СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Прямая и косвенная речь"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке дети знакомятся с косвенной речью, учатся заменять прямую речь косвенной, правильно оформлять на письме предложения с косвенной речью.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Прямая и косвенная речь"»

Урок русского языка в 8 классе.

Тема: Прямая и косвенная речь.

Цель: Учащиеся научатся различать и правильно использовать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и правильно оформлять на письме предложения с косвенной речью.

Задачи:

  1. Повторить понятие прямой речи, правильное оформление на письме различных предложений с прямой речью.

  2. Выявить различия между прямой и косвенной речью.

  3. Познакомиться с теоретическим материалом о записи предложений с косвенной речью, об их видах и структуре.

  4. Отработать навык записи предложений с косвенной речью.

  5. Отработать навык сжатия текста путем замены прямой речи косвенной.

Оборудование: учебник, учебные тексты, презентация.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Ход урока

Организационный этап (Приветствие)

Формулировка темы, целей урока

- Посмотрите на предложения (слайд 1).

- Чем они похожи и чем отличаются? (Гипотезы учащихся. «Они об одном и том же, но разная подача»).

- Исходя из вышесказанного, давайте сформулируем тему урока. (Варианты ответов) (слайд 2)

- Как вы думаете, исходя из темы урока, чем мы сегодня будем заниматься? (Варианты ответов)

Актуализация знаний (слайд 3)

- Что вы можете сказать о первом предложении? («Предложение с прямой речью»)

- С понятием «прямая речь» мы уже встречались. Давайте вспомним, что это такое. («Прямая речь – это точная передача чужой речи»)

- Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью? (Выйти к доске и записать схемы предложений с прямой речью)

- Что вы можете сказать о втором предложении? Какова его структура? (Сложноподчиненное предложение)

- В нем тоже передана чужая речь. А как его можно назвать? (Предложение с косвенной речью)

- Давайте обобщим – что такое прямая и косвенная речь? (Способы передачи чужой речи)

- Чем прямая речь отличается от косвенной? (слайд 4)

- Сегодня мы подробнее рассмотрим косвенную речь в виде сложноподчиненных предложений.

Постановка проблемы

- Посмотрите на предложения с прямой речью (слайд 5). Попробуйте мысленно заменить их косвенной речью.

- Есть ли предложения, которые вызвали у вас затруднение? Назовите их номера. (Ребята называют номера предложений)

- Какой вывод вы можете сделать? (Имеющихся знаний не достаточно для выполнения данного задания)

Знакомство с теоретическим материалом

- Самостоятельно прочитайте материал параграфа 38 на странице 192.

- Что нового узнали? (В зависимости от вида предложений по цели высказывания употребляются разные союзы и союзные слова)

(слайд 6) (Чтение теории со слайда вслух)

- Прочитайте примеры, данные в учебнике.

- Ставится ли вопросительный знак в предложениях с косвенной речью? (Нет)

- Изменяются ли местоимения и формы лица глаголов в зависимости от того, кто передает содержание чужой речи? (Да)

- Прочитайте примеры из рубрики «Возьмите на заметку» на стр.193.

- А теперь вернемся к предыдущему слайду (слайд 7).

- Найдите те предложения, которые вызвали у вас затруднение. Сможете ли вы теперь записать предложения, заменив прямую речь косвенной?

(Запись предложений у доски).

Отработка навыка записи предложений с косвенной речью (слайд 8)

1. Упр. 335 – у доски.

– Какие глаголы мы использовали, чтобы ввести прямую речь? (Спросила, сказал и т.д.)

2. Работа в парах.

- Перед вами лежат листы бумаги. Используя глаголы из упр. 336, составьте и запишите предложения с прямой речью. Затем обменяйтесь листочками и запишите предложения, заменив прямую речь косвенной.

3. Проверка. (Несколько человек выходят к доске и записывают свои варианты, затем оценивают ответы друг друга. Для остальных – взаимопроверка и взаимооценивание, оценки выставляются на листах, где записывались предложения).

Работа над сжатием текста (слайд 9)

Однажды, нарвав букет неизвестных ему цветов, он столкнулся с необычной реакцией встречавшихся ему людей. Девушки, проходившие мимо, заулыбались и кричали вслед «спасибо». Потом встретилась старушка.

Увидев меня, старушка остановилась, всплеснув руками, запела:

- Ой, милок! До чего же это чудесно, что ты мне встретился на пути!

- За что же меня благодарить, бабушка? – спросил я.

- Ишь, притворенный, - ответила старушка и хитро покачала головой. – Уж будто ты и не знаешь! Сказать я тебе не могу. Но ты иди своей дорогой, повстречай побольше людей на пути.

- Попробуйте сжать текст, преобразив диалог в косвенную речь.

- Запишите получившееся предложение. (Ученик у доски записывает, остальные при необходимости исправляют, дополняют, зачитывают свои варианты)

- Как вы считаете, когда нам в жизни может пригодиться умение кратко пересказывать текст, сохраняя при этом главную мысль? (Варианты ответов: на уроках литературы, истории, биологии, географии и т. д.)

- Подобное задание – сжатие текста – есть в заданиях к изложению на экзамене в 9 классе. Вы должны будете сжато пересказать текст, сохранив все микротемы и передав основную мысль каждой микротемы.

Подведение итогов, рефлексия

- Давайте вернемся к началу урока и вспомним, какие цели и задачи вы ставили перед собой.

- Я попрошу каждого оценить свою работу на уроке, насколько каждому из вас удалось достичь тех целей и задач, которые вы ставили перед собой в начале урока. Оценку поставьте на листочках, рядом с той оценкой, которую вам поставил ваш товарищ. Листочки сдайте мне.

Д/з – упр. 337.

- На этом наш урок закончен. Благодарю за работу.

Слайд 9.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!