Урок русского языка в 8 классе.
Тема: Прямая и косвенная речь.
Цель: Учащиеся научатся различать и правильно использовать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и правильно оформлять на письме предложения с косвенной речью.
Задачи:
Повторить понятие прямой речи, правильное оформление на письме различных предложений с прямой речью.
Выявить различия между прямой и косвенной речью.
Познакомиться с теоретическим материалом о записи предложений с косвенной речью, об их видах и структуре.
Отработать навык записи предложений с косвенной речью.
Отработать навык сжатия текста путем замены прямой речи косвенной.
Оборудование: учебник, учебные тексты, презентация.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Ход урока
Организационный этап (Приветствие)
Формулировка темы, целей урока
- Посмотрите на предложения (слайд 1).
- Чем они похожи и чем отличаются? (Гипотезы учащихся. «Они об одном и том же, но разная подача»).
- Исходя из вышесказанного, давайте сформулируем тему урока. (Варианты ответов) (слайд 2)
- Как вы думаете, исходя из темы урока, чем мы сегодня будем заниматься? (Варианты ответов)
Актуализация знаний (слайд 3)
- Что вы можете сказать о первом предложении? («Предложение с прямой речью»)
- С понятием «прямая речь» мы уже встречались. Давайте вспомним, что это такое. («Прямая речь – это точная передача чужой речи»)
- Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью? (Выйти к доске и записать схемы предложений с прямой речью)
- Что вы можете сказать о втором предложении? Какова его структура? (Сложноподчиненное предложение)
- В нем тоже передана чужая речь. А как его можно назвать? (Предложение с косвенной речью)
- Давайте обобщим – что такое прямая и косвенная речь? (Способы передачи чужой речи)
- Чем прямая речь отличается от косвенной? (слайд 4)
- Сегодня мы подробнее рассмотрим косвенную речь в виде сложноподчиненных предложений.
Постановка проблемы
- Посмотрите на предложения с прямой речью (слайд 5). Попробуйте мысленно заменить их косвенной речью.
- Есть ли предложения, которые вызвали у вас затруднение? Назовите их номера. (Ребята называют номера предложений)
- Какой вывод вы можете сделать? (Имеющихся знаний не достаточно для выполнения данного задания)
Знакомство с теоретическим материалом
- Самостоятельно прочитайте материал параграфа 38 на странице 192.
- Что нового узнали? (В зависимости от вида предложений по цели высказывания употребляются разные союзы и союзные слова)
(слайд 6) (Чтение теории со слайда вслух)
- Прочитайте примеры, данные в учебнике.
- Ставится ли вопросительный знак в предложениях с косвенной речью? (Нет)
- Изменяются ли местоимения и формы лица глаголов в зависимости от того, кто передает содержание чужой речи? (Да)
- Прочитайте примеры из рубрики «Возьмите на заметку» на стр.193.
- А теперь вернемся к предыдущему слайду (слайд 7).
- Найдите те предложения, которые вызвали у вас затруднение. Сможете ли вы теперь записать предложения, заменив прямую речь косвенной?
(Запись предложений у доски).
Отработка навыка записи предложений с косвенной речью (слайд 8)
1. Упр. 335 – у доски.
– Какие глаголы мы использовали, чтобы ввести прямую речь? (Спросила, сказал и т.д.)
2. Работа в парах.
- Перед вами лежат листы бумаги. Используя глаголы из упр. 336, составьте и запишите предложения с прямой речью. Затем обменяйтесь листочками и запишите предложения, заменив прямую речь косвенной.
3. Проверка. (Несколько человек выходят к доске и записывают свои варианты, затем оценивают ответы друг друга. Для остальных – взаимопроверка и взаимооценивание, оценки выставляются на листах, где записывались предложения).
Работа над сжатием текста (слайд 9)
Однажды, нарвав букет неизвестных ему цветов, он столкнулся с необычной реакцией встречавшихся ему людей. Девушки, проходившие мимо, заулыбались и кричали вслед «спасибо». Потом встретилась старушка.
Увидев меня, старушка остановилась, всплеснув руками, запела:
- Ой, милок! До чего же это чудесно, что ты мне встретился на пути!
- За что же меня благодарить, бабушка? – спросил я.
- Ишь, притворенный, - ответила старушка и хитро покачала головой. – Уж будто ты и не знаешь! Сказать я тебе не могу. Но ты иди своей дорогой, повстречай побольше людей на пути.
- Попробуйте сжать текст, преобразив диалог в косвенную речь.
- Запишите получившееся предложение. (Ученик у доски записывает, остальные при необходимости исправляют, дополняют, зачитывают свои варианты)
- Как вы считаете, когда нам в жизни может пригодиться умение кратко пересказывать текст, сохраняя при этом главную мысль? (Варианты ответов: на уроках литературы, истории, биологии, географии и т. д.)
- Подобное задание – сжатие текста – есть в заданиях к изложению на экзамене в 9 классе. Вы должны будете сжато пересказать текст, сохранив все микротемы и передав основную мысль каждой микротемы.
Подведение итогов, рефлексия
- Давайте вернемся к началу урока и вспомним, какие цели и задачи вы ставили перед собой.
- Я попрошу каждого оценить свою работу на уроке, насколько каждому из вас удалось достичь тех целей и задач, которые вы ставили перед собой в начале урока. Оценку поставьте на листочках, рядом с той оценкой, которую вам поставил ваш товарищ. Листочки сдайте мне.
Д/з – упр. 337.
- На этом наш урок закончен. Благодарю за работу.
Слайд 9.