СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 9 классе по теме « Сложносочинённое предложение» в рамках городского семинара «Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы через разнообразие форм работы»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-обобщение по теме "Сложносочинённое предложение" нацелен на систематизацию материала о сложносочинённом предложении, включает разнообразные формы работы, в том числе и творческой. К разработке прилагается тест и презентация.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе по теме « Сложносочинённое предложение» в рамках городского семинара «Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы через разнообразие форм работы»»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8

имени К.К. Рокоссовского»







Урок русского языка в 9 классе

по теме « Сложносочинённое предложение»

в рамках городского семинара

«Развитие творческих способностей

на уроках русского языка и литературы

через разнообразие форм работы»





Учитель Кирсанова Ирина Петровна













Курск 2012



Тип урока: урок обобщения, совершенствования знаний, умений и навыков.

Цели урока: обобщить и систематизировать материал о сложносочинённых предложениях; отрабатывать умение различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные предложения с союзом «и», определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения; совершенствовать пунктуационные навыки в предложениях данного типа; совершенствовать речевую деятельность школьников; воспитывать любовь к родному языку; воспитывать гуманное отношение к людям.

Учащиеся должны знать: сложные предложения разных типов, группы ССП по значению и союзам.

Учащиеся должны уметь: определять смысловые отношения между частями ССП, расставлять знаки препинания в ССП.

Оборудование: презентация «Сложносочинённые предложения», тесты по теме «Сложносочинённые предложения»; сигнальные карточки; карточки для индивидуальной работы, тексты для организации исследовательской деятельности.



Ход урока

1. Инсценирование лингвистической сказки «О непростой жизни сложных предложений».

Автор: На необъятных просторах государства Синтаксис жили-были Сложные Предложения: ССП, СПП, БСП. Обремененные огромной семьей, они едва успевали дочитать себя в зеркале страницы до конца.

ССП: Подумать только! Сколько родственников поминутно снуют по нашей территории! Попробуй всех перечесть: Простые предложения – дети, Члены предложения в каждом простом – внуки, всевозможные второстепенные члены – племянники и племянницы, дяди и тети.

СПП: Да, это так. А как несносно ведут себя Простые предложения! Так и норовят отгородиться друг от друга запятыми. Хорошо, что соединиться в огромном сложном предложении им помогают слуги - Союзы и Союзные слова. Немало их: тут тебе и Сочинительные, и Подчинительные.

БСП: И не говорите! А уж если выходной, то держись, Предложение, само справляйся, без Союзов. Жизнь становится самой настоящей бессоюзной.

ССП: Думаете, Сочинительные Союзы сказки сочиняют? Нет! Они связывают Простые Предложения в Сложные таким хитрым образом, что те и не замечают, что связаны. Только точка на всех одна, а так – полная независимость.

СПП: То ли дело подчинительные! Они полностью подчиняют одно (придаточное) другому (главному). И никакой свободы! Полная зависимость!

Автор: Но несмотря на недовольство Сложных предложений, их родные и слуги вполне справляются со своими обязанностями и предстают перед нами грамотными, знающими свое место и достойно исполняющими синтаксическую роль.

2. Определение темы, выявление целей и задач.

- Как вы считаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока? ( «Сложносочинённое предложение»). Запишите тему в тетради.

- Какие сведения мы должны будем повторить и обобщить для раскрытия этой темы? (Что такое ССП, какие сочинительные союзы бывают, их группы, знаки препинания в СПП).

- Ребята, весь материал урока будет посвящён общей теме «Зима».

4. Задание на экране « Вставьте слова на месте пропусков»

- Повторим необходимые теоретические сведения о ССП, заполнив пропуски в предложениях на экране.

( 3 учащихся в это время заполняют таблицу на доске, подбирают примеры предложений)

1) Сложные предложения состоят из_______________________ предложений.

2) Простые предложения соединяются в сложные при помощи ____________ , _________________ и _______________ союзов или ______________ слов.

3) Сочинительные союзы могут соединять _________________ и ________________ .

4) Сложные предложения, в которых простые связаны сочинительными союзами, называются ________________________.

5) Сложные предложения, в которых простые связаны подчинительными союзами или союзными словами, называются ________________________.

6) Сложные предложения, в которых простые связаны только при помощи интонации, называются ________________________.

7) В сложносочинённом предложении все части __________________ по смыслу.

4. Проверка работы учащихся у доски « Дополни таблицу» (в пример по 1 предложению)

Сочинительные союзы

?

?

?

Выражают отношения перечисления

Выражают отношения противопоставления

Выражают отношения взаимоисключения, чередования действий,явлений

?

?

?

Соединительные

Противительные

Разделительные

Выражают отношения перечисления

Выражают отношения противопоставления

Выражают отношения взаимоисключения, чередования действий,явлений

И

И … И

НИ … НИ

ТОЖЕ

ТАКЖЕ

ДА (=И)

А

НО

ДА (=НО)

ОДНАКО

ЗАТО

ЖЕ

ИЛИ

ЛИБО

ЛИ … ЛИ

ТО … ТО

НЕ ТО…НЕ ТО

ТО ЛИ … ТО ЛИ



  1. Работа с сигнальными картами.

(предложения на экране, их читает учитель)

- Возьмите в руки сигнальные карты. Я читаю предложения (они на экране). Ваша задача – определить группу союза, связывающего простые предложения в составе сложного, затем вставить пропущенные знаки препинания, объяснить.

1) В колеях санного следа тень синяя а на вершинах сосен уже играет золотистый солнечный свет. П

2) То ли зимние сумерки наступают то ли мутный рассвет пробирается. Р

3) Веточки покрыты пушистыми хлопьями но от любого прикосновения снежинки осыпаются. П

4) Блеснул мороз и рады мы проказам матушки зимы. С

5) То тучи расходились то зимнее солнце тускло светило сквозь пелену облаков. Р

6) Морозно и от тёплого дыхания редкие снежинки падающие с неба превращаются в капли воды смерзаются и скатываются на землю как бисер. 4 С

- Над 6-м предложением у доски поработает Воронина В., выполнит его синтаксический разбор.

  1. Синтаксический разбор предложения под 6).

Морозно, и от тёплого дыхания редкие снежинки, падающие с неба, превращаются в капли воды, смерзаются и скатываются на землю, как бисер. 4

(Повеств., невоскл., сложное, ССП, отношения между частями – соединительные:

  1. односост., безлич., нераспр., полное, неосложн.;

  2. двусост., распр., полное, осложн. однород сказ., обособл.определ., выр п/о, обособ. обстоят., выр. сравн./об.)


  1. Работа с текстом.

- На столе у вас лежат листочки с текстом (знаки препинания не расставлены). Я прочту его, а вы послушайте и озаглавьте.

В тихий зимний день выйдешь бывало в лес на лыжах а там кругом бл..стают под деревьями глубокие сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью ин..я стволы молодых берёз да тяжёлыми шапками белого снега покрылись тёмно-зелёные ветви высоких и маленьких елей. Вот сорвётся такая белая шапка с вершины высокой ели рассыплется серебристой лёгкой пылью и долго колышется освобождё(н,нн)ая от тяжести снега еловая зелёная ветка.

Идёшь по зимнему лесу и не налюбуешься. Спят высокие сосны синеватые же тени их стройных стволов лежат на белых сугробах. Тихо в спящ..м зимнем лесу но чуткое ухо улавливает тонкие звуки. То где(то) застучал и вскрикнул перелетая с дерева на дерево пёстрый дятел то рыжеватый рябчик с шумом сорвался с ветки и скрылся в лесной глубине то белка(проказница) теребит у вершины ели спелую шишку роняя на снег лёгкие шелушинки то бесшумно пролетели у края леса закричали голубоватые сойки.



- Как озаглавили? («Зимний лес»)

-Какова тема текста? (Зимний лес) Основная мысль?( Красота зимнего леса; интерес к природе и жизни зимнего леса).

- Назовите самые яркие поэтические тропы, встретившиеся в этом тексте (сравнения: кружевными арками согнулись стволы берёз; метафоры: шапки белого снега, лёгкая пыль; эпитеты: серебристая пыль, тонкие звуки; олицетворения: спят сосны, вскрикнул дятел).


Задание по группам:

1 группа – выписать из текста ССП с соединительными союзами, выделить грамматические основы, расставить знаки препинания, объяснить их постановку, прокомментировать орфограммы;

2 группа - выписать из текста ССП с разделительными союзами, выделить грамматические основы, расставить знаки препинания, объяснить их постановку, прокомментировать орфограммы;

3 группа - выписать из текста ССП с противительными союзами, выделить грамматические основы, расставить знаки препинания, объяснить их постановку, прокомментировать орфограммы.

(В это время у доски 1 учащийся работает над восстановлением поэтического текста, а микрогруппа из 2-х других учащихся выполняют задание по карточке)

Проверка:

1 ряд: Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берёз, да тяжёлыми шапками белого снега покрылись тёмно-зелёные ветви высоких и маленьких елей. Вот сорвётся такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой лёгкой пылью, и долго колышется освобождённая от тяжести снега еловая зелёная ветка.

2 ряд: То где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, пёстрый дятел, то рыжеватый рябчик с шумом сорвался с ветки и скрылся в лесной глубине, то белка-проказница теребит у вершины ели спелую шишку, роняя на снег лёгкие шелушинки, то бесшумно пролетели у края леса, закричали голубоватые сойки.

3 ряд: В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах, а там кругом блистают под деревьями глубокие сугробы. Спят высокие сосны, синеватые же тени их стройных стволов лежат на белых сугробах. Тихо в спящем зимнем лесу, но чуткое ухо улавливает тонкие звуки.

8. Восстановление поэтического текста учащимся (проверка).

Указать автора строк и название стихотворения. Вставить союзы, подходящие по смыслу, графически объяснить постановку знаков препинания, построить схемы.

… стоит берёза в сонной тишине

... г..рят снежинки в золотом огне

… з..ря лениво обходя кругом

Обсыпает ветки новым серебром. ( С. Есенин «Белая берёза»)

- Вспомните сценку в начале урока. Скажите, а где бы мы могли обозначить границы простых предложений в данном предложении. Сколько бы получилось простых предложений?

9. Проверка работы ученика по карточке « Продолжи предложение…»

- Продолжи предложение так, чтобы сначала получилось простое предложение с однородными членами, связанными союзом И, а потом ССП с союзом И.

1) Снегири сидели на засыпанных снегом ветках рябины и …(яблони.)

Снегири сидели на засыпанных снегом ветках рябины и …(только их красные грудки виднелись издали.)

2) Пошёл густой снег и …(засыпал всю землю.)

Пошёл густой снег и …(вскоре всё вокруг забелело.)

10. Конструирование предложений с градационными союзами.

- Посмотрите на экран. Здесь перемешаны части двойных союзов. О каких союзах идёт речь?

НЕ ТОЛЬКО … НО И

КАК … ТАК И

НЕ СТОЛЬКО … СКОЛЬКО

- Сконструируем из 2-х простых предложений 1 ССП, используя двойной союз.

1) Хороши зимою покрытые льдом и снегом лесные озёрки. Удивительны осиновые деревья с тончайшим кружевом своих голых ветвей. ( как … так и)

2) Изредка пролетит над лесной поляной стайка щеглов или синиц. Иной раз выскочит белый пушистый заяц. ( не только … но и)

11. Схема-загадка.

[ ] и [ ].

- Кто догадался, что она скрывает? ( ССП с ОВЧ)

- Перестройте предложения так, чтобы получилось ССП с ОВЧ.

1) (Кое-где) Краснеют на рябине зазимовавшие ягоды. Висят яркие гроздья калины.

2) (Всюду) Красуются покрытые инеем розоватые деревья. Сверкает разноцветными огнями одинокая беседка.

(Записать 1- 2 предложения).

12. Поделить весь класс на две группы:

1 группа – сочинение - миниатюра «Волшебница зима» с использованием ССП разных видов;

2 группа – тест по теме « Сложносочинённое предложение».


Тест по теме « Сложносочинённое предложение»

(знаки препинания не расставлены)


  1. Укажите предложения, в которых перед союзом И запятая ставится.

А) Луча как бледное пятно сквозь тучи мрачные желтела и ты печальная сидела.

Б) На дворах и домах снег лежит полотном и от солнца блестит разноцветным огнём.

В) Солнце в облаках мигает и иней на лесах сверкает.

2) Укажите предложения, в которых перед союзом И запятая не ставится.

А) Воздух лёгок и чист и замёрзла река.

Б) Громко хрустел под ногами снег и в морозном воздухе как бы звенели хрустальные колокольчики.

В) По ночам давили морозы и трава обрастала инеем.



3) Укажите ССП с противительными отношениями между частями.

А) То в хрупком снеге с ножки милой завяжет мокрый башмачок то выронит она платок.

Б) Морозный день зато над головою висит лавиной небо голубое.

В) Мороз пощипывает лицо и уши но какие причудливые узоры на стекле он рисует.


4) Укажите ССП с соединительными отношениями между частями.

А) В лесах становилось всё тише и вот пошёл снег.

Б) И снежком гора припорошена и лыжня вчера мной проложена.

В) Ночью кто-то еле слышно в окна лапами стучал а под утро в серебристой, белоснежной тишине кто-то чистый и пушистый на моём лежал столе.


5) Укажите предложения, в которых перед союзом И запятая ставится.



А) Несколько раз выглядывало солнце и золотило снежные верхушки деревьев.

Б) Блеснул мороз и рады мы проказам матушки зимы.

В) Теснятся там льдины и с хрустом лезут одна на другую.


13. Проверка сочинения-миниатюры (Зачитывают 2 уч-ся, комментируя предложения с ССП).

14. Тесты сдать на проверку.

15. Рефлексия.

1) Что этот урок привнёс нового? Какие ещё знания вы приобрели по данной теме?

2) Какие другие задания вы могли бы предложить для закрепления этой темы?

3) Дома вы будете писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему о роли сочинительных союзов. Как бы вы сейчас охарактеризовали роль сочинительных союзов в предложении?

16. Оценка ответов учащихся, выставление отметок.

17. Домашнее задание: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему о роли сочинительных союзов.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!