- развивать умение правильно и последовательно излагать свои мысли, оформлять их в устной и письменной речи;
-развивать коммуникативные навыки уч-ся.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | УУД |
1 | Организационный момент. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Приветствие, проверка готовности к учебному занятию, организация внимания детей, создание эмоционального настроя на деятельность. Учитель. Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу, Улыбки подарим гостям! К уроку готовы? Тогда за- работу! Желаю удачи всем вам! -Ребята, я надеюсь, что сегодня вы с большим желанием и хорошим настроение пришли в школу, чтобы узнать что-то новое, интересное. -Сегодня на уроке вы будете настоящими исследователями и сами откроете новые знания. | Приветствуют учителя, проверяют подготовку рабочих мест. Обучающиеся повторяют слова вместе с учителем. | Личностные: самоопределение, смыслообразования, мотивация учения. Регулятивные: организация своей учебной деятельности, волевая саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2 | Актуализация знаний. | -Прочитай слова, какие это слова? -Найди лишнее слово? Почему? Лимон, лимончик, лимонный, лимонад (напиток), лимонник (цветок). - Все ли слова понятны? - С какой частью речи мы будем работать? Для того, чтобы наша работа прошла успешно, нам нужно подтвердить на сколько глубоки наши знания об этой части речи. | Имя прилагательное- лимонный, остальные существительные. ОПИСАНИЕ, ср.р. 1) см. описать. 2) Сочинение, изложение, в котором что-нибудь описывается. ЛИМОН -м.р. 1) Субтропическое вечнозеленое цитрусовое дерево семейства рутовых с желтыми, кислого вкуса плодами. 2) Плод такого дерева. 3) Древесина такого дерева. ЛИМОНАД, -а (-у), м.р. 1) Сладкий прохладительный напиток, обычно с лимонным соком. Лимо́нник м. р. 1) Вьющийся кустарник, стебли, корни и плоды которого при растирании пахнут лимоном. 2) Настойка из корня, семян и плодов такого растения, употребляемая в медицине как тонизирующее средство. Имя прилагательное. | Регулятивные: Выделение и осознание того, что уже пройдено. Личностные: формирование мотивационной основы учебной деятельности, включая учебно- познавательный мотив. |
| | - Тест (работа с пультами) -Выбери правильный вариант ответа. 1.Имя прилагательное- это… часть речи? - служебная -самостоятельная 2.Что обозначает имя прилагательное? -предмет -действие предмета -признак предмета 3. На какие вопросы отвечает имя прилагательное? - Кто? Что? -Какой? Какая? Какое? Какие? Что делать? Что сделать? 4. Как изменяется имя прилагательное? - по родам и числам - по падежам и числам 5. Каким членом в предложении чаще всего бывает имя прилагательное? - главным -второстепенным | Работа с пультами в программе ВОТУМ (зарегистрироваться заранее). Обучающиеся нажимают на пультах варианты ответов. Проверка своих ответов на интерактивной доске. -Самостоятельная -Признак предмета -Какой? Какая? Какое? Какие? - По падежам и числам -Второстепенным | |
3 | Постановка цели и учебных задач. Первичное усвоение новых знаний. | Работа над предложением. Спят п…ляны сн…г…вые, спит б…змолвно тёмный ле(с,з). 4 (И. Бунин) -Прочитайте предложение. -Вставите пропущенные буквы, устно объясните правописание. -Запишите предложение. -Выполните синтаксический разбор предложения. - Прочитайте это предложение без имён прилагательных. Что заметили? -Значит, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи? | (= -)¹, (= -)². (Повеств, невосклиц, сложное, состоит из 2 –х частей) . Один ученик у доски с объяснением. САМООЦЕНКА: - Что нужно было сделать? -Справился? Не справился? -С ошибками или без ошибок, с помощью учителя, без помощи учителя? Прилагательные делают нашу речь более точной, образной, красивой, живописной и яркой. | Регулятивные: сохранять учебную задачу. Личностные: способность к самооценке, самоконтролю, умение анализировать соответствие результатов требованиям конкретной задачи. |
|
| | Грамотный человек должен владеть определёнными знаниями о русском языке, должен ориентироваться в таких понятиях, как тип речи. -Как вы понимаете тип речи? Каким словом его можно заменить? - Какие бывают типы (виды) речи? Пользуясь данной схемой, сформулируйте тему урока. Мы будем работать сегодня с двумя из них. Что такое повествование? Что такое описание? Обратимся к толковому словарю. На основании этой таблицы сформулируйте цели урока, над чем мы будем работать? - А какая часть речи нам поможет более ярко раскрыть данные типы речи? | Высказывают предположения. Вид Высказывают предположения. ( схема на доске- открыть) тип речи повествование описание рассуждение СЛАЙД 1 ТЕМА: « Описание и повествование- два типа речи. Роль имён прилагательных в речи». Работа со словарём. ЦЕЛЬ: Будем работать над типами речи. Сравнивать типы речи, выясним, чем отличаются тексты. Повторим роль прилагательных в речи. Учиться правильно излагать свои мысли. Имя прилагательное. | Регулятивные: постановка цели, учебной задачи. Коммуникативные: владение диалогической формой речи, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков. |
4 | Первичная проверка понимания. | Работа в группах. Сейчас разобьёмся на 4 группы. Не забывайте правила работы в группе. ЗАДАНИЕ (на листах). -Прочитайте внимательно предложенные тексты. Выпишите на листы в два столбика имена прилагательные из первого и второго текстов. -Определите типы этих текстов. -Почему так решили? 1. Утром я просыпаюсь рано, с трудом встаю. Прежде всего, я убираю постель, затем делаю зарядку. После зарядки и обливания холодной водой чувствую себя бодрым и спортивным. Мама зовёт меня завтракать. Наконец я выхожу из дома и иду в школу. 2. Я люблю зимний лес. Особенно он хорош в ясный морозный день. Солнце освещает могучие вершины деревьев. Пушистым снегом укрыты ветки елей. Тонкие стволы молодых берёз прогибаются под тяжестью снега. Вот стучит одинокий дятел. С широкой еловой ветки падает снежный ком. ОТЧЁТ ГРУПП 4 человека от группы у доски. 1 группа - прочитайте все прилагательные из 1 текста. У остальных так? 2 группа - Как вы считаете, какой это тип речи? У всех так? 3 группа- Прочитайте все прилагательные из 2 текста. У остальных так? 4группа - Как вы считаете, какой это тип речи? У всех так? - Получается, что и в том и в другом тексте есть имена прилагательные. Но в 1 тексте их мало, а во 2 тексте описании их гораздо больше. -Для чего такое большое количество имён прилагательных во 2 тексте? | 1 текст-текст повествование, нам рассказывают о том, как утром ребёнок собирается в школу. 2-описание, в нём описывают красоту зимнего леса. 1 группа называет все имена прилагательные в первом тексте: холодной, бодрым, спортивным. 2 группа называет тип речи: это текст –повествование. 3 группа называет все имена прилагательные во втором тексте: зимний, в ясный, холодный, могучие, пушистым, тонкие, молодых, одинокий, с широкой, еловой, снежный. 4 группа называет тип речи: текст- описание. Они показывают красоту зимнего леса, образность, живописность, хочется любоваться им, рисовать в своём воображении. | Регулятивные: сохранять учебную задачу. Познавательные: проводить сравнение, создание схемы для решения задачи. Коммуникативные: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Владение диалогической формой речи, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение. |
|
5 | ФИЗМИНУТКА. | Дружно встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали, И на месте побежали. | Выполняют упражнения. | |
6 | Первичное закрепление. | | СЛАЙДЫ- 2-7 | |
| | - Давайте ещё понаблюдаем, чем текст повествование отличается от текста описания. Будем рассуждать и заполнять таблицу. -Какую цель ставил автор, составляя данный текст? -Какой вопрос можно поставить к данному слову? -Слова какой части речи чаще всего встречаются в тексте, т.е. ключевые слова? -Для чего нам понадобится эта таблица? - К какому типу речи относятся эти строчки? Рисунок опиши любой, Ответив на вопрос « какой?» А чтобы не было возни, Ты прилагательных возьми. О чем – то хочешь рассказать? Глаголов нужно больше взять, Что происходит, описать, Картинок множество создать. | | Описание | Повествование | ЦЕЛЬ | Нарисовать картину словами | Рассказать о последовательно развивающихся событиях | Вопрос к тексту | Какой предмет ( человек)? | Что происходит с предметом (человеком)? | Ключе вые слова | Прилагательные | Глаголы | Чтобы при работе с текстом быстро определить тип текста. Текст- описание. | Познавательные: проводить сравнение, создание схемы для решения задачи. Личностные: формирование мотивационной основы учебной деятельности, включая учебно- познавательный мотив, интерес к новому материалу. |
7 | Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | -Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу пропущенные слова. (Для обучающихся, испытывающих трудности, раздать карточки со словами для справок). -Пользуясь таблицей, определите, к какому типу речи относится данный текст? ПРОВЕРКА -Прочитайте, какие тексты у вас получились? Тип? Почему? - Ребята, а где в жизни мы можем встретиться с этими типами текстов- описанием и повествованием? | На катке. Чудесные стоят деньки. На улице…сильный мороз. Большой пруд в деревне Дубки уже… .Ребята … там каток. Илюша и Полина … на пруд. Хорошо … коньки! (Слова для справок: ударил, замёрз, устроили, побежали, скользят) | На лесной поляне. Над поляной кружился … снежок. Солнце сияло … светом. Вокруг дремали … ёлочки. Снег укрывал их … лапки. Только … ветерок покачивал еловые макушки. (Слова для справок: белый, ярким, зелёные, мохнатые, лёгкий) | ПРОВЕРКА, обучающиеся зачитывают тексты. Газетные статьи или статьи в интернете о каких- либо событиях- это повествование. В литературном чтении произведения писателей о природе, о животных (М. Пришвин, К. Паустовский)- это описание. | Регулятивные: сохранять учебную задачу, проявлять познавательную инициативу, контролировать свои действия. Познавательные: самостоятельно выполнять действия. Выполнение действий по алгоритму, обобщение. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата. |
8 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Д.з- упр. 202- списать. Объяснить постановку запятых, составив схемы и определить тип речи. | Записывают домашнее задание. | Познавательные: формирование интереса к изучению предмета. |
9 | Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). | - Какая была тема урока? - Что нового было на уроке? -Чем же отличаются эти типы речи? -Значит, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи? – Послушайте, как две девочки рассуждают, зачем нужны имена прилагательные. Очень занимательное – Имя прилагательное Трудно будет без него Если пропадет оно. Ну, представь-ка себе это! Как без признаков предмета Будем спорить, говорить Веселиться и шутить Что тогда получиться? Стоит разве мучиться? Не скажем мы “прекрасное” Не скажем “безобразное” Не скажем маме милая Красивая, любимая. Отцу, и брату, и сестре Не сможем говорить нигде Эти замечательные При-ла-га-тель-ные. Чтобы все отличным стало Разных признаков немало Будем всюду замечать И к месту в речи Их вставлять! - В каком типе текста имена прилагательные играют важную роль? - Как вы считаете, достигли мы своей цели, которую поставили в начале урока? -Ответили на вопрос: чем отличается описание от повествования? - Что нам помогло в этом? ОЦЕНИВАНИЕ. - Кто доволен своей работой, … -А кому было сложно и непонятно… Спасибо. Урок окончен. | «Описание и повествование-два типа речи. Роль имён прилагательных в речи». Сравнивали, чем отличаются типы текстов. Прилагательные делают нашу речь более точной, образной, красивой, живописной и яркой. (Имена прилагательные описывают предмет, называют его характерные признаки, украшают речь, делают текст точным и интересным, ярким, красочным. Речь человека становится яркой. Образной.) (Инсценируют) В тексте- описание. Знания, умение слушать, сотрудничать, быть внимательными. Обучающиеся на кружочках рисуют смайлики. | Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершение на основе учёта ошибок. |