СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе по теме "Глаголы-исключения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

Образовательные:

развивать умение соотносить временную форму глагола с его начальной формой;

совершенствовать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы;

закреплять навык написания безударных личных окончаний глаголов.

Развивающие:

развивать познавательные и творческие способности, умение работать в группах и индивидуально;

повышать культуру речи;

прививать любовь к творчеству А.С. Пушкина.

Воспитательные:

формирование интереса к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность.

воспитывать порядочность и формировать правильное понятие о дружбе. 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе по теме "Глаголы-исключения"»


ГУ «Аксайская средняя школа отдела образования Есильского района»







в 4 классе



(использование технологии уровневой дифференциации)







Провела учитель начальных классов Шаникова Татьяна Викторовна









2013 год




Тема: «Глаголы – исключения»

Цели урока:

познакомить с глаголами - исключениями;

развивать умение распознавать их в тексте и правильно писать их безударные личные окончания.

Задачи урока:

Образовательные:

развивать умение соотносить временную форму глагола с его начальной формой;

совершенствовать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы;

закреплять навык написания безударных личных окончаний глаголов.

Развивающие:

развивать познавательные и творческие способности, умение работать в группах и индивидуально;

повышать культуру речи;

прививать любовь к творчеству А.С. Пушкина.

Воспитательные:

формирование интереса к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность.

воспитывать порядочность и формировать правильное понятие о дружбе.

Оборудование: экран, проектор, стихотворные способы запоминания (зрительные опоры), карточки с заданиями.

Ход урока

Организационный момент.

Психологический настрой «позитивчик». (2 мин 30 с)

Деление на группы с помощью геометрических фигур.

Учитель: Сегодня мы будем работать в группах, я думаю, что очень дружно. Выберите спикера в группе, который будет следить за дисциплиной в и за правильные ответы - раздавать фишки. (1 мин)

Сообщение темы урока. Слайд 1 (1мин)

Учитель: Кто о себе так заявляет?

Что без меня предметы?
Лишь названия. А я приду –
Всё в действие придёт – летит ракета,
Люди строят здания, цветут сады,
И хлеб в полях растёт.

Дети: Глагол.

Учитель: Сегодня мы :

1) продолжим учиться определять спряжение глаголов;

2) правильно писать безударные окончания глаголов;

3) познакомимся с глаголами-исключениями из этого правила.

Запись числа в тетрадях. Минутка чистописания.(2 мин)

Учитель: Эпиграфом нашего урока послужит пословица (слайд 2)





Кто много видит и слышит, тот много знает.

Учитель: Как вы её понимаете? Обратите внимание на правильное соединение букв “сл” и красиво запишите пословицу. (Учитель следит за аккуратностью письма и правильной посадкой).

5. Словарная работа (2 мин)

Учитель: Запишите глагол. Вставьте пропущенную букву. Проверьте ударением.

(слайд 3, 4)


отт . чить – тoчит
отб . жать – бег
отн . сти – нёс


Учитель: Где находятся безударные гласные? (В корне).Фронтальный опрос.(2 мин)

– К какой части речи относятся записанные слова? (Глаголы).

– Что называется глаголом? (Обозначает действие предмета; является главным членом в предложении; отвечает на вопросы: “что сделал”, “что делает”, “что будет делать”).

– Чем похожи эти глаголы? (Это глаголы в начальной форме – неопределённой форме).

– Зачем нужно знать спряжение глаголов?

- Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения?

- Какие окончания имеют глаголы 2 спряжения?

- При определении безударного личного окончания глаголов можно перепутать и : -ить (II), -еть (I).


6. Работа в творческих группах. ( 5 мин 30 с)

Индивидуальные разноуровневые задания для осуществления контроля за усвоением изученного.




1 вариант (с низким уровнем развития)

Выпиши глаголы в неопределенной форме, определи их спряжение.

Бежал, поет, пить, гуляет, ходить, думает, слетать, выучить, смеяться, говорим, брать.

2 вариант (со средним уровнем развития)

В первый столбик выпиши глаголы, обозначающие, как передвигаются люди. Во второй - глаголы, обозначающие, как передвигаются животные. В третий - глаголы, относящиеся к учению. Определи их спряжение.

Ходить, бегать, ползать, порхать, плавать, учить, считать, писать, читать.

3 вариант (с высоким уровнем развития)

К устойчивым сочетаниям подберите близкий по значению глагол, напишите его в неопределенной форме, определите спряжение.

Гладить по головке -..., повесить голову -..., зарубить на носу -..., бить баклуши -... э класть зубы на полку -... .

Учитель: Давайте проверим, как вы справились с заданием. (слайд 5) (2 мин)

Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки, одну ошибку, две. Оцените самостоятельно свою работу. 1ур – 1 фишка, 2 ур – 2 фишки, 3 ур – 3 фишки.

7. Физминутка. (1 мин)

У. Все встали. Когда я буду называть глаголы I спряжения, вы делаете приседание, глаголы II спряжения поднимаете руки вверх.

У меня друзей немало,
Но я всех нарисовала (I)
Коля колет (I)
Толя полет (I)
Паша пашет (I)
Варя варит (II)
Света светит (II)
Соня дремлет (I)
Катя катит (II)
Тоня тонет (I)
Но не дам ей утонуть (I)
Подрисую что-нибудь (I)

8. Постановка проблемы

Учитель: Ребята, детская писательница Татьяна Рик предлагает нам шуточный стишок, прочитаем его: (слайд 6)










Чтобы курицу соседки
Чисто наголо побрить,
Надо бы на табуретке
Две салфетки постелить.

Учитель: Зачем же брить несчастную курицу? Это шутка, но в ней есть глаголы-исключения на - ить, которые относятся к I спряжению. Таких глаголов всего 3, но здесь 2: «брить» и «стелить». Ещё есть глагол – исключение зиждиться. Найдите в словаре значение этого слова. (1 мин)

(2 ученика работают у доски. Изменяют данные глаголы по лицам. Остальные ученики работают в тетрадях. Карандашом выделяют окончания глаголов). (2 мин)


Неопределённая форма

2 лицо, единственное число

3 лицо, множественное число

Побрить

Побреешь (побреишь)

Побреете

Побреет

Побреют (побреят)



Неопределённая форма

2 лицо, единственное число

3 лицо, множественное число

Постелить

Постелешь (постелишь)

постелете

Постелет

Постелют (постелят)


Учитель: Закончили? Проведём самопроверку по правилам. (слайд 7) (1 мин)














Алгоритм определения безударного окончания глагола.

1. Поставь глагол в неопределённую форму.

2. Определи его спряжение по гласной букве перед –ть.

3. Определи гласную в окончании глагола этого спряжения.

9. Открытие детьми темы урока (1 мин)


Учитель: Почему задание похоже на предыдущее, а ответы разные? Почему вы сразу не справились? Вы же пользовались ранее изученным алгоритмом. Значит, это особые слова, особые глаголы, которые не подчиняются этим правилам, т.е. это – исключения из правил. Сегодня мы познакомимся с глаголами, которые не подчиняются этим правилам, т.е. с глаголами - исключениями. (слайд 8) (1 мин)

(Учитель читает стихотворение и по ходу на экране появляются глаголы - исключения).

Глаголы в неопределенной форме на - ить
Ко второму спряжению нужно, друзья, относить.
Не забудьте в это спряженье
Включить исключения:
Гнать, держать,
Смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на “е” спрягать нельзя.

10. Самостоятельная группировка по суффиксам и запись глаголов в тетрадь. (2 мин)

Проверка записи в тетради по таблице (слайд 9)



11. Игра «Третий лишний». (Слайд 10) (2 мин)

12. Физминутка для головного мозга и глаз. (1 мин)

1. Ученики вытягивают руки вперёд и двумя руками одновременно выписывают горизонтальные восьмёрки влево, вправо; в разном направлении движения рук.

2. Дети смотрят на кончик носа, вдаль, влево, вправо, вверх, вниз, выписывают глазами вертикальные и горизонтальные восьмёрки.

13. Закрепление знаний о глаголах-исключениях.

Учитель: А сейчас вместе с героями сказок А.С. Пушкина мы закрепим знание глаголов-исключений. (5 мин)

Рассуждение по алгоритму: (слайд 11)

А) Ставим ударение: окончание ударное или нет?
Б) Является ли глаголом-исключением?
В) Определяем спряжение.


Найдите в отрывке глагол-исключение и запишите его.

Найдите в отрывке глагол-исключение и определите его спряжение.




Найдите в отрывке глагол-исключение и запишите его в форме 2-го лица единственного числа.


1. “К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон...”

2. “Смотрит – видит, дело лихо:
Бьётся лебедь средь зыбей...”

3. “Их он кормит и поит,
И ответ держать велит…”

4. “Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал…”

5. “И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь…”

6. “Крепко связаны ей локти,
Попадётся зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть…”

7. “Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала…”

Учитель: Из каких сказок вы услышали отрывки? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях») (слайд 13)

Проверка записи в тетради у учащихся 3-го уровня: (слайд 14) (1 мин)

Слышишь, смотришь, видишь, держишь, догонишь, вертишь, терпишь, дышишь.

14. Итог урока. (2 мин)

Какова была тема урока?

С какой проблемой столкнулись?

Глаголы-исключения 1-го спряжения.

Глаголы-исключения 2-го спряжения.

Почему эти глаголы являются исключениями?

Как у них определить спряжение?

Назовите глаголы-исключения в эпиграфе урока.

Способ запоминания



Я пришёл из школы,
Я учу глаголы,
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
Кричать – кричу,
Вертеть – верчу,
Двигать – двигаю,
Прыгать – прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел! …
Открываю, наш сосед
(он живёт под нами)
Не причёсан, не одет –
В тапках и пижаме.
Он кричит: “Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?”
– Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришёл из школы
И учу глаголы… (В. Воскобойников)

Учитель: Я надеюсь, когда вы будете учить глаголы, соседи от вас не пострадают.

15. Домашнее задание: (слайд 13) (1 мин)

Выучить глаголы-исключения.

3 уровень. Написать мини-сочинение “Случай с другом”, используя глаголы-исключения.

16. Оценивание работы учеников на уроке. (слайд 14) (1 мин)



17. Дерево знаний (3 мин)

На доске «Дерево знаний» : если вы хорошо усвоили тему урока и вы в течение всего урока выполняли все задания правильно, то прикрепите на дерево красное яблоко, если вы на уроке не всё поняли и у вас в заданиях были ошибки, то прикрепите жёлтое яблоко, ну и если вы на уроке совсем ничего не поняли и не выполнили ни одного задания правильно, то прикрепите зелёное яблоко.






18.Чтобы вы хорошо запомнили глаголы –исключения, я вам подарю запоминалки. (1 мин)


Запомни, эти глаголы, оканчивающиеся на – ать, - еть, относятся ко 2 спряжению:

Видеть, слышать и смотреть, и зависеть, и терпеть,

гнать, дышать, держать, обидеть, и вертеть, и ненавидеть.


Глаголы- исключения брить, стелить, зиждиться, оканчивающиеся на – ить, относятся к 1 спряжению.































Самоанализ

урока по теме «Глаголы – исключения» в 4 классе.


Проведённый урок по теме «Глаголы – исключения» - это «урок усвоения новых знаний», с использованием технологии уровневой дифференциации. Это позволяет спланировать работу индивидуально с каждым учеником, учитывая его психологические особенности.

Данный урок позволяет вызвать активность всех учащихся на разных этапах работы. Уроки такого типа позволяют избежать схематизма, однообразия, создают творческую атмосферу, обеспечивают активную работу учащихся, осуществляется педагогика сотрудничества, гуманизация процесса обучения. При планировании урока были учтены реальные учебные возможности и психологические особенности учащихся.

Ведущей технологией данного урока были выбраны технология проблемных ситуаций и работа в группах. На уроке были использованы здоровье сберегающие технологии и ИКТ. Благодаря выбранным технологиям урок получился результативным, динамичным, интересным. Сами ребята были активны в течение всего урока.

На данном уроке использовались элементы технологии уровневой дифференциации, элементы развивающего обучения. На уроке решались следующие задачи: образовательные, развивающие, воспитательные. Использовались различные формы работы: дифференцированная, фронтальная, групповая. Применялись следующие методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, репродуктивный, контроль и самоконтроль. Структурные элементы урока взаимосвязаны. Чередование и смена видов деятельности обеспечивают поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке. Данные методы позволяют организовать «атмосферу успеха», помогающую обрести детям уверенность в своих силах и способностях. Работа в группе на данном этапе была эффективной. Дети показали высокий уровень самостоятельности и коммуникативной культуры.


Особенности данного урока заключаются в том, что он способствует развитию мышления и памяти учащихся, развитию способности наблюдать, образно мыслить. Обогащает словарный запас учащихся, стимулирует творческий поиск. Дифференцированные задания позволили задействовать на уроке каждого ученика. Развивается учебная мотивация, личностная сфера, снимается тревожность, робость, агрессивно-защитные реакции, развиваются коммуникативные способности. Использование информационных технологий позволяет развивать интерес детей к предмету, повышается активность на уроке.

Применяемые формы и методы позволили оценить каждого ученика по его возможностям. Каждый ученик смог показать свои знания и умения на различных этапах работы на уроке. Самостоятельная работа на уроке была эффективной за счет дифференциации. Были продуманы задания и для ребят с ограниченными возможностями. Обучающиеся получили такое задание, с которым сумели справиться. На таком уроке дети получают огромный заряд положительных эмоций. Это стимулирует дальнейшую работу каждого ученика, даже самого слабого.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!