Русский язык (Модуль)
Тема: Имя существительное – часть страны Речь
Цель: развитие умения находить в тексте имена существительные, накапливать опыт по выявлению грамматических признаков имён существительных и роли существительных в предложении и тексте.
Задачи: расширить представления о роли имени существительного в русском языке; систематизировать знания о имени существительном; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, чувство языка, интерес к русскому языку; формировать умения оценивать «свои» знания и знания своих одноклассников.
Оборудование: компьютер, проектор, экран; сундучок с замочком; ключи (на обороте слова пословицы), толковый словарь Ожегова, задания на карточках.
ХОД УРОКА.
Мотивация к учебной деятельности
СЛАЙД 1
- Сегодня у нас необычный урок. Мы будем бороться за сокровища Форта Баярд. (Форт Бойяр) В игре принимают участие три группы. Вам предстоит приметить свои знания и собрать семь ключей к старинному сундуку, в котором находится клад. Угаданные слова-подсказки не показывайте и не говорите соперникам, внимательно слушайте и читайте задания. По подсказкам-ключам вы выполните последнее задание, которое откроет доступ к сокровищам форта.
- Для того чтобы овладеть сокровищами форта, вам нужно быть дружными, уметь выручать друг друга. В путь!
-Кто знает, что же такое форт?
Выслушиваются ответы детей.
– Обратимся к толковому словарю.
СЛАЙД 2
Форт - отдельное долговременное укрепление в системе крепостных сооружений.
II. Формулирование темы урока, постановка цели. Актуализация опорных знаний
Работа в тетради
2.Игра «Третий лишний СЛАЙД 3
- Безграничны сокровища русского языка! Сейчас мы с вами еще раз в этом убедимся.
Подземелья и темницы форта хранят много тайн и секретов. Чтобы преодолеть все препятствия и неожиданности, надо использовать знания, а по какой теме, вы узнаете, если правильно найдёте в каждой группе слов лишнее слово «Третий лишний», то сможете назвать тему сегодняшнего урока
СЛАЙД 4
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ И СТРАНЫ
КОРЕНЬ НО БЫСТРО
ОКОНЧАНИЕ ЧАСТЬ РАНО
РЕЧЬ
УЧИТЬСЯ
СТАРАТЬСЯ
-Запишите число, классная работа и тему урока.
СЛАЙД 5
«Имя существительное – часть страны РЕЧЬ»
- Какую цель поставим? Закрепить полученные знания об имени существительном.
III. Добывание и применение знаний
1) Повторение
- Итак, мы попадаем в Комнату интеллектуальной разминки. СЛАЙД 6.
Вопросы каждой группе:
1.Часть речи, отвечающая на вопросы кто? что? и обозначающая предмет. имя существительное
2. Как изменяются им. сущ.? (числам, падежам)
3. Бывает мужской, средний, женский. /род
Бывают им. сущ.1, 2, 3 … склонения
К 1 склонению относятся ….. сущ. м. р. и ж. рода, с оконч. –а, -я.
3. К 2 склонению относятся …сущ. м.р. с нул. окончанием, ср. р. -о,-е
1. К 3 склонению относятся …им. сущ. ж.р. с нул. оконч.
2.Назовите главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)
3. Какой частью речи чаще выражено подлежащее? (им. сущ.)
– Молодцы! Вы хорошо справились с заданием и за правильные ответы заработали первый ключ с подсказкой.
СЛАЙД 7 с ключом МИР
2) Словарно-орфографическая работа
– Из Интеллектуальной комнаты мы отправляемся в Башню старца Фура. СЛАЙД 8.
- У этого персонажа всегда имеются загадки, которые необходимо разгадать.
Вот и сегодня он предлагает вам ответить на его вопросы. Кто готов попробовать свои силы? Записываете отгадку и решаете орфографические задачи.
Часть одежды, куда кладут деньги. / карман/
Соединять при помощи клея. /клеить/
Инструмент для копания./лопата/
Утренний приём пищи. /завтрак/
Перерывы в учёбе. Бывают осенние, зимние, весенние, летние. /каникулы/
Шестой день недели. /суббота/
ПРОВЕРКА
Что объединяет эти слова? Какое лишнее? (клеить – гл, каникулы- неизм.,
Суббота - удв. согл.
ПРОВЕРКА СЛАЙД 9
– Молодцы! С загадками старца Фура вы справились, и он разрешает вам забрать еще один ключ с подсказкой.
СЛАЙД 10 второй ключ ОСВЕЩАТЬСЯ
- А теперь мы с вами попадаем во внутренний двор форта.
СЛАЙД 11
И нам предлагают немного познакомиться с его историей.
История форта потрясает. Величественное сооружение из гранита и известняка длиной 68 м, шириной 31 м и высотой 20 м возвышается над морской гладью, как военный корабль.
СЛАЙД 12
3)Работа с текстом
Прочитайте текст.
Форт Боярд находится в Атлантическом океане в Бискайском заливе недалеко от города Ла-Рошель. Это не бутафория, а настоящее оборонительное сооружение, построенное в 18 веке по приказу Наполеона. (Ф,ф)ор. п.строен (на) .стро.ке (для) защиты п.ртовых г.р.дов.
- Есть ли слова, значение которых вы не знаете?
/бутафория - о чём-нибудь показном, фальшивом
Выпишите 3 предложение, решив орфографические задачи.
У имён существительных укажите падеж.
Наполеон Бонапарт в 1804—1815 годах, великий полководец и государственный деятель, заложивший основы современного французского государства.
СЛАЙД 13 ПРОВЕРКА
СЛАЙД14 третий КЛЮЧ СОЛНЦЕ
IV. Закрепление знаний
– Мы попадаем в Комнату лабиринтов. Что такое лабиринт?
СЛАЙД15
- Это сооружение со сложным и запутанным планом проходов.
1) Карточка 1
Учительница задала вопрос. Ответы Кати и Гены приведены ниже. Отметьте, кто из ребят дал правильный ответ. Подтверди правильный ответ двумя примерами. Если правильного ответа нет, напиши свой и подтверди его двумя примерами.
Карточка 1
Вопрос Все ли имена существительные изменяются по числам?
О Катя: Не все имена существительные изменяются по числам.
_______________________________________________________________
О Гена: Все имена существительные изменяются по числам ________________________________________________________________
О Правильного ответа нет. Мой ответ:
Карточка 1
Вопрос К какому склонению относятся имена существительные женского рода?
О Катя: к 3-му склонению.
Гена: к 1-му склонению.
О Правильного ответа нет. Мой ответ:______________________________
Карточка 1
Вопрос У всех ли имён существительных есть окончания?
О Катя: Да, у всех.
О Гена: Нет, не у всех.
О Правильного ответа нет. Мой ответ:
СЛАЙД 16 четвёртый КЛЮЧ А
–А теперь спускаемся по лестнице из комнаты с лабиринтами
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Не успели мы отдохнуть, как попали в Комнату фокусника.
СЛАЙД 17
А вы знаете, что с фокусниками надо держать ухо востро и быть
внимательными, иначе попадетесь в ловушку?
2) Карточка 2 (ПРОВЕРКА С ПОМОЩЬЮ КАСС)
Задание: обведи номер ряда, в котором все слова - это имена существительные 3 склонения
Карточка 2
Обведи номер ряда, в котором все слова — это имена
существительные 3-го склонения.
рысь, апрель, молодёжь, мелочь
ель, фасоль, тополь, жимолость
радость, ложь, лошадь, сирень
тюлень, картофель, медведь, лосось
СЛАЙД 18 КЛЮЧ пятая подсказка ЧЕЛОВЕК
СЛАЙД 19 ПЛОЩАДЬ ТИГРОВ
3) Карточка 3
– Нам осталось добыть ещё один ключ, мы уже почти у сокровищницы форта но все пути к ней лежат через площадь Тигров, которыми управляет
Фелиндра — она укрощает тигров, охраняющих важнейшее место в Форте — Сокровищницу.
Наша задача – найти и обвести номер словосочетания, в котором есть имя существительное женского рода, 1-го склонения, в форме предложного падежа.
КАРТОЧКА 3 (ПРОВЕРКА С ПОМОЩЬЮ КАСС)
1. Обведи номер словосочетания, в котором есть имя существительное женского рода, 1-го склонения, в форме предложного падежа.
1) ехать по степи
2) писать о честности
играть на улице
подошли к берёзе
4)Карточка
КАРТОЧКА 4 (ПРОВЕРКА С ПОМОЩЬЮ КАСС)
Задание . Прочитай предложение.
Лодка то поднималась на гребень волны, то скрывалась в шумящей пене.
В толковом словаре есть три слова гребень.
Гребень — продолговатая пластинка с рядом зубьев по одной или по обеим сторонам, используемая для расчесывания волос, а также для скрепления или для украшения женской причёски.
Гребень — верхний край, вершина чего-либо.
Гребень — продолговатый вырост на голове некоторых птиц.
Как ты считаешь, какое из этих слов употреблено в предложении? Отметь правильный ответ.
-Молодцы!
СЛАЙД 20 КЛЮЧ шестая подсказка ЗНАНИЕ
СЛАЙД 21 Мы добрались до сокровищницы!
– Мы справились со всеми испытаниями, завладели всеми ключами, осталось открыть сокровищницу.
Слайд 22
Соберите пословицу из слов-подсказок.
СЛАЙД23
– Как вы понимаете эту пословицу?
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
Дети объясняют.
/ Учиться, познавать новое тяжело, много труда, а когда много знаешь, то знания можешь применить в любой области.
Учиться тяжело, зато потом знания помогут в жизни.
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке
– Итак, подведем итог нашей игры. Молодцы, вы открыли сундук с сокровищами. А главное наше сокровище – ЗНАНИЕ!
–Спасибо за урок!
VI. Домашнее задание
6