Технологическая карта урока «Русский язык. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».
УМК: Л.В.Занкова.
Учебный предмет | Русский язык |
Класс | 2 «б» класс |
Цели урока | Образовательные – познакомить с понятием неодушевлённые существительные; учить распознать одушевленные и неодушевленные существительные; Развивающие – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение; Воспитательные - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения. Здоровьесберегающие: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения. |
Технологии, методы | проблемно –поисковый метод |
Основные понятия, термины | Части речи, имя существительное, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, предложение, главные члены предложения, орфограмма. |
Тип урока | Объяснение нового материала |
Планируемый результат |
Предметный: | Личностный: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат. Метапредметный: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; - активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; - логические действия, установление аналогий, построения рассуждений; - готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно - взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе. |
Организация пространства |
Формы работы Фронтальная, групповая, самостоятельная | Ресурсы Компьютер, интерактивная доска, учебник (русский язык Поляковой 2 класс), рабочая тетрадь с печатной основой, раздаточный материал. |
Технология обучения |
Этапы урока | Формируемые умения | Оформление доски, наглядность | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент. | Коммуникативные УУД: Умение принимать и оказывать поддержку одноклассникам | слайд 1 | - Создадим друг другу хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам. | Дети поворачиваются к друг другу и улыбаются. |
Словарная работа | ПознавательныеУУД информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ информации Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале | Слайд 2 | - Отгадайте загадки: 1. Все его зимой боятся - Больно может он кусаться. Прячьте уши, щёки, нос, Ведь на улице ... (Мороз) 2. Этот зверь - родня собаке, Его по вою узнает всякий. В охоте, серый, знает толк. Угадали? Это ...(Волк) 3 Мороз на воду опустился И мир вокруг преобразился. Там где раньше все текло, Превратилось все в стекло. (Лед) 4. Зверь ушастый, летом серый, А зимою снежно-белый. Я его не испугался, Целый час на ним гонялся. (заяц) 5. Фырчит, рычит, Ветки ломает, Пыль поднимает, С ног сбивает, Слышишь его, Да не видишь его. (ветер) 6. Зверька узнали мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубе серенькой зимой, А в рыжей шубе летом. (белка) 7 Ранним утром во дворе Лёд улёгся на траве. И весь луг стал светло-синий. Серебром сверкает ...(иней) 8. Что за птицы? Не синицы. Грудка алая, горит. На снегу уселись птицы Эти птицы..(Снегири) | Дети разгадывают загадки. |
II Актуализация и пробное учебное действие. Повторение об имени существительном. | Познавательные УУД: понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; - находить имена существительные, отличать от других частей речи; - определять у имени существительного значение, | Слайд 3 Слова появляются на доске | Учитель: К какой части речи относятся эти слова? Учитель: Правильно, это имена существительные. Что обозначают имена существительные? Учитель: На какие вопросы они отвечают? Учитель: Найдите среди слов – отгадок словарные слова. Учитель: Почему вы так решили? | Ученики: Это имена существительные. Ученики: Предметы. Ученики: Кто? , Что? Ученики: Мороз, ветер, заяц, иней. Ученики: Нельзя проверить безударные гласные, нужно их запомнить |
Каллиграфическая минутка. | Развитие мелкой моторики руки | Слайд 4 | Учитель: Какие буквы надо запомнить в данных словах? Вставьте пропущенные буквы. | Ученики: о, е, я. |
Работа со словарями. | Личностные УУД: - самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет, самостоятельное определение темы урока. | | Учитель: Как можно проверить написание этих слова? Учитель: пропишите эти три буквы, соединив их, чередуйте, меняя буквы местами. | Ученики: Слова можно проверить по орфографическому словарю. (Словарик в конце учебника – стр. 134-135) Дети проверяют по словарику. Учащиеся прописывают буквы всю строчку. аои, аио, оиа, оаи, иоа, иао. |
Создание проблемной ситуации. | Коммуникативные УУД: -формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя Личностные УУД: - самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет, самостоятельное определение темы урока. Познавательные УУД (логические): - анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: на основании образования групп слов делать вывод; | Слайд 5 | Учитель: Какое из этих четырех слов лишнее? Учитель: Почему? - А что вы знаете ещё про зайца? - Где живет заяц? Чем питается? Какие повадки у зайца? Как называют в народе зайца? В каких произведениях можно встретить зайца? Каким обычно изображают зайца в сказках? | Ученики: Заяц. Ученики: Заяц – это животное. Слово заяц обозначает живой предмет, а остальные слова – обозначают неживые предметы. |
Звуко-буквенный анализ слова «заяц». | | Экран выключается, дети работают на второй доске. На доске появляется запись: За′⁄яц - [ зайэц] - 5 звуков, 2 глас., 3 согл., 4 буквы. | Учитель: проанализируем слово заяц. | Вызванный ученик выполняет разбор у доски: За′⁄яц - [ зайэц] - 5 звуков, 2 глас., 3 согл., 4 буквы. |
Развитие речи. | Личностные УУД: - самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет, самостоятельное определение темы урока. | На доске записывается предложение. | Учитель: Составьте предложение со словом заяц. Лучшее предложение запишем на доске. Найдем основу предложения. Подчеркнем подлежащее и сказуемое. Какое это предложение? | Ученики: Зимой заяц одевает белую шубку. Ученики: повествовательное невосклицательное. |
III Открытие новых знаний через учебное действие. Создание проблемной ситуации. | Познавательные УУД (логические): - анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: на основании образования групп слов делать вывод; знакомство с разными моделями одной и той же единицы языка. Слова – предметы, одушевленные и неодушевленные существительные. | Слайд 6. | Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. По какому признаку можно сгруппировать эти слова? Обсудите этот вопрос в парах. Учитель: Ребята, какие существительные вы отнесёте в первый столбик? Почему? Какие существительные отвечают на вопрос кто? Учитель: А какие существительные вы отнесли ко второму столбику? Почему? Какие существительные отвечают на вопрос что? Сделаем вывод: Одушевленные имена существительные обозначают людей, животных, отвечают на вопрос кто?, а все остальные существительные – неодушевленные, отвечают на вопрос что?, . Сформулируем тему нашего урока Запишем эти слова в два столбика Кто? Что? | Обсуждение. - Я считаю, что существительные можно сгруппировать следующим образом в первый столбик существительные, отвечающие на вопрос кто?, а во второй столбик существительные, отвечающие на вопрос что?. Ученики: Эти существительные отвечают на вопрос: кто? - существительные, которые обозначают названия людей, животных, у них есть душа, их иначе можно назвать одушевленными. Ученики: Эти существительные отвечают на вопрос что? - все остальные имена существительные, которые обозначают предметы у которых нет души. Одушевленные имена существительные обозначают людей, животных, отвечают на вопрос кто?, а все остальные существительные – неодушевленные, отвечают на вопрос что?, . «Одушевленные и неодушевленные имена существительные» |
IVВыявление места и причин затруднения. Закрепление полученных знаний. | Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; - выполнять учебные действия в устной и письменной речи; Коммуникативные УУД: -формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха; | | Учитель: Проверим и закрепим полученные знания по учебнику Откройте учебник «Русский язык» на странице 115, прочитайте правило. Упр №214. Запишите эти существительные. Но прежде вспомним о правиле посадки во время письма. Еще раз повторим, какие существительные одушевленные, а какие неодушевленные. | Учащиеся называют правила и отвечают на вопросы. Далее выполняют упр.214. Двое учащихся работают у доски. |
V Первичное закрепление с формулированием проблемы. Упражнение на развитие мелкой моторики рук. | Развитие мелкой моторики руки | Карточки (Приложение 2) фонограмма | Учитель: вам нужно заштриховать (по вариантам) одушевленные или неодушевленные предметы. | Дети штрихуют под музыку Петра Ильича Чайковского «Времена года. Зима.Январь». |
Физминутка. | Снятие мышечного напряжения. | | Учитель: Если услышите существительное одушевлённое ставите руки на пояс и делаете наклоны из стороны в сторону, неодушевлённое садитесь на корточки. Я приготовила ловушки, слова, которые к существительным не относятся, если их услышите, топаете ногами. банка девочка мороз ягода играю котик машина воробей мама летать дождь щука солнышко бабочка врач черепаха берёза красный медвежонок | Дети выполняют движения. |
VI .Включение в систему знаний. Закрепление | личностные УУД - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; | Карточки (приложение 3) Слайд 7 | Учитель: Найдите имена существительные, обведите, надпишите од. или неод. Учитель: а теперь поиграем. Игра: «Накорми зайчат» | од. ![](https://fhd.multiurok.ru/7/f/4/7f451b2a36b2dfe9c5ca9f5f86c6a4db0e8da44c/php4fZ0ZB_Urok-russkogo-yazyka-vo-2-klasse-sistema-L.V.Zankova.-Odushevlyonnye-i-neodushevlyonnye-im_1_1.png) тимдятелтрьбгбелкаоькдотонп ![](https://fhd.multiurok.ru/7/f/4/7f451b2a36b2dfe9c5ca9f5f86c6a4db0e8da44c/php4fZ0ZB_Urok-russkogo-yazyka-vo-2-klasse-sistema-L.V.Zankova.-Odushevlyonnye-i-neodushevlyonnye-im_1_3.png) ![](https://fhd.multiurok.ru/7/f/4/7f451b2a36b2dfe9c5ca9f5f86c6a4db0e8da44c/php4fZ0ZB_Urok-russkogo-yazyka-vo-2-klasse-sistema-L.V.Zankova.-Odushevlyonnye-i-neodushevlyonnye-im_1_4.png) встснежокбрлюлшгелесаыук бполисаепоалотенгмзимамигв Дети выбирают одушевлённые слова. Если выбрали правильно, открывается морковка для зайчика. |
VII .Рефлексия 15.Итог урока | Личностные УУД: представление о причинах успеха в учебе; Регулятивные УУД: -оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий. . друг друга. Коммуникативные УУД: -формулировать собственное мнение и позицию; -строить устные высказывания; | Слайд 8. | Учитель: - На какие две группы делятся имена существительные? - Вспомните правило. - Приведите примеры. Доскажите словечко: • Имя существительное обозначает… •Имя существительное отвечает на вопрос … и … • Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос … • Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос… Оцените свою работу на уроке самостоятельно (слайд 36) • У кого преобладают жёлтые и зелёные цвета? - Молодцы, вы уверены и успешны в своих действиях? • У кого преобладает красный цвет? Почему была тревожность? Что сами себе посоветуете? - Довольны своей работой? | Дети: на одушевлённые и неодушевлённые… - предмет -кто? и что? Кто? Что? |
16.Объяснение домашнего задания | | Карточки (приложение 4) | Выберите домашнее задание 1)Подобрать пять слов, отвечающих на вопрос кто?, и пять слов, отвечающих на вопрос что? 2)Составить цепочку из словарных слов, отвечающих на вопросы, кто? Учитель: Спасибо за урок, вы молодцы! | Ребята выбирают себе задание. |