СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка на тему "Прямая речь"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе/ Тема "Прямая речь"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему "Прямая речь"»

План урока в 5 классе

«Прямая речь»


Тип урока: объяснение нового материала

Цели урока:

образовательная - дать представление о прямой речи, научить расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, вспомнить расстановку знаков препинания при обращении, повторить типы предложений по цели высказывания;

воспитательная – воспитать чувство ответственности, заботы о родителях;

развивающая – развить логику, навыки самостоятельной работы, развитие речи.


Ход урока:

1. Организационный момент

2. Объяснение нового материала.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами знакомимся со знаками препинания при прямой речи. Когда мы с вами говорим, то наши слова являются прямой речью. На письме они выделяются кавычками. Посмотрите на доску. Перед нами схема (слайд 2).

Где а-слова автора, а «П»-прямая речь. Посмотрите, пожалуйста, и скажите, какие знаки препинания могут стоять при прямой речи.

Ученики: запятая, двоеточие, тире, точка, восклицательный и вопросительный знак.

Учитель: Прочитайте текст (слайд 3), определите тему текста.

Ученики: В тексте рассказывается об отношениях мамы и дочерях.

Учитель: Как вы думаете, какую из дочерей можно назвать самой заботливой? И почему?

Ученики: Самая заботливая дочь - самая младшая, потому что она не говорит, а делом доказывает свою любовь.

Учитель: С помощью каких глаголов вводится прямая речь?

Ученики: Прямая речь вводится с помощью глаголов: «сказала», «проговорила», «щебетала», «промолвила», «прошептала».

Учитель: Правильно, при помощи самых разных глаголов можно ввести прямую речь. Найдите предложения с прямой речью, начертите их схемы.

Проверка задания.

Учитель: Составьте предложения с прямой речью. Подчеркните глаголы, связывающие слова автора с прямой речью. Начертите схемы. (слайд 4)

Проверим (слайд 5).

Учитель: На письме мы можем передать чужую речь не только как прямую, но и как косвенную. На доске предложения с косвенной речью. Переделайте предложения так, чтобы получилась прямая речь. Запишите их, начертите схемы. (слайд 6).

Проверим (слайд 7).

Учитель: Прямая речь может состоять из нескольких предложений. В таком случае кавычки ставятся один раз. (слайд 8)

Учитель: Посмотрите на доску (слайд 9). Перед вами картина Решетникова «Опять двойка». Как вы думаете, что произошло?

Ученики: Наверное, мальчик получил двойку в школе.

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на людей, изображенных на картине. Какие эмоции они испытывают?

Ученики: На картине изображена мама мальчика, она устала, наверное, готовила ужин, на ней фартук, сестра, она в школьной форме, только вернулась из школы и села делать уроки. И мама, и сестра недовольны, кажется, что они уже знают про двойку мальчика. Радуется младший брат, катающийся на велосипеде, и собачка. Мальчик расстроен, у него в руках перевязанный веревкой портфель, в нем коньки.

Учитель: Пофантазируйте и скажите, что могли проговорить герои?

Ученики предлагают свои ответы.

Учитель: Теперь посмотрите на текст (слайд 10). Прочитайте его, подумайте, как его можно назвать. Что общего между героем этого текста и мальчиком, изображенным на картине Решетникова?

Ученики: Текст можно озаглавить «Чужая пятерка». Оба мальчика плохо учатся. Только один списал, и поэтому не получил двойку.

Учитель: Как вы думаете, почему отец рассердился на сына из-за «пятерки»?

Ученики: Отец рассердился, потому что эта «пятерка» была получена нечестно. Если списывать, то ничему не научишься.

Учитель: Молодцы! Теперь спишите текст, расставляя знаки препинания при прямой речи.

3. Учитель: Ребята, вам понравился урок?

Ученики: Да, урок нам понравился/не понравился.

Учитель: О чем мы говорили сегодня?

Ученики: Мы говорили о прямой речи, о косвенной речи, обсуждали картину Решетникова, рассуждали о проявлениях любви и т.д. (Учитель дополняет, если дети не называют что-либо).

Учитель: Расскажите о знаках препинания в предложениях с прямой речью. Начертите схемы на доске.

Ученики: «П!»-а. «П?»-а. «П»,-а.

А: «П!» А: «П?» А: «П».

Учитель: Записываем в дневники домашнее задание.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!