СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе «Сказка – ложь, да в ней намек»: историзмы и архаизмы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся учатся находить в литературном тексте устаревшие слова, различать  архаизмы и историзмы,  работать в группе,  употреблять устаревшие  слова в речи, составлять предложения и тексты с ними, проверить свои знания по теме.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе «Сказка – ложь, да в ней намек»: историзмы и архаизмы.»

Урок русского языка в 5 классе

«Сказка – ложь, да в ней намек»: историзмы и архаизмы.

Цель урока: учащиеся учатся находить в литературном тексте устаревшие слова, различать архаизмы и историзмы, работать в группе, употреблять устаревшие слова в речи, составлять предложения и тексты с ними, проверить свои знания по теме.

Оборудование: презентация, раздаточный дидактический материал.

Ход урока

1.Вводно-мотивационный этап урока.

1.1 Разминка “Вспомним сказки А.С. Пушкина»:

Ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы узнать о том, как используются в художественной литературе устаревшие слова. А помогут нам в этом наши старые знакомые, любимые с детства сказки А.С. Пушкина. Вы помните их названия?

Сейчас проверим! Я называю сказку, а вы хлопаете, если знаете, что ее написал А.С. Пушкин. Если же сказка ему не принадлежит, дружно говорим: «Нет!»

- «Кот в сапогах»

- «Сказка о рыбаке и рыбке»

- «Сказка о золотом петушке»

- «Сказка о спящей царевне»

- «Щелкунчик»

- «Жених»

- «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

- «Конек- горбунок»

- «Сказка о царе Салтане»

- «Сказка о попе и работнике его Балде»

- «Сказка о медведихе»

2. Этап проверки ранее усвоенных знаний.

2.1 Всего А.С. Пушкин написал семь сказок, одна из них «Сказка о золотом петушке» заканчивается фразой: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Как вы понимаете это высказывание?

2.2 Сказки поучительны, они воспитывают нас с детства, учат различать добро и зло, обращать внимание на ошибки в поведении. А что еще можно узнать из сказок?

Прочитаем фрагмент из сказки А.С. Пушкина:


Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело;

Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить.

Тут соседи беспокоить

Стали старого царя,

Страшный вред ему творя.

Чтоб концы своих владений

Охранять от нападений,

Должен был он содержать

Многочисленную рать.

Воеводы не дремали,

Но никак не успевали.

Ждут бывало с юга, — глядь, —

Ан с востока лезет рать!

Справят здесь, — лихие гости

Идут от моря. Со злости

Инда плакал царь Дадон,

Инда забывал и сон.

Что и жизнь в такой тревоге!


Встретились ли вам в этом тексте слова, которые мы в современном русском языке не употребляются? Назовите их! Как называются подобные слова? (устаревшими)

О чем нам рассказывают эти слова? (Устаревшие слова ушли из активного словарного запаса, однако они могут рассказать нам о том, как жили люди в старину)

3. Этап формирования нового знания

3.1 Прочитайте отрывок из художественного произведения:

«Егерь шел позади саней, в которых сидели четверо холопов в военных колпаках и кафтанах. На кольчуги денег у барина денег не хватило, одел их в кафтаны. Их обгоняло много дворян и боярских детей в кольчугах и латах, и весь уезд съезжался на площадь».

- О событиях какого времени идет повествование? (О давнем, о прошлом, ушедшем в историю)

- По каким словам вы это определили? (Холопы, кафтаны, кольчуги, латы, барин)

3.2 Вспомните отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»:

И царица налетела

На Чернавку: “Как ты смела

Обмануть меня? И в чем?”

Та призналася во всем:

Так и так. Царица злая,

Ей рогаткой угрожая,

Положила иль не жить,

Иль царевну погубить.

- Что за рогатка? Вспомните, как это слово объясняли в словаре в учебнике.

Есть ли сегодня холопы и баре? Носим ли мы кафтаны, кольчуги и латы? Освещаем ли комнату канделябрами или лучиной? Можем ли прокатиться в карете?

Предметы и понятия, которые обозначали эти слова, устарели, ушли в историю, как и слова, их обозначающие. Такие слова называются историзмами.

Но есть слова, которые обозначают предметы, явления, которые не могут устареть, такие слова называют архаизмами.


3.3 Давайте вспомним некоторые архаизмы и постараемся «перевести» их на современный язык.

Соотнесите архаизмы и их современные значения:

Ланиты

Глаза

Перст

Правая рука

Выя

Палец

Десница

Шея

Сей

Если

Очи

Щёки

Ежели

Этот


4. Стадия осмысления. Практическая работа.

4.1 Сейчас нас ждет путешествие на машине времени. Мы попробуем перенести героя рассказа в далекое прошлое. Для этого нам необходимо составить текст с устаревшими словами. Нужно будет заменить в тексте некоторые слова архаизмами и историзмами.


Весенние каникулы мы провели у бабушки в деревне. Она всегда с заботой принимает нас в гостях. Мы вставали рано, умывали глаза и щеки холодной водой и спешили завтракать. Очень богат стол у бабушки! Омлет, домашний хлеб, компот и другие блюда. Вся семья любит бабушкины пирожки. Но солнце горит как рубин – и наши ноги сами собой бегут на улицу. Надеваем куртку, кроссовки, кепку – и на улицу!


Слова для справок: пребывать, в поместье, зело радушно, чуть свет, очи, ланиты, поспешали, зело обилен, яишня, каравай, взвар ягодный, домочадцы, расстегаи, как яхонт, стопы, кафтан, лапти, картуз.

После выполнения задания группа прочитывает ответ. Получилось ли перемещение во времени?

Зачем же нам нужны в художественном тексте устаревшие слова?

5. Рефлексия “Укрась торт”

На 3 уровнях торта написать и разместить по ярусам:

Теперь я могу…

Было трудно…

Было интересно…

6. Домашнее задание: подготовить рассказ об одном из устаревших слов (значение, происхождение).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!