СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Фразеологизмы» (коррекционная работа педагога на уроке в условиях реализации ФГОС)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал может быть использован в рамках коррекционной работы педагога на уроке/занятии в условиях реализации ФГОС. На уроке русского языка в 6 классе по теме «Фразеологизмы» используется «Школьный фразеологический словарь русского языка» В.П.Жукова, доктора филологических наук, основателя Новгородской фразеологической школы.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе по теме: «Фразеологизмы» (коррекционная работа педагога на уроке в условиях реализации ФГОС)»

Конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: Фразеологизмы.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цели урока:

Образовательная: сформировать представления о фразеологизме как единице языка, особенностях его строения и употребления в речи.

Развивающая: развить представления учащихся о фразеологизме как синтаксической конструкции, имеющей устойчивую словесную и грамматическую форму. На каждом этапе урока развивать УУД школьников (см. ход урока).

Воспитательная: формировать навыки сотрудничества, взаимоподдержки, помощи «слабому» однокласснику в коллективном учебном труде.

Деятельностная: формировать у учащихся умения самостоятельной поисковой деятельности с простановкой учебной задачи и гипотезы; способности распознавать фразеологизмы в речи, выражать свои мысли с полнотой и точностью; формулировать и аргументировать свое мнение.

Задачи урока:

1. Ознакомиться с понятием фразеологизма, отличием его от слова.

2. Научиться давать толкование лексического значения, находить фразеологизмы в толковом словаре, подбирать фразеологические синонимы и антонимы, находить фразеологизмы в тексте, составлять с ними предложения, определять синтаксическую роль фразеологизмов.

3. Формировать умение управлять своей учебной деятельностью (личностный результат).

4. Корректировать речь, внимание, память.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научиться различать единицы языка, определять, какую роль играют фразеологизмы в русском языке, формировать навыки лингвистического анализа текста с фразеологизмами

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: проектировать маршрут пре­одоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста с фразеологизмами

Формирование устойчивой мотивации к интеграции индивидуальной и коллективной учебно-познавательной деятельности


Методы и методические приемы: проблемный, частично поисковый, наглядный.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация по теме урока.

Примечание: смена слайдов вручную, по щелчку.

Литература для обучающихся: Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. [Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2014. Ч. 1. ФГОС




















Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.


Организационный момент.

Коррекция речи


Приветствует, проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Рада вас всех видеть. Повторяйте за мной скороговорку:

Вез корабль карамель, 
Наскочил корабль на мель, 
Матросы две недели карамель на мели ели.

Проверяют готовность к уроку.


Повторяют скороговорку.

II.











III.



































IV.























V.





















































































VI.






Создание мотивации к учебной деятельности.






Актуализация знаний.
















Коррекция памяти.














Проблемное объяснение нового знания.

Коррекция памяти.


















Первичное закрепление.

















Коррекция внимания.








Динамическая пауза.






















































Итог урока (рефлексия деятельности) (слайд 7)










Выставление оценок.









Домашнее задание.

Включение детей в деятельность:

- Вижу: у вас ушки на макушке! Готовы трудиться не покладая рук? Тогда весь урок держим ухо востро, а если что-то не получается, нос не вешаем! Что учитель говорит, мотаем себе на ус!





-Прослушаем тексты, которые будут читать ребята.

Работа с дидактич. материалом. Карточка - на столе (приложение 1):

1)«А давай-ка, Светлана, надень свое розовое платье. Возьмем мы из-за печки мою походную сумку. Положим туда твое яблоко, спички, нож, булку и уйдем из этого дома куда глаза глядят. Подумала Светлана и спрашивает: «А куда твои глаза глядят?» (А.Гайдар)

2) «Я в школу не пойду, - заявил пятилетний Сережа. – Там на экзамене ребят режут».

(К. Чуковский)

3)«-Вот зимой выпадет снег, ударят морозы.

- А я тогда не выйду на улицу.

-Почему?

-А чтоб меня морозы не ударили». (К.Чуковский)

- Почему ребята не понимают, о чем говорят взрослые?


-Вспомним, какое значение слова называется переносным.

-Выпишем эти сочетания слов, истолковывая их значения.






-Такие сочетания слов называются фразеологизмами.

- Запишем тему урока (слайд 1).



-Какие цели и задачи вы поставите перед собой на сегодняшнем уроке?



- Ребята, а вы знакомы с фразеологизмами? Давайте попробуем их вспомнить? Обозначим в них изученные орфограммы. Вспомните, как они называются.

Учитель диктует начало, а ученики заканчивают фразеологизмы (работаем у доски):

Мастер на все… руки

Первый блин… комом

Шито белыми… нитками

После дождичка… в четверг

Как в воду… глядеть

Зуб на зуб… не попадает

-Почему вы правильно договаривали? С чем это связано?

-Правильно! Слова в таких сочетаниях так тесно срослись, что одно тянет за собой другое. Их ещё сравнивают со словами.


1) Самостоятельная работа (дифференцированное задание):

1) -На доске записаны толкования этих фразеологизмов. Напишите напротив каждого фразеологизма соответствующее:

Умелый человек, неискусно скрыто, замёрзнуть, неизвестно когда, предвидеть, неудачное начало.

Проверяет работы у ребят, справившихся быстрее остальных, раздаёт дополнительные карточки (приложение 3).


2) - Если значение понятно сразу, составьте 5 предложений с данными фразеологизмами.


2) Работа с параграфом 29:

- Самостоятельно просмотрите теоретический материал на стр. 81-83. Будьте внимательны - найдите в нем то, о чем мы не говорили.







Учитель предлагает сидячую зарядку:

- Сидя на стуле, выпрямитесь. Отведите плечи назад и, сильно напрягая мыщцы спины, сведите лопатки. Задержитесь в этом положении 4-6 сек. Затем полностью расслабьтесь и свободно подышите. Повторить 3-5 раз.





Работа с «Школьным фразеологическим словарем русского языка» В.П.Жукова:

-Ребята, отложите ручки в сторону, сядьте поудобнее! У вас на партах словарь, автором которого является наш новгородский ученый Влас Платонович Жуков. Найдите фразеологизмы в словаре и устно объясните их значение.

-Можно ли сразу делать два дела? Почему? Откуда взялся этот фразеологизм?

-Правильно! Это народная мудрость!




3) Работа с презентацией:

-Ребята, посмотрите на экран. Что вы можете сказать об этих парах фразеологизмов? (слайд 3)

-Правильно! Как и слово, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы!

Задание «Найди пару» (выполняется в парах):

-Найдите антонимы и запишите парами! (слайд 4)

Проверяет работы у ребят, справившихся быстрее остальных, раздаёт дополнительные карточки (приложение 3).

- Проверьте себя (слайд 5).


4) Творческое задание (по рядам):

- На экране – рисунки, которые «скрывают» фразеологизмы (см. слайд).

6). Догадайтесь, какие! Составьте (каждый ряд – к одному) к каждому рисунку по два-три предложения, чтобы был понятен смысл фразеологизма.


Проверка творческого задания.

5) Сообщения учеников:

- Мы говорили сегодня о многих фразеологических оборотах речи. Сейчас ребята познакомят нас с исконно русскими фразеологизмами.

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Удалось ли достигнуть поставленной цели и решить задачи?

-Что вы узнали на уроке? Что понравилось больше всего? А что вызвало затруднения?

-Для чего нужны фразеологизмы? Правильно! Они делают нашу речь красивой и выразительной!

- Оцените свою работу на уроке. Для этого выберите одну из карточек, лежащих на столе («3», «4», «5»). Поднимите её и покажите мне! Очень хорошо!

- Работали мы сегодня не покладая рук! На следующем уроке мы продолжим работу с устойчивыми сочетаниями слов. Какие задачи вы поставили бы перед собой?


-Выберите задание на дом самостоятельно:

1)Выписать фразеологизмы (крылатые слова) из басен И.Крылова (5 на выбор) и истолкуйте их значение.

2)Составьте шуточный текст из 7-8 связных предложений на тему «Однажды в школе», используя фразеологизмы.

3)Презентация с использованием новых фразеологизмов (не использованных на уроке).

Включение в работу, самоопределение.











Подготовленные заранее ребята читают текст карточки. Остальные слушают и анализируют.















- Слова здесь используются не в прямом, а в переносном значении. Дети этого не знают.

Выписывают фразеологизмы: Куда глаза глядят - пойти неизвестно куда.

Морозы ударили – похолодало. Срезаться на экзамене - не сдать экзамен.


Записывают тему урока (Фразеологизмы).


-Узнать особенности фразеологизмов, научиться находить их в тексте, применять в своей речи. Узнать о происхождении.




Записывают в столбик фразеологизмы (на местах, один человек - у доски, проговаривая выделенные орфограммы).







-Быстро вспоминаются. За одним словом вспоминается другое.







Ищем пару.

Проверяем самостоятельно (ответ - на слайде 2).






Работа по карточкам (индивидуально). Консультанты оказывают индивидуальную помощь.


Составляем предложения, проверяем с классом.


Читаем, анализируем.

- Значение фразеологизмов разъясняется во фразеологических словарях русского языка. Наиболее употребительные фразеологизмы встречаются в толковых словарях.




Выполняют сидячую зарядку.










- Кусок в горло не лезет - огорчиться, расстроиться.




- За двумя зайцами погнаться - стремиться выполнить сразу два дела.


-Из пословицы «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь!»


-На первом слайде фразеологизмы, похожие по значению, на другом - противоположные.




Ищут фразеологизмы- антонимы.

Проверка - самостоятельно (см. слайд 5)


Работа по карточкам (индивидуально). Консультанты оказывают индивидуальную помощь.






Составление связных предложений к рисунку.



Взаимопроверка.

Сообщения учеников (подготовленных заранее) (приложение 2)



Дают ответы на вопросы.

Анализируют работу на уроке через самооценку.



- Чтобы наша речь стала красивее.



Оценивают свою работу на уроке, выбирая одну из карточек («3», «4», «5»).




-Узнать ещё больше фразеологизмов. Учиться использовать их в речи. Узнать происхождение других фразеологизмов.



Записывают домашнее задание.

Использованная литература

1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: кн. для учителя. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – С. 39-42.

2. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1994. – 431 с.































Приложение 1.

1)«А давай-ка, Светлана, надень свое розовое платье. Возьмем мы из-за печки мою походную сумку. Положим туда твое яблоко, спички, нож, булку и уйдем из этого дома куда глаза глядят. Подумала Светлана и спрашивает: «А куда твои глаза глядят?» (А.Гайдар)

2) «Я в школу не пойду, - заявил пятилетний Сережа. – Там на экзамене ребят режут». (К.Чуковский)

3)«-Вот зимой выпадет снег, ударят морозы.

- А я тогда не выйду на улицу.

-Почему?

-А чтоб меня морозы не ударили». (К.Чуковский)





















Приложение 2.

Сообщения учеников

1.Как с гуся вода. Употребляется в значении: лёгкий исход в случае проступка, неприятности и т. п. Это выражение, по-видимому, некогда входило в народное заклинание. В Словаре Даля находим: «Лейся, беда, как с гуся вода». В рукописном словаре Луканина данное выражение связывается с приговором, который произносили бабушки-лекарки для излечения детских болезней. Они шепчут заговор над водой, кладут туда горящий уголёк и обливают ею больного ребёнка, говоря: «С гуся вода, с лебедя вода, а с … (имя ребёнка) – худоба (т.е. болезни)».

2.Держи карман шире, растопырь карман, подставляй карман. Употребляется при ожидании отказа или невозможности получить что-нибудь. Выражение, очевидно, возникло тогда, когда карман ещё не пришивался к платью. А представлял собой отдельную сумочку, которую можно подставлять. Расширять и т.п. В плясовой народной песне поётся: «Он (милый) пришёл ко мне не рано, он принёс мне три кармана: первый карман с пирогами, второй карман с орехами, третий карман с деньгами».



















Приложение 3.

Дополнительные карточки для детей.

Карточка 1. Выделенные в тексте слова замените фразеологическими оборотами. Подчеркните их как один член предложения:

  • На скорую руку

  • Ни свет ни заря

  • Рукой подать

  • С минуты на минуту

  • Битый час

Вася проснулся очень рано. Оделся, быстро закусил и стал ждать друга. Тот должен был прийти в скором времени. Долгое время прождал Вася своего друга. Наконец дождался. «Ничего, успеем, речка-то совсем близко», - оправдывался Коля.

Карточка 2. Выделенные в предложениях слова замените фразеологическими оборотами. Подчеркните их как один член предложения:

  • Правая рука

  • Из рук в руки

  • Не покладая рук

  • Сломя голову

1). Юра – главный помощник вожатого. 2). «Мир приключений» всё время у ребят: переходит от одного к другому. 3). Крепостные крестьяне работали на помещика без отдыха. 4).Увидев товарища, Петя очень быстро побежал к нему.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!