СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Предлог"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок русского языка по теме "Предлог". К данному уроку прилагается лист самооценки и карточки для домашнего задания с применением уровневой дифференциации.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Предлог"»

Урок русского языка по теме «Предлоги».

Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему: “Общее понятие о предлоге”.


Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.

Задачи урока:

  1. Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.

  2. Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.

  3. Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, самооценку,дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.

УУД:

регулятивные:

- саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий;

- сравнение способа действия и его результата, коррекция;

познавательные:

- общеучебные (умение структурировать знания)

- логические (наблюдение, сравнение, доказательство, подведение под понятие ),

коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества со сверстниками: как кооперация (сотрудничество), как взаимодействие.

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (речевые действия).


Ожидаемый результат: расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке; отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи. Учащимися показаны умения: правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи; анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения. Продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах; выполнение индивидуальных заданий. В конце урока учащиеся оценили сою работу и работу класса.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Оборудование: лист самооценки, плакат Почтальона Печкина, компьютер, проектор, карточки с домашним заданием.



Ход урока.

I. Организационный момент.

  • Добрый день, дорогие ребята, сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут елена Степановна. Проверьте, всели у вас готово к уроку? Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи и успехов.. И на этой позитивной ноте мы начнем наш урок. Ой, а кто это к нам стучится? Это же Почтальон Печкин.(За дверью плакат, приклеиваю на доску.)

II. Актуализация знаний учащихся.

Работа со словами:

А кто мне скажет, что носит Почтальон Печкин в своей сумке?

-Правильно, письма. Но вот случилась беда, подул сильный ветер и из слов, которые были написаны в письмах разлетелись буквы. И он нас просит помочь ему.


Сн*жинка, кр*чат,, з*леный, м*ро*, над, м*стерит, л*са, бл*стит, мя*кий, б*льшая. Слайд .

а). Орфографическая зарядка.

  • Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

  • Какие виды орфограмм встретились в словах?

  • Молодцы ребята, Почтальон Печкин шепнул мне на ушко, что вы большие молодцы. И он вас благодарит за помощь.

б). Разделить слова на группы.

  • Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?

  • Сколько будет групп? Какие? Слайд .

  • Запишите слова в три группы самостоятельно: 1 колонка– имена существительные, 2 колонка – имена прилагательные, 3 колонка – глаголы. Выделите орфограммы.

(Проверка путем чтения учащихся с места и высвечивание на слайде. ). Слайд .

  • Докажите, что в 1 столбике записаны имена существительные.

  • Докажите, что во 2 столбике записаны имена прилагательные.

  • Докажите, что в 3 столбике записаны глаголы.

  • Оцените себя за данный этап работы на листе самооценки.(Шкала баллов для самооценки прикреплена на доске)

  • Какое слово оказалось лишнее? Почему? Слайд .

  • Кто знает, как можно назвать слово над?

  • Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами?

Но мы не говорили о них подробно.

  • Наверное, вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?



III. Работа над новым материалом.

  1. Объявление темы урока и постановка целей.

Правильно, сегодня мы поговорим о том, что такое предлог; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. И будем делать, своего рода, открытия, а Почтальон Печкин нам поможет.

2. Восприятие темы.

1). Посмотрите на экран. Кого видите?

  • Где находится белка? Заяц? Медведь? Лиса?

  • Описывая местонахождение каждого животного, вы употребили слова: за, на, около, под, у …

  • А если мы употребляем их в речи, значит, это часть речи. И эта часть речи называется… (предлог).

Слайд

Слова за, над, с, под… - предлоги.

Слова к, на, с, от… - предлоги.


  • Мы сделали первое открытие.

2). Послушайте текст. Постарайтесь услышать предлоги и запишите их в тетрадь.

Ясное весеннее утро. Развернулись на низких кустиках молодые листочки. Из земли выглядывают узкие стрелки молодой травки. Покачиваются на березке легкие сережки

(Далее осуществляется взаимопроверка проверка.)

-Оцените себя за данный этап работы.

  • Как вы думаете, это все предлоги, которые есть в русском языке?

  • Конечно, это не все предлоги. Их в русском языке огромное количество. По частоте употребления они на 4 месте среди других частей речи.



  • Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать?

  • Предлог – это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.


  слайд.

  • Мы сделали второе открытие.(Прикрепляю на доску)


3). Работа с текстом (листки у каждого ребенка).На своих листах найдите задание №3

Надоело земле лежать ..... снегом. Закапали днём её слёзы .... крыш. Журчащие ручьи побежали .... дорожкам. Солнышко поднялось выше и послало .... землю свои лучи. Они упали ....горку .... прошлогодними листьями. Почувствовала тепло и вылезла ... свет зелёная травка. Слайд


  • Прочитайте предложения. Все ли вам понятно? Почему?

  • Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?

  • Чего не хватает в тексте?

  • Давайте вставим предлоги.

  • Какую роль предлоги выполняют в русском языке?

  • Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи. Оцените себя за данный этап работы.


  слайд.


  • Мы сделали третье открытие.

  • Вернемся к нашим предложениям. Кроме предлогов, какие части речи использованы?

  • Обратите внимание на написание предлогов с ними.

  • Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.


слайд.


  • Мы сделали четвертое открытие.

4) Попробуйте объединить все открытия, совершенные на уроке, и сформулировать правило, что же такое ПРЕДЛОГ. (Ответы детей , затем чтение определения со СЛАЙДА.




ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Солнце стало пригревать,
Стали капельки стучать,
Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва,
А потом быстрей, быстрей
Побежали ручейки,
Их попробуй, догони!

5)Создание «ситуации несостоятельности»

  • На доске написаны предложения. Сравните их между собой.

(пропущены предлоги, предложения одинаковые)

Книга лежит ……. столе. Книга лежит ….. столе.

  • А я хочу вам сказать, что здесь два разных предложения. Как это может быть?

(пропущены разные предлоги)

6) создание «ситуации успеха»

  • Запишите предложения, вставьте разные предлоги.

(Книга лежит НА столе. Книга лежит В столе.)

  • Что заметили?

(изменился смысл)

  • Какую же еще роль выполняют предлоги в речи?

Мы сделали еще одно открытие. Оцените себя за данный этап работы.


ПРЕДЛОГИ ИЗМЕНЯЮТ СМЫСЛ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.



слайд
I
V. Закрепление.


1). Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.

1 группа. (слабоуспевающие учащиеся, работающие только на продуктивном уровне).

Работа на листках

Я предлагаю задания на выбор.

  • Первое задание – самое простое - списать скороговорку, подчеркнуть предлоги..

У Семёна с Саней в сетях сом с усами.


2 группа. (учащиеся, работающие на репродуктивно-продуктивном уровне).

  • Второе задание - посложнее - объединить пары слов с помощью предлогов и записать в тетрадь.


Выходить ….. (дом); идти ….. (лес); заботиться ….. (щенок)


3 группа. (учащиеся, работающие на продуктивном и творческом уровнях).

  • Третье задание - самое сложное, но интересное - в предложениях ошибки, исправить их, правильно записать предложения в тетрадь.


Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик.



  • Кто выбрал 1-ое задание? Проверка.

  • Кто выбрал 2-ое задание? Проверка.

  • Кто выбрал 3-е задание? Проверка.

(Проверка путем чтения учащимися заданий, одновременно высвечивается на слайде. Учащиеся оценивают на листе самооценки) Слайды


V. Итог урока.

  1. Обобщение знаний о предлоге.

  • Представьте, что ваш товарищ заболел и не был сегодня в школе.

  • Что вы ему расскажите об уроке русского языка?

  • Итак, мы с вами знали части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Сегодня мы узнали еще одну часть речи – предлог.

  1. Рефлексия.

Посчитайте общее количество баллов и поставьте себе общую оценку за урок. А теперь давайте соберем наши работы и положим его в сумку к Почтальону Печкину. Мы с ним вместе проверим ваши работы и оценим ваши работы.


  1. Домашнее задание.

По выбору на карточках.


























Ф.И.________________________________________________________________

Задание№1

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Оценивание











Задание №2.Запиши предлоги Оценивание

___________________________________________________________

Задание№3

Надоело земле лежать ..... снегом. Закапали днём её слёзы .... крыш. Журчащие ручьи побежали .... дорожкам. Солнышко поднялось выше и послало .... землю свои лучи. Они упали ....горку .... прошлогодними листьями. Почувствовала тепло и вылезла ... свет зелёная травка.

Оценивание



Задание№4

­-Вставь пропущенные предлоги.

Книга лежит … столе.

Книга лежит …. столе.


Оценивание


Задание№5. На выбор.

1.Спиши. Подчеркни предлоги.

У Семёна с Саней в сетях сом с усами.

_________________________________________________________

_________________________________________________________

2.Объедени пары слов с помощью предлогов.

Выходить…(дом). Идти...(лес).

Заботиться…(щенок).

________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________.

3.Спиши, исправляя ошибки. Подчеркни предлоги.

Налесную тропку изкустоввы вы скочил зайчик.

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Оценивание


Моя оценка за урок: Оценка учителя:

Карточка№ 1.

-Спиши . Подчеркни предлоги.

Мама испекла пирог с черникой.

Ваня вышел из комнаты.

Под старым дубом лежали жёлуди.

На столе стояла вазочка с орехами.

В библиотеку привезли новые книги.

Саша подошёл к доске.





Карточка №2.

-Спиши, вставь вместо пропусков предлоги.

Мама испекла пирог …( черника).

Ваня вышел …( комнаты).

. старым (дуб) лежали жёлуди.

( стол) стояла вазочка с орехами.

..( библиотека) привезли новые книги.

Саша подошёл …( доска).




Карточка №3

-Спиши, исправляя ошибки.измени форму слова, где это необходимо. Подчеркни предлоги.

Мамаис пекла пирог счерника.

Ваня вы шел изкомната.

Подстарым дуб лежали жёлуди.

Настол стояла вазочка сорех.

Вбиблиотека привезли новые книги.

Саша подо шёл кдоска.
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!