СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок России на 1 сентября.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать  представление о Росс, как о многонациональном государстве.

Просмотр содержимого документа
«Урок России на 1 сентября.»


Классный час «Я - часть твоя, великая Россия!».


3-4 класс

Тема «Я - часть твоя, великая Россия!».


Цели классного часа: - формирование национальной идентичности учащихся через знакомство с геральдикой родной страны и родного края, а также через изображение герба своей семьи с использованием элементов герба России и Тамбовской области;

- дать представление о России как о многонациональном государстве;

- познакомить с символами государства: флаг, герб, гимн.

- символизировать объединение российского государства и общества призван День солидарности в борьбе с терроризмом. Это особая дата установлена в память о трагических событиях, произошедшихс 1 по 3 сентября 2004 годав школе № 1города Беслана в Северной Осетии.

Оборудование:

- иллюстрации разнообразия и богатства природных условий, полезных

ископаемых, народностей, проживающих на территории России;

- политическая карта мира;

- иллюстрации символов государства (флаг, герб), запись гимна (диск);

- запись эпиграфа к уроку на доске (слайд): « Россия, Русь! Храни себя, храни!»

( Н. Рубцов)



Ход занятия.

1. Самоопределение к деятельности (Организационный момент).

«Слава нашей стороне! Слава русской старине!

Люди русские знать должны о делах родной страны».


2.Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Прочитайте слова (на доске или на слайде)

отечество Родина родная мать

Россия родились родной язык

родители родная земля


3. Постановка учебной задачи. Работа с политической картой.

- Как вы думаете, о чем пойдет разговор на сегодняшнем занятии? (предположения)

- Откуда произошло слово Родина? Послушаем ребят, которые нашли ответ на этот вопрос в словарях.

(Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного древнего рода. Само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду).

-Подберите родственные слова к слову родина, объясните их значение.

( - Родить – произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное, родит почва, земля.

– Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.

- Родня – родственники.

- Родословная – перечень поколений одного рода.

- Родина – это и отечество, страна и место рождения человека.

- Народ – нация, народность, жители страны.)

- Посмотрите на карту.

– Сколько государств на Земле? (свыше 200).

- В каком государстве живем мы? (Россия или Российская Федерация)

- Кто может показать нашу страну на карте?

- Много ли у нас соседей? Территория, которую занимает наша страна, отделена от других стран границей (показать на карте).

4. Открытие нового знания.

а) Государство.

- Какой вам представляется наша страна?

(Огромная территория, разнообразная богатая природа: растительный и животный мир, много полезных ископаемых).

( чтение вслух рассказа «Россия» по Г.Цыферову)

« Россия – огромная республика.

Но Россия и добрая республика. По- братски делится она всем, что имеет, со своими сестрами. Как старшая помогает младшим сестрам-республикам быстро расти, развиваться, делаться все богаче и красивее».

б) Символика государства.

Каждое государство, каждая республика имеет свои символы: флаг, герб, гимн.

( изображение герба: иллюстрация или слайд)

У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый золотой орел на фоне российского флага. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500лет назад – в 1497 году впервые его ввел царь Иван III Васильевич – великий князь всея Руси, как его называли.

Это был герб Московского государства, Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации. Внутри российского герба – герб Москвы. На нем на красном фоне изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона.

Российский флаг – это трехцветное полотнище с белой, голубой и красной полосами. Появился он впервые в 1693 году, а единственным флагом Российского государства стал во время царствования Александра III. С 1993 года это государственный флаг Российской Федерации.

- Что вы знаете о цветах нашего флага? (ответы детей)

Есть разные версии.

По одной из них, это единство моря, земли и неба.

По другой версии – это содружество трех славянских народов.

По третьей версии – цвета флага символизируют:

белый цвет – веру, чистоту;

синий цвет – небо, благородство, верность;

красный цвет – героизм, отвагу, смелость.

Есть и такая версия: белый цвет – это вера, синий цвет – это надежда, а красный цвет – это любовь.

- Что вы знаете о Гимне России?

Гимном Российской Федерации стала музыка Патриотической песни русского композитора М.И. Глинки, который жил в XIX веке.

(прослушивание гимна) красной полосами.е с белой. ен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона.00000000000000000000000000000000000000000000000

в) Граждане и гражданство

- Как называют граждан России? (Россияне)

- Это люди одной национальности?

- Люди каких национальностей проживают в нашей стране?

В нашей стране живут люди разных национальностей:

русские, украинцы, белорусы, узбеки, казахи, грузины, азербайджанцы, литовцы, молдаване, латыши, киргизы, таджики, армяне, туркмены, эстонцы. Наша страна многонациональна.

В нашей стране живет очень много разных народов:

татары, коми-пермяки, башкиры, удмурты, чуваши, чукчи, эвенки, ханты, манси, эскимосы, нанайцы, карелы, марийцы, мордва, ненцы, саамы, буряты, тувинцы, эвены, якуты, коряки, ительмены, юкагиры и другие народы.

-Сравните понятия «страна» и « Родина».


Стать настоящим гражданином России без знаний, которые вы получите сегодня, просто невозможно!

Для продуктивной работы нам понадобятся некоторые сведения, которыми вы уже владеете. Чтобы вспомнить все необходимое, давайте поиграем в игру «Островки»: перед вами карточки с текстом, а в нем - «островки» - пропуск некоторых важных слов и фраз. Вам необходимо их восстановить.

Прием «Островки»

Заполнение карточек*





Россия имеет государственный символы, главные из них – флаг, герб и ____________. Флаг нашей страны состоит из полос трех цветов – белого, синего и красного. Белый цвет символизирует -__________________________, синий -_____________________________, красный - ___________________________________. Наука, которая занимается изучением флагов и знамен называется _________________________. Герб нашей страны представляет собой красный геральдический щит, на котором изображен золотой _________________________________. Наука, которая изучает гербы, носит название ________________________.



Ответы к карточке: гимн; благородство и откровенность; верность, честность, безупречность и целомудрие; мужество, смелость, великодушие и любовь; вексиллология, двуглавый орел; геральдика.


- Ребята, давайте посмотрим, что у вас получилось. Постарайтесь не просто прочесть текст с листочка, а передать его по памяти.






























«Трагедия Беслана»


РОЛИК « трагедия в Беслане» https://www.youtube.com/watch?v=Dl_Gwn1aqiw

Слово учителя:


Маленьким жителям Беслана, чьи имена навсегда останутся в памяти человечества, их учителям, наставникам, до последней минуты сердцем прикрывавшим своих питомцев и разделившим тяжесть выпавших на их долю испытаний, несгибаемым отцам и матерям Беслана – всем тем, кто погиб в темном пекле пылающего ада и кто выжил в эти страшные сентябрьские дни.

Классный руководитель: Ребята, вы услышали историю бесланской трагедии. На листочках, которые лежат перед вами, напишите, какие ассоциации вызывают у вас слова «террор», «терроризм», «террорист» (слова заранее написаны на доске).

Обсуждение написанного.


Знакомство с историей терроризма, определениями понятий.


Слово учителя: Терроризм - это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремиться достичь своей цели при помощи насилия. Террористы – это люди, которые захватывают в заложники, организуют взрывы в многолюдных местах, используют оружие. Часто жертвами терроризма становятся невинные люди, среди которых есть и дети. Террор - запугивание, подавление противников, физическое насилие, вплоть до физического уничтожения людей совершением актов насилия (убийства, поджоги, взрывы, захват заложников).


События последних лет со всей определенностью доказали, что Россия, как и все мировое сообщество, не в силах противостоять размаху терроризма. Именно этими обстоятельствами и была вызвана необходимость разработки Федерального закона “О борьбе с терроризмом”, принятого в июле 1998 года.

Презентация:

Слезы, ненависть, горе. Такой короткий промежуток от счастья, праздника к своей гибели. По официальным данным в результате террористического акта 1-3 сентября в г. Беслан погибли 334 человека, из них 186 детей, 15 учителей, более 900 человек получили ранения…

Учитель зажигает свечу…


Памяти жертв бесланской трагедии, памяти всех жертв терроризма – минута молчания.

Минута молчания



Заключение;

Данной работой в системе классных часов и уроков закладываются основы национального самосознания. Учащиеся получают знания о символике родной страны и родного края, закрепить теорию помогает применение полученных знаний на практике.


Памятка по антитеррористической и личной безопасности учащихся


(В дневник каждому ученику)


1. Если увидели подозрительного человека, сообщите об этом родителям, учителям, сотрудникам правоохранительных органов.


2. Никогда не берите в руки, не открывайте, не разворачивайте подозрительные бесхозные сумки, пакеты, кейсы, чемоданы, портфели. Не наносите по ним удары.


3. Не предпринимайте попытку самостоятельно обезвредить подозрительный предмет или доставить его в отделение милиции.


4. Не пытайтесь проникнуть в отцепленную, огражденную, охраняемую зону.


5. Постарайтесь быстро покинуть опасную зону, вывести из нее сверстников.


6. Если у вас есть информация о готовящемся террористическом акте, незамедлительно сообщите об этом родителям, учителям, в милицию, спасателям.


Телефоны:


Пожарная служба – 01


Милиция – 02


Скорая помощь – 03












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!