Урок русского языка в 3 классе.
Тема урока: «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне».
Демянск 2017г.
- развивать умение вести диалог, умение договариваться при работе в группах малого состава.
- аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.
- подбирать проверочные слова.
- аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
1. Организационный момент | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Создание комфортной психологической атмосферы. | Мотивирует учащихся к деятельности. Мы - умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! В 3 «В» мы учимся! Всё у нас получится! | | Читают девиз. Настраиваются на учебную деятельность | Регулятивные- осуществляют самоконтроль. |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. - Слова: снег, снежинка, зима, голубка, ледок, шубка - Что общего у этих слов? (имя существительное, слова с орфограммой в корне слова) - На какие группы можно разделить эти слова? (слова с безударными гласными и парными согласными в корне слова) -Запишите слова любой группы. - Какое правило вспомнили, когда записывали слова? (подбирали однокоренные слова, чтобы звук слышался отчетливо) - Зачем подбирали однокоренные слова? (в однокоренных словах корень пишется одинаково) | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. | Осознанно строят речевые высказывания | Обсуждают предметные способы решения. |
3. Выявление места и причины затруднения | Обсуждение затруднений; проговаривание цели урока. | Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разр- Продолжим записывать слова. (два ученика записывают на переносных досках). Грустный, известный - Помощники готовы? Проверяем написанное на доске. Смотрим, сравниваем. (Видят несоответствия в написании. Если нет, то спрашиваю у детей кто написал иначе) Посмотрите в свои тетрадки и тетрадку соседа. Сравните записи. – Почему написали по- разному, ведь я диктовала для всех одинаково. - Сколько мнений в нашем классе? (два) - Какие? (Нужно писать согласную или не нужно писать) - А почему получились разные мнения? Как вы думаете? ( Мы этого еще не знаем) - Кто не написал согласную. Почему не написал? ( Не слышим ее при произношении) - А кто написал согласную? Почему написал? (Я могу ее произнести, значит, ее надо писать). - Так чего мы еще не знаем? (Нужно писать или нет согласную в слове, если ее не слышно) - Как бы вы назвали такие согласные? (Неслышимые, незвучные, молчаливые, скрытые…) - Молодцы! Интересные названия придумали. Откройте учебники на стр.117 и сравните свои предложения с тем, что предлагают нам авторы учебника. - Так как по научному называются такие согласные звуки? (Непроизносимые) - Над какой темой мы сегодня работаем? (Непроизносимые согласные в корне слова) Непроизносимые согласные в корне слова. - Зная тему урока, давайте дополним цель урока Учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова | Фиксируют проблему | Строят понятные для собеседника высказывания. | Принимают и сохраняют учебную задачу. |
Построение проекта выхода из затруднения. | Устранение возникшего затруднения. | Организует учебное исследование. - Сегодня будем исследовать слова, в которых встречается эта орфограмма. - Что поможет нам в исследовании новой орфограммы? (знания, полученные раньше). - С чего нужно начать исследование? (Будем подбирать однокоренные слова) - Построим план, по которому будем исследовать новую орфограмму. 1. Подобрать однокоренные слова. 2. Выделить корень во всех словах. 3. Сравнить корни всех однокоренных слов. 4. Сделать вывод. | Проводят коллективное исследование, формируют новое понятие. | Участвуют в обсуждении | Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют самоконтроль. |
5. Реализация построенного проекта. | Фиксация преодоления возникшего ранее затруднения. | Организует учебное взаимодействие учеников (работа в группах) и обсуждение составленных моделей. - Предлагаю поработать в группах. - Повторим правила работы в группе. В группе должен быть ответственный. Работать должен каждый на общий результат. Один говорит, другие слушают. Если не понял, переспроси. Свое несогласие высказывай вежливо. - Выберите слово для исследования: радос.ный, поз.ний, мес.ный, звёз.ный. Защита мини проекта. Хоровое повторение вывода. Сравнение с эталоном. - Откройте учебники на странице 117 и сравните свои предположения с тем, что предлагают нам авторы учебника. Дети читают про себя текст в рамочке. | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. | Участвуют в обсуждении. Учатся формулировать собственное мнение и позицию. | Осуществляют самоконтроль. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Проговаривание нового знания. | Организует коррекционную работу. - Вернемся к словам, которые записывали наши помощники. - Можете теперь исправить ошибки в словах: грустный, известный? - Каким правилом пользовались? - Смогли мы преодолеть затруднения? (да) - Что вы можете теперь делать? (писать слова с непроизносимыми согласными) | Применяют новый способ. Исправляют, допущенные ошибки. | Строят рассуждения для регуляции своего действия. | Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату. |
Самостоятельная работа с проговариванием во внешней речи. | Каждый должен сделать вывод, что он уже умеет. | Организует учебное взаимодействие учеников (работа в парах) Восстановление деформированного предложения. (на партах конверты со словами: народ, мальчишек, коньками, радостный, лед, звучно режет) - Из слов составить предложение. Кто автор этих слов? - Есть ли в строчках Пушкина А.С. слово на новое правило? - Как проверили его написание? | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. | Строят понятные для собеседника высказывания. Участвуют в обсуждении. | Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют самоконтроль. |
Включение в систему знаний и повторение. | Использование нового знания вместе с изученными ранее. | Организует самостоятельную работу учащихся. -Выпишите только те слова, в которых есть непроизносимый согласный. Трубка, стена, вестник, косточка, лесник, тростник, участник, зарядка, земля, соседка, яростный, устный. Взаимопроверка по образцу. - Как проверяли выписанные слова? | | | Выполняют работу, анализируют, контролируют результат. |
Рефлексия учебной деятельности. | Осознание учащимися своей деятельности. Самооценка результатов своей деятельности. | Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. - Какую задачу ставили? -Удалось ли решить поставленную задачу? - Каким способом? - Продолжите предложения: Я повторил(а) Я узнал(а) Я научился Я похвалил бы себя за Я молодец, потому что | | Осознанно строят речевые высказывания. | Рефлексия своих действий. |
Домашнее задание С. 117 упр. 224 выучить правило
|