СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6 классе по теме "Фразеологизмы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с интересными и занимательными заданиями. Желательно использование ИКТ.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе по теме "Фразеологизмы"»

Тема: Фразеологизмы (6 кл.)

Цели урока:

знать: понятие фразеологического оборота, отличие его от слова;

уметь: давать толкование лексического значения, подбирать фразеологические синонимы и антонимы, находить фразеологизмы в тексте, составлять с ними предложения, определять синтаксическую роль фразеологизмов.


Ход урока


1. Игра “Аплодисменты”.


- Отметьте хлопком фразеологический оборот.


Золотые руки, золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.


- Какие сочетания слов вызвали трудности? (Разбираем, объясняем значение)


- Что такое фразеологизм?


- Что общего имеют и чем отличаются слова и фразеологизмы?


2. Слово учителя.


- Русский язык очень богат, содержит слова из самых разных пластов лексики. Откуда же берутся фразеологизмы? Какова история их происхождения?


Многие фразеологические обороты пришли к нам из Рима и Древней Греции. Вспомните, какие устойчивые обороты вам знакомы? Какова история их возникновения? Что они обозначают? ( Выслушиваются ответы учащихся)


3. Выступления учащихся с сообщениями о происхождении фразеологизмов (Дамоклов меч, Панический страх, перейти Рубикон и т. д.).


- А теперь пройдёмся по страницам русской истории. В языке отразились многие явления жизни людей. Мы употребляем слова и выражения, которые порождены давно ушедшими в прошлое обычаями. Они живые свидетели прошлого, знание их обогащает наш ум, даёт возможность лучше постигнуть язык, более серьёзно им пользоваться. Послушайте сообщения о том, как возникли выражения: перемывать косточки, уйти несолоно хлебавши, как с гуся вода, где раки зимуют (выступления учащихся).


- С развитием науки и техники в нашу речь входят фразеологизмы- термины из лексикона представителей разных профессий. Определите профессию работника по его словарю:


1) сгущать краски, не жалеть красок;


2) учитывать все минусы и плюсы, привести к общему знаменателю, ставить знак равенства;


3) игра в одни ворота, игра не по правилам.


- Многие крылатые слова и выражения были созданы писателями: голый король (Х.К. Андерсен), ушки на макушке (М.Ю. Лермонтов), человек в футляре (А.П. Чехов).


- Сделайте вывод о том, как в языке появились фразеологизмы.


4. Работа по развитию речи.


- Отгадайте, какой фразеологический оборот зашифрован на картинке? Составьте с ним предложение, определите синтаксическую роль фразеологизма. Устно объясните его значение.


(Учащимся предлагаются рисунки, на которых изображены иллюстрации к следующим оборотам: заметать следы, лить крокодиловы слёзы, намылить голову, набрать в рот воды, тянуть быка за рога, как кот наплакал, биться как рыба об лёд.)


5. Лексическая работа.


- Какие слова называются синонимами? Как вы думаете, какие фразеологические обороты можно назвать синонимичными? Подберите синоним к фразеологизму работать с огоньком.


- Какие слова называются антонимами? Что такое антонимичные фразеологические обороты? Подберите антоним к фразеологизму засучив рукава.


- Заполните таблицу (спроецирована через мультимедиа или начерчена на доске):

Фразеологич. оборот Фразеологизм- синоним Фразеологизм- антоним


Работать с огоньком

Язык проглотить

Упасть духом

Со всех ног



6. Шутка-минутка.


- Исправьте ошибку, объясните значение:


1) ждать у горя погоды;


2) мы сами с ушами;


3) купить кита в мешке;


4) не ноги горшки обжигают;


5) нашла коза на камень;


6) крутится как булка в колесе.


7. Прочитайте текст (спроецирован через мультимедиа или распечатан на каждого ученика). Спишите, вставив пропущенные орфограммы, пунктограммы и раскрывая скобки. Найдите фразеологические обороты, подчеркните их как члены предложения, устно объясните значение.


Попались на удочку.


Пр_гласил нас как-то сын л_сника (к )себе. За гр_бами, говорит, сходим п_охотимся рыбу удить будем . Уху сварим - пальчики оближешь.


Мы, конечно, обрадовались, уши развес_ли, слуша_м. Мой братишка так голову пот_рял от счастья. Как же! В лесу зан_чуем палатки разоб_ём к_стёр разложим из ружья палить будем. Потом он мне покою (не) д_вал: Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку (на) этом деле с_ел. (Не) знаю, каких собак он съел, а вот мы попались (на ) удочку. Обм_нул он нас…


8. Подведение итогов урока:


- Что нового узнали на уроке о фразеологических оборотах?


- Чему научились?


- Что бы вы посоветовали ученику, изучающему эту тему самостоятельно?


9. - Чтоб упрочить ваши знания, даю домашнее задание: закончите рассказ “Попались на удочку”, введя в него 5-6 фразеологических оборотов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!