Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки учёта характера сделанных ошибок (самооценка); высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.
Личностные результаты: способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
№ | Этап | Средства, задания, методы, приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Актуализация знаний Ситуация успеха. | Прием толстые – тонкие вопросы. На доске схема проверки окончаний по закону русского письма. Задание на карточках. Вставьте пропущенную букву Бега___м (1) пиш ___шь (1) смотр___те (2) хвал___те (2) рису___м (2) кос___м (2) чист___т(2) сажа___т (1) полива___шь (1) звон___те (2) | - Добрый день, ребята. - Сегодня на уроке мы продолжаем путешествие по стране Слов русского языка. Будем учиться думать, рассуждать, запоминать. Желаю Вам творческих удач! Какую учебную задачу мы решаем сейчас на уроках русского языка? Какую работу выполняют окончания? Вспомним грамматические значения глаголов. Как изменяются глаголы? Какие два набора личных окончаний вы знаете? Как это знание помогает нам проверять безударные окончания глаголов? Отлично. вы сможете, используя эти знания, проверить орфограммы с ловах? Проверка по эталону Бегаем (1) пишешь (1) смотрите (2) хвалите (2) рисуем (2) косим (2) чистит (2) сажает (1) поливаешь (1) звоните (2) Чему мы научились? Молодцы. | Дети приветствуют учителя. Усаживаются за парты. Учимся проверять слабые позиции в окончании глаголов Окончания выражают грамматические значения. Глаголы изменяются по родам, лицам и числам. Есть два набора личных окончаний – I и II спряжение В глаголах первого спряжении мы пишем букву Е, в глаголах второго спряжении мы пишем букву И. Да, сможем. В ходе индивидуальной работы учащиеся демонстрируют умение вставлять безударные гласные в личных окончаниях глаголов Самооценка по эталону. Мы умеем вставлять пропущенные буквы в окончаниях глаголов. |
| Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. | Прием толстые – тонкие вопросы. На доске записано предложение: Саша в наш…м магазин… увид…т книгу, полиста…т, рассмотр…т картинк… | У.: Запишите предложение без пропусков. Во всех ли словах у нас получилось проверить окончание и заполнить пропуски? -Назовите эти слова. -Как называются такие слова? У.: Но ведь вы только что вставляли пропущенные буквы и показали, что у вас это получается. Почему теперь не получается? | Отвечают на вопросы учителя. -Золотого, молодого, голубого, стола, цветка. - Слова признаки. (Прилагательные) - Слова предметы. (Существительное) - Пропущена буква в окончании глагола, Но мы не знаем 1 или 2 спряжение. Д.: Мы не можем выполнить это задание. Д.: Здесь совсем другая ситуация, здесь звук в слабой позиции, а спряжение не указано. Цифры рядом с глаголами указывают на их спряжение. Мы знаем, если глагол 1 спряжения пиши букву Е, 2 спряжения - И. |
| Этап выявления места и причины затруднения. | Проблемный метод | У.: С какой проблемой столкнулись? Зафиксируем проблему на доске: I спр . ? II спр. | Д.: Мы не умеют самостоятельно определять спряжение глаголов. |
| Этап построения проекта выхода из затруднения. Формулировка учебной задачи. | | - Какую учебную задачу сегодня мы можем поставить? | Нам нужно найти способ, как определять спряжение глаголов. |
| Этап реализации построенного проекта. Выдвижение гипотезы. | Наблюдение за явлением в языке Поисковый метод | - Хорошо. Начнем наше исследование с наблюдения над личными окончаниями глагола. Чтобы провести наблюдение проспрягаем глаголы: Я Рисую Мы Рису…м Ты Рису…шь Вы Рису…те Он Рису…т Они Рисуют Я Ловлю Мы Лов…м Ты Лов…шь Вы Лов…те Он Лов…т Они ловят - Проведите наблюдение, сравните два набора. - что замечаете, нет ли здесь подсказки для нас? - как отличить 1 спряжение от 2 спряжения? | Учащиеся выдвигает гипотезу: если орфограммы в личных окончаниях глаголов, то, может, в них и надо искать секрет проверки? Ученики в тетради, один у доски. Отвечают на вопросы. |
| Решение учебной задачи | Мини-исследование | Каким образом это поможет нам? Учитель возвращает к слову, в котором не смогли проверить слабую позицию. …….. У.: Как будем действовать дальше? Определите порядок наших действий, для этого порабоатем в группе. Работа в группе | Дети должны увидеть сами, что в 3 лице множественного числа есть отличие. Эта форма и поможет нам определять спряжение. Дети должны составить план действий Примерно: Поставь слово в 3 лицо мн число и посмотри на его окончание. Если ут-ют – это 1 спряжение Если ат-ят – это 2 спряжение |
| Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Ситуация успеха. | | У.: Предлагаю представителям от групп объяснить, какой способ вы нашли. (Результаты совместной деятельности вывешиваются на доску.) Что у вас получилось? | Алгоритм, как определять самим спряжение. -Делают вывод. |
| Этап закрепления изученного способа. | | Сможете ли вы теперь без цифры в скобках сами определять спряжение? КАК? Отлично. Проверим, работает ли наш способ, на практике. | Дети еще раз рассказывают, как это сделать самим. Дети фиксируют открытие на модели |
| Этап включения в систему знаний и повторения. | | Проверка окончаний глаголов: встреча.. шь – встречаЮТ – 1 спр., пишу Е закопа..шь окружа..шь пада..шь рассуд..шь перестав..шь готов..шь сажа..шь погруз..шь | |
| физминутка | | Мы все вместе улыбнемся, Подмигнем слегка друг другу, Вправо, влево повернемся ( повороты влево- вправо) И кивнем затем по кругу. (наклоны влево-вправо) Все идеи победили, Вверх взметнулись наши руки. ( поднимают руки вверх- вниз) Груз забот с себя стряхнули И продолжим путь науки | |
| Этап закрепления изученного | ЦОР, дидактический материал | Использование тренажера в электронных тетрадях либо решение карточек. На выбор детям | Дети выбирают форму работы (индивидуально, в парах, с наставником) и задание (карточка, упражнение в учебнике и ли тренажёр) |
| Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Сегодня я узнал… -Было интересно …. -Было трудно… - Я понял, что… -Теперь я могу… - Своей работой на уроке я… -Материал урока мне был… | - С какой проблемой столкнулись на уроке? - Что нам удалось узнать? - Ответили ли мы на вопрос? 3. Подведём итоги урока, используя приём «Незаконченные предложения» | Дети отвечают на вопросы |