На слайде слова: Волить, навидеть, годовать, взлюбить, здоровится, доумевать -Ребята, скажите, пожалуйста, вам знакомы эти глаголы? Можно так говорить? (Нет, таких глаголов нет в русском языке) - Как же нам исправить ошибку? - Частица не выражает отрицание, несогласие. Она очень упрямая, и любит делать всё наоборот. Иногда она даже с глаголами превращается в приставку, и тогда пишется вместе, а иногда рядом с прилагательными превращается в частицу и тогда пишется раздельно. Такие слова в русском языке называются глаголами-исключениями. В русском языке есть глаголы- исключения: Неволить, ненавидеть, негодовать, невзлюбить, нездоровится, недоумевать - Объясните значение слова негодовать. (Негодовать - значит возмущаться, быть недовольным.) - Подберите к глаголу недоумевать слова близкие по значению: ( растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не приложить) - Каким действием человек иногда показывает своё недоумение? (Чешет затылок, пожимает плечами, округляет глаза.) - Попробуйте догадаться, почему в этих словах частица НЕ пишется слитно с глаголами? ( Без частицы НЕ эти глаголы не употребляются.) Проверим - насколько вы на уроке были внимательными. Соедините хлопаем, если глаголы надо писать слитно и топаем, если писать их надо раздельно. ( Ненавидеть, не решает, неволить, не бегает, недомогать, не боится, негодовать, не знает, недоумевать, не скучает.) - Но иногда в жизни эта упрямая частица очень бывает нужна. Давайте подумаем, в каких случаях вы должны как можно чаще употреблять отрицательную частицу НЕ? (Когда мы отказываемся совершать какие-либо плохие поступки, н-р: Я не буду курить, не желаю и т.д.) Глаголы, не любя безделья, С частицей пишутся раздельно! Всегда? Нет! Без сомнения, Бывают исключения. Бывает все же, что глагол Совсем без «НЕ» не может! Тогда, куда бы он ни шел, - И «НЕ» с ним вместе тоже. И нет глаголу воли, Если глагол - неволить. Не может «не» не видеть В глаголе ненавидеть. -А сейчас поработаем в парах. Вам надо выписать только те глаголы, которые с частицей не пишутся раздельно. Проверка работы. Давайте проверим, как вы справились с работой. (не)звонил (не)здоровится (не)взлюбить (не)навидеть (не)узнает (не)горели (не)пойму (не)доумеваю (не)бежали (не)читает Вывод. Давайте ещё раз уточним, когда не с глаголами пишется раздельно, а в каких случаях - слитно. Работа в учебнике. Упр. 365. Диктант с подготовкой – развивается умение видеть изученные орфограммы, объяснять написания, писать под диктовку. Коллективный разбор заданий. Выборочная проверка учителем. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. |