МКОУ «СОШ им. П.П. Грицая ст. Солдатской»
Прохладненского муниципального района
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОНКУРС
«ЛУЧШАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
Разработка урока русского языка для 5 класса по теме:
«Правописание чередующихся гласных О-А в корнях -РОС-/-РАСТ-/-РАЩ-»
Автор: учитель русского языка и литературы 1 категории
ЛУКЬЯНОВА НАДЕЖДА СЕРГЕЕВНА
Методический комментарий к уроку
Данный урок является шестнадцатым в системе уроков раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи».
Структурные элементы урока: актуализация у обучающихся опорных знаний, необходимых для восприятия материала; ввод алгоритма рассуждения; усвоение темы в процессе проблемного диалога и анализа текста; выполнение упражнений, направленных на мотивирование, обобщение и дифференцирование изучаемых явлений, на овладение способами решения познавательных задач.
УУД
Личностные: формирование мотивации
Регулятивные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования данного правила.
Коммуникативные: умение слушать, добывать недостающую информацию с помощью вопросов, проявлять эмпатию к партнерам по сотрудничеству, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
В процессе урока обучающиеся должны:
- Научиться применять правило написания букв А-О в корне слова с чередованием.
- классифицировать и группировать орфограммы
- самостоятельно определять цели своего обучения
- структурировать учебный материал
- логически мыслить, аргументировать свой ответ
- находить нужное толкование в словаре
- конструировать предложения
- оценивать свою деятельность на уроке.
Тип урока – изучение нового материала.
Оборудование:
1) Учебник Русский язык, 5 класс, Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.;Москва «Просвещение » 2014
2) рабочие тетради,
3)карточки для индивидуальной работы , (приложение 1)
4) карточка с текстом (по одному на парту), (приложение 2)
5) словари толковые и словари имён,
6) маленькие кораблики и карта для проведения рефлексии. (приложения 3 и 4)
Структура урока.
1. Оргмомент -1 мин.
2. Актуализация знаний – 10 мин.
3. Проблемное изучение нового материала – 15 мин.
4. Физминутка – 2 мин.
5. Закрепление -10 мин.
6. Рефлексия. - 1 мин.
7. Комментирование домашнего задания - 1мин.
Описание
Данный урок – один из уроков, проводимых в 5 классе при изучении темы «Чередование гласных в корнях слов» и построенных в соответствии с требованиями ФГОСов.
Методы обучения, используемые на уроке:
· словесные, наглядные, практические;
· методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
· методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;
· информационные методы – работа с краеведческим текстом
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, самостоятельная, работа в парах. Данные формы работы обеспечивают усвоение материала каждым учеником на доступном уровне.
Форма организации учебной деятельности: слушание, наблюдение, обобщение, чтение, письмо.
Применение наглядного материала на уроке.
На данном уроке применение краеведческого материала делает занятие интересным и увлекательным для учащихся. За счёт использования текста о спорте увеличена мотивация и вовлечённость учащихся в учебный процесс. Заранее подготовленный текст позволят не тратить много времени на то, чтобы написать текст на доске или в тетради.
Актуальность выбранной технологии и форм для достижения цели урока.
Используемая на уроке личностно-ориентированная технология, позволяет учитывать мотивы учения, осознавать учащимся практическую потребность в знаниях по предмету. Огромную роль в решении основных задач, стоящих перед уроками русского языка играет развитие у учащихся интереса к предмету. Опираясь на интерес, проявляемый детьми к урокам русского языка, можно успешнее решать вопросы воспитания учащихся, а также добиваться лучших результатов обучения за более короткое время.
Предложенный в ходе урока текст о спортивных достижениях земляков вызовет несомненный интерес учащихся и будет способствовать поддержанию и развитию интереса в течение урока.
Умения и навыки учащихся, необходимые для работы на уроке:
Навыки работы с текстом.
Соблюдение санитарно – гигиенических норм.
На уроке с целью профилактики переутомления проводится физминутка
Технологическая карта урока
| Предмет | Русский язык |
| Класс | 5 |
| Базовый учебник | Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. |
| Тема урока | Правописание чередующихся гласных О-А в корнях -РОС-/-РАСТ-/-РАЩ-. |
| Тип урока | Урок ознакомления с новым. |
| Цели урока | Образовательные: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы «Чередование гласных о // а в корнях слов. Развивающие: Развитие орфографических навыков, навыков самоконтроля; умения различать корни с чередованием РАСТ-РАЩ-РОС , формирование орфографических навыков. Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, мотивировать к изучению русского языка. |
| Планируемые результаты | Предметные: Научиться правильно писать слова с чередованием корней. Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности. Личностные: Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу). |
| Технологии | проблемно-диалогическая |
| Формы работы | фронтальная, самостоятельная, работа в парах |
| Виды деятельности учителя | Организует, направляет, сообщает |
| Виды деятельности учащихся | ведут диалог с учителем, работают с учебником и текстом |
| Материалы и оборудование | Учебник, словари , рабочая тетрадь, карточки для работы с текстом, индивидуальной работы и рефлексии |
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
1. | Организа-ционный момент | Приветствует учащихся. Оценивает готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. | Взаимодействуют с учителем | Целеполагание | Регулятивные : формировать ситуацию саморегуляции |
2. | Проверка домашнего задания | Опрос на знание правила. Индивидуальная работа с карточками у доски ( приложение 1) Подготовительный диктант (слова из работы с текстом урока 98) Опускается2, ограждено, местности, здесь, располагается2, сотрясаются2, положения, побережье, морское. | Уточняют свои знания, объясняют ошибки , допущенные в самостоятельной работе. | Работают самостоятельно | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. | Коммуникативные: формировать навыки речевого отображения совершаемых действий Регулятивные : формировать ситуацию саморегуляции |
3. | Актуализация знаний. | Работа с текстом ( приложение 2) Кабардино-Балкария славится св..ими богатыми сп…ртивными традициями. Здесь выросли чемпионы стр..ны и мира. Мария Кучина - российская прыгунья в выс..ту5. Юная спортсменка из Прохладного приложила много сил для победы в чемпионатах мира и Европы. Бесла́н Мудра́нов чемпион Олимпиады 2016 года в Рио-де-Жанейро по дзюдо. Он герой подр..стающего поколения. Наверное, все подростки нашей республики хотят быть на него похожими. Жители Кабардино-Балкарии внимательно следят за выступлениями своих з..мляков и г..рдятся их победами..
Учитель- докажите , что перед вами текст. Учитель –Какая тема у этого текста Ответы детей- текст о спорте. Учитель- А какая главная мысль ? Ответы детей- Рассказать , что наша республика известна своими богатыми спортивными традициями. Учитель –Озаглавьте текст. Определите тип и стиль речи. Учитель – Объясните знаки препинания в первом предложении второго абзаца. Найдите предложение, в котором надо поставить тире по этому же правилу. Бесла́н Мудра́нов - чемпион Олимпиады 2016 года в Рио-де-Жанейро по дзюдо. Учитель –выпишите в столбик выделенные слова, подберите к ним проверочные. Учитель – Какой орфограммой объединены эти слова? Ответы детей- проверяемая безударная гласная. Учитель – Вспомните , что такое безударная гласная, что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании этой орфограммы. | Вспоминают знания о тексте и безударных гласных. | Слушают учителя , высказывают мнения | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения | Коммуникативные: формировать навыки речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершаемых действий в форме речевых значений |
4 | Постановка целей и задач урока | Учитель- Как вы думаете ,какое слово «Заблудилось»? (Ученики высказывают свои предположения) Учитель: Вы правы , в слове ПОДРАСТАЮЩЕГО другая орфограмма, с которой мы сегодня познакомимся- это корень с чередованием. Один корень с чередованием мы уже знаем .Кто из вас был внимательным и встретил этот корень в нашем тексте? Объясните его написание. Ответы детей- ПРИЛОЖИЛА Учитель: Кто сформулирует цели и задачи урока? Чем мы сегодня будем заниматься? Что должны будем научиться делать? | Мотивирование, постановка затруднения | высказывают мнения, делают предположения | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения | Регулятивные : целеполагание |
5. | Знакомство с новым материалом. | 1.Организация наблюдения. На доске записаны слова. Учитель : Сравните слова. Какими вариантами представлен корень? Ответы детей:- РАСТ-,РОС, -РАЩ Расти Выращенный Вырасти Взращённый Взрастить Растение Росла Выросла Заросли
Учитель: Понаблюдайте. Кто догадался, от чего зависит написание этих корней? Ответы детей: от того, на что заканчивается корень. Учитель : А кто попробует сам сформулировать правило написания этих корней? Ответы детей: В корне – раст/ -рас безударная А пишется перед СТ,Щ, перед С пишется О Учитель: Ну-ка давайте проверим Мишу. Прочитайте правило на странице 178. Прав ли Миша? Учитель: Как же графически обозначить новое правило?( показываю на одном слове из каждого столбика- слова, записанные на доске.) Расти выращенный росла Учитель: Кто графически покажет орфограмму в слове ПОДРАСТАЮЩЕГО из нашего текста о спорте? Марина, выходи к доске, а все остальные проверяют , все ли правильно ты сделаешь. ( ребенок у доски графически обозначает орфограмму, проговариваем вместе правило- в корне пишется безударная гласная А , потому что корень заканчивается на СТ) Учитель: Что ещё вы узнали из правила ? Ответы детей: Есть слова – исключения- РОСТОВ, РОСТОВЩИК, РОСТИСЛАВ, РОСТОК, ОТРАСЛЬ. Учитель: Некоторые слова нам не известны. У вас на столах лежат толковые словари. 1 ряд найдите значение слова РОСТОВЩИК, 2 ряд-ОТРАСЛЬ, 3 ряд на ваших столах словари имён – узнайте о происхождении имени РОСТИСЛАВ. Ответы детей: РОСТОВЩИК - Человек, который дает деньги в рост, в долг под большие проценты ОТРАСЛЬ- отдельная область деятельности, науки, производства . РОСТИСЛАВ-Такое имя как Ростислав, когда-то было достаточно сильно распространено именно на Руси, а пришло к нам оно непосредственно из старославянского языка. Дословный перевод с древнеславянского, означает – «растущая слава» или же его можно толковать как – «тот человек, чья слава всегда растет». Учитель: Кому не знакомы другие слова-исключения? Составьте письменно предложение с любым из слов – исключений (Ученики зачитывают свои предложения, учитель переспрашивает : «Как ты написал слово Ростов….какую букву ты вставил в корень слова ростовщик?» Учитель: Кто повторит изученное правило?( 3-4 человека)Остальные внимательно слушайте и исправляйте ошибки. | Тренируются в написании новой орфограммы | Слушают одноклассника, доказывают своё мнение | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения | Познавательные: Знакомство с новым правилом Коммуникативные: формировать навыки речевого отображения содержания совершаемых действий ( проговаривание) |
6. | Физминутка | Встаньте со своего места и подтянитесь на носочках. А теперь закройте глаза и представьте , что ваша голова –новый красный маркер. Напишите головой цифры от 1-5. Молодцы , теперь от 10 до 4. А теперь напишем слово росток. Коля , какую букву ты напишешь в корне? Почему? Ответы детей – О. Это слово –исключение | Выполняют задания учителя | Взаимодействуют с учителем | Смена видов деятельности | Регулятивные : формировать ситуацию саморегуляции |
7. | Первичная проверка понимания | 1Выборочный диктант Грибница в почве разрастается по кругу, касается середины и отмирает. С краю вырастают грибы. Питательных веществ и воды другим травянистым растениям уже не хватает. Вот почему в середине грибного круга трава не выросла. В течение года грибница нарастает на десять сантиметров, а круг в семьдесят метров имеет возраст в пятьсот лет . - выписать слова с новой орфограммой и графически объяснить написание. 2. Комментированное письмо 1)Растения тянутся к свету, а народы стремятся к миру. -объяснить смысл 2)Ростов - древнейший город России. 3)Берег моря покрыт водорослями. | Проверяют свои знания и умения | Слушают одноклассника, высказывают мнения | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения | Коммуникативные: формировать навыки речевого отображения совершаемых действий в форме речевых значений . Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения |
8. | Подведение итогов урока. Рефлексия. | 1)Игра «Найди А». Из слов , которые я продиктую вы запишете только те , в которых в корне пишем А . Слова для написания: Ростовщик, расти, отрасль, заросла, ростовщик, вырастить, возраст, проросли, росток. 2) Проблемный вопрос . Вернитесь к тексту о спортсменах, найдите слово подростки , почему мы в нём пишем о , хотя корень заканчивается на СТ? 3)Рефлексия Посмотрите на карту ( приложение 4) Как вы считаете, где вы сегодня побывали? Может сегодняшний урокстал для вас островом воодушевления, а может быть бермудским треугольником. Возьмите кораблики , которые лежат на вашем столе , и прикрепите их на тот остров , где вы , сейчас находитесь. | Уточняют имеющиеся знания
Выражают личное отношение к процессу и результатам урока | взаимодействуют с учителем
| регуляция эмоциональных и функциональных состояний | коммуникативные: рефлексия деятельности. Личностные: самоопределение, самооценка. |
8. | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Объясняет технологию выполнения домашнего задания - Выучить правило на странице 178 -Составить предложение , в котором есть все слова исключения. -Упражнение 437 | Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике | Взаимодействуют с учителем | Развитие регуляции учебной деятельности | Регулятивные: планирование. Личностные: самоопределение. |
Приложение № 1
КАРТОЧКА№1(упрощенный уровень)
Спишите , вставляя пропущенные буквы и обозначая изученную орфограмму. Составьте с любым из слов предложение с однородными членами.
Изл…жжение, ра..стилается, отл..жения, ..десь, пол..гаться , сл..жили, ра…вор..тить,л..жит..ся, ..валился.
КАРТОЧКА№2
Спиши. Вставь пропущенные буквы и знаки , графически обозначая орфограммы. Выполни указанные виды разбора.
1)Вчера мы писали изл..жени.. по ра..казу3 изве..ного писателя.2) Сотни песен сказаний былин сл..гает наш народ.3)Мои отношения с французским языком не сл..жились сразу.4
Приложение № 2
Работа с текстом
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/02/s_5c7a945fe33cf/1104039_1.jpeg)
Кабардино-Балкария славится св..ими богатыми сп…ртивными традициями. Здесь выросли чемпионы стр..ны и мира.
Мария Кучина - российская прыгунья в выс..ту5. Юная спортсменка из Прохладного приложила много сил для победы в чемпионатах мира и Европы. Бесла́н Мудра́нов чемпион Олимпиады 2016 года в Рио-де-Жанейро по дзюдо. Он герой подр..стающего поколения. Наверное, все подростки нашей республики хотят быть на него похожими.
Жители Кабардино-Балкарии внимательно следят за выступлениями своих з..мляков и г..рдятся их победами..
Приложение № 3
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/02/s_5c7a945fe33cf/1104039_4.png)
Приложение № 4
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/02/s_5c7a945fe33cf/1104039_6.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/02/s_5c7a945fe33cf/1104039_7.png)