Урок русского языка для 1 класса на тему «Особенности проверяемых и проверочных слов» Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук.
Цель: познакомить с правилом подбора проверочного слова. Планируемые результаты: учащиеся научатся определять ударные и безударные гласные звуки в слове; распознавать проверочные и проверяемые слова.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
1.Минутка чистописания. Лл
Луна –спутник Земли
Мы продолжаем наше космическое путешествие и готовим нашу ракету в полет на планете Земля.
(Запись слов под диктовку.)
Моря, море, вода, воды, нора, норы, гора, горы.
— Поставьте в словах ударение и подчеркните букву, обозначающую безударный гласный в слове.
III. Самоопределение к деятельности
— Разделите слова на две группы. (Моря, вода, нора, гора. Море, воды, норы, горы.)
— Чем похожи все слова в первой группе? А во второй?
— Произнесите слова первой группы.
— Что вы заметили?
— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (Как проверить написание безударного гласного.)
Сегодня на уроке мы будем учиться проверять написание безударных гласных.
Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А на письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 4 (с. 64)
— Прочитайте.
— Выполните задания.
— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
— Как обозначаются безударный и ударный гласные звуки при изменении слова в одной и той же части этого слова? (Одинаковой буквой.)
— Прочитайте сведения о языке на с. 65.
— Как проверить, какую букву писать на месте безударного гласного звука в слове?
Упр. 5 (с. 65)
— Прочитайте пары слов.
— Что можно сказать о выделенных буквах в словах первого столбика? (Обозначают безударные гласные звуки.)
— Что можно сказать о выделенных буквах в словах второго столбика? (Обозначают ударные гласные звуки.)
— Сравните написание этих слов. Одинаковыми ли буквами обозначены ударные и безударные гласные звуки в каждой паре слов?
— Как вы думаете, слова какого столбика будут проверочными? Обоснуйте свой ответ.
— Прочитайте сведения о языке на с. 66.
— Какие слова называются проверяемыми?
— Какие слова называются проверочными?
Упр. 6 (с. 66)
— Прочитайте слова.
— Назовите слова, написание которых нужно проверять. (Змея, волна, грибы, трава, мосты, поля.)
— Выполните задание по образцу.
— Прочитайте пары слов, которые вы записали.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 7 (с. 66)
— Прочитайте слова.
— Почему написание этих слов нужно проверять? Что такое проверочное слово?
— Выполните задания.
— Прочитайте пары слов, которые вы записали.
Упр. 8 (с. 67)
— Прочитайте пары слов.
— Назовите проверочные слова. Назовите проверяемые слова.
— Как пишутся слова с ударным и безударным гласным звуком в одной и той же части слова?
— Выполните задание.
— Назовите пропущенные буквы в остальных словах. Обоснуйте свой ответ.
VII. Рефлексия
— Почему написание слов с безударными гласными звуками надо проверять?
— Как проверить безударный гласный в слове?
— Какие слова называются проверяемыми?
— Какие слова называются проверочными?
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?