СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме: Сочинение – описание по картине И.И.Бродского «Летний сад осенью» (в жанре письма другу).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

образовательная:

научить учащихся описывать пейзаж, изображённый на картине;

познакомить учащихся с новым видом описания   картины;

учиться выражать свои впечатления в сочинении-письме.

развивающая:

подготовить обучающихся к самостоятельному письменному сочинению по  картине;

развивать творческую самостоятельность, умение излагать свои мысли в письме;

ввести в словарь школьников слово «пейзажист», «акварель», «живописец», «запечатлеть»;

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме: Сочинение – описание по картине И.И.Бродского «Летний сад осенью» (в жанре письма другу).»

Урок русского языка в 8 классе.

Сочинение – описание по картине И.И.Бродского «Летний сад осенью» (в жанре письма другу).

Новик Надежда Григорьевна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».


Цели урока:

образовательная:

научить учащихся описывать пейзаж, изображённый на картине;

познакомить учащихся с новым видом описания картины;

учиться выражать свои впечатления в сочинении-письме.

развивающая:

подготовить обучающихся к самостоятельному письменному сочинению по картине;

развивать творческую самостоятельность, умение излагать свои мысли в письме;

ввести в словарь школьников слово «пейзажист», «акварель», «живописец», «запечатлеть»;

воспитательная:

воспитание любви к родной природе, воспитание умения видеть прекрасное в жизни и в искусстве;

воспитывать и развивать культуру написания письма.

здоровьесберегающая:

создание ситуации успеха на уроке, положительного эмоционального настроя, физкультминутка, гимнастика для глаз

Оборудование:

Репродукция картины И.И. Бродского « Летний сад осенью».

Репродукции картин художников – пейзажистов, презентация.


Ход урока

1.Орг.момент. «Минута доброты».

1.Психологический настрой.

- Я хочу вам пожелать

  • Активности;

  • Усидчивости;

  • Удачи;

  • Самостоятельности;

  • Хороших успехов.


2.Вступительное слово учителя.

- Прослушайте стихотворение

Осень лесу каждый год
Платит золотом за вход.
Поглядите на осину -
Вся одета в золото,
А сама лепечет:
"Стыну..." -
И дрожит от холода.
А берёза рада
Жёлтому наряду:
"Ну и платье!
Что за прелесть!"
Быстро листья разлетелись …

-Подумайте, почему я начала урок с этого стихотворения?

(Будем говорить об осени)

-Да, сегодня мы и поговорим об этом времени года.

Итак, начнем.  Дома вы должны были написать мини-сочинение «Осенние приметы». Послушаем сочинения.

Чтение сочинений, 1-2 сочинений.

Вопрос классу: - Каким настроением проникнуты сочинения об осени?

- Если бы вам дали кисточку и краски, то какие цвета вы бы выбрали?

Это время года бывает разным: солнечным и хмурым, ярким и серым, веселым и грозным.  И художники изображают его по-разному (показ картин: И. Левитана «Золотая осень», И. Остроухов «Золотая осень», В.Поленов «Золотая осень», Н.Крымов «Осень» и другие).

3.Сообщение темы урока.

-Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?

Мы будем говорить …

Мы будем описывать …

Мы вспомним …

-Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством замечательного российского художника Исаака Израилевича Бродского и его картиной «Летний сад осенью».

-Мы будем готовиться к сочинению - описанию картины И. Бродского «Летний сад осенью».

-Мы познакомимся с новым видом описания картины: в жанре письма к другу.

4.Словарно – стилистическая работа.

-Давайте повторим некоторые понятия.

& Письмо – письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица другому (В.И. Даль).

Письмо – бумага с написанным текстом, посылаемая кому-либо для сообщения чего-либо,

для общения с кем-либо на расстоянии.
Адресат – тот, кому адресовано письмо.
Адресант – тот, кто адресует кому-либо письмо.

-Какую роль играют письма в жизни человека?

Письма играют большую роль в жизни людей. С их помощью люди общаются, раскрывают своё отношение к тому, что они слышали, видели, переживали. В письмах могут быть изложены самые заветные мысли и желания, о которых можно писать только близкому человеку.

5. Рассказ о художнике (проверка домашнего задания).

Дополните текст (обучающиеся получают карточки). Каждый работает самостоятельно, затем зачитывают тексты.

Исаак Израилевич Бродский – это известный российский …. Он жил с … по … . В 1902 – 1908 годах И. Бродский учился в … . … работает Музей-квартира Бродского. Самые известные картины художника … .

(художник-живописец, 1884 – 1939, в Петербургской Академии художеств, в Петербурге, «Италия», «Портрет О.Д. Талалаевой», «Опавшие листья», «Летний сад осенью»).

Послушайте и повторите словосочетания (слухо-зрит.)

известный художник, замечательный художник, художник – живописец, изображает правдиво, точно передаёт;

Бродский – художник – живописец.

- Кто же такие художники - живописцы?

& Работа с толковым словарём:

Живописец - художник, занимающийся живописью.

И. Бродский – художник - ….

Задание:

Записать слово живописец, его лексическое значение в тетради;

6.Физкультминутка для глаз. Здоровьесберегающая технология В.Ф. Базарного.

Прежде, чем мы продолжим работу, поможем нашим глазам. Давайте сделаем для них зарядку. Посмотрите на экран. Следите глазами за движением фигур на экране.

7. Беседа по картине.

-Рассмотрим репродукцию картины И. Бродского «Летний сад осенью».

1)Работа с маленьким учителем

-Какое время года запечатлел художник?  (Поздняя осень)

-Что значит «запечатлеть»?

& Работа с толковым словарём:

Запечатлеть - передать, воплотить, изобразить, отобразить в чём-либо. 
- Почему картина так называется?

(на картине мы видим парк отдыха «Летний сад», который находится в Петербурге).

На доске запись:

«Летний сад» - одна из достопримечательностей Петербурга и любимое место отдыха горожан.

-Что вы знаете о Летнем саде?

(Сообщение заранее подготовленного ученика).

Летний сад - самый старый сад Санкт-Петербурга, заложенный еще в 1704 году по приказу императора Петра I, в настоящее время является одной из самых значимых туристических достопримечательностей города и чудесным местом культурного отдыха.

В первой четверти XIX века в Летнем саду архитекторами было сооружено два павильона – Чайный домик и Кофейный домик (сейчас в них проходит выставка и продажа различных сувениров). Самым замечательным сокровищем Летнего сада является его удивительная резная ограда. В настоящее время Летний сад украшает множество удивительных скульптур, фонтанов.


- О чем эта картина?

- Какой момент изображен на картине?

- Каков, по-вашему, замысел художника? (передать настроение тёплого осеннего дня)

- Какое чувство вызывает природа?

-В каких красках исполнена картина? Какие цвета преобладают? (бледно-жёлтые, серые)


2) Самостоятельная работа.

Учащиеся получают карточки.

Задания: ответить на вопросы, подобрать словарь по темам.

Аллея парка

Какими нарисованы деревья?
Стволы деревьев, какими мы их видим?
Какого цвета листья?

Почему их мало?
Какова цветовая гамма?

Словарь: с величественными деревьями, тянущимися далеко за горизонт; высокие стволы деревьев изящны и стройны

Беседка

Гостеприимная беседка, резные перила, освещённая лучами солнца, пустая, одинокая беседка, аккуратная лесенка, спрятавшаяся среди деревьев, защита от непогоды

Люди

Чем заняты люди?
Помогает ли пейзаж понять настроение людей?
Как пейзаж связан с жизнью людей, которые изображены на картине?

(Люди, изображенные на этой картине, занимаются своими делами - некоторые отдыхают и сидят на скамейках, другие прогуливаются. Без них Летний сад потерял бы оживленность. Дети играют на укрытой жёлтой листвой дорожке, рисуют на асфальте. Они наслаждаются последними тёплыми днями).

Небо

Какое оно?
Что вы можете еще сказать о небе?
Какие краски использует автор для описания неба?
(Лазурное, высокое небо, бегут облака).

8. Восстановление плана.

- «Восстановите план».

Коллективно составляем и записываем план описания

Примерный план

1. Приветствие другу.
2. Картина И.И. Бродского «Летний сад осенью»:

а) общее впечатление от пейзажа картины;
б) описание неба, деревьев;
в) своеобразие красок аллеи сада;
г) люди, наслаждающиеся красотой

осеннего дня;
д) настроение, вызванное картиной.

3. Прощание с другом.

9. Устное описание картины по плану.

Примерный текст сочинения – письма:

Здравствуй дорогой друг! Я хочу поделиться с тобой своим впечатлением от картины И. Бродского «Летний сад осенью».

  Автор описал позднюю осень, используя для этого тусклые тона. Преобладают серые, бледно-жёлтые краски. На картине художник изобразил аллею, с величественными деревьями, тянущимися далеко за горизонт. Высокие стволы деревьев изящны и стройны. По лазурному, высокому небу бегут облака. Люди, изображенные на этой картине, занимаются своими делами - некоторые отдыхают и сидят на скамейках, другие прогуливаются. Без них Летний сад потерял бы оживленность. Дети играют на укрытой жёлтой листвой дорожке, рисуют на асфальте. Они наслаждаются последними тёплыми днями.

Справа изображена маленькая белая беседка, освещенная лучами солнца, которая скрывается в ветвях и листьях деревьев. Летом в ней наверняка приятно проводить время. 
Картина мне понравилась тем, что автор точно передаёт настроение тёплого осеннего дня. Надеюсь, я тебя ею заинтересовал, и ты тоже захочешь на нее посмотреть! Пока!

10. Итоговая рефлексия:

Вспомнили: …

Познакомились: …

Учились: …

Я умею описывать картину по плану

Я знаю, над чем мне надо работать


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!