Томская область Кожевниковский район
филиал «Еловская ООШ»
Урок русского языка в 4 классе
МБОУ «Вороновская СОШ»
филиал «Еловская ООШ»
УМК «Школа России»
Учитель: Баяндина Марина Михайловна
Класс: 4
Тема урока: «Глаголы - исключения»
Еловка
2017 год
Урок русского языка в 4-м классе по теме "Глаголы-исключения"
Вид урока: комбинированный.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний
Цели урока:
Обучающие: познакомить с глаголами-исключениями и особенностями их спряжения;
усвоить особенности изменения по числам и лицам глаголов-исключений;
закрепить умение распознавать спряжение глаголов с безударным окончанием по неопределённой форме.
Развивающие: развивать умение распознавать глаголы-исключения в тексте и правильно писать безударные личные окончания глаголов.
Воспитывающие: развивать интерес к урокам русского языка, формировать умение организовывать и оценивать свою деятельность.
Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, карточки с заданиями, учебник «Русский язык» 4 кл. В 2 ч. Ч 2. / Т.Г.Рамзаева- М.: Дрофа, 2007.
ХОД УРОКА - Организационный момент.
Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи. Очень хочется, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постараемся открыть новое.
2. Каллиграфическая минутка. Разминка для пальцев.
– Приготовим наши руки. Разогреем их для нашей работы.
Перекатывание ручки в руках.
Игра на сноровку.
– удерживать карандаш большим и указательным пальцами (левой и правой рукой), передавать дальше между указательным и средним, средним и безымянным, безымянным пальцем и мизинцем.
Объясните смысл пословицы: «Чему не гореть, того не зажечь». «Я не могу беззащитного обидеть»
3.Актуализация знаний. -Что вы заметили при написании этих пословиц? Поставьте ударение у глаголов. Определите время глаголов.
– Выделите в неопределённой форме глагольные суффиксы.
+ В словах гореть и обидеть выделяем глагольные суффиксы е и ть
– Что мы определяем по глагольным суффиксам?
+ Мы определяем спряжение.
– Вспомним, как определить спряжение глагола?
+ Ответы детей.
4. Постановка проблемы. – Судя по глагольным суффиксам, какого спряжения должны быть глаголы?
– Судя по глагольным суффиксам эти глаголы первого спряжения. Глаголы, которые оканчиваются на –ить, относятся ко второму спряжению. Большинство глаголов на –ать, -ять, -еть, -ыть, -оть, -уть относятся к первому спряжению.
Проверим ваши догадки.
Проспрягайте глаголы. I вариант слово гореть, II вариант - обидеть.
| ед. ч. | мн. ч. |
1 л. | Я горю | Мы горим |
2 л. | Ты горишь | Вы горите |
3 л. | Он горит | Они горят |
| ед. ч. | мн. ч. |
1 л. | Я обижу | Мы обидим |
2 л. | Ты обидишь | Вы обидите |
3 л. | Он обидит | Они обидят |
– Выделите личные окончания.
– О чём они говорят?
– Какого же спряжения глагол “гореть”? Слушаем ответ I варианта
+ Мы думали, что слово обидеть первого спряжения, судя по глагольным суффиксам неопределенной формы. Но при склонении заметили, что личные окончания ударные и «гореть» относится ко второму спряжению.
ПОМНИ: Если у глагола личные окончания ударные, неопределенная форма нам не нужна.
– Какого спряжения слово обидеть? Заслушаем ответ II варианта
+ Мы думали, что слово обидеть первого спряжения, судя по глагольным суффиксам неопределенной формы. Но при склонении, выделив окончания, мы заметили, что личные окончания безударные и большинство относятся ко 2 спряжению
– Поднимите руки те, кто считает слово обидеть первого спряжения?
– Поднимите руки те, кто считает слово обидеть второго спряжения?
– Определили спряжение?
+ Спряжение определить не смогли.
– Почему не справились?
+ Это слово не подчиняется правилам.
5. Сообщение темы урока и постановка учебной задачи. – Этот глагол относится к глаголам-исключениям. И сегодня на уроке речь пойдет об этих глаголах
– Какую задачу вы поставите перед собой?
+ Запомнить глаголы-исключения.
+ Учиться определять спряжение таких глаголов.
+ Правильно писать их окончания.
6. Работа над новой темой. – Чтобы понять почему же эти глаголы называются глаголами – исключениями?
– Послушайте сказку.
Давным-давно, когда нас с тобой еще на свете не было, в царстве Грамматики жил-был царь Глагол со своим глагольным людом
Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время что-то делал, чем-то занимался.
Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение
Призвал однажды царь Глагол своих сыновей и стал говорить им:
– Стар, я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать и после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на -ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие умные дети, и издал указ о разделении царства
Разлетелись гонцы во все концы с этой вестью, но не всех она обрадовала. Одна семья из-за этого раздела оказалась в двух разных царствах.
– А какая это семья, мы узнаем, прослушав стихотворение
Очень хочется
Через стеклышко СМОТРЕТЬ –
Целый мир зеленым ВИДЕТЬ,
Лук и слезы НЕНАВИДЕТЬ.
Научиться боль ТЕРПЕТЬ,
Чтоб не мог никто ОБИДЕТЬ,
Чтоб от сильных не ЗАВИСЕТЬ,
Чтобы слабым не ВЕРТЕТЬ.
Как же хочется: все СЛЫШАТЬ,
Птицу синюю ДЕРЖАТЬ,
Чистым воздухом ДЫШАТЬ,
Целый мир зеленым ВИДЕТЬ…
Не спешите мысли ГНАТЬ,
Надо просто помечтать!
Именно эти глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть, и обратились к царю с просьбой:
– Милостивый государь, помоги нам.
– Что случилось?
– По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши старые родители – в царстве второго спряжения. Разреши нам остаться с ними.
– Рад бы вам помочь, но не могу нарушить указ.
– Смилуйся, государь, сделай исключение.
Решил царь познакомиться с родителями этих глаголов.
Упражнение 479 с. 99 учебника.
– Спишите глаголы, выделив окончания. Самостоятельная работа.
– Что заметили?
– Глаголы в данном упражнении имеют личные окончания второго спряжения.
Не мог царь устоять перед просьбой и разрешил глаголам остаться в царстве 2 спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. По сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко 2 спряжению.
Работа с правилом в учебнике.
– Прочитайте правило на стр.99
– Что узнали о глаголах-исключениях?
+ Глаголы-исключения относятся ко второму спряжению.
– Проверим как вы запомнили глаголы-исключения 2 спряжения.
– Выполним упражнение 483 (определение спряжения глаголов).
– Вернемся к нашей сказке.
А глаголы Стелить и Брить на -ить как услышали о глаголах-исключениях во 2 спряжении закапризничали и стали просить царя сделать их глаголами-исключениями 1 спряжения.
– Разрешил ли им царь? Мы узнаем об этом из царского указа. Сейчас вы на минутку превратитесь в царских гонцов и откроете пакет с указом
– Читают указ царя
«Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на «-ить»,
Исключая: брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть и вертеть»
7. Закрепление.
Следующее задание надо выполнить, вспомнив все, что изучили по теме «Спряжение глаголов»
Тихо в лесу. Перелетают с дерева на дерево пугливые рябчики.
Смело бежит волк по знакомому следу.
Хорошо знает он дорогу в своё логово.
Сидит на голом суку головастый совёнок.
Серый часовой видит жизнь зимнего леса, слышит малейший шорох и хруст.
Рассуждаем по алгоритму:
А) Ставим ударение: окончание ударное или нет?
Б) Является ли глаголом-исключением?
В) Определяем спряжение.
8.Дополнительно.
Самостоятельная работа по карточкам.
– Подбери и запиши ответы, используя глаголы-исключения. Определи спряжение.
1 карточка
1.Различать, воспринимать звуки –
2.Причинить огорчение –
3.Воспринимать окружающее с помощью зрения –
4.Заставлять двигаться куда-нибудь или откуда-нибудь –
5.Не давать упасть, вырваться –
6.Укладывая, раскладывать по поверхности –
2 карточка
1.Втягивать и выпускать воздух –
2.Срезать волосы до корня –
3.Подчиняться другим –
4.Испытывать неприязнь или огорчение –
5.Безропотно и стойко переносить что – либо неприятное, нежелательное –
6.Приводить в круговое движение –
9.Рефлексия.
10. Итог урока. – Над какой темой работали?
– Решили задачи, которые поставили перед собой в начале урока?
– Какие глаголы-исключения относятся к I спряжению.
– Какие глаголы-исключения относятся ко II спряжению.
Что должны запомнить?
– Поднимите руки кто «горел» сегодня на нашем уроке?
– Оцените, на какую оценку вы сегодня горели (смотри оценочный лист)?
«5» – все задания выполнял правильно;
«4» – выполнил все задания, иногда ошибался;
«3» – часто ошибался при выполнении заданий;
«2» – почти ничего не смог выполнить правильно.
10. Домашнее задание. – Чтобы упрочить ваши знания даю домашнее задание. Выучить глаголы-исключения.
Упражнение 480
Нарисовать рисунок, который поможет вам запомнить глаголы исключения (по желанию).
– В благодарность за то, что вы так хорошо работали на уроке, я вам раздам веселые стихи. Они помогут вам запомнить глаголы-исключения.
Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на “-е ” спрягать нельзя.
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на «-ить»,
Исключая: брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть и терпеть.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на «-ить»,
Исключая: брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть и вертеть
Очень хочется
Через стеклышко СМОТРЕТЬ –
Целый мир зеленым ВИДЕТЬ,
Лук и слезы НЕНАВИДЕТЬ.
Научиться боль ТЕРПЕТЬ,
Чтоб не мог никто ОБИДЕТЬ,
Чтоб от сильных не ЗАВИСЕТЬ,
Чтобы слабым не ВЕРТЕТЬ.
Как же хочется: все СЛЫШАТЬ,
Птицу синюю ДЕРЖАТЬ,
Чистым воздухом ДЫШАТЬ,
Целый мир зеленым ВИДЕТЬ…
Не спешите мысли ГНАТЬ,
Надо просто помечтать!
СПИШИ, ОПРЕДЕЛИ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Тихо в лесу. Перелетают с дерева на дерево пугливые рябчики.
Смело бежит волк по знакомому следу.
Хорошо знает он дорогу в своё логово.
Сидит на голом суку головастый совёнок.
Серый часовой видит жизнь зимнего леса, слышит малейший шорох и хруст.
Рассуждаем по алгоритму:
АЛГОРИТМ
А) Ставим ударение: окончание ударное или нет?
Б) Является ли глаголом-исключением?
В) Определяем спряжение.
Подбери и запиши ответы, используя глаголы-исключения. Определи спряжение.
1 карточка
1.Различать, воспринимать звуки –
2.Причинить огорчение –
3.Воспринимать окружающее с помощью зрения –
4.Заставлять двигаться куда-нибудь или откуда-нибудь –
5.Не давать упасть, вырваться –
6.Укладывая, раскладывать по поверхности –
Подбери и запиши ответы, используя глаголы-исключения. Определи спряжение.
2 карточка
1.Втягивать и выпускать воздух –
2.Срезать волосы до корня –
3.Подчиняться другим –
4.Испытывать неприязнь или огорчение –
5.Безропотно и стойко переносить что – либо неприятное, нежелательное –
6.Приводить в круговое движение –
Оцените, на какую оценку вы сегодня работали
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
«5» – все задания выполнял правильно;
«4» – выполнил все задания, иногда ошибался;
«3» – часто ошибался при выполнении заданий;
«2» – почти ничего не смог выполнить правильно.
______________________________________________
Оцените, на какую оценку вы сегодня работали
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
«5» – все задания выполнял правильно;
«4» – выполнил все задания, иногда ошибался;
«3» – часто ошибался при выполнении заданий;
«2» – почти ничего не смог выполнить правильно.
____________________________________________
Оцените, на какую оценку вы сегодня работали
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
«5» – все задания выполнял правильно;
«4» – выполнил все задания, иногда ошибался;
«3» – часто ошибался при выполнении заданий;
«2» – почти ничего не смог выполнить правильно.
Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на “-е ” спрягать нельзя.
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на «-ить»,
Исключая: брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть и терпеть.
Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на “-е ” спрягать нельзя.
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на «-ить»,
Исключая: брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть и терпеть.