Деловое письмо. Поздравление
Цели и задачи урока:
Научить писать поздравительные открытки.
Показать, что письменное поздравление имеет четыре составные части: обращение, поздравление, пожелание и подпись.
Убедить, что открытка остается на память, поэтому особенно важно ее подписать красиво.
Выработать умение составлять текст для конкретного адресата.
Воспитывать культуру речи, умение и желание общаться, доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать.
Оборудование урока: открытки, бланки открыток; тексты: пословица, составные части поздравления; таблица «Как желаем? Что желаем?»; муз.сопровождение; отрывок из м/ф «День рождения кота Леопольда».
Ход урока
I. Орг.момент.
Необычен день у нас,
И гостями полон класс.
Что гостям сказать нам надо? (Видеть вас мы очень рады!)
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
На рабочий лад настройтесь,
Ведь у нас не мало дел!
Поудобнее устройтесь,
Чтоб каждый проявить себя сумел!
II. Вступительная беседа.
1. Анализ пословицы:
«Хорошее слово - половина счастья».
- Как вы понимаете эту пословицу?
(Когда мы слышим хорошее, доброе слово, на душе становится светлее и радостнее. Даже когда человеку грустно, хорошее слово повышает настроение человека.)
- Конечно, ребята, вы правы. Хорошее, доброе слово улучшает настроение, поэтому мы чувствуем себя счастливее. Хорошее настроение нужно нам всегда!
- Скажите, а когда особенно необходимо принести человеку радость?
(В день рождения! В новый год. В праздники.)
- Да, вы сказали правильно. В праздник хорошее настроение нам просто необходимо. А какие праздники вы еще знаете?
(Рождество. День защитника отечества. Международный женский день. Новоселье. Свадьба. Юбилей...)
- Верно. Видите, как много праздников существует.
2. Обобщение.
- Итак, в праздничные дни мы поздравляем друг друга и произносим добрые слова. Впрочем, мы знаем, наша речь может быть как устной, так и…? (письменной.)
- Где же используется письменная поздравительная речь?
(В поздравительном письме. В поздравительной открытке. В поздравительной телеграмме.)
Обращение к выставке открыток.
– Какой приближается праздник? (9 Мая – День Победы.)
– Как можно поздравить любимого и уважаемого вами человека? (Купить или сделать своими руками открытку и красиво ее подписать…Позвонить и поздравить по телефону. Написать смс…)
III. Сообщение темы и целей.
- Несмотря на то, что сейчас в каждом доме есть Интернет, открытки с поздравлениями очень приятно получать и еще приятнее дарить! И сегодня мы с вами научимся подписывать поздравительную открытку.
1. Из истории появления открытки.
- Так повелось, что с давних пор именно поздравительные открытки стали символом праздников. До недавнего времени, и ваши родители это подтвердят, в семьях запасались ими десятками ко всем праздникам, их подписывали и они разлетались во все концы нашей Земли.
- Самая первая в мире открытка была создана в 15 веке к дню Святого Валентина. Самую первую рождественскую открытку в 1794 году в буквальном смысле слова нарисовал для своего друга сэра Генри Коула английский художник Добсон. На ней была изображена счастливая семья, сидящая за празднично накрытым столом, а картинку дополняла подпись: «Весёлого Рождества и счастливого Нового года!»
- Первые открытки- карточки не отправляли по почте. Поздравительные карточки обычно исполнялись со всей возможной нарядностью - ведь поздравить даму сердца значило подарить ей не просто открытку, а красивую вещицу, которую она, несомненно, хранила бы долго и вспоминала дарителя.
Для выпуска карточек затрачивалось немало усилий, поскольку до 1860-х годов открытки изготовлялись, как правило, вручную. Часто поздравительные карточки, обрамленные виньетками и высечкой, были настоящими произведениями искусства. Длинный поздравительный текст обычно не предусматривался.
- Но время шло, и такие карточки стали превращаться в открытки с рисунками и поздравлениями.
IV. Обучение написанию поздравительной открытки.
- Вспомните, с чего мы начинаем писать поздравительную открытку.
(Дорогая мама! Уважаемая Наталья Викторовна!)
- Эта часть открытки имеет свое название - обращение. (На доске: Обращение)
- Следующая часть открытки - информация о том, с чем поздравляют. (На доске: Поздравление)
- Большую трудность вызывает третья часть - само пожелание. (На доске: Пожелание)
- И заканчивается четвертой частью - подпись и дата. (на доске: Подпись)
- А теперь разберем каждую часть.
Обращение.
- Здесь нужно помнить о том, что обращение должно быть приятным.
- Кого вы сегодня хотите поздравить? Как мы обратимся к папе, маме, бабушке…?
(Дорогая, любимая бабушка! Милая, добрая мама! Дорогой папа!...)
– Какие слова употребим для взрослых, старших товарищей, учителей?
(Уважаемая. Дорогая.)
- У всех нас есть друзья. Когда обращаетесь по имени «Ира», «Саша», то можно употребить уменьшительно-ласкательные суффиксы «Ирочка», «Сашенька». При этом помните, что обращение должно быть приятным. Например: если Люба не любит, когда ее называют «Любашей», то назовите ее Любочка или Любонька.
- Давайте начнем подписывать наши открытки, бланки у вас на столах. Открытка – это открытое письмо, поэтому на ней обязательно указывается адрес и адресат, куда и кому она отправляется. Адрес мы напишем позже. А текст поздравления начинаем писать под вашим адресом, слева от адреса назначения.
- Итак, пишем, к кому мы обращаемся. (Учитель заполняет большой бланк на доске, ученики – бланки открыток по образцу.)
Причина поздравления.
- Следующая часть поздравления не вызывает труда, т.к здесь мы указываем название праздника. Пожалуйста, вам слово! (Поздравляю с Днем Победы! С 9 Мая!...)
- Записываем поздравление.
Релаксационная пауза
-Дадим отдохнуть глазам и рукам и спокойно
(с закрытыми глазами, откинувшись на спинку стула)
подумаем о чем-то прекрасном
под музыку Ф.Шопена «Весенний вальс»
- А теперь приступим к самой трудной части - это пожелание.
- Что обычно желают?
(Здоровья. Счастья. Успехов в чем-нибудь.)
- Да, но если в каждой открытке мы с вами будем «желать» одинаково, то поздравления будут неинтересными.
При пожелании надо помнить, что оно всегда зависит от адресата. Поздравляя с одним и тем же праздником разных людей, мы будем писать разные пожелания. Давайте подумаем.
Как желаем?
Что желаем?
- С каких слов можно начать пожелание?
(Желаю тебе....
От всей души желаю....
Искренне желаю....
От всего сердца желаю...
Хочу пожелать...
Хочу, чтобы...
Пусть...)
- Хорошо, а теперь давайте посмотрим, что можно пожелать?
(Счастья…Здоровья…Успехов…Удачи)
- Вы сказали, что еще желают здоровья. Как выглядит здоровый человек?
(Он веселый. Он хорошо себя чувствует. Он добрый. Он улыбается.)
- Как же мы напишем пожелание?
(Желаем веселья, улыбок, хорошего самочувствия, оставаться такой же доброй, красивой, чтобы улыбались, сияли ваши глаза…)
- Когда мы говорим об успехах, то прежде всего надо задуматься, кому пишем открытку. Ведь мы должны знать человека и знать, в чем и каких успехов он хочет добиться. Помните, что пожелания должны быть приятными.
(Успехов в учебе, в труде, музыке, спорте, новых интересных путешествий.)
- Молодцы. Но помните, если вы пожелаете товарищу исправить двойку или напомните о неприятностях, и это напоминание сохранится в вашей открытке на всю жизнь. Следовательно, успехов надо пожелать, не напоминая о неудачах.
В результате рассуждения на доске появляется таблица:
Как желаем? | Что желаем? |
Желаю тебе (Вам)... От всей души желаю... От всего сердца желаю... Искренне желаю... Хочу пожелать... Хочу чтобы... Пусть... | 1. Счастья 2. Здоровья 3. Успехов 1.Добра, света, верных, надежных друзей, хороших учеников. 2. Веселья, радости, бодрости духа, долголетия, улыбок, хорошего самочувствия, оставаться такой же доброй, красивой. 3. Успехов в нелегком, но благородном труде, успехов в учебе, музыке, спорте, новых интересных путешествий и т.д. |
- Ребята! Все эти пожелания можно написать одному человеку?
(Нет, т.к. каждому человеку нужно подобрать желания, подходящие ему.)
- Подумали? Записываем пожелание.
- Мы подошли к заключительной части – дата и подпись.
- Как можно подписаться на открытке?
Например: “Твой сын Саша”, “Твой внук Игорь”, “Любящий внук Миша”, “Твой друг Дима”.
- Правильно подписать очень важно, ведь если ученик 4 класса подпишется “Александр Петрович”, то адресат будет очень долго гадать, кто же ему написал.
-Кто как подпишется? Решили? Пишем.
- Давайте послушаем ребят, что они написали на своих открытках, и оценим, правильно ли они составлены.
V. Анализ и оценивание работы учащихся.
- Осталось заполнить строки, указывающие адрес и имя отправителя и адресата. В этом вам дома помогут родители. А красивый рисунок на обратной стороне открытки сделайте сами!
(Если на уроке осталось время, адрес записывается под руководством учителя)
- Понравилось вам сегодня работать на уроке? Какие оценки бы вы себе поставили? А ребятам?
VI. Домашнее задание. Итог урока.
- Поздравительных текстов и стихотворений сейчас много в книгах и в Интернете. Просто нужно правильно выбрать их.
Просмотр отрывка из мультфильма «День рождения кота Леопольда» (по времени)
-Где вы найдете открытки? А лучше сделать их своими руками.
- Я даю вам чистые бланки открыток, д/з: подпишите открытку с Днем рождения коту Леопольду.
- Спасибо всем за работу и внимание! С наступающим праздником! Здоровья всем и удачи! До свидания!