СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6 классе. Брейн-ринг "Имя существительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке урока представлены занимательные задания для систематизации знаний учащихся по теме "Имя существительное" в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе. Брейн-ринг "Имя существительное"»



Брейн-ринг

по теме «Имя существительное»

итоговый урок


3 команды по 6 человек: за синим, зеленым и красным столом (у каждой команды соответствующего цвета флажок).

Ведущий – учитель

На обсуждение дается одна минута.

Хранитель времени – ученик, переворачивает песочные часы


Задания

  1. Почему имя существительное определяется по 3 признакам? Можно ли определить его по одному признаку, например, по смысловому вопросу? Если нельзя, то почему?


  1. Узнайте имена существительные.

Во время чтения стихотворения запишите их.

Бобры

Мудры бобры,

И бобрята добры.

Бобры молодцы,

Наших речек жильцы.

Часовые криниц,

И куниц,

И синиц,

И лосей,

И лесов,

Петушиных голосов.

Кто обидит бобра –

Не увидит добра.

Ответ: бобры, бобрята, молодцы, речек, жильцы, часовые, криниц, куниц, синиц, лосей, лесов, голосов, добро, бобра

  1. Как ты узнаешь, что имя существительное употреблено в роли:

А) подлежащего;

Б) дополнения;

В) обстоятельства?

  1. Князя Олега прозвали «вещим», т.к. ему ведома была всякая весть. А почему известного сказочного героя прозвали Кощеем?

Ответ: от слова «кость»


  1. Есть ли что-то общее между корытом и корью?

Ответ: Оба слова – от «кора», при кори сыпь на коже напоминает корку, кору дерева.

  1. Запишите.

«Я я…ственно увидел стол, уставленный всевозможными аппетитными я…ствами».

Ответ: явь, наяву, явственно

ясти, т.е. есть, яства

  1. Почему одни имена существительные отвечают на вопрос кто? А другие на что?

  2. Выпишите одушевленные и неодушевленные имена существительные. Исправьте ошибку.

Где поставить запятую

Очень-очень странный вид:

Речка за окном горит,

Чей-то дом хвостом виляет,

Песик из ружья стреляет,

Мальчик чуть не слопал мышку,

Кот в очках читает книжку,

Старый дед влетел в окно,

Воробей схватил зерно,

Да как крикнет, улета:

- Вот, что значит запятая!

Б. Заходер

  1. «Из сумки большого серого кенгуру выглядывал крохотный детеныш». Может ли такое быть?

Ответ: Не может. Если речь идет о самке животного, согласуемые прилагательные должны стоять в форме женского рода.

  1. «Этот зверь зовется лама. Лама дочь и лама мама» (В.Маяковский).

Составьте такое предложение, из которого было бы ясно, что речь идет о ламе папе, но слово папа или отец не употребляйте.

  1. В дебрях Африки ученый вел дневник. Он носил его в своей сумке, и первая страничка пострадала от дождей, некоторые буквы размыло. Помогите прочитать ему эту страничку.

«Язык местного населения – суахили. Приходится учить. Ну и трудн… же эт… суахили! Страшный зной. Пришлось смастерить на окнах хижины небольш… жалюзи. Скучаю по родине, вспоминается широк… авеню, что виднел… из окон моей квартиры. Очень устаю. Единственное спасение – крепк… черн… кофе. Одна чашка так… кофе сразу поднимает работоспообность. Туземцы подарили мне говорящ… какаду и маленьк… забавн… шимпанзе, котор… я назвал Эльза»

Ответ: М.р. – суахили (язык), какаду (попугай), кофе;

Ж.р. – авеню (улица), шимпанзе Эльза

Мн. ч. - жалюзи

  1. Какое существительное общего рода встретилось в стихотворении? К кому оно относится? Как определить род этого имени существительного в данном тексте?

Вот я дал

- Вот я дал ему!

- Кому?

- Забияке тому.

Мне одно только жаль:

От меня он убежал.

- Так чего ж ты лежишь?

Сам за ним не бежишь?

- Нет, еще полежу.

Пусть вернуться он посмеет –

Убежать всегда успею!

Ответ: забияке, м.р. (он убежал, тому)

  1. Исправь ошибки. Почему они произошли.

«Чего только не было в магазине: и сахары, и чернило, и молоки, и металлы, и сметаны, и бензины, и ножница, и брюка, и очка, и цементы, и вермишели, и ветчины, и дрожжа. Всего не перечислишь!»

Ответ: сущ., которые употр. только в ед. ч. – сахар, молоко, цемент, вермишель, ветчина, металл, сметана, бензин.

сущ., которые употр. только во мн. ч. – чернила, очки, брюки, дрожжи, ножницы.

  1. Зачем нужен падеж имен существительных?

Ответ: указывает на отношение существительного к другим словам в предложении.

  1. О какой категории, характерной для имени существительного, идет речь?

«Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя и решили назвать его ……… Родился – и стал ………..!Первое слово, которое он выучил, было «на», он очень любил со всеми делиться, раздавать все, что имел, и его называли …………Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал ……………Потом подрос, начал творить добрые дела и стал называться …………….Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и называли теперь ……………….

Ответ: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный падежи.



  1. Можно ли определить, кто из перечисленных здесь лиц является женщиной?

Прием у Э. Рузвельт. Открытие зоолога У. Ульрих. Научные труды химика И. Ноддак. Рекорд Т. Пресс.

Ответ: Все женщины: Элеонора Рузвельт, Урсула Ульрих, Ида Ноддак, Тамара Пресс. Мужские фамилии склоняются.

  1. Этот ученик любит читать, но видимо мало знает о своих любимых писателях. Найдите его ошибки.

«Я люблю книги Марка Твена, Стефан Цвейга, Джека Лондона, Майн Рида, Жюль Верна, Этель Лилиан Войнич, а особенно – рассказы Конана Дойля о Шерлок Холмсе».

Ответ: Стефана Цвейга, Жюля Верна, о Шерлоке (имя) Холмсе (фамилия), Артур (имя) Конан Дойля (двойная фамилия),

  1. Все ли имена существительные в русском языке можно распределить по типам склонения?

  2. Загадочные существительные. Все они среднего рода, но не относятся ко 2 склонению. Все они кончаются на –я, но не относятся к 1 склонению. Что это за слова?

Ответ: (10 существительных на –мя, разносклоняемые)

  1. Почему при разборе имени существительного как части речи нужно строго придерживаться схемы, помещенной в учебнике? Можно ли сначала называть тип склонения, а затем род существительного? Или вначале указать падеж, число, а затем остальные признаки существительного?

  2. В импровизированной форме (сказка, детективная история, письмо к другу, лирическое признание и т.д.) за 1 минуту рассказать о существительном на основе изученного материала.


Подведение итогов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!