащиеся-сотрудники лабораторий распределяют роли: инженер-исследователь, лаборант.
Наш научно-исследовательский центр получил несколько заданий, в которых необходимо провести исследования по последней изученной нами теме.
Скажите, какое понятие мы изучили последним на уроке физики, его определение и будет темой нашей работы.
Учащиеся определяют тему урока: «Определение плотность твёрдого тела».
Мотивировка учащихся к самостоятельной постановке цели урока.
Для того чтобы мы могли полноценно работать, нам необходимо сформулировать цель нашего сегодняшнего занятия и поставить ряд задач, решение которых приведет нас к конечной цели. Кто попробует сформулировать их? Пожалуйста продолжите предложения:
- все тела состоят …….. (из различных веществ). Вещества состоят из ……… (молекул и атомов), разделённых …………. (промежутками);
- различные вещества имеют разную …………….. (плотность);
- по известной плотности веществ, используя таблицы плотностей, можно определить, из какого ………………. (вещества) изготовлено физическое тело.
- следовательно, в исследовательских работах необходимо ……………….. (определить плотность вещества твёрдых тел) и сделать выводы.
- В каких жизненных ситуациях могут понадобиться знания и умения измерения объёма и плотности твёрдого тела?
Учитель: Теперь необходимо повторить ранее изученный материал.
II. Проверка домашнего задания.
-
Работа с формулой плотности, единицы измерения физических величин, входящих в формулу ρ = m/V .
Учащиеся заполняют таблицу и проводят взаимопроверку.
Физическая величина | Буквенное обозначение | Единица измерения в СИ | Формула |
Плотность | ρ | кг/м3 | ρ = m/V |
Масса | m | кг | m = ρV |
Объём | V | м 3 | V= m/ρ |
-
Дать определение массы, объема и плотности.
Масса – скалярная физическая величина, являющаяся мерой инертности тела. Обозначается m, измеряется в СИ - кг.
Объём – скалярная физическая величина, характеризующая часть пространства, занимаемого телом.
Обозначается V, измеряется в СИ – м3. Объём прямоугольного параллелепипеда: V=abc, объём цилиндра: V=Sh, где S=πR2 .
Плотность – скалярная физическая величина, равная отношению массы тела к его объёму: ρ=m/V.
Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объёме
1 м3. Обозначается ρ, измеряется в СИ – кг/м3.
III.Актуализация знаний .
Работа с таблицами плотностей веществ в справочниках, по вопросам:
А) Плотность редкого металла осмия, равна 22600 кг/м3 . Что это означает?
В) Из какого вещества изготовлено кольцо, плотность которого 10,5 г/см3?
С) Плотность меди 8900 кг/м3 . Выразите её в г/см3 .
D) Какие измерительные приборы необходимо выбрать, чтобы определить плотность твёрдого тела?
2. Проведение работы.
Научно-исследовательский центр «Орбита» представлен лабораториями :
- Лаборатория «Альфа»
- Лаборатория «Бета»
- Лаборатория «Дельта»
-
Лаборатории получают задания №1, №2, №3(см. образцы)
-
Определяют цель работы.
-
Заседание ученого совета по лабораториям, планирование эксперимента.
-
Инженеры – исследователи проверяют готовность к работе, получают исследуемые образцы.
-
На местах выполнение работы и оформление результатов.
-
Подведение итогов работы и отчет лабораторий.
-
Сдают бланки своей группы для проверки.
-
Лаборанты сдают приборы.
3.Рефлексия
Продолжите фразу:
Д/з повт § №21,15,16. Физика 7 класс.
Оборудование:
1.Весы
2.Разновесы
3.Линейки
4.Мензурки
5.Образцы для определения плотности твердого тела.
6.Конверты с заданиями
7. Справочники по физике.
Задание №1. Фермерское хозяйство «Южное» получило большой урожай моркови. Чтобы продать ее, необходимо узнать, соответствует ли она стандарту.
Бланк отчёта
Лаборатория________________________
Определение плотности твердого тела.
Цель работы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Научиться определять плотность твердого тела с помощью весов и линейки и сравнивать с табличным значением плотности.
Оборудование : весы с разновесами, мензурка, линейка, кусочек моркови, плотность которого надо определить, таблица плотности твёрдых тел.
Указания к работе.
1.Измерьте массу тела на весах.
2.Измерьте объем тела с помощью линейки или мензурки.
3.Расчитайте по формуле ρ = m/V плотность моркови.
4.Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
Масса (г) | Длина (см) | Ширина ( см) | Высота (см) | Объём (см3 ) | Плотность |
(г/см3 ) | (кг/м3 ) |
| | | | | | |
5.Сравните полученный результат с данными справочника и сделайте вывод.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лаборант ______________________________________________________
Инженер - исследователь__________________________________
Задание №2. Предприятие ООО «Молот» производит алюминиевые отливки. Нет ли в них брака: пустот или внутренних трещин?
Бланк отчёта.
Лаборатория ____________________________________
Определение плотности твердого тела. Цель работы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Научиться определять плотность твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра ( мензурки) и сравнивать с табличным значением плотности и сделать вывод.
Оборудование : весы с разновесами , алюминиевый брусок, плотность которого надо определить, мензурка, линейка, таблица плотности твёрдых тел.
Указания к работе.
1.Измерьте массу тела на весах.
2.Измерьте объем тела с помощью мензурки или линейки.
3.Расчитайте по формуле ρ = m/V плотность алюминиевого бруска.
4.Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
Масса (г) | Длина (см) | Ширина ( см) | Высота (см) | Объём (см3 ) | Плотность |
(г/см3 ) | (кг/м3 ) |
| | | | | | |
5.Сравните полученный результат с данными справочника и сделайте вывод.
__________________________________________________________
Инженер - исследователь ________________________________
______________
Лаборант ______________________________________________________
__________________________________
Задание №3. Геологическая экспедиция обнаружила залежи неизвестного строительного материала. Разновидность какого материала представлена образцом.
Бланк отчёта.
Лаборатория _____________________________________
Определение плотности твердого тела.
Цель работы: Научиться определять плотность твердого тела с помощью весов и линейки или мензурки и сравнивать с табличным значением плотности.
Оборудование : весы с разновесами, образец, плотность которого надо определить, линейка, мензурка.
Указания к работе.
1.Измерьте массу тела на весах.
2.Измерьте объем тела с помощью линейки или мензурки.
3.Расчитайте по формуле ρ = m/V плотность строительного материала.
4.Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
Масса (г) | Длина (см) | Ширина ( см) | Высота (см) | Объём (см3 ) | Плотность |
(г/см3 ) | (кг/м3 ) |
| | | | | | |
5.Сравните полученный результат с данными справочника и сделайте вывод.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
Инженер - исследователь ____________________________________
________________________________________
Лаборант ______________________________________________________
Учащиеся заполняют таблицу и проводят взаимопроверку.
Физическая величина | Буквенное обозначение | Единица измерения в СИ | Формула |
Плотность | | | |
Масса | | | |
Объём | | | |
Физическая величина | Буквенное обозначение | Единица измерения в СИ | Формула |
Плотность | | | |
Масса | | | |
Объём | | | |
Физическая величина | Буквенное обозначение | Единица измерения в СИ | Формула |
Плотность | | | |
Масса | | | |
Объём | | | |
Физическая величина | Буквенное обозначение | Единица измерения в СИ | Формула |
Плотность | | | |
Масса | | | |
Объём | | | |
Физическая величина | Буквенное обозначение | Единица измерения в СИ | Формула |
Плотность | | | |
Масса | | | |
Объём | | | |
Физическая величина | Буквенное обозначение | Единица измерения в СИ | Формула |
Плотность | | | |
Масса | | | |
Объём | | | |
Физическая величина | Буквенное обозначение | Единица измерения в СИ | Формула |
Плотность | | | |
Масса | | | |
Объём | | | |