СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 9 классе. Повторение и систематизация знаний по теме «Сложноподчинённое предложение».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  русского  языка  в  9  классе на тему "Повторение и систематизация знаний  по  теме  «Сложноподчинённое  предложение»" предназначен для коррекционных классов VII вида.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе. Повторение и систематизация знаний по теме «Сложноподчинённое предложение».»

Урок русского языка в 9 классе

Повторение и систематизация знаний по теме «Сложноподчинённое предложение».

Цели урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.

Задачи урока:

закрепить полученные знания о СПП;

тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;

обучать школьников анализу текста.

формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;

развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

Форма проведения урока: урок-практикум.

  1. Коррекционная пятиминутка. На карточках даны слова:

Аромат, батарея, карниз, арбуз, акция, картина, акация, генерал, кабинет.

  1. Посчитайте количество слов с одной буквой «А».

  2. Посчитайте количество слов с двумя буквами «А».

  3. Подберите к каждому слову ассоциацию, например: Аромат – цветок.

  4. За 30 секунд запишите слова, которые запомнили.


  1. Работа с текстом. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

(1) Счастье з..воевывается и вырабатывается, а не получается в готовом виде из рук благодетеля. (2) И самая важная часть задачи состоит име(н, нн)о в том, чтобы с..ставить себе понятие о счастье и отыскать свою дорогу. (3) Когда жизне(н,нн)ая борьба уже пр..вратилась в с..знательное стремление к определе(н,нн)ой цели, человек может уже считать себя счастливым.

Д.Писарев

1. Определите тему текста, его основную мысль. Как бы вы его озаглавили?

2. Над какими орфограммами работали? Комментируем орфограммы.

3. Цифровой диктант. Запишите номера только сложных предложений. Докажите, что они сложные. К каким именно сложным предложениям они относятся? Почему?


  1. Повторяем виды СПП. Каждый рассказывает о своих СПП, используя таблицу. Повторяем алгоритм работы с СПП.

  2. Коррекционная разминка. Устно соедините придаточные

предложения с главными. Затем запишите получившиеся предложения. Расставьте недостающие знаки препинания. Определите виды придаточных.


1. Николай и не заметил

1. надо прилежно учиться.

2. Скучен день до вечера

2. которая бывает в начале сентября.

3. Бывают такие дни

3. коли делать нечего.

4. Установилась тёплая, солнечная погода

4. когда с особой силой чувствуешь красоту природы.

5. Чтобы получить хорошую профессию

5. что стало светать.


Взаимопроверка или самопроверка

1. Николай и не заметил, что стало светать.

СПП с придаточным изъяснительным

2. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

СПП с придаточным условия

3. Бывают такие дни, когда с особой силой чувствуешь красоту природы. СПП с придаточным определительным

4. Установилась тёплая, солнечная погода, которая бывает в начале сентября. СПП с придаточным определительным

5. Чтобы получить хорошую профессию, надо прилежно учиться.

СПП с придаточным цели

  1. Проверочная работа. Запишите предложения, расставляя знаки

препинания. Определите вид придаточного.

Василий Перов – известный русский художник, творчество которого повествует о тяжести народной жизни.

Его картины так правдивы, что зритель не может оставаться равнодушным.

Многие картины художника убирали с выставок, так как Перов показывал в них мир зла и черствости.

Индивидуальное задание. Составьте предложения по схемам.

Определите вид придаточного.


  1. [ туда ], ( где).

  2. (Пока ), [ ].

  3. [глаг. ], (что).

  4. (Несмотря на то что), [ ].

  5. [ , (чтобы:), ].

  6. [ ], (словно).

  7. [ ], (потому что).

  1. Вывод по уроку. Рефлексия. Мы обобщили материал по теме

«Сложноподчиненное предложение», отрабатывали навыки постановки знаков препинания. Я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями. Закончите фразы (доска):

- Главным для меня на уроке было то, …

- Меня порадовало на уроке то, …

- Теперь я буду знать, что …

- Меня огорчило то, что …


  1. Аромат, батарея, карниз, арбуз, акция, картина, акация, генерал, кабинет.

  2. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

(1) Счастье з..воевывается и вырабатывается, а не получается в готовом виде из рук благодетеля. (2) И самая важная часть задачи состоит име(н, нн)о в том, чтобы с..ставить себе понятие о счастье и отыскать свою дорогу. (3) Когда жизне(н,нн)ая борьба уже пр..вратилась в с..знательное стремление к определе(н,нн)ой цели, человек может уже считать себя счастливым.

Д.Писарев

1. Определите тему текста, его основную мысль. Как бы вы его озаглавили?

2. Над какими орфограммами работали? Комментируем орфограммы.

3. Цифровой диктант. Запишите номера только сложных предложений. Докажите, что они сложные. К каким именно сложным предложениям они относятся? Почему?


  1. Запишите получившиеся предложения. Расставьте недостающие знаки препинания. Определите виды придаточных.

1. Николай и не заметил

1. надо прилежно учиться.

2. Скучен день до вечера

2. которая бывает в начале сентября.

3. Бывают такие дни

3. коли делать нечего.

4. Установилась тёплая, солнечная погода

4. когда с особой силой чувствуешь красоту природы.

5. Чтобы получить хорошую профессию

5. что стало светать.


  1. Индивидуальное задание. Составьте предложения по схемам.

Определите вид придаточного.


  1. [ туда ], ( где).

  2. (Пока ), [ ].

  3. [глаг. ], (что).

  4. (Несмотря на то что), [ ].

  5. [ , (чтобы), ].

  6. [ ], (словно).

  7. [ ], (потому что).


  1. Закончите фразы:

- Главным для меня на уроке было то, …

- Меня порадовало на уроке то, …

- Теперь я буду знать, что …

- Меня огорчило то, что …



Взаимопроверка или самопроверка

1. Николай и не заметил, что стало светать.

СПП с придаточным изъяснительным

2. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

СПП с придаточным условия

3. Бывают такие дни, когда с особой силой чувствуешь красоту природы. СПП с придаточным определительным

4. Установилась тёплая, солнечная погода, которая бывает в начале сентября. СПП с придаточным определительным

5. Чтобы получить хорошую профессию, надо прилежно учиться. СПП с придаточным цели



Взаимопроверка или самопроверка

1. Николай и не заметил, что стало светать.

СПП с придаточным изъяснительным

2. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

СПП с придаточным условия

3. Бывают такие дни, когда с особой силой чувствуешь красоту природы. СПП с придаточным определительным

4. Установилась тёплая, солнечная погода, которая бывает в начале сентября. СПП с придаточным определительным

5. Чтобы получить хорошую профессию, надо прилежно учиться. СПП с придаточным цели



Взаимопроверка или самопроверка

1. Николай и не заметил, что стало светать.

СПП с придаточным изъяснительным

2. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

СПП с придаточным условия

3. Бывают такие дни, когда с особой силой чувствуешь красоту природы. СПП с придаточным определительным

4. Установилась тёплая, солнечная погода, которая бывает в начале сентября. СПП с придаточным определительным

5. Чтобы получить хорошую профессию, надо прилежно учиться. СПП с придаточным цели


Взаимопроверка или самопроверка

1. Николай и не заметил, что стало светать.

СПП с придаточным изъяснительным

2. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

СПП с придаточным условия

3. Бывают такие дни, когда с особой силой чувствуешь красоту природы. СПП с придаточным определительным

4. Установилась тёплая, солнечная погода, которая бывает в начале сентября. СПП с придаточным определительным

5. Чтобы получить хорошую профессию, надо прилежно учиться. СПП с придаточным цели



Взаимопроверка или самопроверка

1. Николай и не заметил, что стало светать.

СПП с придаточным изъяснительным

2. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

СПП с придаточным условия

3. Бывают такие дни, когда с особой силой чувствуешь красоту природы. СПП с придаточным определительным

4. Установилась тёплая, солнечная погода, которая бывает в начале сентября. СПП с придаточным определительным

5. Чтобы получить хорошую профессию, надо прилежно учиться. СПП с придаточным цели



Взаимопроверка или самопроверка

1. Николай и не заметил, что стало светать.

СПП с придаточным изъяснительным

2. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

СПП с придаточным условия

3. Бывают такие дни, когда с особой силой чувствуешь красоту природы. СПП с придаточным определительным

4. Установилась тёплая, солнечная погода, которая бывает в начале сентября. СПП с придаточным определительным

5. Чтобы получить хорошую профессию, надо прилежно учиться. СПП с придаточным цели




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!