СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка на тему:"Склонение имён существительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан для учащихся 3 класса

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему:"Склонение имён существительных"»

МБОУ Павловская СШ





Открытый урок по русскому языку

в 3 классе

Тема урока: «Склонение имен существительных».














Учитель начальных классов

Рубцова Валентина Михайловна




2015


Урок русского языка в 3 классе

Тема: «Склонение имен существительных».


Цель: познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – склонение.



Обучающие цели:

- ввести понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;

-установить отличительные признаки имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения;

-научить определять типы склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме;

Развивающие:

- формирование учебно-познавательной деятельности;

- формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности;

- развитие речи, умения слушать.

-развитие внимания и орфографической зоркости;

- развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правил;

- развитие интереса к предмету


Воспитывающие:

- воспитание навыка самостоятельной работы;

- воспитание навыка работы в группах ,в парах;

- воспитание самостоятельности, аккуратности, усидчивости, целеустремленности.



Задачи:

  1. Создать условия для «открытия» учащимися понятия склонение имён существительных и наличие у существительных трёх склонений.

  2. Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.

  3. Формировать универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу

осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;

Регулятивные УУД:

умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД:

умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение;

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя,

формулировать собственное мнение.

Ожидаемые результаты: Умение определять тип склонения имён существительных.


Тип урока - урок изучения нового материала с элементами уровневой дифференциации.

Основные методы -объяснительно-иллюстрированный, наглядный ,самостоятельная работа.

Формы организации познавательной деятельности- индивидуальная, дифференцированная работа, учебный диалог.

Средства обучения - учебник, рабочие тетради на печатной основе.

Оборудование:

таблица «Три склонения существительных», карточки со словами,

карточки с заданиями, учебник, тетрадь, карточки-знаки,




Структура и содержание урока.


I Организационный момент. (Создание эмоционального настроя).

Учитель:

Друг на друга посмотрели,

Повернулись, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

-Ребята, поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь и им, для того чтобы с хорошим настроением начать урок русского языка.

- Пожелаем друг другу успехов в учении.

Мы умные, мы дружные,

Мы -внимательные, мы- старательные!

II Актуализация знаний.

Учитель:

-Открываем тетрадь и записываем число. Классная работа.

1.Словарная работа (дифференцированная)

-Начинаем урок со словарной работы.

-(карточка голубого цвета- задание облегченное, красная- сложная)

-Остальные записывают со мной.

- С красной строки, с заглавной буквы, через запятую записываем слова.

Ветер, холод, облако, морковь, Москва, сирень, тетрадь, болото, счастье, деревня, аптека, яблоня (дядя, дедушка)

Проверка.

Учитель.

-Проверяем внимательно с доски.

-Я открываю карточка 1

-Аккуратно зачеркните ошибки карандашом, если они есть.

-Все ли словарные слова вы записали? Почему? Что заметили?

(дядя и дедушка не словарные слова).

-Как вы думаете, а для чего они записаны?

-Запишите их в тетрадь.

(Самооценка детей) - карточка

-Ребята, что вы можете сказать об этих словах?

(Ответы детей)

2.Определение окончания и рода.

Учитель.

-Во всех словах выделите окончание и определите род.

-Работаем по цепочке.

Проверяем. Карточка 2)(окончание и род в окошечке).

Учитель.

-А на сколько групп можно разделить слова? (ответы детей).

Учитель.

-В зависимости от окончания и рода в начальной форме( в И.п.)

все существительные можно разделить на 3 группы, т.е. на 3склонения.

III.Сообщение темы урока. Постановка цели.

-Какую тему мы будем сегодня изучать на уроке?

( Карточка 3)-(Склонение имен существительных).

Целеполагание.

-Какую же цель вы поставите перед собой на этот урок?(определять склонение имен существительных,…).

(ответы детей).


IV. Изучение нового материала. (Поиск решения проблемной ситуации.)

Учитель.

Тему новую опять

Надо нам запоминать.

Что за три склонения?

На лицах удивление?!

К концу урока исчезнут все сомнения.

-Поможет вам …(карточка-«Тайны языка»,учебник стр.36)

1.Самостоятельное изучение новой темы. ( Решение проблемы.)

-А какое склонение у наших слов, вы сами скажете мне, открыв учебник на стр.36

- Самостоятельно изучите, какие существительные относятся к 1склонению, ко 2 и к 3(ответы детей сначала выслушивает учитель).

2.Распределение существительных по склонениям.

-Еще раз, на что необходимо обратить внимание? ( на окончание и род).

-По цепочке определяем склонение у наших слов.

( На доске)


1СКЛ.(Ж.Р.,М.Р.)-А,Я

2СКЛ.(М.Р. С.Р.-О,Е)

3СКЛ.(Ж.Р. с Ь знаком на конце)

Москва

ветер

морковь

деревня

холод

сирень

аптека

облако

тетрадь

яблоня

болото


дядя

счастье


дедушка



Вывод:

-Так какой вывод мы можем сделать?

-Попробуйте его сформулировать.


V.ФИЗМИНУТКА


VI.Первичное закрепление знаний.

1. Работа со словами

(слова на табличках врассыпную)

-Посмотрите на таблички и докажите, правильно ли расставлены слова по склонениям? (дружба, мысль, тетрадь, зима, радость, тетрадка, солнце).

(слова врассыпную).

Учитель.

-Запишите их в тетрадь.


-1 скл.

-2скл.

-3скл.

-А сейчас проверим (выходят по одному, расставляют по склонениям- род записан с обратной стороны).

Учитель.

Вывод:

-По каким признакам мы группируем существительные?

(Ответы детей: по роду и окончанию).

VII. Закрепление знаний и умений.

1. Работа по учебнику.( стр. 38)

Учитель:

-А сейчас что за задание мы будем с вами выполнять?

-Поможет вам…«Давай подумаем»

-Какие слова не выписали?

-Шампунь

-Объясните свой выбор.

-А поможет …(карточка- «Подсказка»).

-Существительное шампунь-м. р.

VIII. Физминутка (для глаз).

Учитель.

-Сколько же склонений у существительных?

2. Дифференцированная самостоятельная работа с проверкой.

-Возьмите карточки, прочитайте сначала задание, а потом выберете ту, с заданием которой вы справитесь лучше всех).

Задание

Определи тип склонения существительных. Стрелками укажи правильный ответ.


Земля 1склонение


Лень

2склонение

Овца


Дуб

3склонение

Дедушка


Мышь


Солнце


Вывод:

Задание

Определи тип склонения по его признакам.


М.р., нулевое окончание; ср.р., -о,-е- ____скл.

Ж.р., нулевое окончание с ь знаком на конце ________скл.

Ж.р., м.р.,-а,-я - _______скл.

Вывод:


Задание

Прочитайте предложение. Найдите имена существительные и запишите склонение.


И днем (____), и ночью (____) кот (____)ученый все ходит по цепи (____) кругом.



На сосне (____) веселый дятел(____) белке (____)домик (____)конопатил.



Вывод:


3.Проверка. На доске ).

(Самооценка детей) –карточка.

IX. Обобщение и систематизация знаний.

Учитель.

- Вспомните ту цель ,которую вы поставили вначале урока?

-Достигли ее?

- Зачем надо хорошо уметь определять склонение имен существительных?

(ответы детей).

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель.

-Оцените результаты своего труда на уроке.


- С каким настроением заканчиваем урок?

8. Рефлексия

* Кто чувствовал себя на уроке уверенно, комфортно (зелёный цветок)

* Кто чувствовал себя немножко неуверенно, была проблема на уроке, ошибался, но ошибки свои понял и исправил (синий цветок)

* У кого была тревога на уроке, затруднения при выполнении заданий (красный)



X. Информация о домашнем задании.

1.Правило выучить,стр.36-37

2. а) стр. 37, упр.1, упр.2( по желанию)

-Спасибо за урок!

Спасибо за старание.
Ведь главное – желание,
А навыки и знания
С годами к вам придут.
Прозвенел звонок с урока –
Поиграть пришла пора.
Что узнали на уроке,
Не забывайте никогда.





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!