СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе "Синтаксис и пунктуация" (повторение в начале года)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе помогает учащимся осваивать навыки поиска информации,  наблюдения, анализа и практического применения как на уроках русского языка, так  и практической урочной (по другим предметам) и внеурочной деятельности. Конспект урока содержит сопровождающую презентацию, к которой периодически учащиеся обращаются во время наблюдения над лингвистическим материалом

Просмотр содержимого документа
«конспект урока синтаксис и пунктуация без карты»

  1. Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас сегодня видеть на уроке! Поднимите. Пожалуйста, руки, у кого сегодня хорошее настроение? На столах лежат листочки для самооценки. Давайте в начале урока нарисуем свое настроении: если хорошее, то солнышко, если плохое, то тучку, а если вы еще не разобрались, то солнышко за тучкой. Поднимите свои листочки. Надеюсь, что наши солнышки не погаснут к концу урока и еще зажгутся новые)


2 мин


Сегодня у нас с вами очередная экскурсия по стране Русского языка. Мы уже вспоминали о княжестве Морфология, в котором живут части речи, говорили о Фонетике, вспоминая о звуках и буквах. В какое царство-государство попадем сегодня - узнаем , когда определим тему урока. А для этого посмотрим на доску и прочитаем слова , которые помогут нам в этом.

«Как из букв составляются слоги, из слогов – слова, так из правильного соединения слов составляются предложения». (Апполоний Дискол)


«Знаки ставятся по силе разума». (М.В.Ломоносов)


О чем говорит 1-е высказывание? ( о том. как строится предложение)

О чем говорит 2-е высказывание? ( о знаках препинания)

Какой раздел русского языка изучает построение предложения? (синтаксис)

Какой раздел изучает знаки препинания и правила их постановки? (пунктуация)

Сформулируйте тему сегодняшнего урока. О чем мы будем говорить?

Синтаксис и пунктуация

4 м ин


Открываем тетради, записываем число, тему урока.-2 мин


-Кто знает, что обозначают слова «синтаксис» и «пунктуация»?

-Какую цель урока ставите для себя?

Что мы должны сделать, путешествуя по стране под названием «Синтаксис и пунктуация»…

Совершенно верно, (повторить и закрепить основные сведения, которые изучили по этой теме, показать знания и умения, которые приобрели).

Что вы знаете о синтаксисе и пунктуации?

Что изучает Синтаксис?

- Что изучает Пунктуация?

- Как произошли слова «синтаксис» и «пунктуация»?

Какие виды знаков препинания вы знаете?(разделения, выделения, завершения)

Все ли мы знаем? А где мы можем найти информацию?

Учебник. Читаем учебник, отвечаем на вопросы.


Докажите, что слова синтаксис и пунктуация пришли к нам из других языков-5 мин


Что же такое синтаксис и пунктуация:- ответ учеников



С теорией познакомились. А для чего нам надо уметь строить предложения и правильно ставить знаки препинания?

Ответы учащихся.

Слайд

Пробное задание №1.

  1. Как правильно сказать?

Тетрадь ученика или ученическая тетрадь? Выпил воду или выпил воды?

2).Почему получилось такое «веселое» предложение?

Столяр сделал табуретку из дуба с четырьмя ножками.

3).Дано предложение: Я вчера вечером пришёл домой. Изменится ли смысл предложения, если переставить местами слова?

Обвинительный или оправдательный приговор перед нами: Казнить нельзя помиловать

Делаем I вывод. Значит, чтобы нас поняли окружающие, поняли, что мы хотим сказать, нужно правильно говорить и писать правильно соединять слова по законам языка, связывать их по смыслу.

Этим занимается раздел науки о языке СИНТАКСИС. Ученый, который занимался вопросами синтаксиса, был Александр Матвеевич Пешковский (1878-1933), выдающийся ученый-лингвист нашего века.

Слайд

Пробное задание №2.

Возможно ли то, о чем рассказывает автор Б.Заходер?

Очень-очень странный вид:

Речка за окном горит,

Чей-то дом хвостом виляет,

Пёсик из ружья стреляет,

Мальчик чуть не слопал мышку,

Кот в очках читает книжку,

Старый дед влетел в окно,

Воробей схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

- Вот что значит запятая!

Делаем II вывод. Зачем нужны знаки препинания? Знаки препинания и правила их употребления изучает ПУНКТУАЦИЯ.

7 мин


Давайте проверим, умеем ли мы пользоваться законами синтаксиса и пунктуации.

Как объединить данные слова?


  • Быстрый, ласточка, лететь, над, земля, низко.

  • Скоро, полить, сильная, дождь.

  • Наступить, гроза.

Проверим, получилось ли у нас составить текст?( Слайд)

Как изменяется смысл предложений ?

Назовите правильно знаки препинания.

5 минут

Молодцы. Сформулируем, важно ли изучать законы синтаксиса и пунктуации. 2 мин

Небольшая самостоятельная работа. Составьте текст. Разбейте слова на предложения. Запишите в тетрадь.

Пришёл, золотой, осень, птицы, лететь, юг, поля, собирать, урожай, скоро, наступить, зима. 4 мин

Поработаем с языковым материалом. Прочитать, ответить на вопрос. 3 мин

В газетах, журналах работают люди специальной профессии- корректоры. Они внимательно читают текст, исправляя неточности, чтобы текст был понятен. Давайте попробуем себя в роли корректора.

Корректировать предложения



1.Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах.

2.Ольга сидела на скамейке которая находилась в сквере и ждала подругу.

3.Когда солнце село с блеяньем и рёвом прошло стадо.

4.Рябчики говорят охотники любят дремать на деревьях. 5.Допустим козла в огород соседа палкой не загонишь но почему все же он оказался там.

Листы. Работа над корректированием

Проверим. Что получилось?

Понравилось работать корректором? 7 мин

Самостоятельная работа. Кто быстрее. 3 мин


Наш урок подходит к концу. Прочитайте, пожалуйста, выразительно текст. Расскажите, как его содержание связано с темой нашего урока


Человек потерял запятую и стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Человек потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничего не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили – в космосе, на земле или даже в собственной квартире. (По А.Каневскому)

Почему пунктуация в нашем учебнике изучается в одном разделе с синтаксисом?


Заключительная беседа по вопросам:

-Что нового узнали на уроке?

-Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

-Как вы их преодолевали?

7). Закончите предложение:

Сегодня за урок я ставлю себе «___», потому что___________________________ .


Вспомним про наше настроение. Нарисуем , каким оно стало в конце урока: солнышко, тучка или все еще не определились?







































Лист ученика:

1. Корректировать предложения



1.Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах.

2.Ольга сидела на скамейке которая находилась в сквере и ждала подругу.

3.Когда солнце село с блеяньем и рёвом прошло стадо.

4.Рябчики говорят охотники любят дремать на деревьях. 5.Допустим козла в огород соседа палкой не загонишь но почему все же он оказался там.

2. Прочитайте текст, ответьте на вопросы

Человек потерял запятую и стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Человек потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничего не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили – в космосе, на земле или даже в собственной квартире. (По А.Каневскому)



11. Рефлексия. Заполнение листов самооценки.


Лист самооценки

ФИ ученика .


Я умею…

Выполняю самостоятельно,

не испытываю трудностей

Выполняю, обратившись к подсказкам

Затрудняюсь выполнить, самостоятельно выполнить не смогу

Не умею

Дать определение синтаксическим терминам





Составить предложение из слов





Правильно поставить знаки препинания, чтобы был понятен смысл





Объяснить прочитанный текст










Я оцениваю свои знания:




Закончите предложение:

Сегодня за урок я ставлю себе «___», потому что___________________________ .






























Составить предложение из слов





Правильно поставить знаки препинания, чтобы был понятен смысл





Объяснить прочитанный текст










Я оцениваю свои знания:




Закончите предложение:

Сегодня за урок я ставлю себе «___», потому что___________________________ .






































Лист ученика:

1. Корректировать предложения



1.Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах.

2.Ольга сидела на скамейке которая находилась в сквере и ждала подругу.

3.Когда солнце село с блеяньем и рёвом прошло стадо.

4.Рябчики говорят охотники любят дремать на деревьях. 5.Допустим козла в огород соседа палкой не загонишь но почему все же он оказался там.

2. Прочитайте текст, ответьте на вопросы

Человек потерял запятую и стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Человек потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничего не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили – в космосе, на земле или даже в собственной квартире. (По А.Каневскому)



11. Рефлексия. Заполнение листов самооценки.


Лист самооценки

ФИ ученика .


Я умею…

Выполняю самостоятельно,

не испытываю трудностей

Выполняю, обратившись к подсказкам

Затрудняюсь выполнить, самостоятельно выполнить не смогу

Не умею



Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку»

Лингвистика

Лингвистика

«Как из букв составляются слоги, из слогов – слова, так из правильного соединения слов составляются предложения». (АпполонийДискол)  «Знаки ставятся по силе разума». (М.В.Ломоносов)

«Как из букв составляются слоги, из слогов – слова, так из правильного соединения слов составляются предложения». (АпполонийДискол)

«Знаки ставятся по силе разума». (М.В.Ломоносов)

Как правильно сказать? Тетрадь ученика или ученическая тетрадь? Выпил воду или выпил воды? Почему получилось такое «веселое» предложение? Столяр сделал табуретку из дуба с четырьмя ножками. Дано предложение:  Я вчера вечером пришёл домой.  Изменится ли смысл предложения, если переставить местами слова? Обвинительный или оправдательный приговор? Казнить нельзя помиловать!

Как правильно сказать?

  • Тетрадь ученика или ученическая тетрадь? Выпил воду или выпил воды?

Почему получилось такое «веселое» предложение?

  • Столяр сделал табуретку из дуба с четырьмя ножками.

Дано предложение:

Я вчера вечером пришёл домой.

Изменится ли смысл предложения, если переставить местами слова?

Обвинительный или оправдательный приговор?

Казнить нельзя помиловать!

СИНТАКСИС « синтаксис» - составление, построение, порядок. СИНТАКСИС построение  словосочетаний, предложений, текста.

СИНТАКСИС

« синтаксис» - составление, построение, порядок.

СИНТАКСИС построение

словосочетаний, предложений, текста.

Александр Матвеевич Пешковский 1878-1933

Александр Матвеевич Пешковский

1878-1933

ПУНКТУАЦИЯ – это слово пришло из латинского языка. «Пунктум» - точка. ПУНКТУАЦИЯ – это раздел науки о языке, который изучает правильную постановку знаков препинания.

ПУНКТУАЦИЯ – это слово пришло

из латинского языка.

«Пунктум» - точка.

ПУНКТУАЦИЯ – это раздел науки о языке, который изучает правильную постановку знаков препинания.

Очень-очень странный вид: Речка за окном горит Чей-то дом хвостом виляет Песик из ружья стреляет Мальчик чуть не слопал мышку Кот в очках читает книжку Старый дед влетел в окно Воробей схватил зерно Да как крикнет, улетая: - Вот что значит запятая!  Б. Заходер

Очень-очень странный вид:

Речка за окном горит

Чей-то дом хвостом виляет

Песик из ружья стреляет

Мальчик чуть не слопал мышку

Кот в очках читает книжку

Старый дед влетел в окно

Воробей схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

- Вот что значит запятая!

Б. Заходер

Как объединить данные слова?

Как объединить данные слова?

  • Быстрый, ласточка, лететь, над, земля, низко.
  • Скоро, полить, сильная, дождь.
  • Наступить, гроза.
Проверка:   Быстрая ласточка низко летит над землёй. Скоро польёт сильный дождь. Небо нахмурилось.

Проверка:

Быстрая ласточка низко летит над землёй. Скоро польёт сильный дождь. Небо нахмурилось.

Как изменяется смысл предложений ?

Как изменяется смысл предложений ?

    Назовите правильно знаки препинания
    • Назовите правильно знаки препинания
    ! ? . ,  … ; «»  ()  :  -

    !

    ?

    .

    ,

    ;

    «»

    ()

    :

    -

    Сформулируйте вывод

    Сформулируйте вывод

    Самостоятельная работа

    Самостоятельная работа

    Составьте текст. Разбейте слова на предложения. Запишите в тетрадь.

    Составьте текст. Разбейте слова на предложения. Запишите в тетрадь.

    • .
    Исследование языкового материала.

    Исследование языкового материала.

    • Один древний купец попал на своем корабле в шторм, который неизбежно грозил разнести судно в щепки. Тогда купец обратился к богине: ”О, пресветлая, если спасешь меня, не дашь погибнуть, поставлю тебе статую золотую, пику держащую”. Богиня исполнила просьбу. Но каково было её изумление, когда она увидела, что в ее честь купец поставил статую, держащую золотую пику.
    Корректировать – 1. вносить поправки, поправлять.    2. исправлять ошибки

    Корректировать – 1. вносить поправки, поправлять. 2. исправлять ошибки

    • Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах.
    • Ольга сидела на скамейке которая находилась в сквере и ждала подругу.
    • Когда солнце село с блеяньем и рёвом прошло стадо.
    • Рябчики говорят охотники любят дремать на деревьях.
    • Допустим козла в огород соседа палкой не загонишь но почему все же он оказался там.
    Послушайте текст. Расскажите, что может произойти, если не будет знаков препинания?

    Послушайте текст. Расскажите, что может произойти, если не будет знаков препинания?

    • Человек потерял запятую и стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
    • Человек потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничего не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
    • Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили – в космосе, на земле или даже в собственной квартире.
    Что нового узнали на уроке? -Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? -Как вы их преодолевали? 7). Закончите предложение: Сегодня за урок я ставлю себе «___», потому что___________________________ .
    • Что нового узнали на уроке?
    • -Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
    • -Как вы их преодолевали?
    • 7). Закончите предложение:
    • Сегодня за урок я ставлю себе «___», потому что___________________________ .
    1. & 24, 25 2. 115или 116(по выбору) 3. Индивидуальное задание: сообщение на тему «Когда появились знаки препинания» (по желанию)
    • 1. & 24, 25
    • 2. 115или 116(по выбору)
    • 3. Индивидуальное задание: сообщение на тему «Когда появились знаки препинания» (по желанию)
    Когда появились знаки препинания?

    Когда появились знаки препинания?

    Государство Синтаксис знаний Словосочетание Обращение Предложение Прямая речь и диалог Знаки препинания и однородные члены предложения Члены предложения

    Государство Синтаксис

    знаний

    Словосочетание

    Обращение

    Предложение

    Прямая речь и диалог

    Знаки препинания и однородные члены предложения

    Члены предложения


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!