Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас сегодня видеть на уроке! Поднимите. Пожалуйста, руки, у кого сегодня хорошее настроение? На столах лежат листочки для самооценки. Давайте в начале урока нарисуем свое настроении: если хорошее, то солнышко, если плохое, то тучку, а если вы еще не разобрались, то солнышко за тучкой. Поднимите свои листочки. Надеюсь, что наши солнышки не погаснут к концу урока и еще зажгутся новые)
2 мин
Сегодня у нас с вами очередная экскурсия по стране Русского языка. Мы уже вспоминали о княжестве Морфология, в котором живут части речи, говорили о Фонетике, вспоминая о звуках и буквах. В какое царство-государство попадем сегодня - узнаем , когда определим тему урока. А для этого посмотрим на доску и прочитаем слова , которые помогут нам в этом.
«Как из букв составляются слоги, из слогов – слова, так из правильного соединения слов составляются предложения». (Апполоний Дискол)
«Знаки ставятся по силе разума». (М.В.Ломоносов)
О чем говорит 1-е высказывание? ( о том. как строится предложение)
О чем говорит 2-е высказывание? ( о знаках препинания)
Какой раздел русского языка изучает построение предложения? (синтаксис)
Какой раздел изучает знаки препинания и правила их постановки? (пунктуация)
Сформулируйте тему сегодняшнего урока. О чем мы будем говорить?
Синтаксис и пунктуация
4 м ин
Открываем тетради, записываем число, тему урока.-2 мин
-Кто знает, что обозначают слова «синтаксис» и «пунктуация»?
-Какую цель урока ставите для себя?
Что мы должны сделать, путешествуя по стране под названием «Синтаксис и пунктуация»…
Совершенно верно, (повторить и закрепить основные сведения, которые изучили по этой теме, показать знания и умения, которые приобрели).
Что вы знаете о синтаксисе и пунктуации?
Что изучает Синтаксис?
- Что изучает Пунктуация?
- Как произошли слова «синтаксис» и «пунктуация»?
Какие виды знаков препинания вы знаете?(разделения, выделения, завершения)
Все ли мы знаем? А где мы можем найти информацию?
Учебник. Читаем учебник, отвечаем на вопросы.
Докажите, что слова синтаксис и пунктуация пришли к нам из других языков-5 мин
Что же такое синтаксис и пунктуация:- ответ учеников
С теорией познакомились. А для чего нам надо уметь строить предложения и правильно ставить знаки препинания?
Ответы учащихся.
Слайд
Пробное задание №1.
Как правильно сказать?
Тетрадь ученика или ученическая тетрадь? Выпил воду или выпил воды?
2).Почему получилось такое «веселое» предложение?
Столяр сделал табуретку из дуба с четырьмя ножками.
3).Дано предложение: Я вчера вечером пришёл домой. Изменится ли смысл предложения, если переставить местами слова?
Обвинительный или оправдательный приговор перед нами: Казнить нельзя помиловать
Делаем I вывод. Значит, чтобы нас поняли окружающие, поняли, что мы хотим сказать, нужно правильно говорить и писать правильно соединять слова по законам языка, связывать их по смыслу.
Этим занимается раздел науки о языке СИНТАКСИС. Ученый, который занимался вопросами синтаксиса, был Александр Матвеевич Пешковский (1878-1933), выдающийся ученый-лингвист нашего века.
Слайд
Пробное задание №2.
Возможно ли то, о чем рассказывает автор Б.Заходер?
Очень-очень странный вид:
Речка за окном горит,
Чей-то дом хвостом виляет,
Пёсик из ружья стреляет,
Мальчик чуть не слопал мышку,
Кот в очках читает книжку,
Старый дед влетел в окно,
Воробей схватил зерно
Да как крикнет, улетая:
- Вот что значит запятая!
Делаем II вывод. Зачем нужны знаки препинания? Знаки препинания и правила их употребления изучает ПУНКТУАЦИЯ.
7 мин
Давайте проверим, умеем ли мы пользоваться законами синтаксиса и пунктуации.
Как объединить данные слова?
Быстрый, ласточка, лететь, над, земля, низко.
Скоро, полить, сильная, дождь.
Наступить, гроза.
Проверим, получилось ли у нас составить текст?( Слайд)
Как изменяется смысл предложений ?
Назовите правильно знаки препинания.
5 минут
Молодцы. Сформулируем, важно ли изучать законы синтаксиса и пунктуации. 2 мин
Небольшая самостоятельная работа. Составьте текст. Разбейте слова на предложения. Запишите в тетрадь.
Пришёл, золотой, осень, птицы, лететь, юг, поля, собирать, урожай, скоро, наступить, зима. 4 мин
Поработаем с языковым материалом. Прочитать, ответить на вопрос. 3 мин
В газетах, журналах работают люди специальной профессии- корректоры. Они внимательно читают текст, исправляя неточности, чтобы текст был понятен. Давайте попробуем себя в роли корректора.
Корректировать предложения
1.Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах.
2.Ольга сидела на скамейке которая находилась в сквере и ждала подругу.
3.Когда солнце село с блеяньем и рёвом прошло стадо.
4.Рябчики говорят охотники любят дремать на деревьях. 5.Допустим козла в огород соседа палкой не загонишь но почему все же он оказался там.
Листы. Работа над корректированием
Проверим. Что получилось?
Понравилось работать корректором? 7 мин
Самостоятельная работа. Кто быстрее. 3 мин
Наш урок подходит к концу. Прочитайте, пожалуйста, выразительно текст. Расскажите, как его содержание связано с темой нашего урока
Человек потерял запятую и стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Человек потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничего не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили – в космосе, на земле или даже в собственной квартире. (По А.Каневскому)
Почему пунктуация в нашем учебнике изучается в одном разделе с синтаксисом?
Заключительная беседа по вопросам:
-Что нового узнали на уроке?
-Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
-Как вы их преодолевали?
7). Закончите предложение:
Сегодня за урок я ставлю себе «___», потому что___________________________ .
Вспомним про наше настроение. Нарисуем , каким оно стало в конце урока: солнышко, тучка или все еще не определились?
Лист ученика:
1. Корректировать предложения
1.Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах.
2.Ольга сидела на скамейке которая находилась в сквере и ждала подругу.
3.Когда солнце село с блеяньем и рёвом прошло стадо.
4.Рябчики говорят охотники любят дремать на деревьях. 5.Допустим козла в огород соседа палкой не загонишь но почему все же он оказался там.
2. Прочитайте текст, ответьте на вопросы
Человек потерял запятую и стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Человек потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничего не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили – в космосе, на земле или даже в собственной квартире. (По А.Каневскому)
11. Рефлексия. Заполнение листов самооценки.
Лист самооценки
ФИ ученика .
Я умею… | Выполняю самостоятельно, не испытываю трудностей | Выполняю, обратившись к подсказкам | Затрудняюсь выполнить, самостоятельно выполнить не смогу | Не умею |
Дать определение синтаксическим терминам | | | | |
Составить предложение из слов | | | | |
Правильно поставить знаки препинания, чтобы был понятен смысл | | | | |
Объяснить прочитанный текст | | | | |
| | | | |
Я оцениваю свои знания: |
Закончите предложение:
Сегодня за урок я ставлю себе «___», потому что___________________________ .
Составить предложение из слов | | | | |
Правильно поставить знаки препинания, чтобы был понятен смысл | | | | |
Объяснить прочитанный текст | | | | |
| | | | |
Я оцениваю свои знания: |
Закончите предложение:
Сегодня за урок я ставлю себе «___», потому что___________________________ .
Лист ученика:
1. Корректировать предложения
1.Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах.
2.Ольга сидела на скамейке которая находилась в сквере и ждала подругу.
3.Когда солнце село с блеяньем и рёвом прошло стадо.
4.Рябчики говорят охотники любят дремать на деревьях. 5.Допустим козла в огород соседа палкой не загонишь но почему все же он оказался там.
2. Прочитайте текст, ответьте на вопросы
Человек потерял запятую и стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Человек потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничего не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили – в космосе, на земле или даже в собственной квартире. (По А.Каневскому)
11. Рефлексия. Заполнение листов самооценки.
Лист самооценки
ФИ ученика .
Я умею… | Выполняю самостоятельно, не испытываю трудностей | Выполняю, обратившись к подсказкам | Затрудняюсь выполнить, самостоятельно выполнить не смогу | Не умею |