СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Имя существительное - часть страны Речь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Имя существительное - часть страны Речь"»

Русский язык (Модуль)


Тема: Имя существительное – часть страны Речь

Цель: развитие умения находить в тексте имена существительные, накапливать опыт по выявлению грамматических признаков имён существительных и роли существительных в предложении и тексте.

Задачи: расширить представления о роли имени существительного в русском языке; систематизировать знания о имени существительном; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, чувство языка, интерес к русскому языку; формировать умения оценивать «свои» знания и знания своих одноклассников.

Оборудование: компьютер, проектор, экран; сундучок с замочком; ключи (на обороте слова пословицы), толковый словарь Ожегова, задания на карточках.


ХОД УРОКА.

  1. Мотивация к учебной деятельности

СЛАЙД 1


- Сегодня у нас необычный урок. Мы будем бороться за сокровища Форта Баярд. (Форт Бойяр) В игре принимают участие три группы. Вам предстоит приметить свои знания и собрать семь ключей к старинному сундуку, в котором находится клад. Угаданные слова-подсказки не показывайте и не говорите соперникам, внимательно слушайте и читайте задания. По подсказкам-ключам вы выполните последнее задание, которое откроет доступ к сокровищам форта.

- Для того чтобы овладеть сокровищами форта, вам нужно быть дружными, уметь выручать друг друга. В путь!

-Кто знает, что же такое форт?

Выслушиваются ответы детей.

– Обратимся к толковому словарю.

СЛАЙД 2


Форт - отдельное долговременное укрепление в системе крепостных сооружений.

II. Формулирование темы урока, постановка цели. Актуализация опорных знаний

  1. Работа в тетради

2.Игра «Третий лишний СЛАЙД 3


- Безграничны сокровища русского языка! Сейчас мы с вами еще раз в этом убедимся.

Подземелья и темницы форта хранят много тайн и секретов. Чтобы преодолеть все препятствия и неожиданности, надо использовать знания, а по какой теме, вы узнаете, если правильно найдёте в каждой группе слов лишнее слово «Третий лишний», то сможете назвать тему сегодняшнего урока

СЛАЙД 4


СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ И СТРАНЫ

КОРЕНЬ НО БЫСТРО

ОКОНЧАНИЕ ЧАСТЬ РАНО

РЕЧЬ

УЧИТЬСЯ

СТАРАТЬСЯ


-Запишите число, классная работа и тему урока.

СЛАЙД 5

«Имя существительное – часть страны РЕЧЬ»

- Какую цель поставим? Закрепить полученные знания об имени существительном.

III. Добывание и применение знаний

1) Повторение

- Итак, мы попадаем в Комнату интеллектуальной разминки. СЛАЙД 6.

Вопросы каждой группе:

1.Часть речи, отвечающая на вопросы кто? что? и обозначающая предмет. имя существительное

2. Как изменяются им. сущ.? (числам, падежам)

3. Бывает мужской, средний, женский. /род


  1. Бывают им. сущ.1, 2, 3 … склонения

  2. К 1 склонению относятся ….. сущ. м. р. и ж. рода, с оконч. –а, -я.

3. К 2 склонению относятся …сущ. м.р. с нул. окончанием, ср. р. -о,-е


1. К 3 склонению относятся …им. сущ. ж.р. с нул. оконч.

2.Назовите главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)

3. Какой частью речи чаще выражено подлежащее? (им. сущ.)

– Молодцы! Вы хорошо справились с заданием и за правильные ответы заработали первый ключ с подсказкой.

СЛАЙД 7 с ключом МИР

2) Словарно-орфографическая работа

– Из Интеллектуальной комнаты мы отправляемся в Башню старца Фура. СЛАЙД 8.


- У этого персонажа всегда имеются загадки, которые необходимо разгадать.

Вот и сегодня он предлагает вам ответить на его вопросы. Кто готов попробовать свои силы? Записываете отгадку и решаете орфографические задачи.

  1. Часть одежды, куда кладут деньги. / карман/

  2. Соединять при помощи клея. /клеить/

  3. Инструмент для копания./лопата/

  4. Утренний приём пищи. /завтрак/

  5. Перерывы в учёбе. Бывают осенние, зимние, весенние, летние. /каникулы/

  6. Шестой день недели. /суббота/

ПРОВЕРКА

Что объединяет эти слова? Какое лишнее? (клеить – гл, каникулы- неизм.,

Суббота - удв. согл.

ПРОВЕРКА СЛАЙД 9

– Молодцы! С загадками старца Фура вы справились, и он разрешает вам забрать еще один ключ с подсказкой.

СЛАЙД 10 второй ключ ОСВЕЩАТЬСЯ


- А теперь мы с вами попадаем во внутренний двор форта.

СЛАЙД 11

И нам предлагают немного познакомиться с его историей.

История форта потрясает. Величественное сооружение из гранита и известняка длиной 68 м, шириной 31 м и высотой 20 м возвышается над морской гладью, как военный корабль.

СЛАЙД 12

3)Работа с текстом

Прочитайте текст.

Форт Боярд находится в Атлантическом океане в Бискайском заливе недалеко от города Ла-Рошель. Это не бутафория, а настоящее оборонительное сооружение, построенное в 18 веке по приказу Наполеона. (Ф,ф)ор. п.строен (на) .стро.ке (для) защиты п.ртовых г.р.дов.


- Есть ли слова, значение которых вы не знаете?

/бутафория - о чём-нибудь показном, фальшивом


Выпишите 3 предложение, решив орфографические задачи.
У имён существительных укажите падеж.

Наполеон Бонапарт в 18041815 годах, великий полководец и государственный деятель, заложивший основы современного французского государства.

СЛАЙД 13 ПРОВЕРКА


СЛАЙД14 третий КЛЮЧ СОЛНЦЕ

IV. Закрепление знаний

– Мы попадаем в Комнату лабиринтов. Что такое лабиринт?

СЛАЙД15

- Это сооружение со сложным и запутанным планом проходов.

1) Карточка 1

Учительница задала вопрос. Ответы Кати и Гены приведены ниже. Отметьте, кто из ребят дал правильный ответ. Подтверди правильный ответ двумя примерами. Если правильного ответа нет, напиши свой и подтверди его двумя примерами.

Карточка 1


Вопрос Все ли имена существительные изменяются по числам?

О Катя: Не все имена существительные изменяются по числам.

_______________________________________________________________

О Гена: Все имена существительные изменяются по числам ________________________________________________________________

О Правильного ответа нет. Мой ответ:



Карточка 1

Вопрос К какому склонению относятся имена существительные женского рода?

О Катя: к 3-му склонению.

Гена: к 1-му склонению.

О Правильного ответа нет. Мой ответ:______________________________


Карточка 1

Вопрос У всех ли имён существительных есть окончания?

О Катя: Да, у всех.

О Гена: Нет, не у всех.

О Правильного ответа нет. Мой ответ:



СЛАЙД 16 четвёртый КЛЮЧ А


–А теперь спускаемся по лестнице из комнаты с лабиринтами


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


- Не успели мы отдохнуть, как попали в Комнату фокусника.

СЛАЙД 17


А вы знаете, что с фокусниками надо держать ухо востро и быть

внимательными, иначе попадетесь в ловушку?

2) Карточка 2 (ПРОВЕРКА С ПОМОЩЬЮ КАСС)

Задание: обведи номер ряда, в котором все слова - это имена существительные 3 склонения


Карточка 2

Обведи номер ряда, в котором все слова — это имена
существительные 3-го склонения.

  1. рысь, апрель, молодёжь, мелочь

  2. ель, фасоль, тополь, жимолость

  3. радость, ложь, лошадь, сирень

  4. тюлень, картофель, медведь, лосось



СЛАЙД 18 КЛЮЧ пятая подсказка ЧЕЛОВЕК


СЛАЙД 19 ПЛОЩАДЬ ТИГРОВ

3) Карточка 3

– Нам осталось добыть ещё один ключ, мы уже почти у сокровищницы форта но все пути к ней лежат через площадь Тигров, которыми управляет

Фелиндра — она укрощает тигров, охраняющих важнейшее место в Форте — Сокровищницу.

Наша задача – найти и обвести номер словосочетания, в котором есть имя существительное женского рода, 1-го склонения, в форме предложного падежа.

КАРТОЧКА 3 (ПРОВЕРКА С ПОМОЩЬЮ КАСС)


1. Обведи номер словосочетания, в котором есть имя существительное женского рода, 1-го склонения, в форме предложного падежа.

1) ехать по степи

2) писать о честности

  1. играть на улице

  2. подошли к берёзе


4)Карточка

КАРТОЧКА 4 (ПРОВЕРКА С ПОМОЩЬЮ КАСС)


Задание . Прочитай предложение.

Лодка то поднималась на гребень волны, то скрывалась в шумящей пене.

В толковом словаре есть три слова гребень.

  1. Гребень — продолговатая пластинка с рядом зубьев по одной или по обеим сторонам, используе­мая для расчесывания волос, а также для скрепле­ния или для украшения женской причёски.

  2. Гребень — верхний край, вершина чего-либо.

  3. Гребень — продолговатый вырост на голове некоторых птиц.

Как ты считаешь, какое из этих слов употреблено в предложении? Отметь правильный ответ.

-Молодцы!

СЛАЙД 20 КЛЮЧ шестая подсказка ЗНАНИЕ

СЛАЙД 21 Мы добрались до сокровищницы!


– Мы справились со всеми испытаниями, завладели всеми ключами, осталось открыть сокровищницу.

Слайд 22

Соберите пословицу из слов-подсказок.

СЛАЙД23

– Как вы понимаете эту пословицу?

Мир освещается солнцем, а человек знанием.

Дети объясняют.

/ Учиться, познавать новое тяжело, много труда, а когда много знаешь, то знания можешь применить в любой области.

Учиться тяжело, зато потом знания помогут в жизни.


V. Рефлексия учебной деятельности на уроке

– Итак, подведем итог нашей игры. Молодцы, вы открыли сундук с сокровищами. А главное наше сокровище – ЗНАНИЕ!

–Спасибо за урок!

VI. Домашнее задание





















6



Скачать

© 2020 281 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!