СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка, ПНШ, 2 класс по теме "Разделительный мягкий знак"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок изучения нового материала  и первичного закрепления.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка, ПНШ, 2 класс по теме "Разделительный мягкий знак"»

Урок русского языка по теме: «Разделительный мягкий знак »


Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Цель урока: Сформировать у учащихся представление об употреблении разделительного мягкого знака и навыка правописания слов с разделительным мягким знаком.

Задачи урока:

1.Узнать, когда пишется разделительный ь?

2.Научиться без ошибок писать слова с разделительным ь.

Планируемые результаты обучения:

Личностные результаты: развитие мотива учебной деятельности, самостоятельности, логического мышления, доброжелательности

Метапредметные результаты: определение общей цели и пути её достижения, формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений; развитие познавательной инициативы

Предметные результаты: умение сравнивать, делать выводы

Методы обучения: частично - поисковый, элементы проблемного метода

Формы организации: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная

Средства обучения:



1.Учебник: Н. А. Чуракова «Русский язык 2 класс»

2.Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельной работы

3.Карточки для самостоятельной работы

4.Презентация

Ход урока.

I. Организационный этап.
Цель: мотивировать к учебной деятельности
Прозвенел для нас звонок -
Начинается урок.
Психологический настрой.

  • Мы друг к другу повернёмся и друг другу улыбнёмся!

  • Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы подарим друг другу здоровье, радость, хорошее настроение.

Девиз нашего урока: «Новое знание открываем сами!»  (слайд 1)

Значит, кем мы будем сегодня на уроке? (исследователями)

Кто хочет стать настоящими исследователями и самим открыть новые знания? Тогда настоящие исследователи отправляются в путь.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.


- Чтобы определить тему урока, отгадайте загадку (слайд 2)

Что за буква, кто узнает?

Звука не обозначает,

Может только показать

Как согласную читать. ( мягкий знак)

  1. Создание проблемной ситуации. (фронтальный опрос).

- Сравните предложения: Птицы совершают полёт. Скоро пол…ёт дождь.

(слайд 3)

- Смысл какого предложения вам не понятен?(второго) Предположите, что необходимо сделать, чтобы смысл прочитанного предложения стал ясен. (если дают правильное предположение – на уроке мы должны проверить верно ли ваше предположение; если затрудняются ответить – нам необходимо в ходе уроке ответить на данный вопрос)

- Откройте учебник на стр.134 и назовите тему урока.

Тема: Разделительный ь.(слайд 4)

– попробуйте сформулировать задачи урока

1.Узнать, когда пишется разделительный ь?

2.Научиться без ошибок писать слова с разделительным ь.

- Вернёмся к нашим предложениям, что нужно поставить на месте пропуска.

Слайд 5

- Назовём по порядку звуки в выделенных словах. (в слове ПОЛЁТ мы слышим звуки [п а л’о т ], а в слове ПОЛЬЁТ [п а л’ й’ о т ]). Прочитайте слово без ь. Что произошло? (буквы слились, слово потеряло смысл)

– Предположите, какая роль у ь знака в этих словах? (Разделяет буквы гласных и буквы согласных) .

- А ещё какую работу может выполнять мягкий знак? (ь – показатель мягкости)

- Сегодня на уроке мы, в ходе совместной работы, должны научиться распознавать разную работу мягкого знака. Покажите, что вы готовы к работе.


III. Формирование новых знаний

  1. Работа по учебнику

- учебник – 3, стр. 105 Плакат Летучей Мыши. Поработаем над словами солю и солью. ( вопросы в соответствии с заданиями данной страницы).

- продолжение высказывания и составление схемы на доске

После согласных - Разделительный ь знак - Перед гласными е, ё, ю, я, и.

Это важное открытие, оно поможет вам в дальнейшей работе.

Чтобы быстрее запомнить правило выучим стихотворение:

Слева от меня - согласный,

Справа - е,ё,и,ю,я,

Чтобы не было слиянья,

Разделите их, друзья!

  1. Чистописание

Понаблюдаем за буквосочетаниями: нь, нье, ль, льи, бь, бьи,вь, вья.

Какую работу выполняет Ь в буквосочетаниях нь, мь, бь, вь. ( Ь – показатель мягкости)

Пропишите эти буквосочетания. Найдите в ОБРАТНОМ СЛОВАРЕ слова с данными буквосочетаниями и запишите по одному слову на каждое сочетание букв.

Какую роль выполняет Ь в сочетаниях нье, льи, бьи, вья? (Ь –разделительный) Пропишите эти сочетания и придумайте слова с ними.(варенье, ульи, воробьи, деревья).

Делаем вывод: какую работу может выполнять Ь? (слайд 6)

IV. Физкультминутка Игра «Будьте внимательны» (слайд 7)

Встали около парт, если слышим, что в слове надо вставлять разделительный Ь, то мы приседаем. А если мягкий знак – показатель мягкости, то хлопаем в ладоши 2 раза.

Листья(1), семья(1), деньки, прутья(1), камень, стулья(1), метель, вьюга(1), пень, счастье(1), олень, пальто, веселье (1).

- Молодцы, вы были внимательны .


V. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- А сейчас настало время применить полученные знания при выполнении различных заданий.

Задание 1 (работа в парах - карточка) Распределите слова на две группы.

Проверяем: (слайд 8)

Варенье пальцы

Ружьё рельсы

Вьюга мальчик

Братья коньки

Ручьи пеньки

Задание 2 К нам на урок пришёл герой сказки Алексея Толстого «Золотой ключик» очень грустный влюбленный, актер театра. Догадайтесь, кто это? (Пьеро).(слайд 9)

Костюм у Пьеро чёрно-белый. Он предлагает подобрать к словам антонимы, т.е. слова с противоположным значением. Проверяем. ( работа-безделье, свет-тьма, болезнь – здоровье; скука – веселье, враги-друзья, вред-польза). (слайд 10)

Выпишите две пары слов, одно слово в которых с разделительным Ь.

Задание 3 Работа в тетради на печатной основе – стр 51 упр.67 в соответствии с заданиями.


VI. Рефлексия урока ( слайд 10)

– Представьте, что я корреспондент познавательного журнала. Прошу вас ответить на мои вопросы:

О какой орфограмме мы сегодня говорили? Какое новое знание открыли?

Где же пишется разделительный Ь?

  • Что больше всего понравилось на уроке?

  • Чьим успехам смогли порадоваться?

  • За что можете себя похвалить?

  • Что было самым трудным?

– Я считаю, что вы справились со всеми заданиями.

А что помогало вам в работе?

– А теперь вернемся к задачам, которые мы поставили в начале урока.

Оцените свои достижения при помощи «светофора»

«красный» - Стоп! Вперёд нельзя! Повторять усядусь я!

«жёлтый» - Здесь – внимание, друзья! Сомневаюсь ещё я!

«зелёный» - А теперь вперёд, друзья! В знаниях уверен я!

VII. Домашнее задание – карточки с заданием.

Замени одним словом с разделительным мягким знаком.

  1. Ягоды, сваренные в сахаре – варенье

  2. То, без чего птица не улетит – крылья

  3. Мама, папа, дети – семья

  4. Снежная буря - вьюга

  5. Они образуют лес - деревья

  6. Близкие приятели - друзья

Спасибо за работу! (слайд 11)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!