СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка. 6 класс. Местоимения и другие части речи. Морфологический анализ местоимения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка. 6 класс. Местоимения и другие части речи. Морфологический анализ местоимения.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. 6 класс. Местоимения и другие части речи. Морфологический анализ местоимения»

Местоимения и другие части речи. Морфологический анализ местоимения

Местоимения и другие части речи.

Морфологический анализ местоимения

Местоимения могут напоминать другие части речи и заменять их. Какие местоимения похожи на другие части речи, чем они отличаются?

Местоимения могут напоминать другие части речи и заменять их. Какие местоимения похожи на другие части речи, чем они отличаются?

Цели и задачи Цель: систематизировать полученные знания о местоимении. Задачи: анализировать связь местоимений с другими частями речи; определять морфологические признаки местоимения; отличать местоимение от других частей речи; правильно использовать местоимение в речи.

Цели и задачи

Цель:

систематизировать полученные знания о местоимении.

Задачи:

анализировать связь местоимений с другими частями речи;

определять морфологические признаки местоимения;

отличать местоимение от других частей речи;

правильно использовать местоимение в речи.

Хоть они и жалят больно, их работой мы довольны. Из-за тебя бью себя, из-за себя бью тебя, а прольётся кровь моя. Меня бьют, колотят, ворочают, режут; я всё терплю. Найдём местоимения.

Хоть они и жалят больно, их работой мы довольны.

Из-за тебя бью себя, из-за себя бью тебя, а прольётся кровь моя.

Меня бьют, колотят, ворочают, режут; я всё терплю.

Найдём местоимения.

Хоть они и жалят больно, их работой мы довольны. (Пчёлы) Из-за тебя бью себя, из-за себя бью тебя, а прольётся кровь моя. (Комар) Меня бьют, колотят, ворочают, режут; я всё терплю. (Тесто) Найдём местоимения В первой загадке местоимения –  они, их, мы. Во второй загадке –  тебя, себя, моя. В третьей загадке –  меня, я, всё.

Хоть они и жалят больно, их работой мы довольны.

(Пчёлы)

Из-за тебя бью себя, из-за себя бью тебя, а прольётся кровь моя.

(Комар)

Меня бьют, колотят, ворочают, режут; я всё терплю.

(Тесто)

Найдём местоимения

В первой загадке местоимения –  они, их, мы.

Во второй загадке –  тебя, себя, моя.

В третьей загадке –  меня, я, всё.

Теперь обратимся к тексту: – Будьте любезны, – обратилось Существительное к Местоимению, – займите на время моё место, я уже всем глаза намозолило…  Найдём все местоимения.

Теперь обратимся к тексту:

Будьте любезны, – обратилось Существительное к Местоимению, – займите на время моё место, я уже всем глаза намозолило…

Найдём все местоимения.

Найдём все местоимения: моё, я, всем. Подумайте, о какой особенности местоимений говорится в тексте?

Найдём все местоимения: моё, я, всем.

Подумайте, о какой особенности местоимений говорится в тексте?

Они заменяют самостоятельные части речи, которые в тексте названы именными. Это существительные, прилагательные, наречия, числительные. Эта замена нужна для того, чтобы не повторить их много раз в предложениях.

Они заменяют самостоятельные части речи, которые в тексте названы именными. Это существительные, прилагательные, наречия, числительные. Эта замена нужна для того, чтобы не повторить их много раз в предложениях.

Местоимения делят на группы по признаку сходства с этими частями речи. Местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные относятся к группе изменяемых, а местоимения-наречия – к группе неизменяемых. Местоимения-существительные указывают на предмет, лицо, явление; могут заменять в предложениях собственные и нарицательные существительные; изменяются по родам, числам, падежам (ты, мы, кто, ничто).

Местоимения делят на группы по признаку сходства с этими частями речи. Местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные относятся к группе изменяемых, а местоимения-наречия – к группе неизменяемых.

Местоимения-существительные указывают на предмет, лицо, явление; могут заменять в предложениях собственные и нарицательные существительные; изменяются по родам, числам, падежам (ты, мы, кто, ничто).

Местоимения-прилагательные указывают на признак предмета, согласуются с существительным и изменяются по родам, числам, падежам (ваш, мой, чей, никакой). Местоимения-числительные указывают на количество предметов; связываются с существительными так же, как и количественные числительные; изменяются по падежам (сколько, несколько, столько).

Местоимения-прилагательные указывают на признак предмета, согласуются с существительным и изменяются по родам, числам, падежам (ваш, мой, чей, никакой).

Местоимения-числительные указывают на количество предметов; связываются с существительными так же, как и количественные числительные; изменяются по падежам (сколько, несколько, столько).

Рассмотрим пример местоимения-существительного. Великан (имя существительное, именительный падеж) (что делает?) шагает по бульвару. Кто-то (местоимение, именительный падеж) (что делает?) шагает по бульвару. Местоимение-прилагательное . На солнышке грелся домашний кот. Кот (какой?) домашний (имя прилагательное, именительный падеж, единственное число, именительный падеж). На солнышке грелся наш кот. Кот (какой?) наш (местоимение, именительный падеж, единственное число, именительный падеж).

Рассмотрим пример местоимения-существительного.

Великан (имя существительное, именительный падеж) (что делает?) шагает по бульвару.

Кто-то (местоимение, именительный падеж) (что делает?) шагает по бульвару.

Местоимение-прилагательное .

На солнышке грелся домашний кот.

Кот (какой?) домашний (имя прилагательное, именительный падеж, единственное число, именительный падеж).

На солнышке грелся наш кот.

Кот (какой?) наш (местоимение, именительный падеж, единственное число, именительный падеж).

Местоимение-числительное. Нам не хватило восьми книг. Книг (скольких?) восьми (имя числительное, родительный падеж). Нам не хватило стольких-то книг. Книг (скольких?) стольких-то (местоимение, родительный падеж).

Местоимение-числительное.

Нам не хватило восьми книг.

Книг (скольких?) восьми (имя числительное, родительный падеж).

Нам не хватило стольких-то книг. Книг (скольких?) стольких-то (местоимение, родительный падеж).

Посмотрите на пословицы. «Всякому овощу своё время». «Своя земля и в горсти мила». «Сколько голов, столько и умов». «Ты ему по секрету, а он – всему свету».

Посмотрите на пословицы.

«Всякому овощу своё время».

«Своя земля и в горсти мила».

«Сколько голов, столько и умов».

«Ты ему по секрету, а он – всему свету».

В первом предложении местоимения всякому и своё (вместо прилагательных). Во втором предложении местоимение своя (вместо прилагательного). В третьем предложении местоимения сколько и столько (вместо числительного). В четвёртом предложении местоимения ты, ему и он замещают существительные, местоимение всему замещает прилагательное.  Важно не только уметь отличать местоимения от других частей речи, но и понимать их особенности, знать характеристику. В этом нам поможет морфологический разбор.

В первом предложении местоимения всякому и своё (вместо прилагательных).

Во втором предложении местоимение своя (вместо прилагательного).

В третьем предложении местоимения сколько и столько (вместо числительного).

В четвёртом предложении местоимения ты, ему и он замещают существительные, местоимение всему замещает прилагательное.

Важно не только уметь отличать местоимения от других частей речи, но и понимать их особенности, знать характеристику.

В этом нам поможет морфологический разбор.

Рассмотрим его порядок: I. Часть речи. II. Начальная форма. Морфологические признаки. Постоянные: разряд по значению (личное, возвратное, притяжательное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, указательное, определительное); лицо (для личных местоимений); число (для личных местоимений 1-го лица и 2-го лица); Непостоянные морфологические признаки: падеж; число (если есть); род (если есть). III. Синтаксическая роль в предложении.

Рассмотрим его порядок:

I. Часть речи.

II. Начальная форма. Морфологические признаки.

Постоянные:

разряд по значению (личное, возвратное, притяжательное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, указательное, определительное);

лицо (для личных местоимений);

число (для личных местоимений 1-го лица и 2-го лица);

Непостоянные морфологические признаки:

падеж;

число (если есть);

род (если есть).

III. Синтаксическая роль в предложении.

Выполним морфологический разбор местоимений она, меня в предложении: «Она попросила меня купить арбуз». Она I. Местоимение, начальная форма – она; II. Морфологические признаки: Постоянные – личное местоимение, 3-го лица, единственного числа, женского рода; Непостоянные – именительный падеж. III. В предложении является подлежащим.

Выполним морфологический разбор местоимений она, меня в предложении: «Она попросила меня купить арбуз».

Она

I. Местоимение, начальная форма – она;

II. Морфологические признаки:

Постоянные – личное местоимение, 3-го лица, единственного числа, женского рода;

Непостоянные – именительный падеж.

III. В предложении является подлежащим.

Домашнее задание: п.87 упр.498

Домашнее задание: п.87 упр.498

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!