СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Особенности пополнения лексики русского языка в современной речевой ситуации"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Особенности пополнения лексики русского языка в современной речевой ситуации"»

Особенности пополнения лексики русского языка

в современной речевой ситуации

6 класс

Урок-обобщения и систематизации знаний


Цели: сформировать представление об основных источниках пополнения лексического состава русского языка в современной речевой ситуации, познакомить с актуальными глоссариями русского языка, актуализировать знания учащихся о словотворчестве, включить в стихийную языковую игру.


Методы: работа со словарями, в том числе в цифровом формате.


Дидактический материал: Толковый словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, Толковый словарь Д.Н. Ушакова, «Словарь русского языка коронавирусной эпохи», сост. Е.С. Громенко, А.Ю. Кожевников, Н.В. Козловская, Н.А. Козулина, С.Д. В.М. Мокиенко, А.С. Павлова, М.Н. Приемышева, Ю.С. Ридецкая Е.С. Громенко, А.С. Павлова, М.Н. Приемышева (отв. ред.), Ю.С. Петербург: Институт лингвистических исследований РАН, 2021, интернет-ресурсы словари.ру, академик.ру.


Слово учителя: Приветствую вас, дорогие друзья! Начнем нашу встречу с разминки «Попробуй угадай». Речь пойдет о конкурсе «Слово года» в России. Эту акцию группа ученых проводит в нашей стране с 2007 года. В Европе подобные итоги подводят во многих странах аж с 1971 года. Для чего это делают? Конкурс позволяет дать самый краткий и точный анализ ушедшему году всего в одном слове - самым частотном в нашей речи, в котором отразились самые значимые события в обществе. Ваша версия слова года в России в 2021 году? (Ответы учащихся).

Слово учителя: На самом деле, «Словом года»-2021 в нашей стране стало «вакцина». Кстати, в Великобритании подобную акцию проводит коллектив издателей Оксфордского словаря. По их подсчетам, слово года в Объединенном королевстве также оказалось vax - «вакцина».

Действительно, в последние три года в нашу жизнь, в период пандемии новой коронавирусной инфекции, вошли много новых слов - локдаун, антиваксер, и так далее. Мы употребляем их ежедневно и порой не задумываемся - а откуда они взялись? Какого они происхождения? Почему чужие слова так хорошо «прижились» на русскоязычной почве? Итак, сегодня на уроке мы поговорим о том, как пополняется наш язык в современности.


Вы уже знаете, что любые важные процессы в обществе мгновенно порождают изменения в языке. Например, так происходит во время революций, войн, в эпоху реформ: отголоски этих событий остаются в нашей речи много десятилетий спустя. Но даже в течение небольшого временного периода мы можем почувствовать, как язык меняется буквально на наших глазах. Вы лично стали свидетелями мировой эпидемии КОВИД-19 в период с ноября 2019 года и по сей день. Поэтому лексический пласт, на примере которого мы будем рассматривать сегодняшнюю тему, вам очень хорошо знаком!


Петербургские ученые-лексикографы из Российской академии наук составили целый «Словарь русского языка коронавирусной эпохи». Как вы думаете, сколько слов вошло в него? (Ответы учащихся) Представьте себе, в активном словаре россиян в период пандемии коронавируса появилось около 3,5 тысяч слов! Толкование многих из них не найти в иных словарях, кроме этого труда.


Итак, первый источник обогащения лексики любого языка - заимствования. Блиц-опрос на повторение: почему заимствуются слова? Каких заимствований лучше избегать в речи? По-вашему, из какого языка сегодня заимствуется большинство новых слов? (Ответы учащихся) Ну, конечно, из английского! И прежде всего, это медицинские термины. Откроем словарь. Например: КОРОНАВИ́РУС, а, м. 1. Вирус, штамм коронавируса SARS CoV-2, вызывающий инфекцию COVID-19. 2. Разг. Инфекционное респираторное заболевание (COVID-19), вызванное коронавирусом SARS CoV-2.


Но в теории все просто, на деле немного сложнее. Снова работаем со «Словарем коронавирусной эпохи». БРИТАНЕЦ, а, м. Разг. О новом штамме коронавируса SARS-CoV-2, впервые выявленном в Великобритании. Для сравнения заглянем в словарь С.Ю. Ожегова: британцы — БРИТАНЦЫ, ев, ед. нец, нца, м. Население Великобритании. | ж. британка, и. | прил. британский, ая, ое.


То же самое - со словом «балконный»: БАЛКОННЫЙ, ая, ое. Происходящий, осуществляемый на балконах в период строгого карантина (о пении, домашних концертах и т.п.). Ребята, можно и не сверяться со словарем, чтобы утверждать, что слова «британец» и «балкон» (непроизводная основа слова балконный) заимствованы не вчера и даже не в ХХ веке. Так что же произошло со словами? (Ответы учащихся) В новых условиях у слов появилось новое значение, и лексический «багаж» русского языка пополнился еще несколькими единицами.


А как быть с пресловутой «вакциной» - разве это совершенно новое слово, что в 2021 году оно стало самым частотным ? (Ответы учащихся). Конечно, нет. Разобраться в этом нам помогут словари (по мере необходимости пользуемся интернет-словарями на ресурсах академик.ру, словари.ру, грамота.ру)


В толковом словаре Д.Н. Ушакова находим ссылку на источник заимствования - латинский язык: от лат. vaccinus (коровий) (впервые медики применили этот метод против коровьей оспы у скота). В толковом словаре С.И.Ожегова: ВАКЦИНА, -ы,ж. (спец.) Препарат из микроорганизмов или продуктов их жизнедеятельности, применяемый для предохранительных или лечебных прививок против инфекционных болезней. Обратите внимание на пометы к слову. Вспоминаем, что такое помета в словарной статье? (Ответы учащихся) Итак, пометы помогут понять нам характер бытования слова «вакцина» в речи. У Ожегова помета - спец., то есть «специальное» - термин из области медицины. То же самое - в словаре Ушакова толкование сопровождается пометой бактер. мед., то есть «бактериологическое», «медицинское». То есть раньше «вакцина» было необщеупотребительным словом, его можно было услышать только в речи медиков. В пандемию ковида «вакцина» оказалась у всех на устах, а в минувшем году стала самым частотным, в связи со всеобщей вакцинацией против коронавируса! То есть произошло «второе рождение» слова в новом качестве - как общеупотребительного.


Далее, следующий путь пополнения словарного запаса языка - когда слова образуются из собственного языкового материала, причем, даже на базе иноязычных заимствований.


Задание: кто быстрее найдет и запишет самое большое количество однокоренных слов с корнем КОВИД? Вы знакомы с основными способами словообразования, но не со всеми. Само слово COVID - аббревиатура, то есть сокращение до первых начальных букв нескольких слов (в русском языке - РФ, МВД, ФСБ). Если возникли трудности, обращаемся к словарям(Работа учащихся) Давайте обобщим ваши ответы. Какие морфемы помогли создать данные слова? (Аналитическая работа с примерными ответами):


  1. Антиковид, перековидить - к непроизводной основе присоединяется приставка: приставочный способ

  2. Ковидный, ковидальня - используется суффикс: суффиксальный способ

  3. Антиковидник, доковидный. заковидить, отковидиться - работают и приставка, и суффикс: приставочно-суффиксальный способ

  4. Ковидолог, ковидовоз, ковид-анализ, ковид-больной, ковид-бригада, ковид-госпиталь, ковид-сертификат, ковид-паспорт, ковид-положительный, ковид-отрицательный - соединяются основы слов, или части слов с целыми словами, или целые слова: сложение.


Ребята, по-вашему, какой способ самый продуктивный? Конечно, сложение! А, как вы думаете, почему? Подсказка: учитываем происхождение слова! (Ответы учащихся). Вывод - с иноязычными корнями не всегда можно создать слово по привычной словообразовательной модели, поэтому используется способ сложения, который вообще не характерен для русского языка и появился только в ХХ веке. Как, кстати, и аббревитура! Потому что исконно русские слова из чисто русских основ образуются с помощью морфем - такова языковая природа нашего «великого и могучего».


А теперь творческое задание. В «Словаре коронавирусной эпохи». есть такие слова, как

КОВИД-НЕОЛОГИЗМ, а, м. Слово, возникшее в период пандемии коронавирусной инфекции и обозначающее связанное с ней понятие или явление;


КОРОНАСЛЕ́НГ, а, м. О новых словах, возникших в связи с пандемией коронавирусной инфекции.


Действительно, каждый из нас - носителей языка - одновременно его творец. Особенность авторских неологизмов - в юмористическом подтексте. Перед вами несколько таких коронасловечек. Попробуйте себя в роли лексикографов: ваша задача - истолковать неологизм по образцу статьи в толковом словаре: вирусмажорный, вируспруденция, зумерничать, инфейкция, карантикулы, ковидимо-нековидимо, обеззуметь, уханька. При необходимости обращайтесь к словарю!

(Ответы учащихся)


Подводим итоги урока: итак, почему за такой сравнительно небольшой период - с ноября 2019 года по сей день - в язык вошло столько лексем? Как ведут себя заимствования в нашем языке? Из какой области науки вошло больше всего слов? Как вы думаете, такое количество неологизмов в языке - это на благо языка или они засоряют, портят язык? В итоге, у каких слов долгосрочная перспектива в русском языке, а какие скоро уйдут в пассивный запас или вовсе забудутся, устареют?


Домашнее задание: составить и занести в тетрадь личный словарик новых заимствованных слов, которые вы впервые узнали в течение последнего года, найти их значение в толковых словарях (на менее 30 слов).

































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!