Урок русского языка
Учитель: Рагулина Е.В.
Класс: 4Б
Тема урока: Обобщение знаний о типах склонения имён существительных.
Тип урока: интегрированный
Цель урока: закрепление определять склонение имён существительных.
Задачи:
— выработать последовательность действий при определении склонений имён существительных, применнять данные действия на практике, посредством выполнения различных упражнений;
— формировать у учащихся способность к рефлексии;
— развивать навыки безошибочного определения склонений имён существительных;
— отрабатывать систему контроля и самоконтроля в деятельности.
Формирование УУД:
Личностные:
— осознавать роль матери в жизни людей;
— понимать эмоции людей, выражать свои эмоции;
— уметь делать самооценку на основе наблюдений за собственной речью.
Метапредметные:
Регулятивные:
— самостоятельно формировать тему и цели урока;
— составлять план решения учебной проблемы;
— работать по плану;
— слушать и слышать других.
Познавательные:
— перерабатывать и преобразовать информацию из одной формы в другую;
— строить рассуждения;
— устанавливать причинно-следственные связи;
— договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.
Предметные:
— различать существительные 1,2,3 склонения;
— правильно писать безударные падежные окончания существительных единственного числа.
Оборудование: план урока, карточки, материал для изготовления открытки.
Ход урока.
1.Организационный момент. Слайд 1
-Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас.
Улыбнитесь друг другу, садитесь.
«Когда я слышу – я забываю,
Когда я вижу – я запоминаю,
Когда я делаю – я понимаю», - гласит китайская пословица.
- К чему же призывает нас эта мудрость?
(- Как можно больше выполнять работы на уроке)
Учитель:
Природа скинула наряды,
Стоят деревья без листвы,
Седые, плотные туманы,
К нам в этом месяце пришли!
-О каком месяце говориться в этом четверостишье?
- О ноябре
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
2.Актуализация знаний и самоопредиление к деятельности.
-Дети, в народе много примет о погоде в ноябре.
-Назовите какие вы знаете..
Приметы о погоде в ноябре
Какая погода в ноябре, такая и в апреле будет.
Ясная безоблачная погода в ноябре — признак скорого понижения температуры.
Продолжительные и сильные похолодания в ноябре - к суровой зиме.
Много снега в середине ноября – к ранней весне. (Слайд 2)
- В одном из классов детям было задание в данном предложении найти все имена существительные и определить склонение имён существительных.
Работа в парах
-Возьмите карточку №1
-Я предлагаю вам поработать в парах, проверить рассуждение одного ученика. Сделать вывод, допустил он ошибки или нет.
Карточка 1
Много снега (1-скл.) в середине (2 скл.) ноября ( 1 скл.) – к ранней весне (2 скл.).
В предложении 4 существительных: снега, середине, ноября, весне. В словах середине, весне окончание -е. Это существительные 2-го склонения. В слове снега окончание -а. Это существительное 1- склонения. В слове ноября окончание -а. Это существительное 1-го склонения.
-В чём заключается ошибка ученика?
( 1)не поставил в начальную форму
2) не определил род существительных , поэтому он допустил ошибку.
Дети сформулируйте алгоритм рассуждения при определении склонения имени существительного.
Чтобы определить склонение имени существительного, нужно: (читает ученик)
-Поставить существительное в начальную форму. (-Что такое начальная форма?)
- Определить род.
- Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.
- По роду и по окончанию определить склонение.
-Кто нашёл ошибки, прокомментируйте. (Комментируют по очереди)
3.Работа по теме урока
1)Определение темы и задач урока
-Да, часто многие дети допускают ошибки в определении склонения имён существительных.
-А можете ли вы предположить, чем мы будем сегодня заниматься на уроке, какие будем решать задачи.
-Закреплять знания и умения определять склонение имён существительных,
-будем упражняться определять склонение существительных в косвенных падежах,
-упражняться в правописании падежных окончаний имён существительных.
4.Работа по теме урока
-А сейчас, дети, давайте проверим, как вы научились склонение имён существительных.
-Возьмите карточку №2 (Игра «Верю, не верю)
-Ваша задача прочитать высказывание, если оно является верным ставите + в колонке с ответом ДА, а если не верно то ставите + в колонке с ответом НЕТ.
-Время выполнения задания 2 минуты
Карточка №2
| ДА | НЕТ |
прожить до старости (1-е скл.) | | |
учиться грамоте (1-скл.) | | |
растёт под осиной (1-е скл.) | | |
шапка на макушке (2-скл.) | | |
букет из сирени (3-е скл.) | | |
Самопровека по эталону
Карточка №2
| ДА | НЕТ |
прожить до старости (1-е скл.) | | + |
учиться грамоте (1-скл.) | + | |
растёт под осиной (1-е скл.) | + | |
шапка на макушке (2-скл.) | | + |
букет из сирени (3-е скл.) | + | |
Оценивание (по количеству правильно поставленных+)
5 + - 5
4 + - 4
3 + - 3 Менее 3+ -2
4.Закрепление изученного материала
1.Работа с текстом
- Дети, послушайте внимательно стихотворение Алисы Голд.
Последнюю фразу мы убрали, чтобы дать вам возможность самим поразмышлять над его окончанием.
- Вы должны определить тему и главную мысль стихотворения.
Мама ангел
Говорил нерожденный малыш:
-Я боюсь приходить в этот мир...
Столько здесь неприветливых, злых
Глаз колючих, усмешек чужих...
Я замерзну, я там заблужусь,
Я промокну под сильным дождем...
Ну к кому я тихонько прижмусь?
С кем оставшись, побуду вдвоем?...
Отвечал ему тихо Господь:
- Не печалься, малыш, не грусти...
Ангел добрый, он будет с тобой,
Пока будешь мужать и расти...
Будет он тебя нежить, качать,
Наклонясь, колыбельные петь.
Будет крепко к груди прижимать,
Будет крыльями бережно греть.
Первый зуб, первый шаг видеть твой.
И ладошкой слезинки стирать.
А в болезни, склонясь над тобой,
Жар губами со лба убирать...
И когда, начиная взрослеть,
Ты дорогу отыщешь твою,
Ангел будет вослед лишь смотреть,
Повторяя молитву свою...
- Как же Ангела имя? Скажи...
Как его мне средь тысяч узнать?
- Это вовсе не важно, малыш...
Мамой будешь ты Ангела звать.
-Какая главная мысль стихотворения?
( Мама - самый светлый, самый лучший и дорогой для каждого из нас человек, который подарил нам жизнь.)
-Как вы понимаете смысл слова «ангел – хранитель»?
-Как вы думаете, почему мы решили поговорить сегодня о маме?
-Да наш урок проходит накануне Всероссийского дня матери. В этом году эта дата выпала на 26 ноября.
-Дети, мама и мать это одно и тоже слово?
-Что общего у этих слов?
(это имена существительные ж.р., ед.ч., но это слова синонимы)
Работа со словарём С.И. Ожигова
МАТЬ- женщина по отношению к детям
самка по отношению к её детёнышам
обращение к пожилой женщине или к жене
Мама-то же, что и мать (обычно в обращении).
-Определите склонение данных имён существительных.
(мама 1-е скл, мать 3-е скл.)
-С какими словами ассоциируется у вас слово -мама!
(Ласка, доброта, сердце, забота, нежность, мир, тепло…)
5. Закрепление изученного материала
Работа в тетради
1)Работа с предложением.
-Ребята, вы же согласны, что
Доброе сердце матери научит ребёнка правильной дороге в жизни.
-Как вы понимаете смысл этого высказывания?
- Давайте запишем это предложение и определим склонение всех имён существительных.
(Работа у доски)
6.Физкультминутка
-Дети, а какой праздник без подарка.
-Мы подарок маме покупать не станем?
-Сделаем открытку своими руками?
Изготовление открытки
- Поздравительные открытки служат проводником самых светлых чувств – любви, уважения, признательности. Поэтому неудивительно, что многие пишут поздравление сами, вкладывая в них частичку своей души.
-Сейчас мы с вами попробуем составить поздравление .
2)Составление поздравления для открытки.
-Возьмите карточку №3
Работа по вариантам
( Задание :Надо составить красивое предложение)
1) День, веру, пусть, надежду, подарит, волшебство, матери
Пусть День матери подарит волшебство, надежду, веру!
2) нежности, добавит, любви, в сердце, доброты, без меры
В сердце нежности добавит, доброты, любви без меры.
-Ребята, давайте оформим наше поздравление в виде четверостишья.
Пусть день матери подарит
Волшебство, надежду, веру!
В сердце нежности добавит
Доброты, любви без меры.
-Определите склонение имён существительных.
2)Работа с текстом стихотворения Александра Сербалюка «Мама»
Карточка №3
-Какая главная мысль этого стихотворения?
(Мама для человека это всё в его жизни, это значит жизнь.)
Мама
Мама – это значит нежность,
Это ласка, доброта,
Мама – это безмятежность,
Это радость, красота!
Мама – это на ночь сказка,
Это утренний рассвет,
Мама – в трудный час подсказка,
Это мудрость и совет!
Мама – это зелень лета,
Это снег, осенний лист,
Мама – это лучик света,
Мама – это значит ЖИЗНЬ! (Александр Сербалюк)
3)Прослушивание отрывка из песни «Мама»
-Ребята, а сейчас я вам предлагаю выполнить интересное задание.
-Внимательно слушая песню, вы должны записать все имена существительные которые вы услышите в той форме в которой они звучат в песне.
-Давайте проверим, все имена существительные вы услышали.
(Мама, слово, в судьбе, жизнь, мир, ночью, дочка, сынок, под утро.)
-Определите склонение данных имён существительных.
(Взаимопроверка, поменяйтесь тетрадями)
7.Работа с картинами
-Не только писатели, поэты, композиторы посвящали свои работы мамам, но и художники.
Счастье и красота материнства во все века воспевались лучшими художниками: Рафаэлем, Леонардо да Винчи, Венециановым, Александром Деёнеки (работа с картинами).
Вопросы:
- Что объединяет все эти картины? Что общего в них, написанных разными художниками в разное время?
- Кого прославляют художники и за что? (прекрасных молодых матерей, их женственность и нежность, любовь к ребенку)
На свете не существует человека роднее и ближе матери. Ее любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности.
8. Работа с пословицами
-Очень много сложено в народе рассказов, песен, стихов, пословиц о маме, о материнской любви.
-Какие пословицы вы знаете?
-Я вам снова предлагаю поработать в паре, возьмите карточку №3
- Восстановите пословицы, соединяя подходящие по смыслу части из двух столбиков .
(Работа в паре)
Карточка №3
Нет такого дружка, | а ребёнок матери. |
При солнышке тепло, | у матери сердце. |
Материнская ласка | лучше солнца греет. |
Материнская молитва | конца не знает. |
Сердце матери | со дна моря достаёт. |
У сына болит пальчик | а при матери добро. |
Птица рада весне, | как родная матушка. |
9.Итог урока.
- Давайте вспомним, какие задачи ставились на уроке?
- Достиг ли наш урок желаемых результатов? (выслушиваю ответы детей )
- Ребята выскажите одним предложением, выбирая начало фразы.
Рефлексия
Сегодня я повторил…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Мне захотелось…
9. Д/З
-Очень много сложено рассказов, песен, стихов, пословиц о маме, о материнской любви.
1)Найти и записать пять пословиц о маме, определить склонение имён существительных.