СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Официально-деловой стиль"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 10 классе по теме «Официально-деловой стиль. Деловые бумаги» помогает учащимся составить заявление, резюме, написать автобиографию; формирует навык аналитической работы, адаптации к жизни после школы; воспитывает культуру делового общения. Урок имеет практическую направленность.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Официально-деловой стиль"»

И.Е.Морозова,

учитель русского языка и литературы

высшей категории, учитель-методист

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22»

Урок русского языка в 10 классе

«Официально-деловой стиль. Деловые бумаги»


Цель:

  1. выявить уровень сформированности у учащихся навыков составления заявления, резюме, автобиографии;

  2. формировать навык аналитической работы, адаптации к жизни после школы;

  3. развивать диалогическую речь в ситуации общения, орфографическую и пунктуационную зоркость;

  4. обогащать словарный запас, воспитывать культуру делового общения.


Оборудование: на доске сверху запись темы урока «Официально-деловой стиль. Деловые бумаги»; эпиграф «Вернейший способ узнать о человеке, его умственном развитии, его моральном облике, его характере – прислушаться к тому, как он говорит» (Д.С.Лихачёв); толковаание термина «Виртуальный» (от лат. virtualis –«возможный») – существование вещей, событий, процессов в форме мысленного представления, воображения, невещественного образа»; таблички «Центр занятости», «Приёмная комиссия вуза (техникума», «Предприятие «Фиолент»; рекламный плакат «Вы ищите работу?»; образцы деловых бумаг: карточка-заявление, заявление, резюме, основные положения автобиографии; карточки «Кладовая подсказок»: вопросы для беседы в Центре занятости, а приёмной комиссии вуза, на предприятии; опорная схема «Продолжи предложение»; учебники русского языка для 10 класса.


Ход урока


I.Организационный момент.

Слово учителя:

-Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, и они надеются увидеть серьёзную работу.

II.Постановка целей и задач урока.

1.Слово учителя:

-Откройте тетради, запишите число, «Классная работа», тему урока: «Официально-деловой стиль. Деловые бумаги…»

Часть темы, как видите, не записана. К концу урока мы должны дописать тему.

Урок русского языка будет проходить в виртуальном Центре занятости, виртуальной приёмной комиссии вуза, виртуальном предприятии.

Мы будем развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, обогащать словарный запас, воспитывать культуру речи, учиться вести диалог.

2.Словарная работа.

-Итак, что обозначает слово «виртуальный»? Обратимся в виртуальное справочное бюро. Прочтите толкование термина, запишите его.

III.Актуализация опорных знаний.

1.Блиц-опрос.

-Что такое официально-деловой стиль? За помощью обратитесь к учебнику русского языка.

(Официально-деловой стиль – это стиль документального общения государств с государствами и граждан между собой.)

-Каковы его особенности?

(Особенности официально-делового стиля – официальность точность, отсутствие эмоциональной речи, использование стандартных выражений.)

-Какие официальные документы вам приходилось составлять?

(Объяснительная, заявление, автобиография, свидетельство.)

-В чем состоит особенность их содержания и строения?

(Для лексики присуще использование стандартных выражений, для строения характерны строгие стандарты расположения частей текста.)

2.Работа с эпиграфом.

Слово учителя:

-Вы, конечно же, знаете, что нет ничего важнее и сильнее слова: по словам Д.С.Лихачёва, «вернейший способ узнать о человеке, его умственном развитии, его моральном облике, его характере – прислушаться к тому, как он говорит».

-Запишите эпиграф в тетрадь.

Индивидуальная работа у доски

(Одновременно у доски работают 3 ученика):

-1-й ученик составляет линейную схему предложения;

-2-й выписывает орфограммы и графически выделяет их;

-3-й ученик графически обозначает орфограммы.

Вывод.

IV.Работа над темой урока. Ролевая игра.

1.Слово учителя. Введение в ситуацию общения:

-А теперь, ребята, мы отправляемся в виртуальное путешествие. У нас есть участники игры и наблюдатели. У наблюдателей на партах – пакет документов. Наблюдатели 1 ряда заполняют документы, которые необходимо предъявить в Центр занятости, наблюдатели 2 ряда – в приёмную комиссию вуза, наблюдатели 3 ряда – при устройстве на работу на предприятие.

2.Ознакомление с первой ситуацией.

-Первая ситуация: выпускник, не поступив в вуз, ищет работу и приходит в Центр занятости.

3.Первая ситуация.

(Примерный диалог:

-Здравствуйте, что вы ищете? Чем могу быть полезна?

-Добрый день. Я хотел бы узнать, какие специальности сейчас больше всего востребованы.

-На сегодняшний день востребованы рабочие специальности: газоэлектросварщика, электрика, сантехника, мебельщика, автослесаря. Что вам по душе?

-Я помогаю папе в ремонте автомобиля. Мне это нравится.

-Значит, вам нужно поступать в автотранспортный техникум.

-Сколько времени нужно учиться на автослесаря?

-После 9 класса учатся 4 года, после 11 класса – 2 года.

-Какие документы я должен заполнить?

-Вот, пожалуйста, карточка-заявление. Присаживайтесь, заполняйте.

-Место проживания указывать полностью?

-Да, вы должны написать почтовый индекс, адрес, номер телефона.

-Спасибо. До свидания.)

Вывод.

В Центре занятости вы сможете воспользоваться самой большой базой данных о свободных рабочих местах и вакантных должностях; получить исчерпывающую информацию о профессиях, предлагаемых на рынке труда; получить информацию об учебных заведениях; принять участие в семинарах по методике поиска работы.

5.Ознакомление со второй ситуацией.

-Вторая ситуация. Выпускник приходит в приёмную комиссию вуза (техникума), чтобы написать заявление о поступлении.

6. Вторая ситуация.

(Примерный диалог:

-Добрый день, чем могу быть полезна?

-Здравствуйте, я хочу поступить в ваш вуз

-На какой факультет вы хотите поступить?

-Мне очень нравится факультет «Землеустройство и кадастр». Сколько лет нужно учиться на бакалавра?

-На бакалавра учатся 4 года.

-А на специалиста?

-На специалиста – 5 лет.

-Какой проходной балл сертификата по основному предмету должен быть?

-Проходной балл – не менее 145 баллов.

-Какие экзамены сдавать?

-Вы предоставляете сертификаты.

-Спасибо за информацию. До свидания.

-Приходите. Мы вас ждем.)

7.Вывод.

Таким образом, в вуз (техникум) вы предоставляете пакет документов и пишите заявление на имя ректора (директора). Этот документ заполняли и наблюдатели 2 ряда.

8.Ознакомление с третьей ситуацией.

-Третья ситуация. Выпускник приходит на собеседование, чтобы устроиться на работу.

9.Третья ситуация.

(Примерный диалог:

-Здравствуйте. Чем могу помочь?

-Мне бы хотелось устроиться к вам на работу.

-Вы работали раньше?

-Нет, я не работал, я только что закончил школу.

-Возьмите бланк резюме и заполните его.

-Вы прослушали какие-нибудь курсы?

-Да, я закончил компьютерные курсы.

-Подойдите через 2 дня за результатом.

-До свидания.)

10.Вывод:

-Мы увидели, что выпускник заполнил резюме, но его квалификация работодателя не устроила. Он идет на другое предприятие.

11.Ознакомление с четвертой ситуацией.

12. Четвертая ситуация.

(Примерный диалог:

-Здравствуйте. Проходите, пожалуйста. Чем могу помочь?

-В этом году я закончил школу, в вуз поступать пока не планирую. Мне бы хотелось получить у вас работу.

-А почему вы желаете получить работу именно у вас?

-Работа находится недалеко от нашего дома.

-Присаживайтесь. Заполните автобиографию по образцу.

-Участие в общественной жизни школы обязательно заполнять?

-Да, для полного представления о вас.

-А трудовой стаж будет идти?

-Несомненно, мы же заводим трудовую книжку.

-Когда приступать к работе?

-Приходите завтра к 08.00.

-До свидания.)

13.Вывод:

Что нужно указывать в автобиографии?

(Основные положения автобиографии – ФИО, год рождения, дата рождения, состав семьи, где учились, участие в общественной жизни, адрес, подпись.)

14.Слово учителя:

-Вы заполнили заявление, резюме, назвали основные положения автобиографии. Что мы можем дописать в теме урока?

(Учитель дописывает тему урока на доске: «Заявление. Автобиография. Резюме». Все дополняют записи в тетрадях.)

V.Рефлексия.

1.Слово учителя:

-Перед вами незаконченные предложения. Заполните их.

2. Высказывание с использованием приёма «Продолжи предложение».

(Учитель проверяет грамотность деловых бумаг, участники и наблюдатели доролняют высказывания:

Для участников игры

  • Мы научились/умеем…

  • Больше всего понравилось…

  • Не удалось…

  • Наши проблемы…

Для наблюдателей

  • Больше всего понравилось…

  • Не удалось…

  • Наши проблемы…

  • Остались вопросы…

Вывод?

-Чему вы научились на уроке?

(Мы работали над орфограммами и пунктограммами, узнавали значение слова, составляли линейную схему, пытались составить диалоги по ситуации общения, слушали диалогическую речь одноклассников, заполняли заявление, резюме, вспомнили основные положения автобиографии.)

VI.Оценивание с комментариями.

VII.Разноуровневое домашнее задание.

1.Составить памятку «Что я знаю о деловых бумагах?»

2. Стр. 87, ст. 3 и 13, 1-ое предложение – синтаксический разбор.

3. Стр. 87, ст. 3 и 13.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!