Брейн-ринг
по теме «Имя существительное»
итоговый урок
3 команды по 6 человек: за синим, зеленым и красным столом (у каждой команды соответствующего цвета флажок).
Ведущий – учитель
На обсуждение дается одна минута.
Хранитель времени – ученик, переворачивает песочные часы
Задания
Почему имя существительное определяется по 3 признакам? Можно ли определить его по одному признаку, например, по смысловому вопросу? Если нельзя, то почему?
Узнайте имена существительные.
Во время чтения стихотворения запишите их.
Бобры
Мудры бобры,
И бобрята добры.
Бобры молодцы,
Наших речек жильцы.
Часовые криниц,
И куниц,
И синиц,
И лосей,
И лесов,
Петушиных голосов.
Кто обидит бобра –
Не увидит добра.
Ответ: бобры, бобрята, молодцы, речек, жильцы, часовые, криниц, куниц, синиц, лосей, лесов, голосов, добро, бобра
Как ты узнаешь, что имя существительное употреблено в роли:
А) подлежащего;
Б) дополнения;
В) обстоятельства?
Князя Олега прозвали «вещим», т.к. ему ведома была всякая весть. А почему известного сказочного героя прозвали Кощеем?
Ответ: от слова «кость»
Есть ли что-то общее между корытом и корью?
Ответ: Оба слова – от «кора», при кори сыпь на коже напоминает корку, кору дерева.
Запишите.
«Я я…ственно увидел стол, уставленный всевозможными аппетитными я…ствами».
Ответ: явь, наяву, явственно
ясти, т.е. есть, яства
Почему одни имена существительные отвечают на вопрос кто? А другие на что?
Выпишите одушевленные и неодушевленные имена существительные. Исправьте ошибку.
Где поставить запятую
Очень-очень странный вид:
Речка за окном горит,
Чей-то дом хвостом виляет,
Песик из ружья стреляет,
Мальчик чуть не слопал мышку,
Кот в очках читает книжку,
Старый дед влетел в окно,
Воробей схватил зерно,
Да как крикнет, улета:
- Вот, что значит запятая!
Б. Заходер
«Из сумки большого серого кенгуру выглядывал крохотный детеныш». Может ли такое быть?
Ответ: Не может. Если речь идет о самке животного, согласуемые прилагательные должны стоять в форме женского рода.
«Этот зверь зовется лама. Лама дочь и лама мама» (В.Маяковский).
Составьте такое предложение, из которого было бы ясно, что речь идет о ламе папе, но слово папа или отец не употребляйте.
В дебрях Африки ученый вел дневник. Он носил его в своей сумке, и первая страничка пострадала от дождей, некоторые буквы размыло. Помогите прочитать ему эту страничку.
«Язык местного населения – суахили. Приходится учить. Ну и трудн… же эт… суахили! Страшный зной. Пришлось смастерить на окнах хижины небольш… жалюзи. Скучаю по родине, вспоминается широк… авеню, что виднел… из окон моей квартиры. Очень устаю. Единственное спасение – крепк… черн… кофе. Одна чашка так… кофе сразу поднимает работоспообность. Туземцы подарили мне говорящ… какаду и маленьк… забавн… шимпанзе, котор… я назвал Эльза»
Ответ: М.р. – суахили (язык), какаду (попугай), кофе;
Ж.р. – авеню (улица), шимпанзе Эльза
Мн. ч. - жалюзи
Какое существительное общего рода встретилось в стихотворении? К кому оно относится? Как определить род этого имени существительного в данном тексте?
Вот я дал
- Вот я дал ему!
- Кому?
- Забияке тому.
Мне одно только жаль:
От меня он убежал.
- Так чего ж ты лежишь?
Сам за ним не бежишь?
- Нет, еще полежу.
Пусть вернуться он посмеет –
Убежать всегда успею!
Ответ: забияке, м.р. (он убежал, тому)
Исправь ошибки. Почему они произошли.
«Чего только не было в магазине: и сахары, и чернило, и молоки, и металлы, и сметаны, и бензины, и ножница, и брюка, и очка, и цементы, и вермишели, и ветчины, и дрожжа. Всего не перечислишь!»
Ответ: сущ., которые употр. только в ед. ч. – сахар, молоко, цемент, вермишель, ветчина, металл, сметана, бензин.
сущ., которые употр. только во мн. ч. – чернила, очки, брюки, дрожжи, ножницы.
Зачем нужен падеж имен существительных?
Ответ: указывает на отношение существительного к другим словам в предложении.
О какой категории, характерной для имени существительного, идет речь?
«Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя и решили назвать его ……… Родился – и стал ………..!Первое слово, которое он выучил, было «на», он очень любил со всеми делиться, раздавать все, что имел, и его называли …………Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал ……………Потом подрос, начал творить добрые дела и стал называться …………….Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и называли теперь ……………….
Ответ: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный падежи.
Можно ли определить, кто из перечисленных здесь лиц является женщиной?
Прием у Э. Рузвельт. Открытие зоолога У. Ульрих. Научные труды химика И. Ноддак. Рекорд Т. Пресс.
Ответ: Все женщины: Элеонора Рузвельт, Урсула Ульрих, Ида Ноддак, Тамара Пресс. Мужские фамилии склоняются.
Этот ученик любит читать, но видимо мало знает о своих любимых писателях. Найдите его ошибки.
«Я люблю книги Марка Твена, Стефан Цвейга, Джека Лондона, Майн Рида, Жюль Верна, Этель Лилиан Войнич, а особенно – рассказы Конана Дойля о Шерлок Холмсе».
Ответ: Стефана Цвейга, Жюля Верна, о Шерлоке (имя) Холмсе (фамилия), Артур (имя) Конан Дойля (двойная фамилия),
Все ли имена существительные в русском языке можно распределить по типам склонения?
Загадочные существительные. Все они среднего рода, но не относятся ко 2 склонению. Все они кончаются на –я, но не относятся к 1 склонению. Что это за слова?
Ответ: (10 существительных на –мя, разносклоняемые)
Почему при разборе имени существительного как части речи нужно строго придерживаться схемы, помещенной в учебнике? Можно ли сначала называть тип склонения, а затем род существительного? Или вначале указать падеж, число, а затем остальные признаки существительного?
В импровизированной форме (сказка, детективная история, письмо к другу, лирическое признание и т.д.) за 1 минуту рассказать о существительном на основе изученного материала.
Подведение итогов.