II.
III.
IV.
V.
VI.
| Создание мотивации к учебной деятельности. Актуализация знаний. Коррекция памяти.
Проблемное объяснение нового знания. Коррекция памяти.
Первичное закрепление. Коррекция внимания. Динамическая пауза.
Итог урока (рефлексия деятельности) (слайд 7)
Выставление оценок. Домашнее задание. | Включение детей в деятельность: - Вижу: у вас ушки на макушке! Готовы трудиться не покладая рук? Тогда весь урок держим ухо востро, а если что-то не получается, нос не вешаем! Что учитель говорит, мотаем себе на ус! -Прослушаем тексты, которые будут читать ребята. Работа с дидактич. материалом. Карточка - на столе (приложение 1): 1)«А давай-ка, Светлана, надень свое розовое платье. Возьмем мы из-за печки мою походную сумку. Положим туда твое яблоко, спички, нож, булку и уйдем из этого дома куда глаза глядят. Подумала Светлана и спрашивает: «А куда твои глаза глядят?» (А.Гайдар) 2) «Я в школу не пойду, - заявил пятилетний Сережа. – Там на экзамене ребят режут». (К. Чуковский) 3)«-Вот зимой выпадет снег, ударят морозы. - А я тогда не выйду на улицу. -Почему? -А чтоб меня морозы не ударили». (К.Чуковский) - Почему ребята не понимают, о чем говорят взрослые? -Вспомним, какое значение слова называется переносным. -Выпишем эти сочетания слов, истолковывая их значения. -Такие сочетания слов называются фразеологизмами. - Запишем тему урока (слайд 1). -Какие цели и задачи вы поставите перед собой на сегодняшнем уроке? - Ребята, а вы знакомы с фразеологизмами? Давайте попробуем их вспомнить? Обозначим в них изученные орфограммы. Вспомните, как они называются. Учитель диктует начало, а ученики заканчивают фразеологизмы (работаем у доски): Мастер на все… руки Первый блин… комом Шито белыми… нитками После дождичка… в четверг Как в воду… глядеть Зуб на зуб… не попадает -Почему вы правильно договаривали? С чем это связано? -Правильно! Слова в таких сочетаниях так тесно срослись, что одно тянет за собой другое. Их ещё сравнивают со словами. 1) Самостоятельная работа (дифференцированное задание): 1) -На доске записаны толкования этих фразеологизмов. Напишите напротив каждого фразеологизма соответствующее: Умелый человек, неискусно скрыто, замёрзнуть, неизвестно когда, предвидеть, неудачное начало. Проверяет работы у ребят, справившихся быстрее остальных, раздаёт дополнительные карточки (приложение 3). 2) - Если значение понятно сразу, составьте 5 предложений с данными фразеологизмами. 2) Работа с параграфом 29: - Самостоятельно просмотрите теоретический материал на стр. 81-83. Будьте внимательны - найдите в нем то, о чем мы не говорили. Учитель предлагает сидячую зарядку: - Сидя на стуле, выпрямитесь. Отведите плечи назад и, сильно напрягая мыщцы спины, сведите лопатки. Задержитесь в этом положении 4-6 сек. Затем полностью расслабьтесь и свободно подышите. Повторить 3-5 раз. Работа с «Школьным фразеологическим словарем русского языка» В.П.Жукова: -Ребята, отложите ручки в сторону, сядьте поудобнее! У вас на партах словарь, автором которого является наш новгородский ученый Влас Платонович Жуков. Найдите фразеологизмы в словаре и устно объясните их значение. -Можно ли сразу делать два дела? Почему? Откуда взялся этот фразеологизм? -Правильно! Это народная мудрость! 3) Работа с презентацией: -Ребята, посмотрите на экран. Что вы можете сказать об этих парах фразеологизмов? (слайд 3) -Правильно! Как и слово, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы! Задание «Найди пару» (выполняется в парах): -Найдите антонимы и запишите парами! (слайд 4) Проверяет работы у ребят, справившихся быстрее остальных, раздаёт дополнительные карточки (приложение 3). - Проверьте себя (слайд 5). 4) Творческое задание (по рядам): - На экране – рисунки, которые «скрывают» фразеологизмы (см. слайд). 6). Догадайтесь, какие! Составьте (каждый ряд – к одному) к каждому рисунку по два-три предложения, чтобы был понятен смысл фразеологизма. Проверка творческого задания. 5) Сообщения учеников: - Мы говорили сегодня о многих фразеологических оборотах речи. Сейчас ребята познакомят нас с исконно русскими фразеологизмами. - Исследование какой темы вели на уроке? - Удалось ли достигнуть поставленной цели и решить задачи? -Что вы узнали на уроке? Что понравилось больше всего? А что вызвало затруднения? -Для чего нужны фразеологизмы? Правильно! Они делают нашу речь красивой и выразительной! - Оцените свою работу на уроке. Для этого выберите одну из карточек, лежащих на столе («3», «4», «5»). Поднимите её и покажите мне! Очень хорошо! - Работали мы сегодня не покладая рук! На следующем уроке мы продолжим работу с устойчивыми сочетаниями слов. Какие задачи вы поставили бы перед собой? -Выберите задание на дом самостоятельно: 1)Выписать фразеологизмы (крылатые слова) из басен И.Крылова (5 на выбор) и истолкуйте их значение. 2)Составьте шуточный текст из 7-8 связных предложений на тему «Однажды в школе», используя фразеологизмы. 3)Презентация с использованием новых фразеологизмов (не использованных на уроке). | Включение в работу, самоопределение.
Подготовленные заранее ребята читают текст карточки. Остальные слушают и анализируют.
- Слова здесь используются не в прямом, а в переносном значении. Дети этого не знают. Выписывают фразеологизмы: Куда глаза глядят - пойти неизвестно куда. Морозы ударили – похолодало. Срезаться на экзамене - не сдать экзамен. Записывают тему урока (Фразеологизмы). -Узнать особенности фразеологизмов, научиться находить их в тексте, применять в своей речи. Узнать о происхождении. Записывают в столбик фразеологизмы (на местах, один человек - у доски, проговаривая выделенные орфограммы). -Быстро вспоминаются. За одним словом вспоминается другое. Ищем пару. Проверяем самостоятельно (ответ - на слайде 2). Работа по карточкам (индивидуально). Консультанты оказывают индивидуальную помощь. Составляем предложения, проверяем с классом. Читаем, анализируем. - Значение фразеологизмов разъясняется во фразеологических словарях русского языка. Наиболее употребительные фразеологизмы встречаются в толковых словарях. Выполняют сидячую зарядку. - Кусок в горло не лезет - огорчиться, расстроиться. - За двумя зайцами погнаться - стремиться выполнить сразу два дела. -Из пословицы «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь!» -На первом слайде фразеологизмы, похожие по значению, на другом - противоположные. Ищут фразеологизмы- антонимы. Проверка - самостоятельно (см. слайд 5) Работа по карточкам (индивидуально). Консультанты оказывают индивидуальную помощь. Составление связных предложений к рисунку. Взаимопроверка. Сообщения учеников (подготовленных заранее) (приложение 2) Дают ответы на вопросы. Анализируют работу на уроке через самооценку.
- Чтобы наша речь стала красивее.
Оценивают свою работу на уроке, выбирая одну из карточек («3», «4», «5»). -Узнать ещё больше фразеологизмов. Учиться использовать их в речи. Узнать происхождение других фразеологизмов. Записывают домашнее задание. |