План урока в 5 классе
«Прямая речь»
Тип урока: объяснение нового материала
Цели урока:
образовательная - дать представление о прямой речи, научить расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, вспомнить расстановку знаков препинания при обращении, повторить типы предложений по цели высказывания;
воспитательная – воспитать чувство ответственности, заботы о родителях;
развивающая – развить логику, навыки самостоятельной работы, развитие речи.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Объяснение нового материала.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами знакомимся со знаками препинания при прямой речи. Когда мы с вами говорим, то наши слова являются прямой речью. На письме они выделяются кавычками. Посмотрите на доску. Перед нами схема (слайд 2).
Где а-слова автора, а «П»-прямая речь. Посмотрите, пожалуйста, и скажите, какие знаки препинания могут стоять при прямой речи.
Ученики: запятая, двоеточие, тире, точка, восклицательный и вопросительный знак.
Учитель: Прочитайте текст (слайд 3), определите тему текста.
Ученики: В тексте рассказывается об отношениях мамы и дочерях.
Учитель: Как вы думаете, какую из дочерей можно назвать самой заботливой? И почему?
Ученики: Самая заботливая дочь - самая младшая, потому что она не говорит, а делом доказывает свою любовь.
Учитель: С помощью каких глаголов вводится прямая речь?
Ученики: Прямая речь вводится с помощью глаголов: «сказала», «проговорила», «щебетала», «промолвила», «прошептала».
Учитель: Правильно, при помощи самых разных глаголов можно ввести прямую речь. Найдите предложения с прямой речью, начертите их схемы.
Проверка задания.
Учитель: Составьте предложения с прямой речью. Подчеркните глаголы, связывающие слова автора с прямой речью. Начертите схемы. (слайд 4)
Проверим (слайд 5).
Учитель: На письме мы можем передать чужую речь не только как прямую, но и как косвенную. На доске предложения с косвенной речью. Переделайте предложения так, чтобы получилась прямая речь. Запишите их, начертите схемы. (слайд 6).
Проверим (слайд 7).
Учитель: Прямая речь может состоять из нескольких предложений. В таком случае кавычки ставятся один раз. (слайд 8)
Учитель: Посмотрите на доску (слайд 9). Перед вами картина Решетникова «Опять двойка». Как вы думаете, что произошло?
Ученики: Наверное, мальчик получил двойку в школе.
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на людей, изображенных на картине. Какие эмоции они испытывают?
Ученики: На картине изображена мама мальчика, она устала, наверное, готовила ужин, на ней фартук, сестра, она в школьной форме, только вернулась из школы и села делать уроки. И мама, и сестра недовольны, кажется, что они уже знают про двойку мальчика. Радуется младший брат, катающийся на велосипеде, и собачка. Мальчик расстроен, у него в руках перевязанный веревкой портфель, в нем коньки.
Учитель: Пофантазируйте и скажите, что могли проговорить герои?
Ученики предлагают свои ответы.
Учитель: Теперь посмотрите на текст (слайд 10). Прочитайте его, подумайте, как его можно назвать. Что общего между героем этого текста и мальчиком, изображенным на картине Решетникова?
Ученики: Текст можно озаглавить «Чужая пятерка». Оба мальчика плохо учатся. Только один списал, и поэтому не получил двойку.
Учитель: Как вы думаете, почему отец рассердился на сына из-за «пятерки»?
Ученики: Отец рассердился, потому что эта «пятерка» была получена нечестно. Если списывать, то ничему не научишься.
Учитель: Молодцы! Теперь спишите текст, расставляя знаки препинания при прямой речи.
3. Учитель: Ребята, вам понравился урок?
Ученики: Да, урок нам понравился/не понравился.
Учитель: О чем мы говорили сегодня?
Ученики: Мы говорили о прямой речи, о косвенной речи, обсуждали картину Решетникова, рассуждали о проявлениях любви и т.д. (Учитель дополняет, если дети не называют что-либо).
Учитель: Расскажите о знаках препинания в предложениях с прямой речью. Начертите схемы на доске.
Ученики: «П!»-а. «П?»-а. «П»,-а.
А: «П!» А: «П?» А: «П».
Учитель: Записываем в дневники домашнее задание.