СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка. Обобщение знаний о типах склонения имён существительных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепление умений определять склонение  имён существительных.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. Обобщение знаний о типах склонения имён существительных.»

Урок русского языка

Учитель: Рагулина Е.В.

Класс: 4Б

Тема урока: Обобщение знаний о типах склонения имён существительных.

Тип урока: интегрированный

Цель урока: закрепление определять склонение имён существительных.

Задачи:

— выработать последовательность действий при определении склонений имён существительных, применнять данные действия на практике, посредством выполнения различных упражнений;

— формировать у учащихся способность к рефлексии;

— развивать навыки безошибочного определения склонений имён существительных;

— отрабатывать систему контроля и самоконтроля в деятельности.

Формирование УУД:

Личностные:

— осознавать роль матери в жизни людей;

— понимать эмоции людей, выражать свои эмоции;

— уметь делать самооценку на основе наблюдений за собственной речью.

Метапредметные:

Регулятивные:

— самостоятельно формировать тему и цели урока;

— составлять план решения учебной проблемы;

— работать по плану;

— слушать и слышать других.


Познавательные:

— перерабатывать и преобразовать информацию из одной формы в другую;

— строить рассуждения;

— устанавливать причинно-следственные связи;

— договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.


Предметные:

— различать существительные 1,2,3 склонения;

— правильно писать безударные падежные окончания существительных единственного числа.

Оборудование: план урока, карточки, материал для изготовления открытки.









Ход урока.

1.Организационный момент. Слайд 1

-Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас.

Улыбнитесь друг другу, садитесь.



«Когда я слышу – я забываю,

Когда я вижу – я запоминаю,

Когда я делаю – я понимаю», - гласит китайская пословица.

- К чему же призывает нас эта мудрость?

(- Как можно больше выполнять работы на уроке)

Учитель:

Природа скинула наряды,

Стоят деревья без листвы,

Седые, плотные туманы,

К нам в этом месяце пришли!



-О каком месяце говориться в этом четверостишье?

- О ноябре

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2.Актуализация знаний и самоопредиление к деятельности.

-Дети, в народе много примет о погоде в ноябре.

-Назовите какие вы знаете..

Приметы о погоде в ноябре

Какая погода в ноябре, такая и в апреле будет.

Ясная безоблачная погода в ноябре — признак скорого понижения температуры.

Продолжительные и сильные похолодания в ноябре - к суровой зиме.

Много снега в середине ноября – к ранней весне. (Слайд 2)

- В одном из классов детям было задание в данном предложении найти все имена существительные и определить склонение имён существительных.

Работа в парах

-Возьмите карточку №1

-Я предлагаю вам поработать в парах, проверить рассуждение одного ученика. Сделать вывод, допустил он ошибки или нет.

Карточка 1

Много снега (1-скл.) в середине (2 скл.) ноября ( 1 скл.) – к ранней весне (2 скл.).

В предложении 4 существительных: снега, середине, ноября, весне. В словах середине, весне окончание -е. Это существительные 2-го склонения. В слове снега окончание -а. Это существительное 1- склонения. В слове ноября окончание -а. Это существительное 1-го склонения.

-В чём заключается ошибка ученика?

( 1)не поставил в начальную форму

2) не определил род существительных , поэтому он допустил ошибку.

Дети сформулируйте алгоритм рассуждения при определении склонения имени существительного.

Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:  (читает ученик)

-Поставить существительное в начальную форму. (-Что такое начальная форма?)

- Определить род.

- Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.

- По роду и по окончанию определить склонение.


-Кто нашёл ошибки, прокомментируйте. (Комментируют по очереди)









3.Работа по теме урока

1)Определение темы и задач урока

-Да, часто многие дети допускают ошибки в определении склонения имён существительных.

-А можете ли вы предположить, чем мы будем сегодня заниматься на уроке, какие будем решать задачи.


-Закреплять знания и умения определять склонение имён существительных,

-будем упражняться определять склонение существительных в косвенных падежах,

-упражняться в правописании падежных окончаний имён существительных.



4.Работа по теме урока

-А сейчас, дети, давайте проверим, как вы научились склонение имён существительных.

-Возьмите карточку №2 (Игра «Верю, не верю)

-Ваша задача прочитать высказывание, если оно является верным ставите + в колонке с ответом ДА, а если не верно то ставите + в колонке с ответом НЕТ.

-Время выполнения задания 2 минуты

Карточка №2


ДА

НЕТ

прожить до старости (1-е скл.)



учиться грамоте (1-скл.)



растёт под осиной (1-е скл.)



шапка на макушке (2-скл.)



букет из сирени (3-е скл.)



Самопровека по эталону

Карточка №2


ДА

НЕТ

прожить до старости (1-е скл.)


+

учиться грамоте (1-скл.)

+


растёт под осиной (1-е скл.)

+


шапка на макушке (2-скл.)


+

букет из сирени (3-е скл.)

+


Оценивание (по количеству правильно поставленных+)

5 + - 5

4 + - 4

3 + - 3 Менее 3+ -2

4.Закрепление изученного материала

1.Работа с текстом

- Дети, послушайте внимательно стихотворение Алисы Голд.

Последнюю фразу мы убрали, чтобы дать вам возможность самим поразмышлять над его окончанием.

- Вы должны определить тему и главную мысль стихотворения.

Мама ангел

Говорил нерожденный малыш:
-Я боюсь приходить в этот мир...
Столько здесь неприветливых, злых
Глаз колючих, усмешек чужих...

Я замерзну, я там заблужусь,
Я промокну под сильным дождем...
Ну к кому я тихонько прижмусь?
С кем оставшись, побуду вдвоем?...

Отвечал ему тихо Господь:
- Не печалься, малыш, не грусти...
Ангел добрый, он будет с тобой,
Пока будешь мужать и расти...

Будет он тебя нежить, качать,
Наклонясь, колыбельные петь.
Будет крепко к груди прижимать,
Будет крыльями бережно греть.

Первый зуб, первый шаг видеть твой.
И ладошкой слезинки стирать.
А в болезни, склонясь над тобой,
Жар губами со лба убирать...

И когда, начиная взрослеть,
Ты дорогу отыщешь твою,
Ангел будет вослед лишь смотреть,
Повторяя молитву свою...

- Как же Ангела имя? Скажи...
Как его мне средь тысяч узнать?
- Это вовсе не важно, малыш...
Мамой будешь ты Ангела звать.

-Какая главная мысль стихотворения?

Мама - самый светлый, самый лучший и дорогой для каждого из нас человек, который подарил нам жизнь.)

-Как вы понимаете смысл слова «ангел – хранитель»?

-Как вы думаете, почему мы решили поговорить сегодня о маме?

-Да наш урок проходит накануне Всероссийского дня матери. В этом году эта дата выпала на 26 ноября.

-Дети, мама и мать это одно и тоже слово?

-Что общего у этих слов?

(это имена существительные ж.р., ед.ч., но это слова синонимы)

Работа со словарём С.И. Ожигова

МАТЬ женщина по отношению к детям

самка по отношению к её детёнышам

обращение к пожилой женщине или к жене

Мама-то же, что и мать (обычно в обращении).


-Определите склонение данных имён существительных.

(мама 1-е скл, мать 3-е скл.)

-С какими словами ассоциируется у вас слово -мама!

(Ласка, доброта, сердце, забота, нежность, мир, тепло…)

5. Закрепление изученного материала

Работа в тетради

1)Работа с предложением.

-Ребята, вы же согласны, что

Доброе сердце матери научит ребёнка правильной дороге в жизни.

-Как вы понимаете смысл этого высказывания?

- Давайте запишем это предложение и определим склонение всех имён существительных.

(Работа у доски)



6.Физкультминутка

-Дети, а какой праздник без подарка.

-Мы подарок маме покупать не станем?

-Сделаем открытку своими руками?

Изготовление открытки



- Поздравительные открытки служат проводником самых светлых чувств – любви, уважения, признательности. Поэтому неудивительно, что многие пишут поздравление сами, вкладывая в них частичку своей души.

-Сейчас мы с вами попробуем составить поздравление .

2)Составление поздравления для открытки.

-Возьмите карточку №3

Работа по вариантам

( Задание :Надо составить красивое предложение)



1) День, веру, пусть, надежду, подарит, волшебство, матери



Пусть День матери подарит волшебство, надежду, веру!





2) нежности, добавит, любви, в сердце, доброты, без меры



В сердце нежности добавит, доброты, любви без меры.



-Ребята, давайте оформим наше поздравление в виде четверостишья.

Пусть день матери подарит

Волшебство, надежду, веру!

В сердце нежности добавит

Доброты, любви без меры.

-Определите склонение имён существительных.

2)Работа с текстом стихотворения Александра Сербалюка «Мама»

Карточка №3

-Какая главная мысль этого стихотворения?

(Мама для человека это всё в его жизни, это значит жизнь.)

Мама

Мама – это значит нежность,

Это ласка, доброта,

Мама – это безмятежность,

Это радость, красота!

Мама – это на ночь сказка,

Это утренний рассвет,

Мама – в трудный час подсказка,

Это мудрость и совет!

Мама – это зелень лета,

Это снег, осенний лист,

Мама – это лучик света,

Мама – это значит ЖИЗНЬ! (Александр Сербалюк)



3)Прослушивание отрывка из песни «Мама»

-Ребята, а сейчас я вам предлагаю выполнить интересное задание.

-Внимательно слушая песню, вы должны записать все имена существительные которые вы услышите в той форме в которой они звучат в песне.

-Давайте проверим, все имена существительные вы услышали.

(Мама, слово, в судьбе, жизнь, мир, ночью, дочка, сынок, под утро.)

-Определите склонение данных имён существительных.

(Взаимопроверка, поменяйтесь тетрадями)

7.Работа с картинами

-Не только писатели, поэты, композиторы посвящали свои работы мамам, но и художники.

Счастье и красота  материнства во все века воспевались лучшими художниками: Рафаэлем, Леонардо да Винчи, Венециановым, Александром Деёнеки (работа с картинами). 

 Вопросы:

- Что объединяет все эти картины? Что общего в них, написанных разными художниками в разное время?

- Кого прославляют художники и за что? (прекрасных молодых матерей, их женственность и нежность, любовь к ребенку)  

На свете не существует человека роднее и ближе матери. Ее любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности.


8. Работа с пословицами

-Очень много сложено в народе рассказов, песен, стихов, пословиц о маме, о материнской любви.

-Какие пословицы вы знаете?

-Я вам снова предлагаю поработать в паре, возьмите карточку №3

Восстановите пословицы, соединяя подходящие по смыслу части из двух столбиков .

(Работа в паре)

 Карточка №3

Нет такого дружка,

а ребёнок матери.

При солнышке тепло,

у матери сердце.

Материнская ласка

лучше солнца греет.

Материнская молитва

конца не знает.

Сердце матери

со дна моря достаёт.

У сына болит пальчик

а при матери добро.

Птица рада весне,

как родная матушка.



9.Итог урока.  

- Давайте вспомним, какие задачи ставились на уроке?

- Достиг ли наш урок желаемых результатов? (выслушиваю ответы детей )

- Ребята выскажите одним предложением, выбирая начало фразы.

Рефлексия


Сегодня я повторил…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Мне захотелось…


9. Д/З

-Очень много сложено рассказов, песен, стихов, пословиц о маме, о материнской любви.

1)Найти и записать пять пословиц о маме, определить склонение имён существительных.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!