Урок на тему: «Подготовка к сочинению по картине В.М. Васнецова «Витязь на распутье»»
Цели:
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
управление своей деятельностью,
контроль и коррекция,
инициативность и самостоятельность.
Коммуникативные:
Познавательные:
работа с информацией;
выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации;
установление аналогий;
подведение под понятие.
Мировоззренческие:
Формирование УУД:
развитие мышления (способность логически мыслить на заданную тему, анализировать, сопоставлять);
воспитание волевой сферы;
обучение самостоятельному целеполаганию;
выработка умения корректировать свои действия в процессе доведения работы до намеченного в планировании результата.
Задачи:
Образовательные:
общекультурные:
расширение культурного кругозора обучающихся, в том числе обучение пониманию живописи;
актуализация знаний по литературе;
отработка интегративных связей.
специальные:
повторение типа речи описание, композиционного строения описания,
знакомство с приемами речевого логического оформления мысли, использованием
синонимов, тропов;
закрепление орфографических и пунктуационных правил;
формирование навыка обращения к словарям,
сбор лексического материала к сочинению,
словесное оформление услышанного – написание сочинения-описания.
Развивающие:
обогащение словарного запаса учащихся;
развитие их воображения и эмоциональной сферы;
активизация различных видов речевой деятельности; повышение мотивации к обучению;
формирование навыков монологической речи (устной и письменной).
Воспитательные:
пробуждение интереса к культурному наследию русского народа и к мировой культуре;
формирование эстетической потребности в искусстве;
осознание своей национальной идентификации.
Используемая технология: технология проектной деятельности
Оборудование урока:
компьютер и мультимедийный проектор: презентация с картинами В.М. Васнецова;
портрет В.М. Васнецова с краткими биографическими сведениями, книги.
На доске записана дата, тема урока, оставлено место для плана сочинения.
На подготовку к сочинению и работе над ним отводится два урока. Но уже накануне ставятся перед учащимися цели, задачи, идет погружение в проект. Намечается план работы над проектом: творческая работа сочинение по картине «Витязь на распутье»
Подготовительный этап за неделю до урока ( ):
Заранее (за неделю) раздается задание, определяются группы исследователей,
докладчиков. Среди них
- биографы (они собирают важные факты из биографии художника В.М.Васнецова);
- экскурсоводы (темы «экскурсии»: "Образы богатырей земли Русской в изобразительном искусстве", «Родная природа на картинах В.М. Васнецова",
- оформители (подбирают репродукции, фотографии);
- риторы (составляют толковый словарь урока, например, слов - названий
снаряжения русского воина-богатыря;
- учителя правописания (составляют словарный диктант по теме картины; объясняют трудные орфограммы в словах).
Часть подготовленных материалов может быть использована во внеклассной работе.
Отдельные сведения даются на классном стенде.
Ход урока:
1. Подготовка к восприятию. Подготовительный этап (на уроке).
Учитель. Вступительное слово учителя. (Сообщение темы урока, записанной на доске). Сегодня мы будем готовиться к работе над проектом, сочинением по картине В.М. Васнецова “Витязь на распутье”. А потом обо всем увиденном, прочувствованном напишем в сочинении ярко, выразительно, образно.
Учащиеся: выступают в своих ролях (фотографы до урока разместили свой материал в классе, на стендах – это фотографии, репродукции картин В. М. Васнецова), биографы (рассказывают биографию художника), экскурсоводы (выступают с выше названными темами)
2. Планирование работы над проектом (сочинением)
Учитель. Прежде чем начать работу над сочинением, что мы должны сделать?
Учащиеся: составить план подготовки к сочинению.
Идет обсуждение дальнейшего план подготовки над проектом. Примерный план работы над проектом: работа в группах для выяснения информации по картине, составление словаря синонимов, словарная работа из трудных для написания слов, работа в группах, составление плана сочинения, устное описание картины.
3. Работа над проектом
Учитель: Рассмотрите картину, проникнитесь ее настроением, обратите внимание на все детали ближнего и дальнего планов и поработайте в группах:
1) Работа в группах. Задания – на карточках. (Материал, наработанный учащимися в группах, будет использован для дальнейшей подготовки проекта)
Примерные задания:
а) Автор картины? Что о нём известно? Что узнаёте из текстов упражнений? Как понимаете название картины? Каким словарём можно воспользоваться? Какие слова из упражнений подходят для описания картины, а какие нет и почему?
б) Общее впечатление от картины? Какие краски преобладают и почему? Какое место занимает герой на картине? Какой ракурс избирает художник?
в) Каков пейзаж картины? Какие мысли и ассоциации возникают в связи с пейзажем? Как пейзаж связан с героем?
г) Иллюстрация картины «После побоища». Что связывает её с картиной , предложенной в учебнике- « Витязь на распутье» ? Найдите точки соприкосновения.
д ) Работа с иллюстрацией картины Васнецова В.М. « Богатыри». Чем
отличается данная картина того же автора от предложенной учебником? Как изображены герои? Кто они? Назовите их имена. Как меняется настроение?
е ) Индивидуальная работа у компьютера – как долго работал художник над картиной «Витязь на распутье» ? Найти объяснение. Для активизации интереса можно предложить найти справку о сроках работы Васнецова над другими картинами.
ж ) Работа в паре над стихотворением Бориса Марьева « На распутье». Как связан текст с работой на уроке? С какой именно картиной? Помогает ли поэт понять смысл картины?
Какой момент в раздумьях героя становится понятнее, если только становится понятнее?
2) Беседа. (Используются так же и вопросы, которые были на карточках, отвечают учащиеся из группы)
Учитель:
- Какое настроение вызывает у вас картина: грустное, печальное или радостное?
- Кого изобразил художник на картине? (витязя)
3) Учитель: Мы должны подобрать слова для описания витязя. (Составление словаря синонимов).
- Кто такой витязь? (витязь – это воин, богатырь).
- Подберите синонимы к слову “витязь” (ратник, воин, богатырь, герой, рыцарь).
- Опишем витязя.
Слово предоставляется одному из учеников, которые заранее работали над словами составляют толковый словарь урока, слов - названий снаряжения русского воина-богатыря.
Подбираем слова из выступления и упражнения учебника для описания воина по плану:
- Одежда: тяжёлый шлем, стальные рукавицы, тяжёлая кольчуга.
- Оружие: узорчатый меч, щит, богатырский меч, колчан с калёными стрелами, длинное
копьё, булава.
- Поза витязя: задумчивая поза, склонённая голова, усталая решимость.
4) Учитель. Теперь опишем коня. (Составление словаря синонимов.)
- Внешний вид: мощный боевой конь, бравый конь, крепкие ноги.
- Поза: уверенно стоит.
- Единство с фигурой наездника: автор желает показать единство помыслов.
5) Учитель: Опишем пейзаж. (Составление словаря синонимов.)
- Описание местности: мрачный задний фон, болотистая местность, тощая
растительность, чужая сторона, летит чёрный ворон; лежат черепа и камни; много черепов; холодный смертный ветер; пустынное поле, лежат человеческие кости; высохшая трава; множество валунов; холодный смертный ветер; никого нет; видны облака; небо чистое.
Во время составления словаря синонимов группа учащихся (учителя правописания) объясняют написания трудных слов.
4. Определение основной мысли сочинения, композиции.
Учитель: Запишите фразу, которая написана на камне:
“Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни пролётному”.
- Почему витязь стоит в задумчивости перед камнем?
- Предположите, о чём он может размышлять в этот момент?
- Какое настроение создаётся при виде картины: запах смерти; душецепляющая картина;
грустная.
- Что могло здесь произойти?
- Какие краски использует художник, рисуя небо на картине?
- Какое время суток изображено?
- Какие мысли у вас вызывает небосклон?
- Что символизирует светлеющее небо? (Надежду на светлое будущее, на
новые победы богатыря).
5. Составление плана сочинения.
Учитель. Для того чтобы красиво, последовательно написать сочинение, нужен план.
- Из скольких частей он состоит? (Вступление, основная часть, заключение).
- О чем вы будете писать во вступлении? О художнике Васнецове как о
великом русском живописце.
- Как перейти от вступления к основной части - описанию картины? “В композиции картины выделяется…”.
- О чём напишем дальше? (подробнее опишем пейзаж, передний и задний вид картины, затем перейдём к описанию витязя).
- Что мы напишем в заключении? - Чем закончим сочинение? Напишем о воплощение в картине духа русского народа.
Можно предложить формулировки, которые учащихся могут выбрать. Например:
Народный эпос. Обращение В.М. Васнецова к устному народному творчеству.
Витязь и его боевое снаряжение. Былинный образ богатыря в "Витязе на распутье".
Надпись на валуне. Вещий камень. Могильная тишь.
Думы богатыря. Нелегкое раздумье о будущем.
Примерный план сочинения.
1. Виктор Михайлович Васнецов – великий русский живописец.
2. История создания картины «Витязь на распутье».
3. Описание картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье»:
- витязь на коне;
- роковой камень;
- пейзаж.
3. Воплощение духа русского народа.
6. Творческая работа. Защита описания (проекта)
Работа в группах (каждая группа готовит описание по одному пункту плана)
Устное описание картины. Защита описания (проекта)
7. Индивидуальная работа над сочинением (проектом).