учитель начальных классов.
1.1. Обоснование, актуальность, особенности содержания темы……………………………………………….3
1.2. Методические рекомендации по подготовке и проведению урока………………………………………...3
2.1. План урока……………………………………………………………………………………………………...4
Приложение 1. Стихотворение Михаила Исаковского.
Приложение 2. Карточки с вопросами.
Приложение 3. Задание-тест для индивидуальной работы
Приложение 4. Схемы предложений
Тема «Однородные члены предложения» – одна из основных тем раздела «Синтаксис» в программе изучения русского языка в начальной школе.
Обучающиеся уже имеют представления о главных и второстепенных членах предложения, умеют находить основу предложения (подлежащее и сказуемое). Различают второстепенные члены предложения (дополнение, обстоятельство, определение).
В ходе изучения темы «Однородные члены предложения» обучающиеся научатся находить предложения с однородными членами. Определять, какие это члены предложения, главные или второстепенные, составлять предложения с однородными членами. Прочное усвоение этой темы поможет в дальнейшем формированию умения отличать простые предложения с однородными членами от сложных предложений и правильно оформлять их на письме.
Формирование у обучающихся УУД – требование федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Предлагаемая в проекте технологическая карта урока должна помочь организовать учебный процесс в соответствии с данными требованиями.
В рамках урока обозначены планируемые результаты, характеристика УУД, сформулированы педагогические цели. Предложены формы деятельности учащихся, способствующие развитию познавательной активности.
На изучение темы «Однородные члены предложения» отводится три часа. Рекомендуется первый урок посвятить знакомству с новым материалом, следующий – закреплению изученного и заключительный урок – проверке усвоения изученного материала.
В предложенной модели урока основное время отводится усвоению новых знаний, присутствуют элементы первичного закрепления новых знаний и пошаговый контроль за уровнем усвоения учебного материала.
При подготовке к данному уроку учитываются индивидуальные особенности учащихся данного класса. Большая часть детей в классе «визуалы», поэтому урок построен на восприятии через зрительный анализатор. Представлена презентация к уроку. Используется доска, карточки, наглядность.Структура урока построена на основе деятельностного метода и направлена на реализацию предметных, личностных и метапредметных результатов.
Тема: | Однородные члены предложения и знаки препинания при них. |
Тип урока по целеполаганию: | Открытие новых знаний и способов действий |
Педагогическая цель урока: | Создать условия для ознакомления с понятием «однородные члены предложения»,овладения способом различения однородных членов, способствовать развитию умения ставить знаки препинания при них; осуществить проверку правописания словарных слов. |
Методические задачи урока: | Образовательные: формировать умения писать однородные члены предложения применяя их на практике. Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, уметь обобщать. Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру. |
Основные термины и понятия темы: | Понятие «однородные члены предложения». Знаки препинания при однородных членах предложения. |
Педагогические технологии | технология проблемно-диалогического обучения; технология деятельностного метода |
Метод постановки учебной проблемы | побуждающий диалог |
Приём создания проблемной ситуации | практическое задание на новый материал |
Планируемые результаты Личностные УУД: | -сохраняют мотивацию к учёбе, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи, работают по заданию самостоятельно. |
Метапредметные УУД: | Познавательные: ориентируются в учебнике ;используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; находят ответы на вопросы в тексте; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя; овладевают логическими действиями сравнения, анализа, обобщения; осуществляют установление причинно-следственных связей, построение рассуждений. Регулятивные: - учатся целеполаганию, планированию деятельности в соответствии с поставленной учебной задачей, контролю и оценке своей деятельности и деятельности одноклассников. Коммуникативные: - участвуют в учебном диалоге, планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
Предметные УУД: | -проверяют написанное, находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такие языковые единицы, как часть речи, член предложения; - находят однородные члены по их опознавательным признакам; - составляют и читают схемы предложений с однородными членами; - устно и графически объясняют постановку знаков препинания между однородными членами; -формируют орфографическую зоркость; - анализируют объекты с целью выделения признаков |
Межпредметные связи: | Литературное чтение (чтение стихотворения) |
Формы работы: | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. |
Средства обучения: | Учебник С.В. Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова «Русский язык» 2 класс УМК «Начальная школа 21 века»; мультимедийная презентация «Однородные члены и знаки препинания при них»; печатный материал; раздаточный материал; индивидуальные нетбуки ; интерактивная доска SMARTBort. |
Этапы урока | Деятельность учителя. Содержание учебного материала. | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I.Мотивация учебной деятельности. (организационный момент) | Приветствие: - Вот и прозвенел звонок, Нужно нам начать урок. Сядьте прямо, подтянитесь И друг другу улыбнитесь. (Презентация, слайд 2) Постарайтесь сегодня работать на уроке активно, получить звёздочки, которые превратятся в отметку на уроке. | Приветствуют учителя. Следят за правильной посадкой при письме. Организуют своё рабочее место. Записывают дату в тетрадях | Р. – нацеливание на успешную деятельность. Л. – выражение положительного отношения к процессу познания. К. формирование умения слушать и слышать |
II.Чистописание | Задание 1 - Пропишем букву Кк. (слайд 3) Дайте характеристику этой букве. | Дают характеристику букве К. Выполняют письмо по образцу | П –Умение каллиграфически правильно писать буквуКк. Р .осуществляют самоконтроль правильности написания буквы. |
III.Словарно-орфографическая работа В-1. Г…зета, г…гант, р…кета, п…сок, ш…фёр. В -2. П…льто, фу…бол, м…лина, ш…к…лад. | Задание 2 Индивидуальная работа по нетбукам - Вставьте буквы в слова, проведите взаимопроверку. (одновременно два ученика по очереди выходят к доске, вставляют буквы в словарные слова на интерактивной доске) (слайд 4) | Вставляют буквы в слова по вариантам. Проводят взаимопроверку в паре. | П- умение орфографически правильно писать слова Р. – умение действовать по плану, контролировать процесс и результат своей деятельности К –умение сотрудничать |
IV.Введение в тему и зрительное восприятие языкового материала для наблюдения. | - Я хочу вам рассказать одну историю. Жил да был в русской деревне юноша, и звали его Михаилом. Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, птичками и подставлял лицо свежему ветерку. И однажды он понял, что ветер живой, и в голове родились строки. Осторожно ветер Из калитки вышел, Постучал в окошко, Пробежал по крыше, Поиграл немного Ветками черёмух, Пожурил за что-то Воробьёв знакомых.(слайд 5) | Слушают учителя. | Л. – выражение положительного отношения к процессу познания. К. формирование умения слушать и слышать |
V. Выход к учебной проблеме. Организация наблюдения над материалом. Работа с текстом. | - Понравилось ли вам это стихотворение замечательного русского поэта Михаила Исаковского? Задание 3. - Прочитайте стихотворение. (Приложение1) Ответьте на вопросы, которые я предлагаю вам обсудить в парах. На партах лежат листочки с вопросами для обсуждения. Вопросы (Приложение 2) 1.Сколько предложений в этом стихотворении? 2.Найдите и выпишите грамматическую основу предложения. 3.Сколько в этом предложении сказуемых? 4. Как называются такие сказуемые ? (слайд 6) - Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание. (слайд 7) Обратите внимание на запятые. - Ответили ли вы на последний вопрос? А что вас удивило в этом предложении? | Читают текст. Читают вопросы. Отвечают на вопросы. Записывают грамматическую основу предложения. Обсуждение проблемного вопроса (количество сказуемых в предложении); определение слова, к которому они относятся. Доказательство своей точки зрения. Высказывание предположений о том, как можно назвать такие члены | Р. – умение действовать по плану, контролировать процесс и результат своей деятельности П. –выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательство Р. – составление плана и последовательности действий Л. – развитие познавательных интересов, учебных мотивов |
VI.Постановка учебной задачи. | - Прочитайте тему урока и сформулируйте учебную задачу.(слайд 8) Ответим на вопрос: «Что нам необходимо знать об однородных членах и чему мы хотим научиться». (слайд 9) | Читают тему урока, предлагают формулировки учебной задачи. Читают вопросы на слайде. | Р. – умение действовать по плану, контролировать процесс и результат своей деятельности. К. формирование умения слушать и слышать |
VII. Усвоение новых знаний и способов действий. | -Вернёмся к стихотворению.(слайд 10) -Какие члены предложения в стихотворении повторяются? - На какой вопрос они все отвечают? - С каким словом связаны? -Сколько в предложении сказуемых? Верно, в предложении пять сказуемых отвечают на один и тот же вопрос, выражены одной частью речи, поясняют одно подлежащее. Вывод: в предложении несколько сказуемых. Такие сказуемые называются однородными членами предложения. - Послушайте ещё раз предложение. С какой интонацией я его прочитала? Эта интонация связывает однородные члены, а запятая их разделяет. Вывод: однородные члены предложения разделяются запятыми -Могут ли быть однородными другие члены предложения? Задание 4 Фронтальная работа (у доски 1ученик) Давайте узнаем, для этого запишем предложение и попробуем найти однородные члены в этом предложении В садах поспевают яблоки, груши, сливы. - Найдите грамматическую основу. Есть ли в предложении однородные члены предложения ? - На какой вопрос они отвечают? - Каким членом предложения являются? - С каким словом связаны? Вывод: в предложении несколько подлежащих Далее проводится аналогичная работа над предложением с второстепенными членами предложения. Солёный, резкий, холодный ветер дул с моря. Вывод: в предложении несколько определений. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Находят грамматическую основу предложения. Разбирают по членам предложения, ставят вопросы к словам, определяют количество сказуемых. Записывают предложение. Находят грамматическую основу предложения. Разбирают по членам предложения, ставят вопросы к словам, определяют количество подлежащих. Записывают предложение. Находят грамматическую основу предложения. Разбирают по членам предложения, ставят вопросы к словам, определяют количество второстепенных членов предложения. | Л. – развитие познавательных интересов. К. – умение ясно излагать свои мысли Р. – умение действовать по плану, контролировать процесс и результат своей деятельности |
VIII.Организация самостоятельных выводов учащихся. Работа с правилом. | - Итак, ребята, можете ли вы сформулировать признаки однородных членов предложения? - Давайте еще раз все вместе прочтем их на следующем слайде. Вы должны начинать свой ответ со слов: «Однородными называются члены предложения, которые…..» (слайд 11) - Сверим свои выводы с правилом в учебнике. Прочитайте правило в учебнике . Вывод: правило сформулировано верно - Однородные члены предложения можно обозначать схемами. Обратите внимание на слайд № 12. -Посмотрев на схемы, можно определить, какие однородные члены есть в предложении. | Выделение признаков однородных членов предложений, формулировка правила Проверяют правильность выводов по учебнику. | Л. – развитие познавательных интересов. К. – умение ясно излагать свои мысли |
IX.Физкультурная минутка (релаксация зрения). | – Повернуться к окошку, посмотреть на дальний объект – 1, 2, 3. – Перевести взгляд на цветок на окне – 1, 2, 3. – Закрыть глаза – 1, 2, 3, 4, 5; открыть. | Выполняют упражнения по релаксации. | Р. – нацеливание на успешную деятельность. К. формирование умения слушать и слышать |
X.Закрепление знаний и способов действий | - Мы с вами назвали основные признаки однородных членов. Задание 5 Индивидуальная работа Сейчас поработайте с тестовым заданием. (Приложение 3) – Найдите предложения с однородными членами. Дифференцированная работа: 1.Подчеркните это предложение 2.Выпишите его в тетрадь. -Проведите самопроверку выполненной работы (слайд 13). Оцените свою работу. Работа со схемами. (Приложение 4) -Определите, какая схема подходит к предложению, которое вы записали в тетрадь. -Проведите самопроверку выполненной работы (слайд 14). Оцените свою работу. | Находят предложения с однородными членами. Слабые обучающиеся подчёркивают предложение, сильные - выписывают. Выбирают и показывают карточку с соответствующей схемой предложения. | П.преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Р. – умение действовать по плану, контролировать процесс и результат своей деятельности. |
IX.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) XII. Домашнее задание. | - Что нового узнали о словах в предложении? - Как вы оцениваете свою работу на уроке? - Что получилось хорошо? - Что вызвало затруднения? -Упражнение №3 на стр. 119, выучить правило на стр.117-118. | Отвечают на вопросы. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Слушают объяснение учителя, делают записи. | Р –выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. |
1.Виноградова Н.Ф.Сборник программ к УМК «Начальная школа XXI века». – М.:Вентан –Граф, 2010.
2. Иванов С.В., Евдокимова А.О.,Кузнецова М.И. «Русский язык» 2 класс, Ч. 1 – М.: Вентана – Граф,2013.
3. Кибирева Л.П. «Технологические карты уроков» по учебнику С.В. Иванова, А.О.Евдокимовой, М.И.Кузнецовой – Волгоград: Учитель, 2015.
Интернет ресурсы.
1.Якушина Е.В.Шаблоны технологических карт из статьи «Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС»:http://www.menobr.ru/products/experts/8939/
2. Шаблоны презентаций PowerPoint https://ru.smiletemplates.com ›