СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русског языка на тему:"Разделительный Ь"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка на тему: " Разделительный мягкий знак.ПРавописание слов с разделительным Ь" Урок предназначен для учащихся первого класса.

Просмотр содержимого документа
«Урок русског языка на тему:"Разделительный Ь"»

"Разделительный Ь. Правописание слов с разделительным Ь"

Цель урока: формирование умений грамотно писать слова с разделительным мягким знаком.

Задачи урока:

Познавательные:

  1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.

  2. Развивать умение различать разделительный мягкий знак и Ь -показатель мягкости согласных.

  3. Пополнять словарного запаса учащихся.

  4. Развивать монологическую речь.

  5. Совершенствовать базовые знания и умения учащихся:

Регулятивные:

  1. Формировать обще – учебные умения:
    а) умение самостоятельно добывать знания;
    б) умение наблюдать, сравнивать, обобщать;
    в) умение осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку.



Коммуникативные:

  1. Повышать культуру речи и грамотность; расширять словарный запас, вести диалог, понимать точку зрения другого; извлекать информацию; учить формулировать высказывание.

  2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, позитивное отношение к себе.



Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: мультимедийная презентация.

Оборудование:

  1. Учебник Канакина В.П. «Русский язык, 2 класс, 2 часть»;

  2. Рабочая тетрадь «Русский язык, 2 класс, 2 часть»;

  3. Мультимедийный проектор, интерактивная доска;

  4. Компьютер;

  5. Презентация



Ход урока

I. Организационный момент (слайд 1)

Прозвенел звонок весёлый. 
Начать урок мы все готовы. 
Будем слушать, рассуждать, 
И друг другу помогать.

- Ребята, перед тем как записать число, проверьте, правильно ли вы расположили тетради.

II. Повторение пройденного

В путешествие сегодня
Отправляемся, друзья.
В необычный город-сказку
Под названьем … (Мягкий знак)

– Куда мы отправимся сегодня путешествовать? (город-сказку)

(На экране появляется карта города в виде мягкого знака) (слайд 2)

– Чтобы добраться до города-сказки, нам нужен транспорт. А какой вы отгадаете сами, послушайте загадку.

Это что за зверь такой,
Пробежал по мостовой?
На ногах резина,
Питается бензином.
Он рычит, клубится пыль...
Его зовут... (АВТОМОБИЛЬ)

(На экране рисунок автомобиля и карточка с этим словом) (слайд 3)

Чистописание

- Какая первая буква в слове «автомобиль»?

- Написали: А ААааа автомобиль

- Что интересного вы заметили в слове «автомобиль»?

- Назовите словарные слова, в которых букв больше, чем звуков ( апрель, пальто, тетрадь). Запишем эти слова на второй строке.

– Ребята, в загадке встретилось слово мостовая, а что такое мостовая?(слайд 4)

Первоначально самой удобной для проезда частью дороги были мосты. Они были прочнее и ровнее земляных улиц и дорог. Вот почему в городах и стремились сделать улицу похожей на мост. Отсюда образовалось слово замостить. То есть уложить улицу, дорогу камнем. Камень брали округлой формы. Такой камень называли булыжником. Сейчас дороги асфальтируют асфальтом.

– Какая безударная гласная буква пропущена в данном слове? (буква О)

– Почему?

– А почему именно на автомобиле мы будем путешествовать? Посмотрите на написание слова автомобиль, апрель, пальто, тетрадь, двадцать. Что общего в этих словах?( Есть ь.Определите название сказочного города, в который мы отправились путешествовать).

– Мы начинаем наше путешествие. Приготовились, сели удобнее, мы поехали.

(Автомобиль поехал) (слайд 5)

III. Подготовительный этап

– Вот мы у ворот города-сказки. Ворота закрыты на замочки. Чтобы войти в город, нам нужно открыть их. Для этого нам необходимо выполнить задание.

(Задание на слайде 5)

– Посмотрите на экран. Найдите и назовите слова, в которых спрятался мягкий знак.

Ден_, сос_на, огон_ки, пал_то, рул_, двер_, дом_, водител_

(Слова на слайде 6, затем появляются с Ь)

– Где стоит Ь в этих словах? (на конце слова и в середине слова)

– Между какими буквами он стоит? (согласными)

– Какую работу он выполняет в этих словах? (для обозначения мягкости согласного звука)

– Так какой это мягкий знак?



Вывод: правильно, в данных словах мягкий знак служит для обозначения мягкости согласного звука, стоит в конце слова или в середине слова между согласными буквами.

– Вы ответили правильно, ворота раскрылись и мы поехали дальше.

IV. Физминутка

– Я вам предлагаю продолжить путешествие пешком. Приготовили свои ножки, пошли, затопали ножками.(слайд 7, 8, 9)

V. Работа над новой темой

- А вот и первый житель этого города. Догадайтесь, кто это?

Друзья, открою вам секрет:
Мне без варенья жизни нет.
Для здоровья и веселья 
Ем печень, ем варенье.

– Кто же это? (Появляется Карлсон) (слайд 10)

– Карлсон нас встречает с угощением. А вот угостить он нас не может. А почему? (слова написаны с ошибками. Нет Ь)

– Куда мы его должны вставить? (между буквами Н и Е)

(Cлайд 11)

– Мягкий знак решил подружиться с буквами и встал между согласной буквой Н и гласной буквой Е и разделил их на два отдельных звука. Получилось (читаем вместе НЬЕ в слове варенье и также во втором слове: печенье)

– Какое имя можно дать мягкому знаку? (разделительный)(слайд 12)

Подружившись с этими буквами, мягкий знак захотел найти себе ещё друзей. И в этом мы ему поможем. Пододвиньте к себе маршрутный лист. Найдите первое задание. Прочитайте слова. Подчеркните разделительный Ь и буквы между которыми стоит Ь. (работа в парах)

(Проверка. Дети называют буквы, между которыми встал разделительный ь) (слайд 13)

ЗДОРОВЬЕ
ЛЬЁТ
ВЬЮГА
ДРУЗЬЯ
ВОРОБЬИ

– Какие буквы пишутся перед разделительным мягким знаком?(согласные)

– Какие буквы пишутся после разделительным мягким знаком?(гласные)

– Назовите эти гласные буквы. (Е,Ё,Ю,Я,И)

– Именно только эти гласные стали дружить с разделительным Ь)

– А теперь попробуйте сформулировать правило.

Вывод: Разделительный мягкий знак ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я. Разделительный мягкий знак – орфограмма.

V. Первичное закрепление

Торговая площадь (слайд 14)

– Молодцы, ребята,Карлсон очень доволен. Он нас угощает печеньем.

– А мы с вами отправляемся дальше и попадаем на торговую площадь. Представьте, что мы с вами идем по торговой площади. Посмотрели налево, посмотрели направо. Вокруг очень много разных товаров. Давайте купим что-нибудь, но мы можем купить только такой товар, в названии которого есть разделительный Ь. (на слайде 14 торговая площадь) (самостоятельная работа)

Слова: платье, морковь, стулья, фонарь, пальто, белье, альбом, ружьё.

– Самопроверка: (слайд 15)

– Какую роль выполняет в этих словах разделительный Ь? (разделяет согласный звук от гласного)

Вывод: Повторим правило:

Разделительный мягкий знак ПИШЕТСЯ после согласных перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я.

– Чтобы идти дальше нам нужно немного отдохнуть.

VI. Физминутка

Встали, выровнялись в ряд.

Будем всё изображать:

Ружьё, веселье и жильё,

Платье, листья и копьё.

Друзья, вьюга и варенье,

Бульон, вьюнок и новоселье.

Орфограмму заучи:

Ь всегда пиши!



VII. Закрепление

а) – Продолжаем наше путешествие. А вот и детская площадка. Крокодил Гена и Чебурашка решили построить домики для детей. (слайд 15)

А для строительства, они взяли кирпичики, на которых написаны слова с мягким знакам. Давайте поможем нашим героям построить домики. Девочки будут помогать строить домик Чебурашке и впишут в домик слова с мягким знаком показателем мягкости. Мальчики будут помогать строить домик крокодилу Гене и впишут слова с разделительным Ь. По два человека будут работать у доски.

Слова: вьюга, хлопья, братья, жильё, пальто, апельсин, скользко, тетрадь, учитель, воробьи. (слайд 16)

(Проверка)

Вывод:

– Для чего же служит разделительный Ь? (разделяет согласный звук от гласных е,ё,ю,я,и) (правило на доске)

б) Работа в Рабочих тетрадях (упр. 43, стр. 21) (Взаимопроверка)

VIII. Работа над предложением. (Работа в парах) (слайд 17)

– Продолжаем путешествие. Сейчас на нашем пути улица Предложений. Жители этой улицы живут в разных домах. А когда они выходят на улицу и вместе гуляют, то получаются предложения. Вот и сейчас жители этой улицы вышли на прогулку. Попробуйте составить предложение.

(На экране карточки со словами.)

ВОСКРЕСЕНЬЕ, РЕБЯТА, ХОДИЛИ, В, ЛЕС, В

Проверка. В воскресенье ребята ходили в лес.

Запиши предложение в тетрадях, определите грамматическую основу.

– Назовите слово, в котором пишется Ь? (разделительный)

– Какой это мягкий знак и какую роль он играет? (разделяет согласный звук от гласных е,ё,ю,я,и) (правило на доске)

Вывод:

– Когда пишется разделительный мягкий знак?

Молодцы!

IX. Закрепление. (слайд 18)

Вот мы повернули и попали на спортивную площадку. Футболисты Заяц и Волк очень огорчены. Нужно забивать голы, но они никак не могут. Давайте им поможем правильно забить голы, отгадав слова. Я читаю предложение, а вы замените его одним словом. Подсказка вам будет на мяче.

1) Дождливая, пасмурная погода. (ненастье)
2) Чувство огромной радости. (счастье)
3) Вид спортивного снаряда с острым наконечником. (Копьё)
4) Одежда, которую носят поверх белья. (платье)
5) Мебель в виде доски на ножках. (скамья)

– Молодцы! Вы помогли Зайцу и Волку забить голы.

– На какую орфограмму встретились слова. (разделительный мягкий знак)

– Когда пишется разделительный Ь?

Вывод: (правило и схема)

Разделительный мягкий знак пишется после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я





X. Итог урока. (слайд 19)

– Ну что ж закончилось наше путешествие по сказочному городу под названием Мягкий знак. Ответьте на вопросы:

– Я понял, что …
– Я научился …
– Занятие дало мне для жизни …
– Мне захотелось …

Рефлексия

– Вы очень хорошо работали на уроке.

Оцените свою работу на уроке. Если вам легко и интересно было выполнять все задания, выбираете желтую или красную звёздочки. Если было трудно – синюю.

Домашнее задание: с. 20, упр. 40



















________________________________________



Здоров…е, л…ёт, в…юга, друз…я, вороб…и

________________________________________



Здоров…е, л…ёт, в…юга, друз…я, вороб…и

________________________________________



Здоров…е, л…ёт, в…юга, друз…я, вороб…и

________________________________________



Здоров…е, л…ёт, в…юга, друз…я, вороб…и

________________________________________



Здоров…е, л…ёт, в…юга, друз…я, вороб…и

________________________________________



Здоров…е, л…ёт, в…юга, друз…я, вороб…и


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!