Предмет, класс | Русский язык , 2 «В» класс МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г.Орска» |
Учитель | Емельянова Екатерина Александровна |
Тема урока | Проверяемые и непроверяемые орфограммы. |
Цель урока | Создать условия для формирования понятия об орфограмме, навыков грамотного безошибочного письма, развития устной и письменной речи через решение орфографических задач, использование проблемных ситуаций, занимательного материала. |
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
-повторить ранее изученные орфограммы, закрепить элементарные знания грамматической теории; -способствовать формированию речевых и орфографических умений, навыков. | - развивать орфографическую зоркость, внимание, память, расширять кругозор. | -воспитание положительной мотивации к учению, интереса к предмету. |
Планируемые результаты | Личностные: - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; -осознание практической значимости изучаемого материала; -освоение роли ученика (прилежание, самостоятельность, терпение, аккуратность). Метапредметные: регулятивные -умение формулировать учебную задачу исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, - планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока; - ориентироваться в разных способах выполнения заданий. - умение оценивать свою работу на уроке познавательные -систематизировать и углубить свои представления о безударном, проверяемом и непроверяемом гласном звуке в корне слова; -осознавать значение термина орфограмма, проверяемая орфограмма, непроверяемая орфограмма и использовать их при решении учебных задач; -развивать умение находить способ действия, при решении учебной задачи формировать навыки работы с информацией; -продолжить работу по формированию мыслительных операций: умения анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать; -развивать умение представлять информацию. коммуникативные - в рамках учебного диалога формулировать высказывание, мнение, используя термины; - адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания; - договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе. Предметные: -обучающийся научится различать виды орфограмм; -получит возможность научиться пользоваться правилами проверки орфограммы и объяснять её написание, подбирать свои примеры на пройденные орфограммы. |
Оборудование | Мультимедийный экран, компьютер, слайды, карточки с заданиями. |
Название этапа урока | ИКТ | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный этап. | Слайд №1 | Проверяет готовность обучающихся к уроку – Какое настроение у вас сейчас? - Чего ожидаете от урока? Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно! - Молодцы! Садитесь на свои места! | Настроились на работу. | |
Актуализация знаний, постановка проблемы. | Слайд №2 | Работа в группе со словами. -Прочитайте слова. -Что у них общего? -Можно разделить слова на две группы? -Подчеркните красным карандашом слова, которые вы можете проверить, синим – остальные. Б..рёза, в..да, м..чи, п..суда, сах..р, река, ..зык, тр..ва. -Какие слова подчеркнули красным? Как они называются? -Синим? Как называются эти слова? Оцените свою работу. Постановка и решение проблемы: -Как правильно записать эти слова? Что нужно знать? -Почему надо проверять? -Всегда ли можно проверить? | -делят слова в два столбика -дают определение этим словам 2. Постановка и решение проблемы: Объясняют смысл пословицы Оценивают свою работу -объясняют, значение задания Правила написания безударных гласных в корне слова. Это «опасное» место - безударная гласная в корне. | Познавательные: - применять на практике учебные знания Регулятивные: — распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе и паре. |
Постановка цели и задач. | Слайд №3 Слайд №4 №5 | 1) Определение темы -Как называются опасные места в этих словах? -Почему мы их подчеркнули разным цветом? -Значит тема урока… -Вы знаете, каким словом можно заменить слова «опасное место»? 2) Постановка цели урока -Поставьте перед собой задачу, что бы вы хотели от урока, использую опорные слова ПРОВЕРЯЕМАЯ , НЕПРОВЕРЯЕМАЯ, НАПИСАНИЕ КОТОРОЙ НУЖНО ПРОВЕРИТЬ, ПРОВЕРКИ. Учиться различать слова… Выяснить, как называется буква… Повторить способы…. | 1) Определение темы Формулируют тему и цель урока 2) Постановка цели урока -будем учиться различать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной -выяснить, как называется буква, написание которой надо запомнить или проверить -повторить способы проверки безударной гласной. | Регулятивные: - формулировать и удерживать учебную задачу; - ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем; Коммуникативные: — формулировать собственное мнение; — формулировать речевое высказывание. - использование критериев для обоснования своего суждения |
Минутка чистописания. | Слайд №6 №7 | -Запишите число. -Посмотрите на слова. -Скажите, какие гласные в опасности? -Проверим. -Запишите эти буквосочетания в одну строчку. Руки? На месте! Ноги? На месте! Локти? У края! Спина? Прямая! аоеия -Оцените себя. | Называют безударные гласные, которые в безударной позиции находятся в опасности. Оценивают свою работу. | Познавательные: -поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Регулятивные: ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности; овладение логическими действиями анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, построение рассуждений. |
Словарная работа | Слайд №8 | 1. Словарная работа по вариантам. -Выпишите слова с непроверяемой безударной гласной по вариантам: С.рока, с.нтябрь, ябл. ня, в.тер, сах..р, б.реза, с. бака, л.гушка, н.ябрь, р.бята. На доске: 1.в - о 2.в – е Взаимопроверка по словарю с. 136.. -Что нужно знать для работы со словарем? (алфавит) Обратная связь – цветные сигналы. Зеленого цвета – работа выполнена без ошибок, желтого – 1 ошибка, красного – 2 и более ошибок. Оценивают работу. Физкультминутка. | Записывают слова по вариантам. Взаимопроверка по словарю. Оценивают работу. | Регулятивные: - ориентироваться в разных способах выполнения заданий. - умение оценивать свою работу на уроке. Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями. |
Открытие нового знания. | Слайд №9 №10 | 1. Выберите слово, которым, по-вашему мнению называют слова «опасное места» в словах. -синоним -орфограмма -глагол -Проверим по учебнику на с.108, 109(правило, обратим внимание). -А почему «опасное место» называют орфограммой вы можете узнать прочитав «Страничку для любознательных» с.110. -Подтвердили мы своё предположение? -Скажите, безударная гласная-это орфограмма? -Какие бывают безударные гласные, все ли можно проверить? Почему? 2. Работа в паре с опорными словами к правилу. -Вспомните правило по опорным словам. На доске таблица: Что Где Как надо проверять? Чем (Вариант: Безударную гласную в корне надо проверять, для этого изменяем слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.) - Проверьте, работает ли правило? Приведите пример. Если буква гласная вызвала сомненье, Ты немедленно ее ставь под ударенье. -Как это можно сделать? (меняем форму или подбираем однокоренное слово) -Оцените себя. | 1.Выдвигают предположения, выбирают слово. Знакомство со статьёй учебника. Подтверждают предположение. 2. Формулируют правила по опорным словам. Проговаривают правило проверки безударной гласной. Называют способы проверки проверяемой безударной гласной. | Личностные умения: - Проявлять интерес к изучению темы - проявлять навыки благожелательного общения друг с другом во время работы. Регулятивные умения: — выполнять учебное действие в соответствии с планом; — выполнять самопроверку учебного задания; — контролировать своё поведение Коммуникативные умения: — формулировать собственное мнение; — строить понятные для партнёра высказывания; — использовать речь для регуляции своего действия; — адекватно взаимодействовать в паре, группе и приходить к общему решению; — формулировать речевое высказывание. Познавательные: -систематизировать и углубить свои представления о безударном, проверяемом и непроверяемом гласном звуке в корне слова; -осознавать значение термина орфограмма, проверяемая орфограмма, непроверяемая орфограмма и использовать их при решении учебных задач. |
Первичная проверка понимания. | Слайд №11 | 1. Игра «Третий лишний» -Какие слова называют однокоренными? Три ученика получают индивидуализированные задания: подобрать однокоренные слова с корнем –лес-, с корнем -лет- и с корнем -смел-. -Какое слово лишнее и почему? Лесник летит храбрец Леска летчик смельчак Лес летний смелость -Запишите сначала проверочное, затем проверяемое слово. Оценивают работу. 2. Комментированное письмо под диктовку: - Вспомним алгоритм проверки безударной гласной в корне. Безударную гласную … Кр.кун, з..вод, м.ха, к.рмить, хв.стун, д.ньки, р.док, ..дежда. -В парах подберите 1 слово с этой орфограммой, запишите. Оценивают работу. Физкультминутка для глаз. | Три ученика работают по карточкам, остальные фронтально. Один ребёнок работает у доски. Три ученика читают составленные ряды однокоренных слов. Пишут под диктовку. Работают по алгоритму. Подбирают слова. Оценивают работу. | Регулятивные: - ориентироваться в разных способах выполнения заданий. - умение оценивать свою работу на уроке Познавательные: -систематизировать и углубить свои представления о безударном, проверяемом и непроверяемом гласном звуке в корне слова; -осознавать значение термина орфограмма, проверяемая орфограмма, непроверяемая орфограмма и использовать их при решении учебных задач; -развивать умение находить способ действия, при решении учебной задачи формировать навыки работы с информацией. Коммуникативные: - в рамках учебного диалога формулировать высказывание, мнение, используя термины; - адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания; - договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе. |
Первичное закрепление | Слайд №12 Слайд №13-17 | Устная работа в паре по карточке. Знайка премой дарожкой бижит, а Незнайка на пичи лижит. -Кто написал предложения, Знайка или Незнайка? Почему? -Предложите задание. -Выстройте алгоритм исправления ошибок. -Каким словом можно заменить понятие «безударная гласная»? ? Орфограмма проверяемая непроверяемая проверить словарь ударением опасное место с безударной гласной, изменение слова или подбор однокоренных слов выбор орфограммы (проверяемая или непроверяемая) применение способов проверки или словарь -Найдите ошибки. Подберите проверочные слова. Если слово нельзя проверить, вспомните какую непроверяемую гласную напишите. В случае затруднения обратитесь к словарю. -Обсудите, как понимаете смысл пословицы? -Подберите свою пословицу. (Ученье - свет, а неученье – тьма. Без труда не вытащишь рыбку из пруда. Делу – время, потехе – час.) -Какую задачу решили на этом этапе? -Оцените себя! | Предлагают задание. Выстраивают алгоритм исправления ошибок. Находят и исправляют ошибки. Проверка по эталону. Доказательство – проверочное слово. Обратная связь – цветные сигналы. | Познавательные: -поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Регулятивные: ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности; овладение логическими действиями анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, построение рассуждений. |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | | Самостоятельная работа. Учебник с.108 №172 -Перед вами орфографическая задача. -Как вы думаете, что нужно сделать? Как будем рассуждать? -Как называется орфограмма? Са_орока, пчи-ела, заи_яц, зви_езда, ябла_око, ма_олина. -Проверим, вспомним составленный алгоритм. -Для тех, кто справится быстрее всех творческое задание: составьте с одним из слов предложение. Запишите его. Взаимопроверка. -Оцените свою работу. | Выполняют самостоятельную работу с последующей взаимопроверкой по образцу. Обсуждают допущенные ошибки, исправляют их. | Регулятивные: организация учебной деятельности: соотнесение того, что уже известно и того, что неизвестно, постановка учебной задачи, планирование и контроль, коррекция и оценка, саморегуляция; понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале; использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и задач; Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями |
Рефлексия | Слайд №17. | 1) Подведение итогов урока Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке (вывод) -Вернёмся к началу урока: -Какая тема? -Задачи? -будем учиться различать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной -выяснить, как называется буква, написание которой надо запомнить или проверить -искать способы проверки безударной гласной. -Достигли мы этих задач? -Ответьте на вопросы: -Я научился… -Я выяснил… -Мне удалось… -Мне понравилось… 2) Учитель даёт краткий анализ работы на уроке. 3) Комментирует работу на уроке, выставляет оценки. | 1) Подведение итогов урока Делают вывод: -научились различать слова с проверяемой и непроверяемой гласной. -вывели алгоритм проверки безударной гласной -выяснили, как называется буква, написание которой нужно запомнить | Личностные - следование в поведении моральным нормам Регулятивные умения: — выполнять учебное действие в соответствии с планом; — выполнять самооценку работы на уроке Коммуникативные умения: — формулировать собственное мнение; - использовать критерии для обоснования своего суждения |
Домашнее задание | | Домашнее задание Всем: с.110 упр.174 Для любознательных: составить предложение со словом с непроверяемой орфограммой. | | |