Тема: Правописание слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным
Цель урока: развивать орфографическую зоркость в написании слов с изученными орфограммами.
Задачи урока:
Предметные
дать понятие о правиле проверки парных согласных в корне слов; сравнение согласных букв в проверочном и проверяемом словах
создавать ситуации выбора разных способов проверки слов с изученными орфограммами,
развивать собственное речевое творчество уч-ся.
Метапредметные
Развивать интерес к учебному материалу, познавательную активность, мотивацию; умение работать со знаково-символическими средствами;
-овладевать логическим действием сравнения, анализа,
развивать интерес к исследовательской деятельности;
способствовать воспитанию наблюдательности, содействовать развитию интереса к уроку; способствовать воспитанию желания учиться, познавать и открывать новые знания
развивать коммуникативные навыки в процессе работы в парах.
сформировать умение применять изученные правила;
Тип урока: урок открытия новых знаний.
1.Орг. момент. Мотивация на учебную деятельность
Вот и начался урок
Ты уже готов, дружок?
Книга, ручка и тетрадь-
Все уже должно лежать.
Мы друг другу улыбнемся
И работаю займемся
Каждый хочет получать
За урок отметку пять.
У: Давайте откроем тетради и запишем число и классная работа.
У: Прежде чем начать наш урок, я прошу вас по рисункам узнать пословицу.
(Без труда не выловишь и рыбку из пруда).
Учитель: Почему на уроке вспомнили эту пословицу?
( Потому что любое дело требует усилий).
Учитель: Как это относится к нам? (Для того, чтобы достичь хороших результатов, необходимы терпение и усилия, тогда все получится).
Учитель: Я желаю вам, чтобы у вас сегодня на уроке все получилось.
Поэтому девиз нашего урока: «Всё разведать, всё узнать. Лёгких тропок не искать» на доске!
Актуализация комплекса знаний и способов деятельности.
А) Подготовка детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.
«Отыскал я на реге прорупь, сунул туда хвозд, сител и приговаривал: лофись, рыпка и мала и велига».
У: -Ребята, я сегодня получила СМС, но никак не смогла его прочитать. Попробуйте вы, может у вас получится? ( на парте лежит текст СМС, на доске тоже текст, но пока дети работают, текст закрыт)
Постановка проблемы:
Работа в парах:
-Работаем парами, дружно. -Прочитайте, что у вас получилось. (дети читают текст СМС)
- Как вы думаете, а кто это написал? (волк) Откуда он? (из русской народной сказки «Лиса и волк», «Лисичка-сестричка и серый волк») Какой оказался волк? (доверчивый) А кому можно доверять? (только очень близким людям)
-Вернёмся к нашей СМС. Что вы делали, чтобы расшифровать эту запись?(исправляли ошибки)
На доске появляется запись текста СМС.
-Что же здесь напутал волк? (перепутал парные согласные) - Какие парные согласные он написал неправильно только из-за своей невнимательности? - Почему? (они как слышатся, так и пишутся, т. е. стоят в сильной позиции) - Дети называют, а учитель исправляет на доске. - А в каких словах парный согласный является опасным местом? (где произношение не совпадает с написанием). Где стоят эти согласные? ( в конце слова и перед другим согласным, в корне) - Как выделим опасное место в словах? (точкой)
-Спишите текст СМС без ошибок.
Дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока.
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока? Чем мы сегодня продолжим заниматься? (Правописание слов с парной согласной на конце слова и перед другим согласным).
-Какие цели поставите перед собой?
1.учиться находить слова с парной согласной в слабой позиции на конце и в середине слова;
2.правильно писать эти слова;;
3.подбирать проверочные слова
(учитель читает стих-е)
Часто хитрые подружки
Подменить хотят друг дружку.
Как узнать писать какую-
Эту букв иль другую?
С толку сбить хотят ребят,
Но у нас не детский сад!
Мы решим проблему эту
И расскажем всему свету.
Предстоит сегодня нам всё расставить по местам.
- Что это за подружки, про которых мы должны вспомнить? (парные звонкие и глухие согласные)
У: В алфавите пары есть
Их у нас всего лишь ….(6)
Верхний ряд всегда -……(звенит) учитель показывает звон колокольчика…
Нижний - …….(тихо говорит). учитель прикладывает палец к губам
2. Минутка чистописания.
-Вот теперь вы знаете, чем мы будем заниматься на чистописании
(Пальчиковая гимнастика. Мама, мама – это ты…….)
-Запишите согласные парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней - буквы, обозначающие глухой звук.
- Как будем писать? (писать будем красиво)
( Проверка. ПРОЧИТАТЬ ЗВУКАМИ )
3.Изучение нового материала.
1. Работа со словами. Повторение и введение в тему урока.
з…ма горо… сне..ком пушыстым зав..лила (Слово - пушистый пишу с ошибкой)
- Что видите? Что предложите? (вставьте буквы – по одному у доски) Спишите и вставьте нужные буквы. - Что скажите про буквы, которые вставили? На какие группы их можно разделить? (1- безуд. Гл.-проверяемая, 2- парный согл) Как проверяли? (изменяли слово)
Давайте подберём к слову СНЕЖОК однокоренные слова. Что должны вспомнить? Какие слова мы называем однокоренными?
СНЕЖКОМ - СНЕГ, СНЕЖНЫЙ, СНЕЖКИ, СНЕЖИНКА, СНЕГОВИК, СНЕЖОК (Не однокоренное, а форма одного и того же слова)
Как показать, что эти слова однокоренные? (выделить корень)
Что заметили в корне? (чередование Ж –Г)
-Теперь понаблюдайте, в каких словах эти звуки стоят в слабой позиции? Как обозначим? (точкой) Как мы назовём такие слова? (проверяемые)
-А где эти же звуки стоят в сильной позиции? Определите почему? (потому что после них стоит гласный или н) А что вы знаете про звук Н? (всегда звонкий, а он делает согласный, который перед ним стоит тоже звонким) А какие ещё всегда звонкие согласные вы знаете?
-Как мы назовём такие слова? (проверочные)
- Давайте попробуем сделать вывод и составить схему проверки парного согласного.
Дети формулируют правило и вместе с учителем составляют схему:
Согл. глас.
согл ?
согл. Н, Л, М, Р, Й
- Давайте сравним с правилом в учебнике.
4. Физкультминутка.
Не боимся мы пороши, ловим снег- хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам, хватит снега вам и нам.
Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
Поднимай-ка выше ногу, проложи другим дорогу.
Мы теперь метатели, бьем по неприятелю.
Размахнись рукой- бросок! Прямо в цель летит снежок.
5. Словарная работа.
Вернитесь к нашим словам. На какое слово нужно обратить внимание? (город) Почему?
- Чем же мы сейчас займёмся? (словарной работой)
-Я вам загадываю загадки, а вы записываете отгадки.
1.Станки, машины делают тут.
А тех, кто здесь работает рабочими зовут. (завод)
2. Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице (морковь)
3. То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (тетрадь)
4. Хозяин лесной просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)
5.Кто это мастер на стёкла нанес
И листья, и травы, и заросли роз?(мороз)
-Чем связаны все эти слова? (в них есть парный согласный в слабой позиции) Где он стоит?
-Давайте проверим, какой согласный вы написали в конце слова с помощью карточек.
- Как проверим? (подберём проверочные слова)
(дети показывают нужную букву и объясняют её написание)
- А почему эти слова называют словарными? (в них есть непроверяемая гласная, которую нужно запомнить)
-Куда обратимся за помощью? (орфографический словарь) Проверь слова по словарю.
6. Работа с предложением. Развитие речи.
- Вернёмся к словам. Что ещё предложите сделать со словами? (составить предложение)
- Составьте и запишите предложение из этих слов. (один у доски)
- Зачитайте, что у вас получилось?
-Что ещё предложите? (разбор предложения по членам предложения)
-1 ученик разбирает предложение у доски.
7 Работа в учебнике.
Упр. 35 стр 23
-Прочитайте образец.
- Что скажите про 1 слово в образце, а второе? (первое проверочное, т. к после согласного стоит гласная, а второе проверяемое, т. к.согласный на конце слова стоит в слабой позиции)
- Выполните задание по образцу.
Проверка задания, выполненного у доски.
-Проверка. Прочитайте только проверяемые слова. Назови согласный на конце.
8.Самостоятельная работа. Тест. Проверка в парах.
- А теперь вы проверите свои знания. Работать будете самостоятельно. Перед вами тест. Выполнив его, обменяйтесь с соседом тестами и проверьте друг друга.
Тест.
Подчеркни парные согласные.
з, б, к, н, с, ж, ч,
2.Подчеркни слова с парной согласной в слабой позиции.
Лошадка, дом, ошибка, луг, нос
3.Вставь букву:
Обе.., кни..ка, берё..ка, носоро…
4. В каких случаях проверка сделана верно?
Сторож – сторожка
Ловкий – ловко
Сладкий – сладость
Дуб – дубки
Резкий - резок
9. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.
- Молодцы ребята, вы сегодня хорошо потрудились на уроке.
- Я очень рада, вы и хорошо размышляли, анализировали.
- Вернёмся к целям нашего урока. Какие цели мы ставили перед собой?
— Достигли ли мы этих целей?— Что нам помогло? (Схема, правило)
- Вспомните правила проверки написания парной согласной на конце слова и в середине.
Рефлексия
— Молодцы! А теперь оценим нашу работу на уроке.
(на столе з цветка - красный, жёлтый, синий)
Подарите красный цветок самому активному, кто больше всего давал сегодня точных ответов.
- Желтый тому – кто тоже хорошо работал, но иногда допускал ошибки.
- Синий тому, кто сегодня был самым скромным. То что ему не удалось сегодня, обязательно удастся на следующем уроке.)
Вспомните нашу пословицу.
Д/З с.23 № 36 , с 22 уч. правило.