СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Проверяемые и непроверяемые орфограммы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен материал в виде технологической карты по заявленной теме.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка во 2 классе по теме: "Проверяемые и непроверяемые орфограммы"»

Технологическая карта урока (25.11.2015)

Предмет, класс

Русский язык , 2 «В» класс МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г.Орска»

Учитель

Емельянова Екатерина Александровна

Тема урока

Проверяемые и непроверяемые орфограммы.

Цель урока

Создать условия для формирования понятия об орфограмме, навыков грамотного безошибочного письма, развития устной и письменной речи через решение орфографических задач, использование проблемных ситуаций, занимательного материала.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

 -повторить ранее изученные орфограммы, закрепить элементарные знания грамматической теории;

-способствовать формированию речевых и орфографических умений, навыков.


 - развивать орфографическую зоркость, внимание, память, расширять кругозор.



-воспитание положительной мотивации к учению, интереса к предмету.


Планируемые результаты

Личностные:

- установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

-осознание практической значимости изучаемого материала;

-освоение роли ученика (прилежание, самостоятельность, терпение, аккуратность).

Метапредметные:

регулятивные

-умение формулировать учебную задачу исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности,

- планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;

- ориентироваться в разных способах выполнения заданий.

- умение оценивать свою работу на уроке

познавательные

-систематизировать и углубить свои представления о безударном,  проверяемом  и непроверяемом гласном звуке в корне слова;

-осознавать значение термина орфограмма, проверяемая орфограмма, непроверяемая орфограмма и использовать их при решении учебных задач;

-развивать умение находить  способ действия, при решении учебной задачи  формировать  навыки  работы с информацией;

-продолжить работу по формированию мыслительных операций: умения анализировать,  сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать;

-развивать умение представлять информацию.

коммуникативные

- в рамках учебного диалога формулировать высказывание, мнение, используя термины;

- адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания;

- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе.

Предметные:

-обучающийся научится различать виды орфограмм;

-получит возможность научиться пользоваться правилами проверки орфограммы и объяснять её написание, подбирать свои примеры  на пройденные орфограммы.

Оборудование

Мультимедийный экран, компьютер, слайды, карточки с заданиями.

Название этапа урока

ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный этап.

Слайд №1

Проверяет готовность обучающихся к уроку – Какое настроение у вас сейчас?

- Чего ожидаете от урока?

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

- Молодцы! Садитесь на свои места!


Настроились на работу.


Актуализация знаний, постановка проблемы.

     


Слайд №2











  1. Работа в группе со словами.


-Прочитайте слова.

-Что у них общего?

-Можно разделить слова на две группы?

-Подчеркните красным карандашом слова, которые вы можете проверить, синим – остальные.

Б..рёза, в..да, м..чи, п..суда, сах..р, река, ..зык, тр..ва.

-Какие слова подчеркнули красным? Как они называются?

-Синим? Как называются эти слова?

Оцените свою работу.


  1. Постановка и решение проблемы:

-Как правильно записать эти слова? Что нужно знать?

-Почему надо проверять?

-Всегда ли можно проверить?


-делят слова в два столбика

-дают определение этим словам





2. Постановка и решение проблемы:

Объясняют смысл пословицы



Оценивают свою работу



-объясняют, значение задания



Правила написания безударных гласных в корне слова.

Это «опасное» место - безударная гласная в корне.

Познавательные:

- применять на практике учебные знания

Регулятивные:

— распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе и паре.


Постановка цели и задач.







Слайд №3






Слайд

№4

№5








1) Определение темы

-Как называются опасные места в этих словах?

-Почему мы их подчеркнули разным цветом?

-Значит тема урока…

-Вы знаете, каким словом можно заменить слова «опасное место»?

2) Постановка цели урока

-Поставьте перед собой задачу, что бы вы хотели от урока, использую опорные слова ПРОВЕРЯЕМАЯ , НЕПРОВЕРЯЕМАЯ, НАПИСАНИЕ КОТОРОЙ НУЖНО ПРОВЕРИТЬ, ПРОВЕРКИ.

Учиться различать слова…

Выяснить, как называется буква…

Повторить способы….





1) Определение темы


Формулируют тему и цель урока

2) Постановка цели урока

-будем учиться различать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной

-выяснить, как называется буква, написание которой надо запомнить или проверить

-повторить способы проверки безударной гласной.

Регулятивные:

- формулировать и удерживать учебную задачу;

- ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем;

Коммуникативные:

— формулировать собственное мнение;

— формулировать речевое высказывание.

- использование критериев для обоснования своего суждения


Минутка чистописания.

Слайд №6

№7

-Запишите число.

-Посмотрите на слова.

-Скажите, какие гласные в опасности?

-Проверим.

-Запишите эти буквосочетания в одну строчку.

Руки? На месте!

Ноги? На месте!

Локти? У края!

Спина? Прямая!

аоеия

-Оцените себя.

Называют безударные гласные, которые в безударной позиции находятся в опасности.








Оценивают свою работу.

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

Регулятивные: ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности;

овладение логическими действиями анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, построение рассуждений.


Словарная работа

Слайд №8

1. Словарная работа по вариантам.

-Выпишите слова с непроверяемой безударной гласной по вариантам:

С.рока, с.нтябрь, ябл. ня, в.тер, сах..р, б.реза, с. бака, л.гушка, н.ябрь, р.бята.

На доске:

1.в - о

2.в – е

Взаимопроверка по словарю с. 136..

-Что нужно знать для работы со словарем? (алфавит)

Обратная связь – цветные сигналы.

Зеленого цвета – работа выполнена без ошибок, желтого – 1 ошибка,

красного – 2 и более ошибок.

Оценивают работу.

Физкультминутка.

Записывают слова по вариантам.

Взаимопроверка по словарю.

Оценивают работу.

Регулятивные: - ориентироваться в разных способах выполнения заданий.

- умение оценивать свою работу на уроке.

Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями.


Открытие нового знания.


Слайд №9

№10







































1. Выберите слово, которым, по-вашему мнению называют слова «опасное места» в словах.

-синоним

-орфограмма

-глагол

-Проверим по учебнику на с.108, 109(правило, обратим внимание).

-А почему «опасное место» называют орфограммой вы можете узнать прочитав «Страничку для любознательных» с.110.

-Подтвердили мы своё предположение?

-Скажите, безударная гласная-это орфограмма?

-Какие бывают безударные гласные, все ли можно проверить? Почему?

2. Работа в паре с опорными словами к правилу.

-Вспомните правило по опорным словам.

На доске таблица:

Что

Где

Как надо проверять?

Чем

(Вариант: Безударную гласную в корне надо проверять, для этого изменяем слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.)

- Проверьте, работает ли правило? Приведите пример.

Если буква гласная вызвала сомненье,

Ты немедленно ее ставь под ударенье.

-Как это можно сделать?

(меняем форму или подбираем однокоренное слово)

-Оцените себя.

1.Выдвигают предположения, выбирают слово.

Знакомство со статьёй учебника. Подтверждают предположение.














2. Формулируют правила по опорным словам.









Проговаривают правило проверки безударной гласной.







Называют способы проверки проверяемой безударной гласной.


Личностные умения:

- Проявлять интерес к изучению темы

- проявлять навыки благожелательного общения друг с другом во время работы.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие в соответствии с планом;

— выполнять

самопроверку учебного задания;

— контролировать своё поведение

Коммуникативные умения:

— формулировать собственное мнение;

— строить понятные для партнёра высказывания;

— использовать речь для регуляции своего действия;

— адекватно взаимодействовать в паре, группе и приходить к общему решению;

— формулировать речевое высказывание.

Познавательные:

-систематизировать и углубить свои представления о безударном,  проверяемом  и непроверяемом гласном звуке в корне слова;

-осознавать значение термина орфограмма, проверяемая орфограмма, непроверяемая орфограмма и использовать их при решении учебных задач.


Первичная проверка понимания.










































Слайд №11

1. Игра «Третий лишний»

-Какие слова называют однокоренными?

Три ученика получают индивидуализированные задания: подобрать однокоренные слова с корнем –лес-, с корнем -лет- и с корнем -смел-.

-Какое слово лишнее и почему?

Лесник летит храбрец

Леска летчик смельчак

Лес летний смелость

-Запишите сначала проверочное, затем проверяемое слово.

Оценивают работу.

2. Комментированное письмо под диктовку:

- Вспомним алгоритм проверки безударной гласной в корне.

Безударную гласную …

Кр.кун, з..вод, м.ха, к.рмить, хв.стун, д.ньки, р.док, ..дежда.

-В парах подберите 1 слово с этой орфограммой, запишите.


Оценивают работу.

















Физкультминутка для глаз.




Три ученика работают по карточкам, остальные фронтально.






Один ребёнок работает у доски.

Три ученика читают составленные ряды однокоренных слов.




Пишут под диктовку.

Работают по алгоритму. Подбирают слова.




Оценивают работу.

Регулятивные:

- ориентироваться в разных способах выполнения заданий.

- умение оценивать свою работу на уроке

Познавательные:

-систематизировать и углубить свои представления о безударном,  проверяемом  и непроверяемом гласном звуке в корне слова;

-осознавать значение термина орфограмма, проверяемая орфограмма, непроверяемая орфограмма и использовать их при решении учебных задач;

-развивать умение находить  способ действия, при решении учебной задачи  формировать  навыки  работы с информацией.

Коммуникативные:

- в рамках учебного диалога формулировать высказывание, мнение, используя термины;

- адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания;

- договариваться и приходить к общему

решению при работе в паре и группе.

Первичное закрепление

Слайд №12




























Слайд №13-17






Устная работа в паре по карточке.

Знайка премой дарожкой бижит, а Незнайка на пичи лижит.


-Кто написал предложения, Знайка или Незнайка? Почему?

-Предложите задание.

-Выстройте алгоритм исправления ошибок.

-Каким словом можно заменить понятие «безударная гласная»?


?

Орфограмма

проверяемая непроверяемая

проверить словарь

ударением

  • опасное место с безударной гласной,

  • изменение слова или подбор однокоренных слов

  • выбор орфограммы (проверяемая или непроверяемая)

  • применение способов проверки или словарь


-Найдите ошибки. Подберите проверочные слова. Если слово нельзя проверить, вспомните какую непроверяемую гласную напишите. В случае затруднения обратитесь к словарю.

-Обсудите, как понимаете смысл пословицы?

-Подберите свою пословицу.

(Ученье - свет, а неученье – тьма.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Делу – время, потехе – час.)

-Какую задачу решили на этом этапе?

-Оцените себя!


Предлагают задание.

Выстраивают алгоритм исправления ошибок.

Находят и исправляют ошибки.

Проверка по эталону.

Доказательство – проверочное слово. Обратная связь – цветные сигналы.


Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

Регулятивные: ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности;

овладение логическими действиями анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, построение рассуждений.


Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция


Самостоятельная работа.

Учебник с.108 №172

-Перед вами орфографическая задача.

-Как вы думаете, что нужно сделать? Как будем рассуждать?

-Как называется орфограмма?

Са_орока, пчи-ела, заи_яц, зви_езда, ябла_око, ма_олина.

-Проверим, вспомним составленный алгоритм.

-Для тех, кто справится быстрее всех творческое задание: составьте с одним из слов предложение. Запишите его.

Взаимопроверка.

-Оцените свою работу.

Выполняют самостоятельную работу с последующей взаимопроверкой по образцу.

Обсуждают допущенные ошибки, исправляют их.





Регулятивные: организация учебной деятельности: соотнесение того, что уже известно и того, что неизвестно, постановка учебной задачи, планирование и контроль, коррекция и оценка, саморегуляция;

понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале;

использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и задач;

Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями

Рефлексия


Слайд №17.



















1) Подведение итогов урока

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке (вывод)

-Вернёмся к началу урока:

-Какая тема?

-Задачи?

-будем учиться различать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной

-выяснить, как называется буква, написание которой надо запомнить или проверить

-искать способы проверки безударной гласной.


-Достигли мы этих задач?


-Ответьте на вопросы:

-Я научился…

-Я выяснил…

-Мне удалось…

-Мне понравилось…

2) Учитель даёт краткий анализ работы на уроке.

3) Комментирует работу на уроке, выставляет оценки.

1) Подведение итогов урока




Делают вывод:

-научились различать слова с проверяемой и непроверяемой гласной.

-вывели алгоритм проверки безударной гласной

-выяснили, как называется буква, написание которой нужно запомнить






Личностные

- следование в поведении моральным нормам

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие в соответствии с планом;

— выполнять самооценку работы на уроке

Коммуникативные умения:

— формулировать собственное мнение;

- использовать критерии для обоснования своего суждения

Домашнее задание


Домашнее задание

Всем: с.110 упр.174

Для любознательных: составить предложение со словом с непроверяемой орфограммой.






































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!