I. Организация начала урока. | - Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места. -С каким настроением вы пришли в школу? Подарите свое хорошее настроение друг другу. Улыбнитесь всем нам. Пусть нам принесет радость общение друг с другом. С этим настроением мы начнем наше занятие. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению. |
II. Актуализация знаний | 1) Буквенный диктант. Учащиеся записывают цифры от 1 до 12 (о – относительные, к – качественные, п - притяжательные) 1) заячий характер; 2) голубой абажур; 3) деревянный карниз; 4) каменный предмет;5) великолепный характер; 6) вчерашняя газета; 7) медвежья берлога; 8) волчий аппетит; 9) грустный взгляд; 10)опасное состязание; 11)гусиная кормушка; 12)золотое кольцо. 2) Синтаксическая разминка. Списать предложения, обозначить орфограммы, определить разряд прилагательных, произвести синтаксический разбор предложения. По (Р,р)оссии морозы Ра…пушили деревья И рисуют на стеклах Лебединые перья. (А. Чепуров) | Познавательные УУД 1. Извлекать нужную информацию. Коммуникативные УУД 1. адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; 2. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2.Целеполагание Личностные УУД: самоопределение; формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению. |
III. Мотивация учебной деятельности. | - Догадайтесь, о чём идёт речь: Я – часть речи интересная, Широко в миру известная: Опишу любой предмет – В этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, И точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить, Мною нужно дорожить! (О. Головко) Какая часть речи может так себя охарактеризовать? - Конечно, имя прилагательное. 2. Устный опрос о грамматических признаках качественных, относительных и притяжательных именах прилагательных. 3. Объяснительный диктант. Давайте запишем текст, в нем подчеркните все прилагательные и определите род, число и падеж: Я шел по узкой тропинке. Со всех сторон над ней нависали мохнатые белые ветки деревьев. Изредка снег срывался с них и падал на землю тяжелыми хлопьями. Долго еще дрожала в морозном воздухе снежная пыль. (проверка правильности выполнения задания). - Повторим сейчас общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль прилагательного. 4. Целеполагание -Для чего мы будем это повторять? – А кто из вас догадался, какая тема сегодняшнего урока? выписываем словосочетание и подчеркиваем прилагательное. По узкой тропинке. по тропинке (какой?) узкой Н.ф. – узкий. 2) Пост: качеств. Непост: ед.ч, ж.р, Д.п. по тропинке (какой?) узкой.
| Регулятивные УУД: (самостоятельное формулирование задания), личностные (действия смыслообразования). Коммуникативные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание. 2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. 3. Взаимодействовать в паре, группе, договариваться о совместной деятельности. Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, строить рассуждения, делать выводы. 2. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (словосочетание в предложение). |
IV. Усвоение новых знаний. | II. Работа с теоретическим материалом из учебника (стр. 22 - 23): Порядок морфологического разбора имени прилагательного: I. Часть речи. Общее значение. II. Морфологические признаки: 1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода). 2. Постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное. 3. Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма; у всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род (в ед. числе). III. Синтаксическая роль. | Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; составление плана и последовательности действий; самостоятельное формулирование задания. Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация учащихся ;действия смыслообразования Коммуникативные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание. 2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
VI. Первичная проверка усвоения знаний | Теперь, я предлагаю вам выполнить морфологический разбор прилагательного «мохнатые» из второго предложения самостоятельно. (Вызвать кого-нибудь к доске). Мохнатые ветки ветки (какие?) мохнатые Н.ф. – мохнатый. 2) пост: качеств. Непост: мн.ч, И.п. ветки (какие?) мохнатые … к доске и выпиши словосочетание «в морозном воздухе». 1) В воздухе (каком?) морозном Н.ф. – морозный 2) пост: качеств. Непост: ед.ч, м.р, П.п. в воздухе (каком?) морозном. 2. Выборочный диктант Сейчас я Вам прочитаю стихотворение Баукова под названием «Говори о России» (сокращенный вариант. ), а вы не просто слушаете, но и выписываете словосочетания прил.+сущ. «Говори о звездной ночи, О березах, об осинах,- Говори о чем захочешь, Лишь бы только о России. Говори мне об угодьях, О лесных тропинках узких, О весеннем половодье - О раздолье нашем русском. Говори о звездной ночи, О рязанском небе синем,- Говори о чем захочешь, Лишь бы только о России.» (о звездной ночи, о лесных тропинках, о узких тропинках, о весеннем половодье, о рязанском небе, о синем небе.) Произведем морфологический разбор выписанных прилагательных. 3. Работа в парах № 1: выпишите из текста и разберите морфологически любые три прилагательные: 1) качественное, 2) относительное, 3) притяжательное: (1) Хорошо в лесу в январское морозное утро! (2) Солнце разбрасывает свои лучи по тяжелым от снега веткам деревьев. (3) На белоснежном ковре четко выделяются цепочки лосиных и лисьих следов, а от кустов и сосен протянулись синие тени. (4) Тихо в лесу в этот ранний час. (5) Чуть прикоснешься к мохнатой еловой лапе, и на тебя обрушится снежное облако. № 2: запишите прилагательные в следующих грамматических формах: I). Лютый: 1) жен. род, краткое; 2) множ. ч., краткое; 3) в сравнит. степени (простой и составной); II). Горячий, сказочный: 1) жен. род, краткое; 2) ср. род, краткое; 3) множ. ч., краткое; 4) в сравнит. степени (простой и составной); III). Счастливый, черный: 1) муж. род, краткое; 2) жен. род, краткое; 3) ср. род, краткое; 4) мн. число, краткое; 5) в сравнит. ст. (простой и составной). № 3: запишите словосочетания, согласовывая их в форме Пр. п. мн. ч., добавляя предлоги «в» или «о» («об»), обозначьте ударный слог в прилагательных: (1) Биржевая сделка; (2) блаженный юродивый; (3) кирзовый сапог; (4) нетопленая изба; (5) оптовая цена; (6) присяжный заседатель; (7) развитая страна; (8) уставные отношения. | Познавательные УУД : моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач; умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте Регулятивные УУД: выполнение пробного учебного действия; работа с текстом, умение выражать свою точку зрения. Коммуникативные УУД умение работать в парах Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. |
VII. Рефлексия. | - Достигли ли вы поставленной перед собой цели? - Какая информация отложилась у вас в памяти? Вы сегодня многое вспомнили о прилагательном. Давайте напишем синквейн. Н-р: прилагательное качественное, притяжательное относится, согласуются, склоняется признак предмета обозначается часть речи | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Коммуникативные УУД: строят небольшие монологические высказывания Познавательные УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности |