2. Актуализация опорных знаний и умений. Постановка учебной задачи. | I. - Прочитайте запись на доске. Что можете сказать? На доске (слайд 2): Шуршит, пожелтел, наступил, шелестит, похолодает, опадут, осень. Учитель убирает слово осень. - Обобщите. - Спасибо! Теперь попробуйте эти глаголы разделить на группы.
- Запишите в тетрадях, распределяя эти глаголы на три группы столбиками.
- … (обращение к ученику), продиктуй твой вариант записи. - Глаголы прошедшего времени разберите по составу.
- Что общего заметили?
- Есть два мнения. Давайте разбираться, кто прав.
- Итак, что изменилось в слове? - Сделайте вывод о теме урока. - Да, все вы правы. Давайте выясним, с чем связано изменение окончаний глаголов прошедшего времени. Есть мысли?
-Но листья пожелтели? Уточните.
-А теперь посмотрим, что автор учебника об этом говорит. Откройте учебник на стр. 39. - Похоже? Как же определить форму рода глагола? Например, зашумела. - Учитель: Зашумела море. Что скажете?
-Других мнений нет?
- А теперь посмотрите на доску. На доске (слайд 4): Трава поблек__ Солнце блиста__ Вечер наступи__ - Запишите, добавляя нужную часть слова. - Найдите у себя глаголы в форме прошедшего времени.
-Требуется наблюдение.
-У кого еще есть глаголы в форме прошедшего времени?
| - Я думаю, все эти слова «осенние», это то, что бывает в природе осенью. - А я думаю, здесь слово осень лишнее, это существительное, а остальные слова являются глаголами. - Глаголы, потому что обозначают действие: что делает? шуршит; что сделал? пожелтел. Пауза. Дети группируют. - Мы можем разделить на две группы: первая группа – глаголы с приставками, вторая группа – глаголы без приставок. - Можно распределить на три группы: первая группа – глаголы настоящего времени, во второй группе – прошедшего времени, в третьей группе – глаголы будущего времени. – А я не согласен, здесь нет глаголов прошедшего времени, только настоящего и будущего времени. – Есть глагол прошедшего времени: пожелтел – что сделал? Действие уже выполнено. Дети выполняют задание самостоятельно … диктует: I группа: шуршит, шелестит II группа: наступил, пожелтел III группа: похолодает, опадут (по мере диктовки проявляются слова: слайд 3). Дети работают самостоятельно. - Окончание л. – Перед л меняется буква. – Я не согласен, это суффикс, здесь нулевое окончание. - Я могу доказать, что л не окончание. Мы знаем, что окончание – это изменяемая часть слова, например, наступил, наступили – л не изменяется, значит, это не окончание, а суффикс. В слове наступил – нулевое окончание, наступили – окончание и. – Я хочу добавить: в слове "наступила", здесь окончание а, а -л – это суффикс. Осень наступила. – Да. Утро наступило, здесь окончание о, л не меняется. - В слове изменилось окончание. - Я думаю, мы поговорим о глаголах прошедшего времени. - Я хочу добавить, не просто глаголы прошедшего времени, а окончания глаголов прошедшего времени. - Нет, изменение окончаний глаголов прошедшего времени. Пауза. Дети обсуждают. - Мы думаем, что, например, на мужской род 3-е лицо указывает местоимение он. Он пожелтел, значит, у глагола прошедшего времени будет нулевое окончание. – Местоимения помогают определить род глагола 3-го лица: он, она, оно. – Мы считаем, что глаголы в форме прошедшего времени изменяются по родам: мужской род – окончание нулевое; женский род – окончание а; средний род – окончание о. -Мы говорили о глаголах в единственном числе: яблоко пожелтело – у глагола окончание о, а яблоки пожелтели – тут окончание и. – Я согласна: например, снег растаял, в слове растаял – нулевое окончание, а во множественном – снега растаяли – окончание и, потому что множественное число. Дети самостоятельно читают. -Зашумела – она, значит, женский род. - Надо определить род существительного, значит, такой же род и у глагола. Море – средний род, надо писать зашумело море. – А еще можно узнать по суффиксу -л и по окончанию. – А можно определить по вопросу «что сделало?» Не оказалось. Все выразили свое согласие Дети работают самостоятельно. - У меня их нет. – А у меня что сделала? поблекла. – Но и сейчас поблекла. – Выходит, что у глаголов в настоящем и прошедшем времени одинаковые окончания. – Я думаю, нет: поблекла – это будущее время. Дети совещаются в группах. - Считаем, что это глагол прошедшего времени, что сделала? действие свершилось. - В настоящем времени было бы трава что делает? блекнет. Действие совершается в данный момент. - У меня – наступил, что сделал? Действие совершилось, нулевое окончание, мужской род, он мой. – Блистало, что делало? Прошедшее время, средний род, окончание о, суффикс -л. | Организовать и направить познавательную деятельность учащихся на восприятие нового материала. Активизировать мыслительные операции: - анализ и синтез; - сравнение и сопоставление; - классификация. Всесторонне проверить знания учащихся о грамматических признаках глагола. |
IV. Закрепление (усвоение) новых знаний. | - Посмотрите на текст нашей физ.минутки. - Назовите глаголы в данном предложении. - Что вы можете сказать об этих глаголах? - Хорошо, ребята, вы очень наблюдательные, о том, что же такое – «ся» мы поговорим на следующих уроках. | Дети перечисляют глаголы: купался, рисовал, умывался, играл, прыгал, бегал, танцевал, отдыхал. - Все глаголы даны в прошедшем времени. - Мужской род, окончание нулевое. - Нет, окончание – ся в словах купался и умывался. - Нет, не –ся, она купалась, после –л появилась буква а, оно купалось – после л стоит о, значит, -ся – это не окончание.
| На основе приобретенных знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки. Установить, усвоили ли учащиеся закономерности новых понятий |