СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Окончания глаголов прошедшего времени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с презентацией. УМК системы Л.В.Занкова, 4 класс. Учебник Поляковой.

Просмотр содержимого документа
«Цель»

Тема: Окончания глаголов прошедшего времени

Цель:

  • Создать на уроке ситуацию, помогающую открыть, что глаголы в форме прошедшего времени единственного числа изменяются по родам и имеют окончания "а", "о" и нулевое окончание;

  • продолжить работу по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации;

  • способствовать развитию речи, мышления; воспитанию умения слушать друг друга.


Оборудование:
"Русский язык". Учебник для 4 класса (авт. А.В. Полякова), мультимедиа приставка, ноутбук. Приложение-презентация.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Анализ (особенности урока и реализующие задачи)

1.Орг. момент.

- Рада вас всех видеть. Нас сегодня ждет интересный материал.

- Какой раздел языкознания мы изучаем?

Ответы учащихся на вопросы.




- Морфология – раздел языкознания.

- Глагол.

- Грамматические признаки глагола.

Подготовить учащихся к работе на уроке, психологически настроить на предстоящее занятие.

2.

Актуализация опорных знаний и умений. Постановка учебной задачи.

I. - Прочитайте запись на доске. Что можете сказать?
На доске (слайд 2):
Шуршит, пожелтел, наступил, шелестит, похолодает, опадут, осень.

Учитель убирает слово осень.

- Обобщите.




- Спасибо! Теперь попробуйте эти глаголы разделить на группы.















- Запишите в тетрадях, распределяя эти глаголы на три группы столбиками.


- … (обращение к ученику), продиктуй твой

вариант записи.





- Глаголы прошедшего времени разберите по составу.

- Что общего заметили?



- Есть два мнения. Давайте разбираться, кто прав.











- Итак, что изменилось в слове?


- Сделайте вывод о теме урока.








- Да, все вы правы. Давайте выясним, с чем связано изменение окончаний глаголов прошедшего времени. Есть мысли?










-Но листья пожелтели? Уточните.










-А теперь посмотрим, что автор учебника об этом говорит. Откройте учебник на стр. 39.


- Похоже? Как же определить форму рода глагола? Например, зашумела.


- Учитель: Зашумела море. Что скажете?








-Других мнений нет?


- А теперь посмотрите на доску.

На доске (слайд 4):
    Трава поблек__
    Солнце блиста__
    Вечер наступи__

- Запишите, добавляя нужную часть слова.

- Найдите у себя глаголы в форме прошедшего времени.







-Требуется наблюдение.





-У кого еще есть глаголы в форме прошедшего времени?

- Я думаю, все эти слова «осенние», это то, что бывает в природе осенью.

- А я думаю, здесь слово осень лишнее, это существительное, а остальные слова являются глаголами.








- Глаголы, потому что обозначают действие: что делает? шуршит; что сделал? пожелтел.


Пауза. Дети группируют.

- Мы можем разделить на две группы: первая группа – глаголы с приставками, вторая группа – глаголы без приставок.

- Можно распределить на три группы: первая группа – глаголы настоящего времени, во второй группе – прошедшего времени, в третьей группе – глаголы будущего времени.
– А я не согласен, здесь нет глаголов прошедшего времени, только настоящего и будущего времени.
– Есть глагол прошедшего времени: пожелтел – что сделал? Действие уже выполнено.



Дети выполняют задание самостоятельно






… диктует:

I группа:  шуршит, шелестит    

II группа: наступил, пожелтел    

III группа:    похолодает,      опадут (по мере диктовки проявляются слова: слайд 3).



Дети работают самостоятельно.





- Окончание л.
– Перед л меняется буква.
– Я не согласен, это суффикс, здесь нулевое окончание.


- Я могу доказать, что л не окончание. Мы знаем, что окончание – это изменяемая часть слова, например, наступил, наступилил не изменяется, значит, это не окончание, а суффикс. В слове наступил – нулевое окончание, наступили – окончание и.
– Я хочу добавить: в слове "наступила", здесь окончание а, а -л – это суффикс. Осень наступила.
– Да. Утро наступило, здесь окончание о, л не меняется.

- В слове изменилось окончание.


- Я думаю, мы поговорим о глаголах прошедшего времени.

- Я хочу добавить, не просто глаголы прошедшего времени, а окончания глаголов прошедшего времени.

- Нет, изменение окончаний глаголов прошедшего времени.

Пауза. Дети обсуждают.

- Мы думаем, что, например, на мужской род 3-е лицо указывает местоимение он. Он пожелтел, значит, у глагола прошедшего времени будет нулевое окончание.
– Местоимения помогают определить род глагола 3-го лица: он, она, оно.
– Мы считаем, что глаголы в форме прошедшего времени изменяются по родам: мужской род – окончание нулевое; женский род – окончание а; средний род – окончание о.



-Мы говорили о глаголах в единственном числе: яблоко пожелтело – у глагола окончание о, а яблоки пожелтели – тут окончание и.
– Я согласна: например, снег растаял, в слове растаял – нулевое окончание, а во множественном – снега растаяли – окончание и, потому что множественное число.


Дети самостоятельно читают.







-Зашумела – она, значит, женский род.





- Надо определить род существительного, значит, такой же род и у глагола. Море – средний род, надо писать зашумело море.
– А еще можно узнать по суффиксу и по окончанию.
– А можно определить по вопросу «что сделало?»


Не оказалось. Все выразили свое согласие










Дети работают самостоятельно.



- У меня их нет.
– А у меня что сделала? поблекла.
– Но и сейчас поблекла.
– Выходит, что у глаголов в настоящем и прошедшем времени одинаковые окончания.
– Я думаю, нет: поблекла – это будущее время.


Дети совещаются в группах.

- Считаем, что это глагол прошедшего времени, что сделала? действие свершилось.

- В настоящем времени было бы трава что делает? блекнет. Действие совершается в данный момент.

- У меня – наступил, что сделал? Действие совершилось, нулевое окончание, мужской род, он мой.
Блистало, что делало? Прошедшее время, средний род, окончание о, суффикс .

Организовать и направить познавательную деятельность учащихся на восприятие нового материала.

Активизировать мыслительные операции:

- анализ и синтез;

- сравнение и сопоставление;

- классификация.

Всесторонне проверить знания учащихся о грамматических признаках глагола.

III. Физ.минутка

(слайд 5)

- Отдохнем немного. Кто хотел бы провести разминку?

В понедельник я купался,

А во вторник рисовал,

В среду долго умывался,

а в четверг в футбол играл,

В пятницу я прыгал, бегал, очень долго танцевал,

А в субботу, воскресенье я, конечно, отдыхал.



Один учащийся выходит к доске.

Дети сопровождают слова действиями.


IV. Закрепление (усвоение) новых знаний.

- Посмотрите на текст нашей физ.минутки.

- Назовите глаголы в данном предложении.

- Что вы можете сказать об этих глаголах?








- Хорошо, ребята, вы очень наблюдательные, о том, что же такое – «ся» мы поговорим на следующих уроках.

Дети перечисляют глаголы: купался, рисовал, умывался, играл, прыгал, бегал, танцевал, отдыхал.


- Все глаголы даны в прошедшем времени.

- Мужской род, окончание нулевое.

- Нет, окончание – ся в словах купался и умывался.

- Нет, не –ся, она купалась, после –л появилась буква а, оно купалось – после л стоит о, значит, -ся – это не окончание.





На основе приобретенных знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки.

Установить, усвоили ли учащиеся закономерности новых понятий

V. Домашнее задание.

- Вернемся к началу урока. Еще раз посмотрите на слова. Вы уже говорили о том, что их объединяет. Вспомните.

- Дома опишите позднюю осень в сочинении-миниатюре, используя глаголы, данные здесь, в форме прошедшего времени.

- Глаголы на тему: «Осень».
– А точнее, поздняя осень.


Выработка умения оперировать полученными знаниями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


7. Итог урока.

-Вы молодцы! Что же мы сегодня заметили, наблюдая глаголы прошедшего времени в форме единственного числа?



Учитель: Спасибо за урок, завтра продолжим наши наблюдения за глаголами (слайд 6).

 - Глаголы прошедшего времени в форме единственного числа имеют нулевые окончания и окончания а, о.
– У глаголов прошедшего времени в форме единственного числа изменяются окончания по родам: мужской род – окончание нулевое, женский род – а, средний род – окончание о.

 


Просмотр содержимого презентации
«Урок русского языка»

Урок русского  языка 4 В класс

Урок русского языка

4 В класс

шуршит пожелтел наступил шелестит похолодает опадут осень
  • шуршит
  • пожелтел
  • наступил
  • шелестит
  • похолодает
  • опадут
  • осень
Н.в. Пр.в. Б.в.  шуршит наступил похолодает  шелестит  пожелтел     опадут        

Н.в. Пр.в. Б.в.

шуршит наступил похолодает

шелестит  пожелтел     опадут

   

   

Трава поблек __   Солнце блиста __ Вечер наступи __
  • Трава поблек __
  •   Солнце блиста __
  • Вечер наступи __
Физ.минутка В понедельник я купался, А во вторник рисовал, В среду долго умывался, А в четверг в футбол играл, В пятницу я прыгал, бегал, очень долго танцевал, А в субботу, воскресенье я, конечно, отдыхал.

Физ.минутка

В понедельник я купался,

А во вторник рисовал,

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл,

В пятницу я прыгал, бегал, очень долго танцевал,

А в субботу, воскресенье я, конечно, отдыхал.

Молодцы! Пусть каждый день и каждый час  Вам новое добудет.  Пусть добрым будет ум у вас,  А сердце умным будет…  С. Я. Маршак.

Молодцы!

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет…

С. Я. Маршак.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!