СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 4 класс по теме «Выбор гласных в окончании форм разных падежей и чисел»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 4 классе "Выбор глассных в окончании форм разных падежей и чисел".

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 4 класс по теме «Выбор гласных в окончании форм разных падежей и чисел»»

Урок русского языка 4 класс по теме «Выбор гласных в окончании форм разных падежей и чисел»

На парте у ребят карточки разных цветов: стихотворение (зелёная), словосочетание (жёлтая).


I. Организационный этап.

- Сегодня у нас гости, ребята, поздоровайтесь. Присаживайтесь.

- Давайте постараемся, чтобы наш урок получился интересным, полезным, чтобы вы получили на уроке не только знания, но и хорошее настроение. Вы поможете мне в этом?

К доске выходит Сергей Камышан, с выражением читает стихотворение

СЛАЙД 1 (появляется стих-е, но с пропущенными окончаниями)
На горах высоких,
На степном простор­­_
Охраняет нашу Родину солдат.
Он взлетает в небо,
Он уходит в мор_,
Не страшны защитнику
Дождь и снегопад.


Шелестят берёзы,
Распевают птицы,
Подрастают дети
У родной страны.
Скоро я в дозор_
Встану на границ_,
Чтобы только мирные
Снились людям сны.


- Ребята, а как вы думаете, почему мы урок начали именно с этого стихотворения? Как вы считаете про кого написано это стихотворение?

- К какому празднику прозвучали эти строки? (23 февраля, День Защитника Отечества)

- Кого считают защитником? (солдат, воин, военнослужащий, командир, герой…)


II. Работа со словарными словами.

- Некоторые слова я вынесла на доску. Это словарные слова: КОМАНДИР КОМАНДОВАНИЕ СОЛДАТ

- Давайте запишем и запомним эти слова. Будем писать их без ошибок (запись слов, подчёркивание орфограмм)

- Скажите, а каким одним словом можно объединить эти слова? (армия)

- А можно эти слова разделить на 2 группы? (командир и командование)

- Что общее у них? (корень -команд-)


Ученик из толкового словаря зачитывает значение слов «командир» и «командование».

1

- А теперь я хочу узнать, как вы понимаете значение слова «солдат». Кто такой солдат? Составьте синквейн в тетрадке на слово СОЛДАТ по группам (ученики по 4 человека составляют синквейн).

(ученики зачитывают синквейны)


Ученик из толкового словаря зачитывает значение слова «солдат».

- Давайте вернёмся к истокам происхождения слова СОДАТ. СЛАЙД 2
















- А ещё можно запомнить и правильно писать слово СОЛДАТ, если воспользуемся словом-помощником каким? (со'льдо или соль). Молодцы.

-Давайте, ребята, ещё подберём и запишем синонимы к слову СОЛДАТ.

распечатать и вывешивать на

доску слова-синонимы







- Назовите слово с проверяемой безударной гласной (воин – воинственный, боец – бой).

III. Выведение темы урока.

- Давайте вернёмся к нашему стихотворению (на слайде и карточки у ребят). У вас оно на столе, карточки зелёного цвета. Назовите орфограмму на месте пропуска букв? (безударная гласная в окончании им.сущ.)

- Теперь сформулируйте тему нашего урока. (выбор безударной гласной в окончании им.сущ.) тему на доску

- Какова будет цель нашей работы на уроке? (отработать, закрепить, применять)

2

- Что необходимо сделать для написания безударной гласной в окончании им.сущ.? (вспомнить алгоритм проверки) на доску (нач.форма, склонение, окончание)

- Проговорим.

- А теперь согласно алгоритму выполним задание с объяснение в паре. Вставим пропущенные окончания в словах. (работа в парах со взаимопроверкой). ХОЖУ И ПРОВЕРЯЮ ПО ПАРТАМ.

- Озвучьте гласные в окончаниях. Вывод: у сущ.1 и 2 склонения ед.числа в П.п. окончание . Молодцы.


1 скл.

2 скл.

3 скл.

Д.п.

-

все

падежи

П.п.



ФИЗМИНУТКА

- У вас есть на парте карточки жёлтого цвета. Прочитайте словосочетания. Назовите орфограммы на месте пропуска букв. (ребята с объяснением вставляют пропущенные окончания).

Говорю о доблест_ и храброст_, вспоминаем о солдат_.

(говорю о доблести (П.п. 3 скл.) и храбрости (П.п.3 скл.), вспоминаем о солдате (П.п. 2 скл.).

- И я вас хочу поблагодарить за то, что мы с вами тоже участвуем в поздравлении наших солдат. Это открытки и небольшие подарки воинам. Наша школа подготовила 150 подарков, и 20 февраля эти подарки передаём в воинскую часть. Спасибо.

- А все слова вам понятны? Что означают слова доблесть и храбрость? (ответы детей). А можно сказать, что они имеют одинаковые значения, связаны?

- Составьте предложение устно в паре. (лучшее записать в тетрадь. Можно моё

Командир говорил о доблести и храбрости российских воинов.)


IV. Закрепление.

- Просклоняем сущ. СОЛДАТ

И.п. (кто?) солдат_

Р.п. (нет кого?) солдата

Д.п. (кому?) солдату

В.п. (кого?) солдата

Т.п. (кем?) солдатом

П.п. (о ком?) о солдате


- Хорошо.




3




Проведение игры «Да. Нет» (индивидуальная работа)



Да. Нет.

1) Имена существительные спрягаются.


2) Начальная форма имени существительного – это И.п., ед.ч.


3) Слово командир относится к 3-му склонению.


4) Им.сущ. имеют 7 падежей.


5) Им.сущ. о доблест_ имеет окончание –и, оно 3 скл. П.п.


6) Им.сущ. за взвод_м стоит в Д.п. окончание –ам


7) Им.сущ. солдат в Р.п. мн.числа имеет окончание –ов,





Я справился Допустил 1-2 ош. Допустил 3-4 ош.















СЛАЙД

1) Имена существительные спрягаются. (Нет)

2) Начальная форма имени существительного – это И.п., ед.ч. (Да)

3) Слово командир относится к 3-му склонению. (Нет)

4) Им.сущ. имеют 7 падежей. (Нет)

5) Им.сущ. о доблест_ имеет окончание –и, оно 3 скл. П.п. (Да)

6) Им.сущ. за взвод_м стоит в Д.п. окончание –ам (Нет)

7) Им.сущ. СОЛДАТ в Р.п. мн.числа имеет окончание –ов, (Нет)

(проверка ответов на слайде. Оцени свою работу на карточке )

Обозначить, что есть ошибка в слове СОЛДАТов

Р.п. мн.ч. много (кого?) СОЛДАТОВ или СОЛДАТ

- А об этой теме мы с вами поговорим на следующем уроке.


V. Рефлексия.

- Что же нужно знать, чтобы правильно писать окончание им.сущ. в ед.числе?

(нужно знать и применять правило/алгоритм)

- Озвучьте его. Оцените свою работу на уроке и работу ребят. (дети сами ставят оценки)

- Что для себя узнали нового?

- Что вам было особенно интересным, неожиданным?

- Что понравилось?


VI. Домашнее задание.

  1. Высокий уровень: узнать как правильно будем писать слово СОЛДАТ в Р.п. мн.числа. Составить текст из 4-х предложение на тему «О солдате».

  2. Учебник с.51 упр.139

- Спасибо за урок. 4



Доблесть

высшее душевное мужество, стойкость, благородство; высокое свойство души, высшая добродетель, великодушие, самопожертвование и пр.

Синонимы:

безбоязненность, бесстрашие, бесстрашность, великосердие, героизм, геройство, дерзость, дородство, мужество, неустрашимость, отвага, отважность, самоотверженность, смелость, храбрость



Храбрость 

черта характера, проявляющаяся в способности личности преодолевать чувство страха в ситуации опасности и рисковать собой ради достижения цели

Синонимы:

отвага, мужество, смелость, бесстрашие, решительность, дерзость, героизм, стойкость, неустрашимость, геройство, самоотверженность,



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!