СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Глаголы-исключения" в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по теме "Глаголы-исключения" в 4 классе

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Глаголы-исключения" в 4 классе»

Томская область Кожевниковский район

филиал «Еловская ООШ»














Урок русского языка в 4 классе

МБОУ «Вороновская СОШ»

филиал «Еловская ООШ»

УМК «Школа России»


Учитель: Баяндина Марина Михайловна



Класс: 4



Тема урока: «Глаголы - исключения»













Еловка

2017 год

Урок русского языка в 4-м классе по теме "Глаголы-исключения"

Вид урока: комбинированный.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний

Цели урока:

  • Обучающие: познакомить с глаголами-исключениями и особенностями их спряжения; 
    усвоить особенности изменения по числам и лицам глаголов-исключений; 
    закрепить умение распознавать спряжение глаголов с безударным окончанием по неопределённой форме.

  • Развивающие: развивать умение распознавать глаголы-исключения в тексте и правильно писать безударные личные окончания глаголов.

  • Воспитывающие: развивать интерес к урокам русского языка, формировать умение организовывать и оценивать свою деятельность.

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, карточки с заданиями, учебник «Русский язык» 4 кл. В 2 ч. Ч 2. / Т.Г.Рамзаева- М.: Дрофа, 2007.

ХОД УРОКА 
  1. Организационный момент.

Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи. Очень хочется, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постараемся открыть новое.

2. Каллиграфическая минутка.

Разминка для пальцев.

– Приготовим наши руки. Разогреем их для нашей работы.

  1. Перекатывание ручки в руках.

  2. Игра на сноровку.

– удерживать карандаш большим и указательным пальцами (левой и правой рукой), передавать дальше между указательным и средним, средним и безымянным, безымянным пальцем и мизинцем.

Объясните смысл пословицы: «Чему не гореть, того не зажечь». «Я не могу беззащитного обидеть»

3.Актуализация знаний.

-Что вы заметили при написании этих пословиц? Поставьте ударение у глаголов. Определите время глаголов.

– Выделите в неопределённой форме глагольные суффиксы.

+ В словах гореть и обидеть выделяем глагольные суффиксы е и ть

– Что мы определяем по глагольным суффиксам?

+ Мы определяем спряжение.

– Вспомним, как определить спряжение глагола?

+ Ответы детей.

4. Постановка проблемы.

– Судя по глагольным суффиксам, какого спряжения должны быть глаголы?

– Судя по глагольным суффиксам эти глаголы первого спряжения. Глаголы, которые оканчиваются на –ить, относятся ко второму спряжению. Большинство глаголов на –ать, -ять, -еть, -ыть, -оть, -уть относятся к первому спряжению.

Проверим ваши догадки.

Проспрягайте глаголы. I вариант слово гореть, II вариант - обидеть.   

 

ед. ч.

мн. ч.

1 л.

Я горю

Мы горим

2 л.

Ты горишь

Вы горите

3 л.

Он горит

Они горят



 

ед. ч.

мн. ч.

1 л.

Я обижу

Мы обидим

2 л.

Ты обидишь

Вы обидите

3 л.

Он обидит

Они обидят

– Выделите личные окончания.

– О чём они говорят?

– Какого же спряжения глагол “гореть”? Слушаем ответ I варианта

+ Мы думали, что слово обидеть первого спряжения, судя по глагольным суффиксам неопределенной формы. Но при склонении заметили, что личные окончания ударные и «гореть» относится ко второму спряжению.

ПОМНИ: Если у глагола личные окончания ударные, неопределенная форма нам не нужна.

– Какого спряжения слово обидеть? Заслушаем ответ II варианта

+ Мы думали, что слово обидеть первого спряжения, судя по глагольным суффиксам неопределенной формы. Но при склонении, выделив окончания, мы заметили, что личные окончания безударные и большинство относятся ко 2 спряжению

– Поднимите руки те, кто считает слово обидеть первого спряжения?

– Поднимите руки те, кто считает слово обидеть второго спряжения?

– Определили спряжение?

+ Спряжение определить не смогли.

– Почему не справились?

+ Это слово не подчиняется правилам.

5. Сообщение темы урока и постановка учебной задачи.

– Этот глагол относится к глаголам-исключениям. И сегодня на уроке речь пойдет об этих глаголах

– Какую задачу вы поставите перед собой?

+ Запомнить глаголы-исключения.

+ Учиться определять спряжение таких глаголов.

+ Правильно писать их окончания.

6. Работа над новой темой.

– Чтобы понять почему же эти глаголы называются глаголами – исключениями?

– Послушайте сказку.

Давным-давно, когда нас с тобой еще на свете не было, в царстве Грамматики жил-был царь Глагол со своим глагольным людом
Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время что-то делал, чем-то занимался.
Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение
Призвал однажды царь Глагол своих сыновей и стал говорить им: 
– Стар, я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать и после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на -ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие умные дети, и издал указ о разделении царства
Разлетелись гонцы во все концы с этой вестью, но не всех она обрадовала. Одна семья из-за этого раздела оказалась в двух разных царствах.

– А какая это семья, мы узнаем, прослушав стихотворение

Очень хочется
Через стеклышко СМОТРЕТЬ – 
Целый мир зеленым ВИДЕТЬ,
Лук и слезы НЕНАВИДЕТЬ.

Научиться боль ТЕРПЕТЬ,
Чтоб не мог никто ОБИДЕТЬ,
Чтоб от сильных не ЗАВИСЕТЬ,
Чтобы слабым не ВЕРТЕТЬ.

Как же хочется: все СЛЫШАТЬ,
Птицу синюю ДЕРЖАТЬ,
Чистым воздухом ДЫШАТЬ,
Целый мир зеленым ВИДЕТЬ…

Не спешите мысли ГНАТЬ,
Надо просто помечтать!

Именно эти глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть, и обратились к царю с просьбой:
– Милостивый государь, помоги нам. 
– Что случилось?
– По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши старые родители – в царстве второго спряжения. Разреши нам остаться с ними.
– Рад бы вам помочь, но не могу нарушить указ.
– Смилуйся, государь, сделай исключение.
Решил царь познакомиться с родителями этих глаголов.

Упражнение 479 с. 99 учебника.

– Спишите глаголы, выделив окончания. Самостоятельная работа.

– Что заметили?

– Глаголы в данном упражнении имеют личные окончания второго спряжения.

Не мог царь устоять перед просьбой и разрешил глаголам остаться в царстве 2 спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. По сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко 2 спряжению.

Работа с правилом в учебнике.

– Прочитайте правило на стр.99

– Что узнали о глаголах-исключениях?

+ Глаголы-исключения относятся ко второму спряжению.

– Проверим как вы запомнили глаголы-исключения 2 спряжения.

– Выполним упражнение 483 (определение спряжения глаголов).

– Вернемся к нашей сказке.

А глаголы Стелить и Брить на -ить как услышали о глаголах-исключениях во 2 спряжении закапризничали и стали просить царя сделать их глаголами-исключениями 1 спряжения.

– Разрешил ли им царь? Мы узнаем об этом из царского указа. Сейчас вы на минутку превратитесь в царских гонцов и откроете пакет с указом

– Читают указ царя

«Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на «-ить»,
Исключая: брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть и вертеть»

7. Закрепление.

Следующее задание надо выполнить, вспомнив все, что изучили по теме «Спряжение глаголов»

  • Тихо в лесу. Перелетают с дерева на дерево пугливые рябчики.

  • Смело бежит волк по знакомому следу.

  • Хорошо знает он дорогу в своё логово.

  • Сидит на голом суку головастый совёнок.

  • Серый часовой видит жизнь зимнего леса, слышит малейший шорох и хруст.

Рассуждаем по алгоритму:

А) Ставим ударение: окончание ударное или нет?

Б) Является ли глаголом-исключением?

В) Определяем спряжение.

8.Дополнительно.

Самостоятельная работа по карточкам.

– Подбери и запиши ответы, используя глаголы-исключения. Определи спряжение.

1 карточка

1.Различать, воспринимать звуки –

2.Причинить огорчение –

3.Воспринимать окружающее с помощью зрения –

4.Заставлять двигаться куда-нибудь или откуда-нибудь –

5.Не давать упасть, вырваться –

6.Укладывая, раскладывать по поверхности –




2 карточка

1.Втягивать и выпускать воздух –

2.Срезать волосы до корня –

3.Подчиняться другим –

4.Испытывать неприязнь или огорчение –

5.Безропотно и стойко переносить что – либо неприятное, нежелательное –

6.Приводить в круговое движение –

9.Рефлексия.

10. Итог урока.

– Над какой темой работали?

– Решили задачи, которые поставили перед собой в начале урока?

– Какие глаголы-исключения относятся к I спряжению.

– Какие глаголы-исключения относятся ко II спряжению.

Что должны запомнить?

– Поднимите руки кто «горел» сегодня на нашем уроке?

– Оцените, на какую оценку вы сегодня горели (смотри оценочный лист)?

«5» – все задания выполнял правильно;
«4» – выполнил все задания, иногда ошибался;
«3» – часто ошибался при выполнении заданий;
«2» – почти ничего не смог выполнить правильно.

10. Домашнее задание.

 Чтобы упрочить ваши знания даю домашнее задание. Выучить глаголы-исключения.

  1. Упражнение 480

  2. Нарисовать рисунок, который поможет вам запомнить глаголы исключения (по желанию).

– В благодарность за то, что вы так хорошо работали на уроке, я вам раздам веселые стихи. Они помогут вам запомнить глаголы-исключения.

Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть. 
Вы запомните, друзья,
Их на “-е ” спрягать нельзя.

Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на «-ить»,
Исключая: брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть и терпеть.











ПРИЛОЖЕНИЕ

Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на «-ить»,
Исключая: брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть и вертеть

























Очень хочется
Через стеклышко СМОТРЕТЬ – 
Целый мир зеленым ВИДЕТЬ,
Лук и слезы НЕНАВИДЕТЬ.

Научиться боль ТЕРПЕТЬ,
Чтоб не мог никто ОБИДЕТЬ,
Чтоб от сильных не ЗАВИСЕТЬ,
Чтобы слабым не ВЕРТЕТЬ.

Как же хочется: все СЛЫШАТЬ,
Птицу синюю ДЕРЖАТЬ,
Чистым воздухом ДЫШАТЬ,
Целый мир зеленым ВИДЕТЬ…

Не спешите мысли ГНАТЬ,
Надо просто помечтать!















СПИШИ, ОПРЕДЕЛИ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

  • Тихо в лесу. Перелетают с дерева на дерево пугливые рябчики.

  • Смело бежит волк по знакомому следу.

  • Хорошо знает он дорогу в своё логово.

  • Сидит на голом суку головастый совёнок.

  • Серый часовой видит жизнь зимнего леса, слышит малейший шорох и хруст.





Рассуждаем по алгоритму:

АЛГОРИТМ

А) Ставим ударение: окончание ударное или нет?

Б) Является ли глаголом-исключением?

В) Определяем спряжение.









Подбери и запиши ответы, используя глаголы-исключения. Определи спряжение.

1 карточка

1.Различать, воспринимать звуки –

2.Причинить огорчение –

3.Воспринимать окружающее с помощью зрения –

4.Заставлять двигаться куда-нибудь или откуда-нибудь –

5.Не давать упасть, вырваться –

6.Укладывая, раскладывать по поверхности –







Подбери и запиши ответы, используя глаголы-исключения. Определи спряжение.


2 карточка

1.Втягивать и выпускать воздух –

2.Срезать волосы до корня –

3.Подчиняться другим –

4.Испытывать неприязнь или огорчение –

5.Безропотно и стойко переносить что – либо неприятное, нежелательное –

6.Приводить в круговое движение –

Оцените, на какую оценку вы сегодня работали

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

«5» – все задания выполнял правильно;
«4» – выполнил все задания, иногда ошибался;
«3» – часто ошибался при выполнении заданий;
«2» – почти ничего не смог выполнить правильно.

______________________________________________



Оцените, на какую оценку вы сегодня работали

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

«5» – все задания выполнял правильно;
«4» – выполнил все задания, иногда ошибался;
«3» – часто ошибался при выполнении заданий;
«2» – почти ничего не смог выполнить правильно.

____________________________________________



Оцените, на какую оценку вы сегодня работали

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

«5» – все задания выполнял правильно;
«4» – выполнил все задания, иногда ошибался;
«3» – часто ошибался при выполнении заданий;
«2» – почти ничего не смог выполнить правильно.



Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть. 
Вы запомните, друзья,
Их на “-е ” спрягать нельзя.

Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на «-ить»,
Исключая: брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть и терпеть.





Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть. 
Вы запомните, друзья,
Их на “-е ” спрягать нельзя.

Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на «-ить»,
Исключая: брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть и терпеть.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!