СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6 классе "Морфологический разбор имени прилагательного".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные: создать условия для формирования ученика как субъекта учебной деятельности. Развивающие: развивать орфографическую зоркость, самоконтроль; создание условия для развития универсальных учебных действий учащихся через организацию различных видов работ. Воспитательные:  пропагандировать  ценностное отношение  к слову; воспитывать  интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка.  

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе "Морфологический разбор имени прилагательного".»

Технологическая карта урока

Предмет:

Русский язык

Класс

6

Тема урока:

Морфологический разбор имени прилагательного.

Тип урока:

Урок общеметодической направленности

Цель:

обобщить и систематизировать знание лексических, морфологических и синтаксических признаков имени прилагательного; формировать умение делать полной морфологический разбор имени прилагательного по плану.

Задачи:

Образовательные: создать условия для формирования ученика как субъекта учебной деятельности.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, самоконтроль; создание условия для развития универсальных учебных действий учащихся через организацию различных видов работ.

Воспитательные: пропагандировать ценностное отношение к слову; воспитывать интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка.

Планируемые результаты

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые входе работы Личностные: сознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию.

Формы работы на уроке:

Самостоятельная, парная, фронтальная

Модернизация урока:

http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98689715 http://5fan.ru/wievjob.php?id=58662


УМК:

Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.) -М.: Просвещение, 2015



Ход урока

I. Организация начала урока.


- Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места.

-С каким настроением вы пришли в школу? Подарите свое хорошее настроение друг другу. Улыбнитесь всем нам. Пусть нам принесет радость общение друг с другом. С этим настроением мы начнем наше занятие.


Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Личностные:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению.

II. Актуализация знаний

1) Буквенный диктант.

Учащиеся записывают цифры от 1 до 12 (о – относительные, к – качественные, п - притяжательные)

1) заячий характер; 2) голубой абажур; 3) деревянный карниз; 4) каменный предмет;5) великолепный характер; 6) вчерашняя газета; 7) медвежья берлога; 8) волчий аппетит; 9) грустный взгляд; 10)опасное состязание; 11)гусиная кормушка; 12)золотое кольцо.

2) Синтаксическая разминка. Списать предложения, обозначить орфограммы, определить разряд прилагательных, произвести синтаксический разбор предложения.

По (Р,р)оссии морозы

Ра…пушили деревья

И рисуют на стеклах

Лебединые перья.

(А. Чепуров)

Познавательные УУД

1. Извлекать нужную информацию.

Коммуникативные УУД

1. адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

2. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2.Целеполагание

Личностные УУД:

самоопределение; формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению.


III. Мотивация учебной деятельности.

- Догадайтесь, о чём идёт речь:

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить! (О. Головко)

Какая часть речи может так себя охарактеризовать?

- Конечно, имя прилагательное.

2. Устный опрос о грамматических признаках качественных, относительных и притяжательных именах прилагательных.

3. Объяснительный диктант.

Давайте запишем текст, в нем подчеркните все прилагательные и определите род, число и падеж:

Я шел по узкой тропинке. Со всех сторон над ней нависали мохнатые белые ветки деревьев. Изредка снег срывался с них и падал на землю тяжелыми хлопьями. Долго еще дрожала в морозном воздухе снежная пыль. (проверка правильности выполнения задания).


- Повторим сейчас общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль прилагательного.


4. Целеполагание

-Для чего мы будем это повторять?

– А кто из вас догадался, какая тема сегодняшнего урока?


выписываем словосочетание и подчеркиваем прилагательное.

По узкой тропинке.  по тропинке (какой?) узкой     Н.ф. – узкий. 2)  Пост: качеств.     Непост: ед.ч, ж.р, Д.п.  по тропинке (какой?) узкой.


Регулятивные УУД:

(самостоятельное формулирование задания), личностные (действия смыслообразования). Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

3. Взаимодействовать в паре, группе, договариваться о совместной деятельности.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, строить рассуждения, делать выводы.

2. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (словосочетание в предложение).


IV. Усвоение новых знаний.


II. Работа с теоретическим материалом из учебника (стр. 22 - 23):


Порядок морфологического разбора имени прилагательного:

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки:

1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

2. Постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное.

3. Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма; у всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род (в ед. числе).

III. Синтаксическая роль.


Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; составление плана и последовательности действий; самостоятельное формулирование задания.

Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация учащихся ;действия смыслообразования

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.


V. Физминутка

http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98689715


Личностные УУД:

установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.

VI. Первичная проверка усвоения знаний

Теперь, я предлагаю вам выполнить морфологический разбор прилагательного «мохнатые» из второго предложения самостоятельно. (Вызвать кого-нибудь к доске). Мохнатые ветки  ветки (какие?) мохнатые     Н.ф. – мохнатый. 2)  пост: качеств.     Непост: мн.ч, И.п.  ветки (какие?) мохнатые … к доске и выпиши словосочетание «в морозном воздухе». 1) В воздухе (каком?) морозном     Н.ф. – морозный 2)  пост: качеств.     Непост: ед.ч, м.р, П.п.  в воздухе (каком?) морозном.
2. Выборочный диктант

Сейчас я Вам прочитаю стихотворение Баукова под названием «Говори о России» (сокращенный вариант. ), а вы не просто слушаете, но и выписываете словосочетания прил.+сущ.
«Говори о звездной ночи,
О березах, об осинах,-
Говори о чем захочешь,
Лишь бы только о России.
Говори мне об угодьях,
О лесных тропинках узких,
О весеннем половодье -
О раздолье нашем русском.
Говори о звездной ночи,
О рязанском небе синем,-
Говори о чем захочешь,
Лишь бы только о России.»
(
о звездной ночи, о лесных тропинках, о узких тропинках, о весеннем половодье, о рязанском небе, о синем небе.)
Произведем морфологический разбор выписанных прилагательных.

3. Работа в парах

1: выпишите из текста и разберите морфологически любые три прилагательные: 1) качественное, 2) относительное, 3) притяжательное:

(1) Хорошо в лесу в январское морозное утро!

(2) Солнце разбрасывает свои лучи по тяжелым от снега веткам деревьев. (3) На белоснежном ковре четко выделяются цепочки лосиных и лисьих следов, а от кустов и сосен протянулись синие тени.

(4) Тихо в лесу в этот ранний час. (5) Чуть прикоснешься к мохнатой еловой лапе, и на тебя обрушится снежное облако.


2: запишите прилагательные в следующих грамматических формах:

I). Лютый: 1) жен. род, краткое; 2) множ. ч., краткое; 3) в сравнит. степени (простой и составной);

II). Горячий, сказочный: 1) жен. род, краткое; 2) ср. род, краткое; 3) множ. ч., краткое; 4) в сравнит. степени (простой и составной);

III). Счастливый, черный: 1) муж. род, краткое; 2) жен. род, краткое; 3) ср. род, краткое; 4) мн. число, краткое; 5) в сравнит. ст. (простой и составной).


3: запишите словосочетания, согласовывая их в форме Пр. п. мн. ч., добавляя предлоги «в» или «о» («об»), обозначьте ударный слог в прилагательных:

(1) Биржевая сделка; (2) блаженный юродивый; (3) кирзовый сапог; (4) нетопленая изба; (5) оптовая цена; (6) присяжный заседатель; (7) развитая страна; (8) уставные отношения.


Познавательные УУД : моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач; умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте


Регулятивные УУД: выполнение пробного учебного действия; работа с текстом, умение выражать свою точку зрения.


Коммуникативные УУД

умение работать в парах

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.


VII. Рефлексия.


- Достигли ли вы поставленной перед собой цели?

- Какая информация отложилась у вас в памяти?

Вы сегодня многое вспомнили о прилагательном. Давайте напишем синквейн.

Н-р: прилагательное

качественное, притяжательное

относится, согласуются, склоняется

признак предмета обозначается

часть речи

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Коммуникативные УУД: строят небольшие монологические высказывания

Познавательные УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности


VIII. Информация о домашнем задании.

Словарные слова, теория

Разбор 3 прилагательных.

Личностные УУД:

Формирование навыков организации своей деятельности



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!