Урок русского языка 6 класс по программе С. И. Львовой
Тема урока: ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ В ТЕКСТЕ
ЦЕЛИ УРОКА:
Обобщить знания учащихся о причастии и деепричастии как особых формах глагола;
формировать представление об изобразительно-выразительных возможностях деепричастия и причастия;
тренировать учащихся в проведении синтаксического разбора и пунктуационного анализа простых осложнённых предложений;
предупреждать речевые ошибки в употреблении причастий и деепричастий.
Развивать речь, воображение, вызвать интерес к изучаемым языковым формам;
Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова
ТИП УРОКА: урок комплексного применения знаний и развития речи
ОБОРУДОВАНИЕ:
учебник С. И. Львова, В. В. Львов «Русский язык. 6 класс» - М: Мнемозина.
мультимедиапроектор, компьютер
раздаточный материал: для работы на уроке и домашнее разноуровневое задание
ХОД УРОКА I. Организационный момент. II. Подготовка к восприятию материала. Повторение. На слайде дано предложение, которое нужно прочитать, записать, вставляя пропущенные знаки препинания и объяснить орфограммы.
Молодые ели ра(с,сс)ыпа(н,нн)ые по лесу (не)нарушали общей крас_ты и по(д,дд)елываясь под общий характер нежно з_л_нели м_л_дыми побегами. (Л. Толстой) 1. Какие орфографические правила вы применяли при записи этого предложения? 2. Чем осложнено это предложение? Как объяснить наличие знаков препинания? 3. Выпишите из предложения причастие и деепричастие, записывая их поморфемно, и сделайте словообразовательную пару: причастие – глагол и деепричастие – глагол. Назовите морфологические признаки каждой глагольной формы.
Рас-сып-а-нн-ые – страдательное причастие прошедшего времени образовано от гагола рассыпать с помощью суффикса -нн-, совершенного вида, невозвратное, переходное, в форме мн. Ч, И. п. Под-дел-ыва-я-сь – деепричастие, образовано от глагола подделывается с помощью суффикса -я, несовершенного вида, возвратное, непереходное. А можно ли прочитать это предложение без причастного и деепричастного оборотов? Каким станет это предложение? III. Определение темы и целей урока Итак, использование причастия и деепричастия в нашей речи, несомненно, очень важно. На прошлом уроке мы знакомились с ролью этих глагольных форм в словосочетании и предложении, а сегодня нам предстоит рассмотреть их значение уже в более широком смысле. Поэтому тема нашего урока: РОЛЬ ПРИЧАСТИЯ И ДЕЕПРИЧАСТИЯ В ТЕКСТЕ. Подумайте, чему вы хотите научиться на этом уроке?
- Узнать, какую роль играют причастия и деепричастия в тексте
- Научиться правильно употреблять их в тексте
Ну что же, тему определили, цели поставили, давайте начнём работу по их достижению IV. Изучение роли деепричастия и причастия в тексте. 1. Прочитайте стихотворение (на слайде). Зима! Крестьянин торжествует И на дровнях обновляет путь Его лошадка снег почуяла И плетётся рысью как-нибудь. Бразды пушистые взрывала Летит кибитка удалая Ямщик сидит на облучке В тулупе, красном кушаке Вот бегает дворовый мальчик В салазки жучку посадил Себя в коня преобразил…. Вам оно знакомо? Что в нём не так? Какие слова нужно заменить и почему?
- В этом стихотворении деепричастия заменены на глаголы, поэтому нарушилась рифма и стихотворный ритм.
- Прочитайте сначала про себя, а затем выразительно вслух этот отрывок из романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в упр. 524
- Запишите его, вставляя пропущенные буквы и записывая деепричастия поморфемно.
- Какие устаревшие слова встретились в этом отрывке?
Бразды – борозды, ямщик, облучок, тулуп, кушак, дворовый Почему Пушкин использует эти слова в тексте?
- Для Пушкина все эти слова были современными, в то время они считались общеупотребительными. Для нас эти слова уже устарели, потому что предметы, названные ими или вышли из употреблении, или приобрели новые названия
2. А сейчас я предлагаю вам выступить в роли исследователей текста и выяснить, как используются в нём глагольные формы. Работать вы будете в парах. Задача каждого не просто выслушать своего товарища, но и сделать совместный вывод о роли деепричастия в этом тексте (раздаточный материал на каждой парте:
- Текст «Пляска бабушки» из повести М. Горького «Детство»
- Текст «Лодорский водопад» Р. Саути
Вывод с этого этапа: деепричастия более выразительны и кратки в назывании действий. С их помощью поэты и писатели дорисовывают движения, показывают динамизм, напряжённость и последовательность движений. ПРИЧАСТИЯ
По мнению А. С. Пушкина, «Причастия…обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, мы говорим: которая скачет, – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом».
Согласны ли вы с этим утверждением?
Давайте проверим, так ли это.
Прочитайте текст на экране. Как вы оцените его? Можно ли этот текст отредактировать. Какая форма глагола вам поможет?
Работа с раздаточным материалом ( в тексте сделаны лакуны, для вставки изменённых слов)
Солнце перед самым закатом вышло из- за серых туч(?), которые покрывают небо, и вдруг б_гряным светом осв_тило л_ловые тучи, зелен_ватое море, которое покрывали кор_бли и лодки и которое колыхала ровная широкая зыбь, и белые стр_ения города, и народ, который движет(?)ся по улицам. |
Солнце перед самым закатом вышло из- за серых туч(?), которые покрывают небо, и вдруг б_гряным светом осв_тило л_ловые тучи, зелен_ватое море, которое покрывали кор_бли и лодки и которое колыхала ровная широкая зыбь, и белые стр_ения города, и народ, который движет(?)ся по улицам.
Проверьте свою работу по слайду. Что изменилось в тексте с появлением причастий? Что вы можете сказать о морфемном составе причастий? Дайте характеристику нескольким причастиям из этого текста (устно по очереди) V. Вывод о роли деепричастия и причастия в тексте. Итак, подводя итог нашей сегодняшней работе, давайте проверим, выполнили мы цели, которые поставили в начале урока. Результаты (слайд) Выберите смайлик вашего настроения сегодня. VI. Домашнее задание Задание на дом по уровням сложности: 1 уровень:
2 уровень: прямо на листе
3 уровень: упр. 543 (Разумовская, Лекант, 6 класс)