"Разделительный Ь. Правописание слов с разделительным Ь"
Цель урока: формирование умений грамотно писать слова с разделительным мягким знаком.
Задачи урока:
Познавательные:
Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.
Развивать умение различать разделительный мягкий знак и Ь -показатель мягкости согласных.
Пополнять словарного запаса учащихся.
Развивать монологическую речь.
Совершенствовать базовые знания и умения учащихся:
Регулятивные:
Формировать обще – учебные умения:
а) умение самостоятельно добывать знания;
б) умение наблюдать, сравнивать, обобщать;
в) умение осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку.
Коммуникативные:
Повышать культуру речи и грамотность; расширять словарный запас, вести диалог, понимать точку зрения другого; извлекать информацию; учить формулировать высказывание.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, позитивное отношение к себе.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: мультимедийная презентация.
Оборудование:
Учебник Канакина В.П. «Русский язык, 2 класс, 2 часть»;
Рабочая тетрадь «Русский язык, 2 класс, 2 часть»;
Мультимедийный проектор, интерактивная доска;
Компьютер;
Презентация
Ход урока
I. Организационный момент (слайд 1)
Прозвенел звонок весёлый.
Начать урок мы все готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
- Ребята, перед тем как записать число, проверьте, правильно ли вы расположили тетради.
II. Повторение пройденного
В путешествие сегодня
Отправляемся, друзья.
В необычный город-сказку
Под названьем … (Мягкий знак)
– Куда мы отправимся сегодня путешествовать? (город-сказку)
(На экране появляется карта города в виде мягкого знака) (слайд 2)
– Чтобы добраться до города-сказки, нам нужен транспорт. А какой вы отгадаете сами, послушайте загадку.
Это что за зверь такой,
Пробежал по мостовой?
На ногах резина,
Питается бензином.
Он рычит, клубится пыль...
Его зовут... (АВТОМОБИЛЬ)
(На экране рисунок автомобиля и карточка с этим словом) (слайд 3)
Чистописание
- Какая первая буква в слове «автомобиль»?
- Написали: А ААааа автомобиль
- Что интересного вы заметили в слове «автомобиль»?
- Назовите словарные слова, в которых букв больше, чем звуков ( апрель, пальто, тетрадь). Запишем эти слова на второй строке.
– Ребята, в загадке встретилось слово мостовая, а что такое мостовая?(слайд 4)
Первоначально самой удобной для проезда частью дороги были мосты. Они были прочнее и ровнее земляных улиц и дорог. Вот почему в городах и стремились сделать улицу похожей на мост. Отсюда образовалось слово замостить. То есть уложить улицу, дорогу камнем. Камень брали округлой формы. Такой камень называли булыжником. Сейчас дороги асфальтируют асфальтом.
– Какая безударная гласная буква пропущена в данном слове? (буква О)
– Почему?
– А почему именно на автомобиле мы будем путешествовать? Посмотрите на написание слова автомобиль, апрель, пальто, тетрадь, двадцать. Что общего в этих словах?( Есть ь.Определите название сказочного города, в который мы отправились путешествовать).
– Мы начинаем наше путешествие. Приготовились, сели удобнее, мы поехали.
(Автомобиль поехал) (слайд 5)
III. Подготовительный этап
– Вот мы у ворот города-сказки. Ворота закрыты на замочки. Чтобы войти в город, нам нужно открыть их. Для этого нам необходимо выполнить задание.
(Задание на слайде 5)
– Посмотрите на экран. Найдите и назовите слова, в которых спрятался мягкий знак.
Ден_, сос_на, огон_ки, пал_то, рул_, двер_, дом_, водител_
(Слова на слайде 6, затем появляются с Ь)
– Где стоит Ь в этих словах? (на конце слова и в середине слова)
– Между какими буквами он стоит? (согласными)
– Какую работу он выполняет в этих словах? (для обозначения мягкости согласного звука)
– Так какой это мягкий знак?
Вывод: правильно, в данных словах мягкий знак служит для обозначения мягкости согласного звука, стоит в конце слова или в середине слова между согласными буквами.
– Вы ответили правильно, ворота раскрылись и мы поехали дальше.
IV. Физминутка
– Я вам предлагаю продолжить путешествие пешком. Приготовили свои ножки, пошли, затопали ножками.(слайд 7, 8, 9)
V. Работа над новой темой
- А вот и первый житель этого города. Догадайтесь, кто это?
Друзья, открою вам секрет:
Мне без варенья жизни нет.
Для здоровья и веселья
Ем печень, ем варенье.
– Кто же это? (Появляется Карлсон) (слайд 10)
– Карлсон нас встречает с угощением. А вот угостить он нас не может. А почему? (слова написаны с ошибками. Нет Ь)
– Куда мы его должны вставить? (между буквами Н и Е)
(Cлайд 11)
– Мягкий знак решил подружиться с буквами и встал между согласной буквой Н и гласной буквой Е и разделил их на два отдельных звука. Получилось (читаем вместе НЬЕ в слове варенье и также во втором слове: печенье)
– Какое имя можно дать мягкому знаку? (разделительный)(слайд 12)
– Подружившись с этими буквами, мягкий знак захотел найти себе ещё друзей. И в этом мы ему поможем. Пододвиньте к себе маршрутный лист. Найдите первое задание. Прочитайте слова. Подчеркните разделительный Ь и буквы между которыми стоит Ь. (работа в парах)
(Проверка. Дети называют буквы, между которыми встал разделительный ь) (слайд 13)
ЗДОРОВЬЕ
ЛЬЁТ
ВЬЮГА
ДРУЗЬЯ
ВОРОБЬИ
– Какие буквы пишутся перед разделительным мягким знаком?(согласные)
– Какие буквы пишутся после разделительным мягким знаком?(гласные)
– Назовите эти гласные буквы. (Е,Ё,Ю,Я,И)
– Именно только эти гласные стали дружить с разделительным Ь)
– А теперь попробуйте сформулировать правило.
Вывод: Разделительный мягкий знак ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я. Разделительный мягкий знак – орфограмма.
V. Первичное закрепление
Торговая площадь (слайд 14)
– Молодцы, ребята,Карлсон очень доволен. Он нас угощает печеньем.
– А мы с вами отправляемся дальше и попадаем на торговую площадь. Представьте, что мы с вами идем по торговой площади. Посмотрели налево, посмотрели направо. Вокруг очень много разных товаров. Давайте купим что-нибудь, но мы можем купить только такой товар, в названии которого есть разделительный Ь. (на слайде 14 торговая площадь) (самостоятельная работа)
Слова: платье, морковь, стулья, фонарь, пальто, белье, альбом, ружьё.
– Самопроверка: (слайд 15)
– Какую роль выполняет в этих словах разделительный Ь? (разделяет согласный звук от гласного)
Вывод: Повторим правило:
Разделительный мягкий знак ПИШЕТСЯ после согласных перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я.
– Чтобы идти дальше нам нужно немного отдохнуть.
VI. Физминутка
Встали, выровнялись в ряд.
Будем всё изображать:
Ружьё, веселье и жильё,
Платье, листья и копьё.
Друзья, вьюга и варенье,
Бульон, вьюнок и новоселье.
Орфограмму заучи:
Ь всегда пиши!
VII. Закрепление
а) – Продолжаем наше путешествие. А вот и детская площадка. Крокодил Гена и Чебурашка решили построить домики для детей. (слайд 15)
А для строительства, они взяли кирпичики, на которых написаны слова с мягким знакам. Давайте поможем нашим героям построить домики. Девочки будут помогать строить домик Чебурашке и впишут в домик слова с мягким знаком показателем мягкости. Мальчики будут помогать строить домик крокодилу Гене и впишут слова с разделительным Ь. По два человека будут работать у доски.
Слова: вьюга, хлопья, братья, жильё, пальто, апельсин, скользко, тетрадь, учитель, воробьи. (слайд 16)
(Проверка)
Вывод:
– Для чего же служит разделительный Ь? (разделяет согласный звук от гласных е,ё,ю,я,и) (правило на доске)
б) Работа в Рабочих тетрадях (упр. 43, стр. 21) (Взаимопроверка)
VIII. Работа над предложением. (Работа в парах) (слайд 17)
– Продолжаем путешествие. Сейчас на нашем пути улица Предложений. Жители этой улицы живут в разных домах. А когда они выходят на улицу и вместе гуляют, то получаются предложения. Вот и сейчас жители этой улицы вышли на прогулку. Попробуйте составить предложение.
(На экране карточки со словами.)
ВОСКРЕСЕНЬЕ, РЕБЯТА, ХОДИЛИ, В, ЛЕС, В
Проверка. В воскресенье ребята ходили в лес.
Запиши предложение в тетрадях, определите грамматическую основу.
– Назовите слово, в котором пишется Ь? (разделительный)
– Какой это мягкий знак и какую роль он играет? (разделяет согласный звук от гласных е,ё,ю,я,и) (правило на доске)
Вывод:
– Когда пишется разделительный мягкий знак?
– Молодцы!
IX. Закрепление. (слайд 18)
Вот мы повернули и попали на спортивную площадку. Футболисты Заяц и Волк очень огорчены. Нужно забивать голы, но они никак не могут. Давайте им поможем правильно забить голы, отгадав слова. Я читаю предложение, а вы замените его одним словом. Подсказка вам будет на мяче.
1) Дождливая, пасмурная погода. (ненастье)
2) Чувство огромной радости. (счастье)
3) Вид спортивного снаряда с острым наконечником. (Копьё)
4) Одежда, которую носят поверх белья. (платье)
5) Мебель в виде доски на ножках. (скамья)
– Молодцы! Вы помогли Зайцу и Волку забить голы.
– На какую орфограмму встретились слова. (разделительный мягкий знак)
– Когда пишется разделительный Ь?
Вывод: (правило и схема)
Разделительный мягкий знак пишется после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я
X. Итог урока. (слайд 19)
– Ну что ж закончилось наше путешествие по сказочному городу под названием Мягкий знак. Ответьте на вопросы:
– Я понял, что …
– Я научился …
– Занятие дало мне для жизни …
– Мне захотелось …
Рефлексия
– Вы очень хорошо работали на уроке.
Оцените свою работу на уроке. Если вам легко и интересно было выполнять все задания, выбираете желтую или красную звёздочки. Если было трудно – синюю.
Домашнее задание: с. 20, упр. 40
________________________________________
Здоров…е, л…ёт, в…юга, друз…я, вороб…и
________________________________________
Здоров…е, л…ёт, в…юга, друз…я, вороб…и
________________________________________
Здоров…е, л…ёт, в…юга, друз…я, вороб…и
________________________________________
Здоров…е, л…ёт, в…юга, друз…я, вороб…и
________________________________________
Здоров…е, л…ёт, в…юга, друз…я, вороб…и
________________________________________
Здоров…е, л…ёт, в…юга, друз…я, вороб…и