1.Оргмомент 2. Актуализация опорных знаний 3. Создание проблемной ситуации. 3. Целеполага-ние. 4. Работа в группах. Затем выступление каждой группы.
Физминутка 5. Игра «Наведи порядок».
6. Изучение некоторых грамматических норм, связанных с употреблением предлогов при указа- тельных мес- тоимениях.
7. Подведение итога. 8.Домашнее задание | Ребята, послушайте, какая тишина! Это в школе начались уроки. Так не будем тратить время зря, И давайте же приступим мы к работе. Вы согласны? Мы изучаем большую тему- местоимения. Вспомним, о каких местоимениях мы уже говорили. На предложенные утверждения вы отвечаете «Да» или «Нет» 1.Местоимение- это самостоятельная часть речи. 2.Местоимения имеет 10 разрядов 3.Возвратное местоимение себя имеет 6 падежных форм 4.Местоимения мой, твой, наш- личные ? 5.Притяжательные местоимения в предложении являются определениями 6.Местоимения его, её, их могут быть как притяжательными, так и личными? - Давайте прочитаем текст, который отображается на экране. Книги – наши учителя и помощники, друзья и советчики. Учитесь ценить их с детских лет. Эти волшебники расскажут вам о далёком прошлом, поведают о настоящем, увлекут в мир будущего. Они развивают ум, помогают вырабатывать характер. Выбирайте для чтения такие книги, которые облагораживают душу, тревожат сердце, формируют вкус. - О чём говорится в тексте? - К чему призывает нас автор? - Какие книги нужно читать? А что значит слово «облагораживают»? - Найдите местоимения в тексте. Назовите их. Определите разряд по значению. - Давайте проверим, все ли местоимения мы нашли. Какие местоимения остались без нашего внимании? Почему? Сегодня мы с вами поговорим о таких местоимениях, как эти, такие. Они называются указательными (слайд с названием темы урока) Мы сегодня будем работать по-разному: и все вместе, и каждый самостоятельно, и в группах. Давайте сначала попробуем определить, а какие цели мы поставим перед собой. Я прошу каждого из вас взять карту урока. Посмотрите на шапку таблицы. Какую информацию вы сможете найти в этой карте? Верно. Весь урок будет состоять из нескольких этапов. В карте они указаны по порядку, цели, которых мы должны достичь при выполнении каждого элемента, указания на материал для работы, на способы деятельности и рекомендации, то есть пояснения того, как мы будем работать: все вместе, индивидуально или в группе Сейчас я прошу вас выполнить задание 1 этапа Давайте посмотрим, какие же цели мы сегодня поставим перед собой? Указательных местоимений в русском языке не так много. Вот они (на слайде): ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ, ТАКОВ, СТОЛЬКО, СЕЙ (в сочетаниях ДО СЕЙ ПОРЫ, ДО СИХ ПОР, НА СЕЙ РАЗ). Переходим ко второму этапу Прочитайте цели, задания к нему и выполните. 1 группа. Подберите однокоренные слова к слову «указательные», выделите в этих словах корень. Ответьте на вопрос: в чем секрет названия этих местоимений. Нарисуйте «Портрет» указательного местоимения 2 группа 1.Найдите в тексте указательные местоимения. 2.Определите, каким членом предложения они являются. Подчеркните их в тексте как члены предложения 3 группа (текст с заданием) 1.Докажите, что это текст 2.С помощью какого местоимения связаны 2 и 4 предложения. К какому разряду относятся эти местоимения. Сделайте вывод: для чего используют- ся указательные местоимения в речи? Книга-великан 1)Книга высотой в два этажа. 2)Скажете: таких книг не бывает. 3)И ошибётесь! 4)Такие книги есть! 5)Некоторые из этих книг находятся в Монголии. 6)В одной из таких книг насчитывается двести тридцать шесть томов. 7)Книги эти созданы в древности . 8)В те времена мастерам --искусникам приходилось текст каждой страницы вырезать на деревянной доске . 9)Столько же труда вкладывалось в иллюстрации, которые до сих пор удивляют нас тонкостью рисунка и богатством колорита.
- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо потрудились. Ну а теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Наведи порядок». Прочитайте содержание 3 этапа и выполните задание к нему.
Слайд: А. Настоящий книголюб ищет книг-спутников, книг-учителей, книг-друзей. Б. Ныне не найдёшь такого города или районного центра, где бы не было книголюбов. В. Книга в нашей стране проникла в те места, которые прежде считались недоступными и непроезжими. Г. Он ищет не развлекательных книг, а книг глубоких, серьёзных. В каком порядке нужно расположить предложения, чтобы получился текст?
Давайте докажем, что перед нами текст, а для этого определим тему и идею отрывка. О чём здесь идёт речь? (О том, что книга сейчас доступна в любом месте нашей страны, и о людях, которые любят и умеют читать). - Каким словом автор называет этих людей? - Какого человека можно назвать настоящим книголюбом? - Чаще всего мы называем человека, который читает книги, словом читатель. Являются ли синонимами слова книголюб и читатель? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к «Толковому словарю» Сергея Ивановича Ожегова. Слайд: Книголюб – любитель книг. Читатель – 1)тот, кто читает какие-либо произведения; 2)посетитель общественной библиотеки. Повтор предыдущего слайда. -Можно ли по книгам, которые читает человек, судить о самом человеке? - Вот что писал об этом известный русский хирург Николай Иванович Пирогов: «Скажи мне, какие книги ты читаешь, и я скажу, кто ты». - Теперь давайте найдём в тексте указательные местоимения. - Обратимся снова к карте урока и выполним задание этапа №4.
Задание: распределите словосочетания с указательными местоимениями на два столбика: 1) словосочетания, в которые вы вставили предлог о; 2) словосочетания, в которые вы вставили предлог об. Сделайте вывод: от чего зависит выбор предлога о или об? - Прочитайте, как вы распределили словосочетания? Давайте проверим.
Ребята, мы сегодня хорошо поработали. Пришло время подвести итоги. Давайте вновь обратимся к теме урока и выполним задание последнего пятого этапа - Кто-то хочет зачитать, что у него получилось? Какие чувства вы испытываете Близится звонок, и мне осталось только поблагодарить вас за работу и попрощаться. Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, И знания точно уж вам пригодились!
§63, упр 815 или 819 (по выбору) | Да Да Нет (9) Нет (5) Нет (притяжательные) Да Да Делают благородными, более высокими в духовном, моральном отношении Не выделили слова эти, такие. Мы не смогли найти три местоимения, потому что с этими разрядами местоимений мы ещё не работали. Знакомятся с картой урока Узнаем, какие местоимения относятся к разряду указательных, каково их значение, морфологические признаки, синтаксическую роль, а также познакомимся с некоторыми грамматическими нормами употребления указательных местоимений ). Группы выполняют свое задание, потом по одному участнику из каждой группы переходят в соседнюю, рассказывают о результатах своих наблюдений Указательные местоимения так называются, потому что они указывают на какое-либо лицо, предмет (тот, такой, этот, таков) или количество (столько). Вывод: большинстсво указательных местоимений являются в предложении определением, только местоимение СТОЛЬКО выполняет роль обстоятельства. Перед нами текст, так как, во-первых, он имеет название «Книга-великан». Во-вторых, мы можем определить тему и идею. В тексте говорится о том, что существуют книги высотой в два этажа. Автор обращает наше внимание на то, что, чтобы создать такую книгу, требовалось немало труда и усердия. Предложения в тексте связаны повтором ключевого слова «книги» и с помощью указательных местоимений таких, этих, столько и других.
В. Книга в нашей стране проникла в те места, которые прежде считались недоступными и непроезжими. Б. Ныне не найдёшь такого города или районного центра, где бы не было книголюбов. А. Настоящий книголюб ищет книг-спутников, книг-учителей, книг-друзей. Г. Он ищет не развлекательных книг, а книг глубоких, серьёзных.
Книголюбы
(О, об) этом событии, (о, об) этом планетарии, (о,об) той долине, (о,об) том овражке.
Прикрепляют стикеры под смайликами, выражающими разные чувства | |