Урок русского языка во 2-м классе: «Развитие умения задавать вопросы что?кто? к словам»
Цели: научить задавать вопросы кто? что? к словам, обозначающим предметы;развивать орфографическую зоркость, учебно-интеллектуальные умения (сопоставлять, устанавливать сходства и различия, делать выводы);
воспитывать отношения делового сотрудничества, интерес к предмету.
Оборудование: таблицы, иллюстрации.
Организационный момент
Урок начинается с приветствия и психологического настроя на работу. .
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
B багрец и золото одетые леса.
O какой поре говориться в отрывке стихотворения А. С. Пушкина?
- Правильно. И к нам в гости на урок пришла Осень. Она принесла вам каждому букеты осенних листьев. Пока они не сияют осенними красками, но вы их нарядите. Ответили на вопрос учителя,
закрасьте листок. В конце урока посмотрим, какие букеты у вас получились. А чтобы они
получились красивыми, для этого вам нужно быть активными, внимательными на уроке.
Чистописание :
Отгадайте загадку:
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И галдя я его клюют
( Рябина)
Посмотрите на слова: рябина, рябинка, рябинавый, рябинушка,
Что объединяет данные слова? (однокоренные, родственные)
Найдите лишнее слово? (Рябиновый)
Почему?
Назовите первый звук, который слышится в слове рябина?
Дайте характеристику этому звуку.
Как на письме обозначается звук P?
Из каких элементов состоит буква Р и р?
Запись в тетради: Р р ррр ра ре ря рябина
Словарная работа
Слова: б рёза, п ица, за ц, р бина, с б ака. (На вертушках)
Прочитайте слова.
Что общего?
На какие группы можно разбить данные слова?
д) Какое слово может быть лишним и по какому признаку?
спишите, Определите пропущенную орфограмму.
Взаимопроверка.
Физминутка
Новыи материал
1. Послушайте строчки из стихотворения А Барто:
В этой комнате живёт?
Кто, кто -
Вместе с солнышком встаёт?
. Выберите те слова, которые могли бы служить ответом на эти вопросы,
(Кошка, аквариум, Машенька, луч, мячик)
Докажите свой выбор.
Оказывается, очень важно правильно уметь задать вопрос.
1‘ Этому мы и будем учиться на уроке.
2. Упражнения в постановке вопросов кто? что? к словам.
На доске запись: Кто это? Что это’? _
А слова “разбежались по классу. Соберите слова, которые отвечают на вопросы кто’? что? и
распределите по столбикам. (Кукла, ложка, рыба, упала, свечка, яркий, вода, ваза, звонкий, (ь
сильный, топает, слон, волк, конфета, ворона, бабушка)
Как по-другому назвать слова, распределенные по стопбикам. Выпишите слова, состоящие из одного слога и трёх слогов. Вывод: О чём нужно знать, когда задаёшь вопросы к словам? а 3. Работа с учебником.
Упражнение № (с комментированием).
5. Закрепление
Физминутка (под музыку)
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.
Ребята, у нас в классе листопад. (Листочки со словами)
Слова не только можно делить на одушевленные — неодушевленные но и объединять в тематические группы.
Объедините слова в тематические группы. '
люди растения насекомые
доктор дуб стрекоза артист пшеница жук
Ёдь девочка клён бабочка
‚ повар тополь муравей
мальчик астра
На какой вопрос Отвечают слова каждой группы? Ф
Выпишите 4 слова: ЁЁ
1 вариант — слова отвечающие на вопрос что? 55
2 вариант — слова, отвечающие на вопрос кто?
Вывод:
Какие слова отвечают на вопрос кто?
Какие слова отвечают на вопрос что?
Работа по карточкам
Прочитайте. .
Что это: текст или набор предложений?
Докажите
1 вариант - выписать слова, отвечающие на вопрос кто?
2 вариант — выписать слова отвечающие на вопрос что?
Игра Волшебные превращения
1 Слова: коса, мак, капля, сон. за29
Какой вопрос зададите к данным словам?
Замените в словах 1 букву‚ так чтобы эти слова отвечали на вопрос кто? (Коза, рак, цапля. сом)
Спишите.
Итог урока
Разгадать кроссворд (работа в группах)
Какое слово пол чипось
Какие слова обозначают предмет?
О чем нужно знать, когда задаёшь вопросы кто? что?
окажите СВОИ осенние букеты. Они горят разными осенними красками Значит, вы работали
хорошо, у вас было хорошее рабочее настроение
Семьдесят одежек и все без застежек. я « Сам алый, сахарный
Кафтан зеленый‚ бархатный.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
4. Шёл, шёл‚ да и в землю ушёл.
Меня зовут, дожидаются
А приду — от меня укрываются.
Сидит девица в темнице, а коса — на улице.
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком,
Он поделится медком. -
7. Падают с ветки
Золотые монетки