СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание о/а в корне лаг-лож"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте урока даются разнообразные упражнения по трудной орфографической теме.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание о/а в корне лаг-лож"»

Тема. Правописание корней с чередующимися гласными о/а

Цели: познакомить с правописанием корней –лаг-лож, научить владеть способом выбора о/а в лаг-лож;

-совершенствовать навыки правописания, развивать орфографическую зоркость, логическое мышление;

- обогащать словарный запас ,воспитывать эстетическое отношение к слову, интерес к изучению русского языка.

Тип урока: объяснение нового материала.

Методы и приемы: анализ и синтез языковых явлений, эвристический метод, индивидуальная, групповая, коллективная форма работы.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные ( уровень владения компетенциями): уметь применять алгоритм выбора верного написания гласных о/а в корнях –лаг-лож.

Метапредметные (приобретенная компетентность): способность к осознанию целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение, рефлексивное мышление.

Личностные: понимание определяющей роли русского языка в развитии творческих способностей личности, осознание ценности языка.

Ход урока.

1.Актуализация учебных действий

Воспроизведение ранее изученного : повторяем порядок морфемного разбора и правильность разбора по дом. заданию. ( 1 ученик работает у доски сам-но, проверим его вместе с классом).

2 Синтаксическая пятиминутка

Записать предложение, подчеркнуть основу, дать характеристику:

Туристический лагерь располагался в сосновом лесу.

Морфемный разбор «располагался», заменим его глаголом, отвечающим на вопрос «что сделал?»- расположился.

- Что происходит в корне? ( чередование гласных), какие это корни? (-лаг-лож)

Формулируем тему урока и определяем учебную задачу :когда в корнях –лаг-лож- будем писать о и когда –а?

3. Практическая деятельность

См. на экран – презентация к уроку. Распределите слова в два столбика:

Излагать, слагать, изложить, сложить, предлагать, предложить. Выделите в них корень.

-Какую закономерность можно увидеть в написании корней с чередованием о/а? можно ли проверять их ударением?

Ученики формулируют правило выбора чередующихся о-а в корнях – лаг-лож-.

Обращаемся к учебнику, читаем правило, анализируем таблицу на стр. 166. Убеждаемся в правильности своего вывода

4. Закрепление:

а) к указанным в упр. 566 словам подбираем однокоренные существительные, обозначаем орфограмму

б) замените развернутое определение одним словом с чередованием в корне –лаг-лож-:

-название одного из чисел при сложении ( слагаемое)

-часть речи, обозначающая признак предмета (прилагательное)

-основной объект изучения синтаксиса ( предложение)

- свод правил, законов, касающихся чего-нибудь (положение)

От последнего существительного образуем глагол « положить», чтобы поработать над видовой формой- «положить- класть». Выясним, что в русском языке нет глаголов с корнем –лаг-лож без приставок. Исключение : глагол «ложиться» .Для закрепления выполним упр. 567 по условию.(.

составление предложений с указанными глаголами)

Затем устно ( см на экран): выберите глагол «класть или положить»

А) Я ------ книги в портфель.

Б)Отец ------- газету в карман.

В)Можно голову ---------за него.

Г) Я всегда--------- в чашку чая два кусочка сахара.

Д) он обоих нас на лопати----------.

5. Работа по группам

Задание: 1-я группа выписывает пословицы, в которых есть слово с корнем –лаг,

2-я группа- с корнем –лож. Объяснить свой выбор, раскрыть смысл пословиц.

- Не сиди сл…жа руки- так не будет скуки

-Отработав, что пол…гается, съешь, что причитается.

-Чужую беду руками разведу, а к своей ума не прил…жу.

-Быть может, в Лете не потонет

Строка, сл…гаемая мной (Пушкин).

После проверки подводим итоги.

Рефлексия: поняли ли тему, было ли интересно, каково настроение.

Дом. задание : пар.51 упр.568 или сост. слов. диктант по данной орфограмме.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!