СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка на тему «Подготовка к сочинению по картине В.М. Васнецова «Витязь на распутье»»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему «Подготовка к сочинению по картине В.М. Васнецова «Витязь на распутье»»»

Урок на тему: «Подготовка к сочинению по картине В.М. Васнецова «Витязь на распутье»»

Цели:

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • управление своей деятельностью,

  • контроль и коррекция,

  • инициативность и самостоятельность.

Коммуникативные:

  • речевая деятельность.

Познавательные:

  • работа с информацией;

  • выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации;

  • установление аналогий;

  • подведение под понятие.

Мировоззренческие:

  • формирование российской идентичности;

  • личное самоопределение

Формирование УУД:

  • развитие мышления (способность логически мыслить на заданную тему, анализировать, сопоставлять);

  • воспитание волевой сферы;

  • обучение самостоятельному целеполаганию;

  • выработка умения корректировать свои действия в процессе доведения работы до намеченного в планировании результата.

Задачи:

Образовательные:

общекультурные:

  • расширение культурного кругозора обучающихся, в том числе обучение пониманию живописи;

  • актуализация знаний по литературе;

  • отработка интегративных связей.

специальные:

  • повторение типа речи описание, композиционного строения описания,

  • знакомство с приемами речевого логического оформления мысли, использованием

  • синонимов, тропов;

  • закрепление орфографических и пунктуационных правил;

  • формирование навыка обращения к словарям,

  • сбор лексического материала к сочинению,

  • словесное оформление услышанного – написание сочинения-описания.

Развивающие:

  • обогащение словарного запаса учащихся;

  • развитие их воображения и эмоциональной сферы;

  • активизация различных видов речевой деятельности; повышение мотивации к обучению;

  • формирование навыков монологической речи (устной и письменной).

Воспитательные:

  • пробуждение интереса к культурному наследию русского народа и к мировой культуре;

  • формирование эстетической потребности в искусстве;

  • осознание своей национальной идентификации.

Используемая технология: технология проектной деятельности

Оборудование урока:

  • компьютер и мультимедийный проектор: презентация с картинами В.М. Васнецова;

  • портрет В.М. Васнецова с краткими биографическими сведениями, книги.

На доске записана дата, тема урока, оставлено место для плана сочинения.

На подготовку к сочинению и работе над ним отводится два урока. Но уже накануне ставятся перед учащимися цели, задачи, идет погружение в проект. Намечается план работы над проектом: творческая работа сочинение по картине «Витязь на распутье»

Подготовительный этап за неделю до урока ( ):

Заранее (за неделю) раздается задание, определяются группы исследователей,

докладчиков. Среди них

- биографы (они собирают важные факты из биографии художника В.М.Васнецова);

- экскурсоводы (темы «экскурсии»: "Образы богатырей земли Русской в изобразительном искусстве", «Родная природа на картинах В.М. Васнецова",

- оформители (подбирают репродукции, фотографии);

- риторы (составляют толковый словарь урока, например, слов - названий

снаряжения русского воина-богатыря;

- учителя правописания (составляют словарный диктант по теме картины; объясняют трудные орфограммы в словах).

Часть подготовленных материалов может быть использована во внеклассной работе.

Отдельные сведения даются на классном стенде.


Ход урока:

1. Подготовка к восприятию. Подготовительный этап (на уроке).

Учитель. Вступительное слово учителя. (Сообщение темы урока, записанной на доске). Сегодня мы будем готовиться к работе над проектом, сочинением по картине В.М. Васнецова “Витязь на распутье”. А потом обо всем увиденном, прочувствованном напишем в сочинении ярко, выразительно, образно.

Учащиеся: выступают в своих ролях (фотографы до урока разместили свой материал в классе, на стендах – это фотографии, репродукции картин В. М. Васнецова), биографы (рассказывают биографию художника), экскурсоводы (выступают с выше названными темами)

2. Планирование работы над проектом (сочинением)

Учитель. Прежде чем начать работу над сочинением, что мы должны сделать?

Учащиеся: составить план подготовки к сочинению.

Идет обсуждение дальнейшего план подготовки над проектом. Примерный план работы над проектом: работа в группах для выяснения информации по картине, составление словаря синонимов, словарная работа из трудных для написания слов, работа в группах, составление плана сочинения, устное описание картины.

3. Работа над проектом

Учитель: Рассмотрите картину, проникнитесь ее настроением, обратите внимание на все детали ближнего и дальнего планов и поработайте в группах:

1) Работа в группах. Задания – на карточках. (Материал, наработанный учащимися в группах, будет использован для дальнейшей подготовки проекта)

Примерные задания:

а) Автор картины? Что о нём известно? Что узнаёте из текстов упражнений? Как понимаете название картины? Каким словарём можно воспользоваться? Какие слова из упражнений подходят для описания картины, а какие нет и почему?

б) Общее впечатление от картины? Какие краски преобладают и почему? Какое место занимает герой на картине? Какой ракурс избирает художник?

в) Каков пейзаж картины? Какие мысли и ассоциации возникают в связи с пейзажем? Как пейзаж связан с героем?

г) Иллюстрация картины «После побоища». Что связывает её с картиной , предложенной в учебнике- « Витязь на распутье» ? Найдите точки соприкосновения.

д ) Работа с иллюстрацией картины Васнецова В.М. « Богатыри». Чем

отличается данная картина того же автора от предложенной учебником? Как изображены герои? Кто они? Назовите их имена. Как меняется настроение?

е ) Индивидуальная работа у компьютера – как долго работал художник над картиной «Витязь на распутье» ? Найти объяснение. Для активизации интереса можно предложить найти справку о сроках работы Васнецова над другими картинами.

ж ) Работа в паре над стихотворением Бориса Марьева « На распутье». Как связан текст с работой на уроке? С какой именно картиной? Помогает ли поэт понять смысл картины?

Какой момент в раздумьях героя становится понятнее, если только становится понятнее?

2) Беседа. (Используются так же и вопросы, которые были на карточках, отвечают учащиеся из группы)

Учитель:

- Какое настроение вызывает у вас картина: грустное, печальное или радостное?

- Кого изобразил художник на картине? (витязя)

3) Учитель: Мы должны подобрать слова для описания витязя. (Составление словаря синонимов).

- Кто такой витязь? (витязь – это воин, богатырь).

- Подберите синонимы к слову “витязь” (ратник, воин, богатырь, герой, рыцарь).

- Опишем витязя.

Слово предоставляется одному из учеников, которые заранее работали над словами составляют толковый словарь урока, слов - названий снаряжения русского воина-богатыря.

Подбираем слова из выступления и упражнения учебника для описания воина по плану:

- Одежда: тяжёлый шлем, стальные рукавицы, тяжёлая кольчуга.

- Оружие: узорчатый меч, щит, богатырский меч, колчан с калёными стрелами, длинное

копьё, булава.

- Поза витязя: задумчивая поза, склонённая голова, усталая решимость.

4) Учитель. Теперь опишем коня. (Составление словаря синонимов.)

- Внешний вид: мощный боевой конь, бравый конь, крепкие ноги.

- Поза: уверенно стоит.

- Единство с фигурой наездника: автор желает показать единство помыслов.

5) Учитель: Опишем пейзаж. (Составление словаря синонимов.)

- Описание местности: мрачный задний фон, болотистая местность, тощая

растительность, чужая сторона, летит чёрный ворон; лежат черепа и камни; много черепов; холодный смертный ветер; пустынное поле, лежат человеческие кости; высохшая трава; множество валунов; холодный смертный ветер; никого нет; видны облака; небо чистое.

Во время составления словаря синонимов группа учащихся (учителя правописания) объясняют написания трудных слов.

4. Определение основной мысли сочинения, композиции.

Учитель: Запишите фразу, которая написана на камне:

“Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни пролётному”.

- Почему витязь стоит в задумчивости перед камнем?

- Предположите, о чём он может размышлять в этот момент?

- Какое настроение создаётся при виде картины: запах смерти; душецепляющая картина;

грустная.

- Что могло здесь произойти?

- Какие краски использует художник, рисуя небо на картине?

- Какое время суток изображено?

- Какие мысли у вас вызывает небосклон?

- Что символизирует светлеющее небо? (Надежду на светлое будущее, на

новые победы богатыря).

5. Составление плана сочинения.

Учитель. Для того чтобы красиво, последовательно написать сочинение, нужен план.

- Из скольких частей он состоит? (Вступление, основная часть, заключение).

- О чем вы будете писать во вступлении? О художнике Васнецове как о

великом русском живописце.

- Как перейти от вступления к основной части - описанию картины? “В композиции картины выделяется…”.

- О чём напишем дальше? (подробнее опишем пейзаж, передний и задний вид картины, затем перейдём к описанию витязя).

- Что мы напишем в заключении? - Чем закончим сочинение? Напишем о воплощение в картине духа русского народа.

Можно предложить формулировки, которые учащихся могут выбрать. Например:

Народный эпос. Обращение В.М. Васнецова к устному народному творчеству.

Витязь и его боевое снаряжение. Былинный образ богатыря в "Витязе на распутье".

Надпись на валуне. Вещий камень. Могильная тишь.

Думы богатыря. Нелегкое раздумье о будущем.

Примерный план сочинения.

1. Виктор Михайлович Васнецов – великий русский живописец.

2. История создания картины «Витязь на распутье».

3. Описание картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье»:

- витязь на коне;

- роковой камень;

- пейзаж.

3. Воплощение духа русского народа.

6. Творческая работа. Защита описания (проекта)

Работа в группах (каждая группа готовит описание по одному пункту плана)

Устное описание картины. Защита описания (проекта)

7. Индивидуальная работа над сочинением (проектом).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!