План-конспект урока
Учимся выполнять тестовые задания ОГЭ – 2016
Предмет: русский язык
Класс: 9а
Тип урока: урок - практикум.
Цель:
повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, умение применять их на практике при решении тестовой части ОГЭ;
Задачи урока:
Образовательные:
проверить знание теории, необходимой для решения тестовых заданий;
используя различные приёмы и методы, отработать навыки выполнения тестовых заданий;
сформировать психологическую установку на успешное решение тестовой части ОГЭ.
Развивающие:
- развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать полученные факты;
- развивать умение работать как самостоятельно, так и в группе;
- формировать навыки исследовательской работы;
Воспитывающие:
Оформление урока: мультимедийная презентация к уроку; оценочные листы для уч-ся в двух вариантах; заготовка «Цветок», магниты для доски; листы с домашним заданием в двух вариантах.
ПЛАН УРОКА:
1.Орг.момент.
2. Вступительное слово учителя. Объявление целей и задач урока.
3. Проверка знания теории. (Приём «Не прерви цепочку»).
4. Представление «героя» урока. (Чтение стихотворения о подснежнике.)
5. Кроссвордный диктант.
6. «Собери цветок», Работа в парах.
7.Релаксация. – Выполнение задания по пунктуации.
8. Работа со схемой. Приём «ВЕРНО - НЕВЕРНО».
9.Рефлексия. (Приём «Незаконченное предложение»).
10.Домашнее задание.
ХОД УРОКА:
1.Орг. момент.
2. Вступительное слово учителя: (СЛАЙД № 2 )
- После долгого зимнего сна
Не спеша оживает природа,
И приходит царевна – Весна,
Открывая собой утро года.
( Ирина Бутримова «Царевна Весна»)
Весна долгожданна, весна прекрасна, весна очаровательна. Но какая-то смутная тревога не отпускает, сжимает сердце, не даёт наслаждаться весной в полную силу… ( Щелчок по слайду, появляются 5 кошачьих портретов)
– Никого не напоминают вам эти испуганные взъерошенные котята? По-моему, именно так выглядит большинство девятиклассников при слове (ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ) «ОГЭ»…
А как хочется, чтобы и учителя, и ученики выглядели вот так (ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ ).
Поэтому сегодняшний урок мы посвящаем не только весне, но и подготовке к решению тестовых заданий ОГЭ, чтобы встретить экзамен хорошо подготовленными. ( СЛАЙД № 3)
Подвожу обучающихся к теме урока, формулировке цели и задач.
Тема урока: «Учимся выполнять тестовые задания ОГЭ-2016».
Цель урока: повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, умение применять их на практике при решении тестовой части ОГЭ;
Задачи:
проверить знание теории, необходимой для решения тестовых заданий;
используя различные приёмы и методы, отработать навыки выполнения тестовых заданий;
Эпиграфом к уроку пусть станут слова китайского мудреца Конфуция. (СЛАЙД № 4)
Расскажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Дай мне сделать – и я научусь.
3. - Чтобы справиться с тестовыми заданиями, необходимо знание множества правил и понятий. Проверим, насколько прочны ваши знания теории.
Ответьте на мои вопросы
Перечислите значения приставок ПРИ и ПРЕ
Когда на конце приставки пишется З, а когда – С?
Как на письме выделяются вводные слова? А как проверить, ВВОДНОЕ слово или нет?
Когда причастный оборот выделяется запятыми?
Чем отличается деепричастный оборот от причастного?
Чем отличаются друг от друга ССП и СПП?
Назовите самые употребительные сочинительные союзы. А подчинительные?
Из каких частей состоит СПП?
Как определить вид придаточного предложения?
Как отделяются друг от друга части ССП и СПП? Где именно ставится запятая?
Перечислите виды подчинения в СПП с несколькими придаточными.
4. – Обратимся к оценочным листам. Выполните в нём задание № 1. В тексте стихотворения пропущены некоторые орфограммы и пунктограммы. Какие именно? Объясните
Проверка и объяснение
Выразительное чтение стихотворения
Весна. На дереве грачи расселись шумной стаей,
Бегут прозрачные ручьи, и скоро снег растает.
Исчезнет почерневший наст, закрывший плоть земли,
И оживёт, как прежде, в нас предчувствие любви.
Не остудила наших чувств суровая зима,
И мы зовём прекрасных муз, пускаем их в дома.
А там, где солнце припекло, уже видна земля,
И в лунках робко и светло подснежники стоят.
И, пробиваясь сквозь снега, сквозь лёд и мерзлоту,
(О Господи, как жизнь хрупка!)
Подснежники цветут! (Наталья Васильева)
Как вы думаете, кто герой стихотворения? (весна, подснежники)
- Именно подснежники станут «героями» сегодняшнего урока. Пусть они подарят вам нежность и ощущение весны, пусть научат мужеству и умению преодолевать трудности.
5. – Следующее задание посвящено средствам выразительности языка. КРОССВОРДНЫЙ ДИКТАНТ поможет проверить умение их определять. Возвращаемся к оценочным листам.
Задание № 2. Я читаю определение термина, ваша задача – написать название средства выразительности.
«КРОССВОРДНЫЙ ДИКТАНТ» (1 - у доски)
1) Преувеличение. (ГИПЕРБОЛА)
2) Употребление слова в переносном значении. (МЕТАФОРА)
3) Яркое, красочное прилагательное. (ЭПИТЕТ)
4) Уподобление одного предмета или явления другому. (СРАВНЕНИЕ)
5) Устойчивое по составу и целостное по значению выражение. (ФРАЗЕОЛОГИЗМ)
6) Неживой предмет приобретает свойства живого. (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)
- Проверка.
Вернёмся к стихотворению о подснежнике. Приведите примеры эпитетов.? Назовите метафоры? (ПЛОТЬ ЗЕМЛИ; ЗИМА НЕ ОСТУДИЛА ЧУВСТВ), а олицетворения? (ручьи бегут, исчезнет наст, оживёт предчувствие, подснежники стоят)
6. – Задание «СОБЕРИ ЦВЕТОК» (4 человека вызываются к доске)
Ваша задача – выбрать из лежащих на столе лепестков те, которые относятся к подлежащему (1 пара) и к сказуемому (2 пара), и прикрепить с помощью магнитов лепестки на доску. Объясните ваш выбор.
Задание классу. Ответьте на вопросы:
Из чего состоит ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ?
Может ли она состоять из одного главного члена?
Как называются такие односоставные предложения?
Проверка цветка. (объяснение выбора цветка)
7. В оценочных листах выполняем задания № 3 и 4 самостоятельно (без проверки)
8. – Что иллюстрирует эта схема? (СЛАЙД № 8 )
Прочитайте предложение на слайде.
Какой вид подчинения здесь представлен? Объясните
- А теперь выполните задание № 5 в оценочном листе. (СЛАЙД № 9
Задание на дом: это задания, аналогичные рассмотренным на сегодняшнем уроке.(1 и 2 вариант). Удачи!
9. – Мы завершаем урок.
Продолжите одно из предложений. (СЛАЙД № 10) (рефлексия)
Сдайте оценочные листы на проверку.
Спасибо всем за урок
Источники информации, использованной при составлении заданий для работы на уроке (оценочный лист и презентация) и домашнего задания:
Стихи в начале урока http://www.chitalnya.ru/work/338058/
Стихотворение о подснежнике http://stranakids.ru/podsnezhnik/6/ (Оценочный лист – задание 1)
Легенда о подснежниках http://www.botanichka.ru/blog/2010/02/13/snowdrops/
( Оценочный лист – задания 3,4)
Работа со схемой: Предложение взято из книги Г.Троепольский «Белый Бим, чёрное ухо» http://lib.ru/PROZA/TROEPOLSKIJ/bim.txt
Для задания «Верно — неверно» - 1) http://citaty.info/man/dzhordzh-vashington
2) http://www.inpearls.ru/comments/162835
3) http://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/11-klass/slozhnoepredlozhenie-
(Оценочный лист – задание 5)
Д/З 1 вариант - http://zubareva-info.ru/gia-2013-variant-18.html
Д/З 2 вариант - http://festival.1september.ru/articles/610650/