Тема. Правописание корней с чередующимися гласными о/а
Цели: познакомить с правописанием корней –лаг-лож, научить владеть способом выбора о/а в лаг-лож;
-совершенствовать навыки правописания, развивать орфографическую зоркость, логическое мышление;
- обогащать словарный запас ,воспитывать эстетическое отношение к слову, интерес к изучению русского языка.
Тип урока: объяснение нового материала.
Методы и приемы: анализ и синтез языковых явлений, эвристический метод, индивидуальная, групповая, коллективная форма работы.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные ( уровень владения компетенциями): уметь применять алгоритм выбора верного написания гласных о/а в корнях –лаг-лож.
Метапредметные (приобретенная компетентность): способность к осознанию целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение, рефлексивное мышление.
Личностные: понимание определяющей роли русского языка в развитии творческих способностей личности, осознание ценности языка.
Ход урока.
1.Актуализация учебных действий
Воспроизведение ранее изученного : повторяем порядок морфемного разбора и правильность разбора по дом. заданию. ( 1 ученик работает у доски сам-но, проверим его вместе с классом).
2 Синтаксическая пятиминутка
Записать предложение, подчеркнуть основу, дать характеристику:
Туристический лагерь располагался в сосновом лесу.
Морфемный разбор «располагался», заменим его глаголом, отвечающим на вопрос «что сделал?»- расположился.
- Что происходит в корне? ( чередование гласных), какие это корни? (-лаг-лож)
Формулируем тему урока и определяем учебную задачу :когда в корнях –лаг-лож- будем писать о и когда –а?
3. Практическая деятельность
См. на экран – презентация к уроку. Распределите слова в два столбика:
Излагать, слагать, изложить, сложить, предлагать, предложить. Выделите в них корень.
-Какую закономерность можно увидеть в написании корней с чередованием о/а? можно ли проверять их ударением?
Ученики формулируют правило выбора чередующихся о-а в корнях – лаг-лож-.
Обращаемся к учебнику, читаем правило, анализируем таблицу на стр. 166. Убеждаемся в правильности своего вывода
4. Закрепление:
а) к указанным в упр. 566 словам подбираем однокоренные существительные, обозначаем орфограмму
б) замените развернутое определение одним словом с чередованием в корне –лаг-лож-:
-название одного из чисел при сложении ( слагаемое)
-часть речи, обозначающая признак предмета (прилагательное)
-основной объект изучения синтаксиса ( предложение)
- свод правил, законов, касающихся чего-нибудь (положение)
От последнего существительного образуем глагол « положить», чтобы поработать над видовой формой- «положить- класть». Выясним, что в русском языке нет глаголов с корнем –лаг-лож без приставок. Исключение : глагол «ложиться» .Для закрепления выполним упр. 567 по условию.(.
составление предложений с указанными глаголами)
Затем устно ( см на экран): выберите глагол «класть или положить»
А) Я ------ книги в портфель.
Б)Отец ------- газету в карман.
В)Можно голову ---------за него.
Г) Я всегда--------- в чашку чая два кусочка сахара.
Д) он обоих нас на лопати----------.
5. Работа по группам
Задание: 1-я группа выписывает пословицы, в которых есть слово с корнем –лаг,
2-я группа- с корнем –лож. Объяснить свой выбор, раскрыть смысл пословиц.
- Не сиди сл…жа руки- так не будет скуки
-Отработав, что пол…гается, съешь, что причитается.
-Чужую беду руками разведу, а к своей ума не прил…жу.
-Быть может, в Лете не потонет
Строка, сл…гаемая мной (Пушкин).
После проверки подводим итоги.
Рефлексия: поняли ли тему, было ли интересно, каково настроение.
Дом. задание : пар.51 упр.568 или сост. слов. диктант по данной орфограмме.