СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 3 класс.Тема урока: Однородные члены предложения и знаки препинания при них.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока представлена на муниципальный конкурс методических разработок. Данный урок знакомит с понятием "однородные члены предложения", способствует развитию умения ставить знаки препинания при них.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 3 класс.Тема урока: Однородные члены предложения и знаки препинания при них.»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Красногорская средняя общеобразовательная школа»







Урок русского языка

Тема урока: Однородные члены предложения и знаки препинания при них.


3 класс, УМК «Начальная школа 21 век»








c.Красногорское

2017

Автор: Немчанинова Ольга Михайловна,

учитель начальных классов.



Содержание

  1. Введение

1.1. Обоснование, актуальность, особенности содержания темы……………………………………………….3

1.2. Методические рекомендации по подготовке и проведению урока………………………………………...3

  1. Основная часть

2.1. План урока……………………………………………………………………………………………………...4

2.2.Технологическая карта урока…………………………………………………………………………………6

Список литературы………..………………………...………………………………………………………………...12

Приложение:

Приложение 1. Стихотворение Михаила Исаковского.

Приложение 2. Карточки с вопросами.

Приложение 3. Задание-тест для индивидуальной работы

Приложение 4. Схемы предложений







Введение

Тема «Однородные члены предложения» – одна из основных тем раздела «Синтаксис» в программе изучения русского языка в начальной школе.

Обучающиеся уже имеют представления о главных и второстепенных членах предложения, умеют находить основу предложения (подлежащее и сказуемое). Различают второстепенные члены предложения (дополнение, обстоятельство, определение).

В ходе изучения темы «Однородные члены предложения» обучающиеся научатся находить предложения с однородными членами. Определять, какие это члены предложения, главные или второстепенные, составлять предложения с однородными членами. Прочное усвоение этой темы поможет в дальнейшем формированию умения отличать простые предложения с однородными членами от сложных предложений и правильно оформлять их на письме.

Формирование у обучающихся УУД – требование федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Предлагаемая в проекте технологическая карта урока должна помочь организовать учебный процесс в соответствии с данными требованиями.

В рамках урока обозначены планируемые результаты, характеристика УУД, сформулированы педагогические цели. Предложены формы деятельности учащихся, способствующие развитию познавательной активности.

Методические рекомендации по подготовке и проведению урока.

На изучение темы «Однородные члены предложения» отводится три часа. Рекомендуется первый урок посвятить знакомству с новым материалом, следующий – закреплению изученного и заключительный урок – проверке усвоения изученного материала.

В предложенной модели урока основное время отводится усвоению новых знаний, присутствуют элементы первичного закрепления новых знаний и пошаговый контроль за уровнем усвоения учебного материала.

При подготовке к данному уроку учитываются индивидуальные особенности учащихся данного класса. Большая часть детей в классе «визуалы», поэтому урок построен на восприятии через зрительный анализатор. Представлена презентация к уроку. Используется доска, карточки, наглядность.Структура урока построена на основе деятельностного метода и направлена на реализацию предметных, личностных и метапредметных результатов.

План урока

Тема:

Однородные члены предложения и знаки препинания при них.

Тип урока по целеполаганию:

Открытие новых знаний и способов действий

Педагогическая цель урока:



Создать условия для ознакомления с понятием «однородные члены предложения»,овладения способом различения однородных членов, способствовать развитию умения ставить знаки препинания при них; осуществить проверку правописания словарных слов.

Методические задачи урока:


Образовательные: формировать умения писать однородные члены предложения применяя их на практике. Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, уметь обобщать. Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру.

Основные термины и понятия темы:

Понятие «однородные члены предложения». Знаки препинания при однородных членах предложения.

Педагогические технологии

технология проблемно-диалогического обучения; технология деятельностного метода

Метод постановки учебной проблемы

побуждающий диалог

Приём создания проблемной ситуации

практическое задание на новый материал

Планируемые результаты Личностные УУД:

-сохраняют мотивацию к учёбе, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи, работают по заданию самостоятельно.

Метапредметные УУД:

Познавательные: ориентируются в учебнике ;используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; находят ответы на вопросы в тексте; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя; овладевают логическими действиями сравнения, анализа, обобщения; осуществляют установление причинно-следственных связей, построение рассуждений. Регулятивные: - учатся целеполаганию, планированию деятельности в соответствии с поставленной учебной задачей, контролю и оценке своей деятельности и деятельности одноклассников.

Коммуникативные: - участвуют в учебном диалоге, планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Предметные УУД:



-проверяют написанное, находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такие языковые единицы, как часть речи, член предложения; - находят однородные члены по их опознавательным признакам; - составляют и читают схемы предложений с однородными членами; - устно и графически объясняют постановку знаков препинания между однородными членами; -формируют орфографическую зоркость; - анализируют объекты с целью выделения признаков

Межпредметные связи:

Литературное чтение (чтение стихотворения)

Формы работы:

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Средства обучения:

Учебник С.В. Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова «Русский язык» 2 класс УМК «Начальная школа 21 века»; мультимедийная презентация «Однородные члены и знаки препинания при них»; печатный материал; раздаточный материал; индивидуальные нетбуки ; интерактивная доска SMARTBort.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя.

Содержание учебного материала.

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Мотивация учебной деятельности. (организационный момент)

Приветствие:

- Вот и прозвенел звонок,

Нужно нам начать урок.

Сядьте прямо, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь. (Презентация, слайд 2)

Постарайтесь сегодня работать на уроке активно, получить звёздочки, которые превратятся в отметку на уроке.

Приветствуют учителя. Следят за правильной посадкой при письме. Организуют своё рабочее место.

Записывают дату в тетрадях

Р. нацеливание на успешную деятельность. Л. – выражение положительного отношения к процессу познания.

К. формирование умения слушать и слышать

II.Чистописание

Задание 1

- Пропишем букву Кк. (слайд 3) Дайте характеристику этой букве.

Дают характеристику букве К.

Выполняют письмо по образцу

П –Умение каллиграфически правильно писать буквуКк.

Р .осуществляют самоконтроль правильности написания буквы.

III.Словарно-орфографическая работа

В-1. Г…зета, г…гант, р…кета, п…сок, ш…фёр.

В -2. П…льто, фу…бол, м…лина, ш…к…лад.


Задание 2

Индивидуальная работа по нетбукам

- Вставьте буквы в слова, проведите взаимопроверку. (одновременно два ученика по очереди выходят к доске, вставляют буквы в словарные слова на интерактивной доске) (слайд 4)


Вставляют буквы в слова по вариантам. Проводят взаимопроверку в паре.

П- умение орфографически правильно писать слова

Р. – умение действовать по плану, контролировать процесс и результат своей деятельности

К –умение сотрудничать

IV.Введение в тему и зрительное восприятие языкового материала для наблюдения.



- Я хочу вам рассказать одну историю. Жил да был в русской деревне юноша, и звали его Михаилом. Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, птичками и подставлял лицо свежему ветерку. И однажды он понял, что ветер живой, и в голове родились строки.

Осторожно ветер

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше,

Поиграл немного

Ветками черёмух,

Пожурил за что-то

Воробьёв знакомых.(слайд 5)

Слушают учителя.

Л. – выражение положительного отношения к процессу познания.

К. формирование умения слушать и слышать

V. Выход к учебной проблеме. Организация наблюдения над материалом. Работа с текстом.


- Понравилось ли вам это стихотворение замечательного русского поэта Михаила Исаковского?

Задание 3.

- Прочитайте стихотворение. (Приложение1)

Ответьте на вопросы, которые я предлагаю вам обсудить в парах. На партах лежат листочки с вопросами для обсуждения.

Вопросы (Приложение 2)

1.Сколько предложений в этом стихотворении?

2.Найдите и выпишите грамматическую основу предложения.

3.Сколько в этом предложении сказуемых?

4. Как называются такие сказуемые ? (слайд 6)

- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание. (слайд 7)

Обратите внимание на запятые.

- Ответили ли вы на последний вопрос? А что вас удивило в этом предложении?

Читают текст. Читают вопросы. Отвечают на вопросы. Записывают грамматическую основу предложения.

Обсуждение проблемного вопроса (количество сказуемых в предложении); определение слова, к которому они относятся. Доказательство своей точки зрения. Высказывание предположений о том, как можно назвать такие члены

Р. – умение действовать по плану, контролировать процесс и результат своей деятельности

П. –выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательство

Р. – составление плана и последовательности действий

Л. – развитие познавательных интересов, учебных мотивов

VI.Постановка учебной задачи.



- Прочитайте тему урока и сформулируйте учебную задачу.(слайд 8)

Ответим на вопрос: «Что нам необходимо знать об однородных членах и чему мы хотим научиться». (слайд 9)

Читают тему урока, предлагают формулировки учебной задачи.

Читают вопросы на слайде.

Р. – умение действовать по плану, контролировать процесс и результат своей деятельности.

К. формирование умения слушать и слышать

VII. Усвоение новых знаний и способов действий.


-Вернёмся к стихотворению.(слайд 10)

-Какие члены предложения в стихотворении повторяются?

- На какой вопрос они все отвечают?

- С каким словом связаны?

-Сколько в предложении сказуемых?

Верно, в предложении пять сказуемых отвечают на один и тот же вопрос, выражены одной частью речи, поясняют одно подлежащее. Вывод: в предложении несколько сказуемых.

Такие сказуемые называются однородными членами предложения.

- Послушайте ещё раз предложение. С какой интонацией я его прочитала?

Эта интонация связывает однородные члены, а запятая их разделяет.

Вывод: однородные члены предложения разделяются запятыми

-Могут ли быть однородными другие члены предложения?

Задание 4 Фронтальная работа (у доски 1ученик)

Давайте узнаем, для этого запишем предложение и попробуем найти однородные члены в этом предложении

В садах поспевают яблоки, груши, сливы.

- Найдите грамматическую основу. Есть ли в предложении однородные члены предложения ?

- На какой вопрос они отвечают?

- Каким членом предложения являются?

- С каким словом связаны?

Вывод: в предложении несколько подлежащих

Далее проводится аналогичная работа над предложением с второстепенными членами предложения.

Солёный, резкий, холодный ветер дул с моря.

Вывод: в предложении несколько определений.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

Находят грамматическую основу предложения. Разбирают по членам предложения, ставят вопросы к словам, определяют количество сказуемых. Записывают предложение. Находят грамматическую основу предложения. Разбирают по членам предложения, ставят вопросы к словам, определяют количество подлежащих.

Записывают предложение. Находят грамматическую основу предложения. Разбирают по членам предложения, ставят вопросы к словам, определяют количество второстепенных членов предложения.

Л. – развитие познавательных интересов.

К. – умение ясно излагать свои мысли

Р. – умение действовать по плану, контролировать процесс и результат своей деятельности


VIII.Организация самостоятельных выводов учащихся.

Работа с правилом.




- Итак, ребята, можете ли вы сформулировать признаки однородных членов предложения?

- Давайте еще раз все вместе прочтем их на следующем слайде. Вы должны начинать свой ответ со слов: «Однородными называются члены предложения, которые…..» (слайд 11)

- Сверим свои выводы с правилом в учебнике. Прочитайте правило в учебнике . Вывод: правило сформулировано верно

- Однородные члены предложения можно обозначать схемами. Обратите внимание на слайд № 12.

-Посмотрев на схемы, можно определить, какие однородные члены есть в предложении.

Выделение признаков однородных членов предложений, формулировка правила


Проверяют правильность выводов по учебнику.

Л. – развитие познавательных интересов.

К. – умение ясно излагать свои мысли

IX.Физкультурная минутка (релаксация зрения).

– Повернуться к окошку, посмотреть на дальний объект – 1, 2, 3.
– Перевести взгляд на цветок на окне – 1, 2, 3.
– Закрыть глаза – 1, 2, 3, 4, 5;  открыть.

Выполняют упражнения по релаксации.

Р. нацеливание на успешную деятельность. К. формирование умения слушать и слышать

X.Закрепление знаний и способов действий


- Мы с вами назвали основные признаки однородных членов.

Задание 5 Индивидуальная работа Сейчас поработайте с тестовым заданием. (Приложение 3) – Найдите предложения с однородными членами.

Дифференцированная работа: 1.Подчеркните это предложение 2.Выпишите его в тетрадь.

-Проведите самопроверку выполненной работы (слайд 13). Оцените свою работу.

Работа со схемами. (Приложение 4)

-Определите, какая схема подходит к предложению, которое вы записали в тетрадь.

-Проведите самопроверку выполненной работы (слайд 14). Оцените свою работу.

Находят предложения с однородными членами. Слабые обучающиеся подчёркивают предложение, сильные - выписывают.

Выбирают и показывают карточку с соответствующей схемой предложения.


П.преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Р. – умение действовать по плану, контролировать процесс и результат своей деятельности.


IX.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)




XII. Домашнее задание.

- Что нового узнали о словах в предложении?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке? - Что получилось хорошо? - Что вызвало затруднения?




-Упражнение №3 на стр. 119, выучить правило на стр.117-118.


Отвечают на вопросы.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Слушают объяснение учителя, делают записи.

Р –выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.


Список использованной литературы:


1.Виноградова Н.Ф.Сборник программ к УМК «Начальная школа XXI века». – М.:Вентан –Граф, 2010.

2. Иванов С.В., Евдокимова А.О.,Кузнецова М.И. «Русский язык» 2 класс, Ч. 1 – М.: Вентана – Граф,2013.

3. Кибирева Л.П. «Технологические карты уроков» по учебнику С.В. Иванова, А.О.Евдокимовой, М.И.Кузнецовой – Волгоград: Учитель, 2015.


Интернет ресурсы.

1.Якушина Е.В.Шаблоны технологических карт из статьи «Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС»:http://www.menobr.ru/products/experts/8939/

2. Шаблоны презентаций PowerPoint https://ru.smiletemplates.com ›



12




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!